Ремонт Дизайн Мебель

Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций. Как проходит аттестация воспитателей Новое положение об аттестации учителей

Новая модель аттестации, которая сейчас проходит апробацию, включает в себя:

Независимую оценку квалификации педагога на основе использования ЕФОМ (единых федеральных оценочных материалов) – от 0 до 60 баллов;

Анализ контекстуализированных условий профессиональной деятельности (справка работодателя) – от 0 до 10 баллов;

Анализ образовательных результатов деятельности учителя – от 0 до 25 баллов;

Учет мнения выпускников общеобразовательных организаций – от 0 до 5 баллов.

ЕФОМ (единые федеральные оценочные материалы) включают в себя:

1. Предметные компетенции (выполнение диагностической работы по предмету).

2. Методические компетенции.

3. Психолого-педагогические компетенции (оценка индивидуализации обучения, оценка формирования универсальных учебных действий обучающихся).

4. Коммуникативные компетенции (оценка воспитательных аспектов педагогической деятельности, оценка создания мотивирующей образовательной среды).

Компетенция понимается как способность совершения профессиональных действий (в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога) на основе профессиональных знаний, умений и профессиональных суждений.

Для оценки сформированности психолого-педагогической и коммуникативных компетенций на уровне действий проводится анализ образца профессиональной деятельности учителя, который включает в себя:

План (конспект) урока,

Видеоурок с указанными в нем видеофрагментами, иллюстрирующими проверяемые компетенции,

Образцы самостоятельной работы обучающегося (с оцениванием этих работ учителем),

Рефлексивный самоотчет.

Сформированность компетенции в части профессиональных знаний и суждений проверяется в решении кейсов (педагогических задач и ситуаций), направленных на оценку профессионального мышления педагогов.

Предусмотрены четыре ступени уровня квалификации учителя, в которых будут меняться лишь уровни сложности заданий:

  1. «Вход в профессию» (профессиональный экзамен) – обязательная аттестация. Для лиц, претендующих на занятие должности учителя из числа выпускников профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, лиц, имеющих среднее профессиональное образование или высшее образование, не имеющих стажа работы в должности учителя, а также не имеющих стажа работы в должности учителя в предшествующие пять лет.
  2. Соответствие занимаемой должности УЧИТЕЛЬ – обязательная аттестация.
  3. Первая категория – аттестация по желанию.
  4. Высшая категория - аттестация по желанию.

Переход к новой модели аттестации будет происходить в ближайшие годы. Сейчас ведется апробация разработанной модели, вносятся доработки.

Апробация не является аттестацией, то есть не имеет социально-трудовых последствий, в том числе не предполагает установления её участникам квалификационных категорий. Объектом исследования в данном случае являются не компетентности учителей, а сами аттестационные процедуры и материалы.

Важно также напомнить, что в соответствии с утвержденной «дорожной картой» формирования и введения НСУР 2018 год является годом апробации и доработки новой модели аттестации учителей, а в первом полугодии 2020 года должна быть проведена итоговая апробация новой модели аттестации педагогических работников - после разработки и апробации ЕФОМ по всем предметам, для которых определен период с марта 2017 года по декабрь 2019 года.


  • изменить
  • ответить

– Мы направим в Правительство согласованные с Минтрудом России предложения. Это будет введение новых должностей: старший учитель – методист и ведущий учитель – наставник. Эти наименования также были проработаны совместно с Общероссийским Профсоюзом образования с целью сохранения права на досрочное назначении страховой пенсии по старости, других льгот и социальных гарантий, которые предоставляются нашим учителям, – резюмировала заместитель директора Департамента.

В ходе мероприятия С. Д. Ермакова отметила, что в правовом поле будет закреплено право учителей проходить аттестацию в новом формате – с использованием ЕФОМ, а в переходный период введения новой модели аттестации педагоги смогут выбирать формат прохождения данной процедуры.

Для чего необходима аттестация педагогических работников на 2017-2018 год правила ее и положения знает каждый сотрудник образовательного учреждения. Прежде всего у данной задачи определены свои цели, благодаря которым имеется возможность определить не только уровень знания преподавателя, но и его профпригодность для работы в коллективе учеников.

Важные особенности

С целью принять участие в мероприятии, научный работник обязан подать заявление в соответствующей форме своему руководителю с просьбой об пере оценивании своих способностей относительно занимаемой должности.

В ответ на данный документ должно прийти подтверждение того, что данный специалист имеет право пройти аттестацию. Только после этого, в назначенный день, педагог приглашается на переаттестацию.

Правила

Существует ряд закономерностей, которые предполагают ведение пере оценивания опыта преподавателей. Рассмотрим их по порядку:

  1. Принимать участие в проведении аттестации имеют право все желающие участники образовательной сферы, не зависимо от возрастной категории.
  2. Оценить свои возможности и опыт, а также повысить квалификацию могут учителя не только высших учебных заведений, но общеобразовательных школ и детсадов.
  3. Получить можно за один раз лишь одну категорию при повышении квалификации.
  4. Если учитель не проработал 1 года в учебном заведении либо отсутствовал по болезни в течение не менее четырех месяцев, он не имеет право повышать свою квалификацию.
  5. Добровольная аттестация проводится только один раз в два года, а обязательная — каждые 5 лет.

Обратит внимание! Все участники оценивания должны быть максимально подготовленными к аттестации. Комиссия требует 100% готовности каждого учащегося по своему предмету. Кроме того, знание дополнительной дисциплины (даже частичное) приветствуется. За счет этого можно получить дополнительные баллы.

После того, как учитель пройдет все мероприятия по переаттестации и получит повышение собственной квалификации, он имеет право обратиться к своему начальству с заявлением о том, что желает за свою должность повышения заработной платы. Поднять зарплату педагогу могут ровно на столько, на сколько заслуживает этого степень повышения.

Дополнительные положения

Отмечается, что переаттестацию не проходят лица, находящиеся в декретном отпуске или беременные преподаватели. Такие участники имеют право на переаттестацию своих навыков после того, как проработают, вернувшись на свое место не менее двух лет.

Для проведения оценивания на добровольной основе можно записаться заранее на строго назначенное время. Если учитель самостоятельно желает проверить личную профпригодность, отговорить его от такой затеи не может никто, а тем более не допустить к процедуре проверки знаний.

Аттестация педагогов – наиважнейшая процедура, необходимая для оценки квалифицированности, профессионализма педагогических работников, а также качества их работы.

Многие считают аттестацию ненужной тратой времени и средств бюджета страны, однако такого рода проверка обеспечивает, в конечном итоге, формирование кадрового состава того или иного учреждения, который отвечает всем требованиям современных реалий.

Создание действительно высококвалифицированных кадров способствует повышению качества образования. Давайте рассмотрим принципы и систему аттестации педагогов в .

Вся суть аттестации учителей

Аттестация педагогических работников представляет собой определенную государством форму периодической (каждые 5 лет) проверки работников сферы образования, на предмет правомочности занимаемой ними должности и соответствия .

Под «микроскоп» аттестации попадают трудовая и специальная способность педагога качественно выполнять возложенные на него функции. В ходе аттестации определяется на только соответствие занимаемой аттестуемым должности, но и повышение отдельному работнику профессионального уровня.

Не самое последнее место в своеобразном списке целей аттестации педагогов занимает содействие учителя или преподавателя администрации своего учебного заведения в усовершенствовании подбора и формирования кадрового состава, а также в улучшении расстановки кадров.

Кто проводит аттестацию

Для аттестации педагогических работников собирается аттестационная комиссия, которую самостоятельно формирует образовательная организация.

В состав комиссии обязательно входит председатель и заместитель председателя аттестационной комиссии, а также секретарь и члены комиссии. При наличии выборного органа соответствующей профсоюзной организации, в состав комиссии входит еще и представитель этого органа.

Другими словами, аттестационная комиссия формируется из работников образовательной организации, где трудится аттестуемый педагог и предусмотренных уставом учреждения представителей коллегиальных органов управления.

Кому не нужно проходить аттестацию в 2018 году

Стоит отметить, что существует два вида аттестации педагогических работников:

  1. Обязательная аттестация с целью подтвердить соответствие занимаемой должности;
  2. Добровольная аттестация по желанию педагога для установления первой или высшей категории квалификации.

Аттестации в целях подтверждения правоспособности занимать ту или иную должность, не подлежат следующие работники учреждения образования:

  • с присвоенными квалификационными категориями;
  • занимающие должность в организации, где проводится аттестация, с 2015 года и позже;
  • беременные;

  • находящиеся в декретном отпуске по беременности и родам;
  • находящиеся в декретном отпуске по уходу за малолетними детьми до достижения ними трехлетнего возраста;
  • пребывавшие на больничном более четырех месяцев подряд.

Как пройти аттестацию

Прохождение аттестации педагогом – ответственное и очень трудоемкое дело. Если ранее от педработника требовалось лишь заявление, то теперь ответственность за процесс регистрации для прохождения аттестации полностью легла на плечи учебной организации, в которой трудится аттестуемый.

Документы для прохождения аттестации:

  • заявление с подписью педагогического работника;
  • если ранее педагог уже проходил аттестации, нужна копия результатов этих аттестаций;
  • копия диплома о высшем педагогическом образовании или о среднем профессиональном образовании;
  • если ранее была получена квалификационная категория, требуется заверенная руководителем образовательной организации копия соответствующего документа;
  • в случае необходимости нужна копия документов, которые подтверждают смену фамилии;
  • характеристика (развернутая) с места работы или сопроводительное письмо, позволяющее подтвердить уровень компетенции педагога и его профессиональной деятельности;
  • информационная карта с результатами профессиональной деятельности за межаттестационный период.

Тем педагогам, которые хотят пройти добровольную аттестацию на повышение квалификации, нужно, помимо изложенных выше документов, предоставить также электронные носители (два экземпляра) с двумя видео с занятиями за межаттестационный период.

Прием документов на аттестацию педагогических работников в учебном году 2017-2018 начнется 17 июля 2017 года. Документы можно присылать также и в электронном виде.

Подробнее о заявлении в аттестационную комиссию

Для того чтобы четко и доступно предоставить информацию, касающуюся всего педагогического пути отдельно взятого работника, аттестуемому нужно заполнить заявление, которое можно подать в печатном виде или написать от руки.

Пример заявления в аттестационную комиссию:

В самом тексте заявления следует отметить некоторые сведения о себе. К примеру, можно написать о:

  • указать сроки нахождения в той или иной должности, стаж работы педагогом по специальности;
  • сообщить об образовании (какое учреждение и когда окончено);
  • перечислить награды, указать ученую степень или звание;
  • другие сведения по желанию педагога.

Аттестацией называют комплексную оценку профессионализма и квалификации педсостава образовательных учреждений. Эта процедура, согласно новой редакции Закона «Об образовании», предписывает необходимость организации и прохождения аттестации педагогов раз в пятилетку. Практически каждый год контролирующие структуры вносят коррективы в план аттестации, иногда изменения эпизодические, но зачастую существенные.

Руководство школ, лицеев, гимназий и других образовательных учреждений (УО) обязано ознакомиться с измененной программой, а также донести до подчиненных, как будет проходить аттестация педагогических работников в 2019 году.

Акцентные моменты обновленного законодательства

Правительство РФ обозначило 2018-2019 годы периодом реформ образовательной системы. Основная цель перемен в этой сфере – улучшение социального статуса педагога, оптимизация общего уровня преподавания и проведение мероприятий, способствующих росту престижности профессии. Эти запросы не новы, но сейчас их острота не дает возможность откладывать решение.

Министерство образования и науки отмечает, что требования выросли ко всем сторонам учебного процесса – и к учащимся, и к педагогам. Специалисты акцентируют внимание на том, что без этой категоричности невозможно продвигаться вперед, новые требования диктует время и намеченные на ближайшие годы задачи.

В частности, определен перечень самых частых проблем, с которыми сталкивается сегодня молодой специалист:

Он испытывает сложности с трудоустройством, так как принимают в штат новичков неохотно;

Низкая заработная плата – молодой специалист не заработал еще категорий, стажа и тех надбавок, которые заслужил учитель опытный, и даже старания и успехи молодого педагога руководство не всегда может поощрить материально в ощутимом объеме;

Наконец, молодой специалист не имеет возможности быстро повысить свой профессиональный уровень, ведь для этого ему нужно отработать в УО определенное количество лет и т.д.

И хотя многим такие трудности кажутся логичными, недоступными для изменений, именно приводят к оттоку молодых специалистов из школ. Они не находят самореализации, не могут рассчитывать на хорошую зарплату, ищут работу в иной сфере. Потому необходимость реформ назрела, и чтобы изменить текущее положение молодых учителей (в том числе) изменения претерпела аттестация педагогических работников 2019 .

Для чего проводится аттестация

Если говорить очень кратно и емко, то аттестационная процедура может стать карьерной лестницей для современного учителя. Получив категорию выше имеющейся, специалист видит определенные перспективы.

Среди них:

Повышение зарплаты с учетом всех полагающихся выплат по определенной тарифной сетке;

Возможность получить нагрузку в виде классного руководства;

Возможность получить право заведования кабинетом и т.д.

И это не все перспективы, которые открывает успешно пройденная аттестация. Педагог мог расшить спектр своей деятельности за счет возможности ведения кружков, студий, секций, факультативов и пр. Он может получить определенную должность только при наличии категории, наконец, перейти в новое УО, стать методистом или заместителем он тоже может только при наличии определенной категории. Даже если объективно специалист готов к повышению уже сейчас, отсутствие категории мешает ему получить повышение.

В чем были недоработки прежней аттестации

Система, действующая до изменений, не была совершенной. Молодой специалист часто оказывался обезоруженным перед той цепочкой планомерных действий, которую нужно пройти для небольшого продвижения по карьерной лестнице. Первая аттестация представлялась возможной только через пять лет непрерывной работы в УО: а это, как показала практика, критический срок для молодого педагога принятие решения о том, останется он в профессии или нет.

Внеочередная аттестация, даже при значимых успехах специалиста, не могла быть раньше, чем через два года после прохождения предыдущей. И речь не о плановом повышении, а об аттестации по личной инициативе. Это значит, что даже тот педагог, что достиг весомых заслуг, показал высокую эффективность в работе, не может раньше времени получить новую категорию.

Еще один важный момент – ранее аттестация делала акцент на самой работе учителя и ее эффективности, и практически обходила стороной тесты на знание профпредмета.

Изменения аттестации педагогических работников в 2019 году учли многие слабые моменты предыдущих предписаний, новая интерпретация отличается прогрессивным видением положения учителя и инструментов, благодаря которым он может расти профессионально без лишних препон.

Прогрессивные изменения в новой аттестации

Новые правила аттестации учителей в 2019 году в педагогическом кругу называют революционными. И если это преувеличение, то совсем небольшое. Инноваций много, и некоторые в корне отличаются от пунктов ранее проводившихся процедур.

Так, каждый педагог с истекшей аттестацией должен пройти в текущем году новый тест, предназначенный для подтверждения его квалификации. Его содержание определяется предметом, который и преподает педагог: около 70% вопросов из области профильного предмета, оставшиеся 30% охватывают общие темы педагогики и психологии обучения.

Новые правила аттестации педагогических работников в 2019 году отражены и в обновленной аттестационной модели.

Результат педагогического труда будет оценен на основе предварительного собранного материала, предоставленного в форме КИМа. Сюда входит оценка знания профильного предмета, педагогическая, а также психическая подготовленность к работе.

Применение обновленной тест-модели

Ее задача – стимулировать современного учителя повышать качество и эффективность своего труда.

Перемены

Молодой специалист может быстрее получить категорию, от которой зависит уровень его зарплаты. Это поможет избежать накопления заявок на досрочную аттестацию, то есть поспособствует дебюрократизации процесса в том числе.

Несовершенства прежней модели заключались, например, в создании портфолио. Безусловно, оно демонстрирует в определенной степени заслуги педагога, раскрывает его профессиональные стороны. Но затраченное на его создание время специалист мог бы отвести практическим действиям, которые относятся к его непосредственной работе с учеником. К тому же строгих критериев к форме портфолио так и не составлено. Это делает систему оценивания размытой, непрозрачной.

Новая аттестация педагогических работников в 2019 году уходит от «плавающих» требований и отсутствия единого подхода. Ранее после аттестации сотрудник понимал, что следующая – только через пять лет. У него исчезало желание совершенствоваться, учиться, расти, так как даже реальная эффективная работа в этом отношении не могла быть оцененной ранее строго установленного срока. Так теряется мотивация специалиста.

Новая модель: особенности

Новый подход несколько трансформирует порядок аттестации педагогических работников в 2019 году.

Как выглядит обновленная схема:

Работодатель обязуется ознакомить учителя с планом аттестации не менее чем за 30 дней (календарных) до начала ее проведения.

Учитель по желанию может предоставить комиссии дополнительную информацию, которая способна охарактеризовать его работу за период после пройденной аттестации (либо за период с момента начала профессиональной деятельности – для молодых сотрудников).

Если работник отказывается от плановой аттестации, составляется акт под подпись учителя. При его составлении должны присутствовать как минимум два лица, которые фиксируют акт.

Основа новой аттестационной модели – объективная, обязательно независимая, прозрачная оценка подтверждения квалификации работника. Сам принцип проверки меняется. Теперь контрольные материалы делятся на три блока: изучается педагогический предмет, уровень преподавания профильного предмета и коммуникабельность.

Оценка главных нововведений

Основная инновация, как уже отмечалось, НКТ – Национальный квалификационный тест. Он обязателен для каждого сотрудника. Не всем понравилось такое нововведение, многие опытные учителя даже считают его оскорбительным. Но их оппоненты уверены – обижаться здесь не на что, даже самый опытный учитель должен расти, развиваться, постоянно обновлять свои знания, чтобы не было профессиональных застоев.

Сюда же относят справедливые высказывания о том, что если даже ученик младших классов владеет компьютером, лучше, чем учитель, если он быстрее ориентируется в поисковой информационной среде, с этим нужно что-то делать.

5 других важных изменений, которые несет аттестация учителей в 2019 году :

1. Учитель получает возможность «перескочить» через категорию. И это однозначный плюс, отсутствие которого ранее тормозило профессиональный рост талантливых педагогов.

2. Возможность досрочного выхода на аттестацию, если для того есть основания. Ранее это было если не невозможно, то очень сложно. Боясь бюрократических проволок, сотрудник, заслуживающий досрочной аттестации, просто не решался подать заявление.

3. В основе аттестации – не достижения специалиста в формате «здесь и сейчас», а его работа в динамике.

4. Наличие специальной методики, которая категориально высчитывает рейтинг педагога (эффективность деятельности).

5. Учитель должен продемонстрировать концептуально новые методологические подходы к выполнению обновленных стандартов и норм ФГОС.

Новая аттестация учителей в 2019 году должна, по мнению ее разработчиков, стимулировать педагога к профессиональному совершенствованию, предотвратить стагнацию и формализм мероприятий аттестационной программы.

Изменится ли зарплата?

Специалисты Минобрнауки уверяют, что в обновленной аттестационной модели заложено и финансовое стимулирование педработников. Так, предполагается увеличение разбежки между минимальной и максимальной ставкой по тарификации: приводятся и конкретные цифры – с 16000 рублей она должна вырасти до 50000 рублей.

Новая форма аттестации учителей в 2019 году , по прогнозам специалистов, даст возможность закрепиться начинающим педагогам в школе. Рост зарплат и возможность досрочного повышения квалификации, как предполагают в Министерстве, препятствует утечке педкадров в иные отрасли.

Риски реформированной модели

Изменения в аттестации учителей в 2019 году в отдельных кругах вызвали бурную критику. В обновленной модели действительно есть риски. Например, написание учителем эссе (по новым предписаниям оно должно оценить кругозор педагога) не имеет четких требований. Кто и как будет его проверять, на основании каких критериев – точно неясно. Но специалисты уверяют, что если не будет доказана эффективность этого способа проверки, эссе заменят более убедительными вариантами.

Возникли вопросы и к тем средствам, которые учитель неминуемо затратит для прохождения аттестации. Например, он должен проводить видеосъемку уроков: далеко не все учителя могут позволить себе качественную съемку, монтаж и обработку видео. Чтобы заведомо хорошо проявить себя с этой стороны, многие сотрудники, вероятно, будут привлекать сторонних специалистов (видеографов). Эти траты, разумеется, вряд ли компенсируют школа.

Опять же, для осуществления обычной видеосъемки учебного процесса учитель должен заручиться письменными разрешениями родителей учеников. Реально ли это? Если и реально, то затраты, даже временные, излишни.

Что ожидает учителей, не прошедших аттестацию

Большая часть страхов связана с простым вопросом: «Что, если я не пройду аттестацию?» Представители Минобрнауки заверили, что увольнение такому работнику не грозит. Но для руководства незачет будет сигналом: сам учитель должен обратить внимание на свой результат.

Скорее всего, его могут отправить на курсы повышения квалификации. И даже если работник уже прошел курсы, неудовлетворительно пройденная им аттестация может стать причиной необходимости повторения этого этапа самообразования.

У учителей появятся новые должности?

Аттестация учителей в 2019 году , последние изменения которой всколыхнули педагогическое сообщество, предполагает и введение новых должностей. По крайней мере, с таким заявлением выступили создатели нового Профстандарта 2019.

Так, в российской школе теперь может появиться:

Старший учитель. Рассчитывать на такой статус может только сотр удник, уже получивший первую категорию.

Ведущий учитель. Это же звание могут получить только специалисты с высшей категорией.

Новые должности предполагают и повышение заработной платы. Введение «старшего учителя» и «ведущего учителя» должно не просто сыграть на амбициях педработника, но и выстроить определенную профессиональную градацию. Ведь если в категориях учителей обыватель разбирается недостаточно хорошо, то определения «старший» и «ведущий» вызывают более четкие ассоциации.

Кто проводит аттестацию

Аттестационную комиссию, как и прежде, формирует УО самостоятельно. В составе ее будет председатель, секретарь и члены комиссии. Пока этот организационный принцип не ждут значительные изменения, хотя в будущем они не исключены.

Если в последующем комиссия будет включать не только работников образовательной организации, но и сторонних специалистов, цель такого нововведения – повысить объективность аттестации.

Кто не проходит аттестацию

Аттестация педработников подразделяется на два вида: обязательная и добровольная. В первом случае учитель должен подтвердить свое соответствие актуальной должности. Из этого следует, что он не обязательно повышает категорию, а доказывает ее состоятельность. Добровольная аттестация – это инициатива самого учителя. Аттестация педагогических работников в 2019 году : первая категория и высшая могут быть получены учителем, если он написал заявление на прохождение процедуры.

Не подлежат обязательной аттестации следующие категории сотрудников:

Педагоги, работающие в УО с 2015 года позже;

Беременные;

Пребывающие в отпуске по уходу за ребенком;

Пребывающие более четырех месяцев подряд на больничном.

Входят в этот перечень и педагоги с уже полученными категориями в недавнем времени.

Как оформить аттестационные документы

Ранее педработнику достаточно было написать заявление, сейчас же регистрация сотрудника УО на прохождение аттестации – процесс более длительный.

Какие документы потребуются:

Заявление с личной подписью педагога;

Копия результатов ранее пройденных аттестаций (при их наличии);

Копия диплома (либо дипломов) об образовании, а также о пройденной переподготовке;

Копия документа о получении категории (если она уже есть у работника), заверенная подписью руководителя УО;

Копия документации о смене фамилии, если это актуально;

Характеристика непосредственно с места работы либо сопроводительное письмо – они должны дать оценку уровня компетенций учителя и его работы;

Информ-карта с отображением итогов деятельности за межаттестационные сроки.

Те же педагоги, что желают пройти добровольную аттестацию, должны, помимо прочего, предоставить составу комиссии носители с видеозаписью двух занятий. Занятия должны быть проведены в межаттестационный период.

В каждой школе в запланированное время вывешивается график аттестации педагогических работников в 2019 году . Каждый специалист уведомлен о необходимости (либо – добровольной возможности) пройти аттестацию.

Эти нововведения конечны?

Нет, окончательная разработка новой структуры аттестации должна быть завершена в 2020 году. Это значит, что в текущем году новые аттестационные мероприятия еще не обретут завершенный вид, но будут в достаточной степени реформированы. Задумки представителей Минобрнауки касаются не только действующих учителей, но и студентов старших курсов педвузов. Будущие специалисты могут строить планы, оценивать свои перспективы, более уверенно смотреть в завтрашний день.

Ранее те же студенты, зная, что до первого значительного повышения зарплаты должно пройти не менее пяти лет с начала профессиональной деятельности, задумывались о другом пути. Многие выпускники отказывались от педагогической карьеры, в основном, из-за неопределенности в финансовом плане. Теперь же, если верить прогнозам, удастся перебороть эту нестабильность в притоке новых кадров, мотивировать молодых специалистов.

Как следствие, можно ожидать в скором времени новой формации учителей. Они не так ограничены в своем профессиональном росте, их мотивация более четкая и основательная, они готовы к прозрачному и серьезному этапу проверки своей квалификации, профессионального соответствия.

Аттестация педагогических работников в 2018 году должна будет несколько измениться. Введенная несколько лет назад аттестация педагогов была призвана повысить качество образования в российских школах. Аттестация регулярно проверяет учителя на предмет того, соответствует ли он своей профессии, умеет ли он работать с детьми, хорошо ли разбирается в предмете и знает ли нормативную базу, которая регулирует его работу. Кроме того, добровольно пройдя аттестацию, учитель может повысить уровень своей квалификации, а значит — автоматически получить право и на более высокую зарплату. Аттестация учителей в 2018 году: о каких изменениях сообщается, как прошла экспериментальная апробация изменений в московских школах в начале 2017-2018 учебного года.

Изменения в процедуре аттестации педагогов с 2018 года

В 2018 году процедура аттестации будет состоять из двух этапов:

  1. На первом этапе будут подтверждаться профессиональные педагогические навыки и соответствие педагога его должности.
  2. На втором этапе учитель будет защищать свою педагогическую квалификацию: члены специальной комиссии будут анализировать, насколько правомерно педагог получил уровень квалификации. Если категория подтверждается, квалификация учителя будет повышена.

Главные моменты, на которые будут обращать внимание члены специальной комиссии:

  • насколько хорошо педагог знает дисциплину;
  • какими навыками преподавания он обладает;
  • уровень коммуникации учителя и умение взаимодействовать с учениками;
  • будет проверяться психологическая подготовка учителя: как он реагирует на разные ситуации, включая стрессовые.

Кого затрагивает аттестация в 2018 году

В отношении периодичности проведения аттестации ничего не изменилось — любой школьный учитель обязан переаттестовываться каждые 5 лет, иначе он лишится права работать в системе школьного образования. Поэтому основная волна аттестуемых учителей в 2018 году — те, кто проходил эту процедуру в 2013 году

Не изменился и список исключений. От аттестации будут освобождены:

  • те учителя, которых в скором времени ожидает декретный отпуск, связанный с рождением ребенка и присмотром за ним (аттестация будет проводиться через год после выхода из декрета),
  • те учителя, которые уже имеют квалификацию,
  • молодые учителя, которые работают в школе меньше двух лет,
  • педагоги, которые долгое время находились на больничном — если учитель болел 4 месяца или дольше, для него существует отсрочка, и аттестацию он будет проходить спустя год после выхода на работу.

Изменятся ли правила добровольной аттестации учителей

Добровольная аттестация для российских педагогов останется в целом неизменной и будет проводиться по тем же, правилам, что и прежде. Если учитель желает повысить свою категорию из соображений карьерного роста и повышения своей зарплаты, он должен сообщить о своем желании директору школы, а тот — передать информацию в органы образования, которые соберут специальную комиссию.

Если учитель имеет ту или иную категорию, то для того, чтобы добровольно подвергнуться аттестации для повышения этой категории, он должен быть обладателем текущего своего квалификационного уровня как минимум два года. Раньше пройти аттестацию добровольно не получится.

Если педагог имеет право пройти аттестацию добровольно, то его заявление будет рассматриваться органами образования сроком до месяца, затем созванная комиссия в течение двух месяцев будет проверять уровень педагога.

Как проходила пробная аттестация по новым правилам в Москве

В начале нового учебного года новые правила проведения аттестации были апробированы на столичных педагогах-добровольцах. Чиновники из органов образования собрали учителей различных возрастных категорий — от совсем молодых дол заслуженных педагогов пенсионного возраста. Перед учителями поставили задачи, которые учитывают изменения в процедуре аттестации учителей с 2018 года. Целью апробации было на практике проверить задумки чиновников и убедиться в их работоспособности и целесообразности.

Учителям было дано три задания:

  • Профессиональная задача (10-12 дней на выполнение),
  • Видеосъемка урока (10-12 дней на выполнение),
  • Диагностическая работа (4 часа).

Профессиональная задача состояла в следующем. Педагогам было представлено 8 различных задач по их профессии, из которых нужно было выбрать на свое усмотрение две. Для каждой из двух этих задач необходимо было описать по 9 шагов по их решению — в соответствии со специальным шаблоном.

Для решения задачи, в частности, нужно было представить конкретный материал: план урока, описание технологии, фрагмент рабочей программы и т.д. Также необходима аргументация найденного решения, формулировка способа оценки его эффективности, указание на другие ситуации, где такое решение может принести пользу и т.д. Также следовало затронуть последствия, которые будет иметь выбранное решение в будущем — на следующем ли уроке, в конце ли четверти или учебного года.

В тот же срок, за две рабочие недели, педагогу нужно было организовать видеосъемку урока, чтобы представить комиссии либо полную запись урока, либо запись 15-30-минутного его фрагмента.

Наконец, для 4-часовой диагностической работы учителю нужно было приехать в образовательные органы. По сути, на этом этапе педагога экзаменовали по следующим направлениям:

  • знание предмета,
  • знание методики преподавания,
  • знание психологии и физиологии детей,
  • знание критериев оценки работы ГИА,
  • умение разработать мероприятие.

Те московские педагоги, на которых опробовали такую схему, отзываются о ней вполне лояльно. Да, новая методика аттестации немного необычна и непривычна, но ничего сверхестественного от учителей не требовалось, и успешно пройти такую аттестацию сможет любой профессиональный педагог.

Какие выводы из московской апробации сделали чиновники министерства образования и будет ли аттестация проходить по той же схеме или в нее внеуст поправки — покажет скорое будущее.