Ремонт Дизайн Мебель

Радикалы. Радикальное движение Радикализм как основной метод социальных преобразований в России

В пореформенный период в русской общественной мысли складываются два революционных центра.

1. В Петербурге – редакция журнала «Современник» (1836–1866): Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Н.А. Некрасов. Чернышевский был сторонником социализма, возмущался эгоизмом помещиков, компромиссными проектами правительства, полагал, что царь заодно с дворянами. Был за максимальные наделы для крестьян при минимальном выкупе. Это более левый центр.

2. В Лондоне – Вольная русская типография А.И. Герцена. В 1847 г. он в эмигрировал на Запад. Им были разработаны основы "русского социализма". Также Герцен считал, что общественным переменам должно предшествовать становление самостоятельной личности, сознающей свое нравственное достоинство: "Нельзя людей освобождать в наружной степени больше, чем они свободны внутри". В 1857 г. А.И. Герцен и Н.П. Огарев начали издание журнала «Колокол» (1857–1867) в Лондоне + альманах "Полярная звезда" (1855–1862), сборники "Голоса из России" (1856–1860). А.И. Герцен стремился дать слово всем вольнолюбивым течениям на страницах своих изданий, что обеспечило им огромную популярность в России, упрекал "Современник" за излишнюю прямолинейность.

После отмены крепостного права крестьянское движение достигло апогея, число волнений в 1861 г. подскочило сразу в 10 раз. Крестьяне, узнав об условиях реформы, решили, что "волю подменили господа". Власти прибегли к оружию для усмирения крестьянских волнений: так, в селе Бездна Пензенской губернии были убиты и ранены несколько сот человек. Эти события взбудоражили радикалов, также разочарованных крестьянской реформой.

В 1861–1864 гг. формируется организация «Земля и воля» для подготовки восстания (А.А. Слепцов, Н.В. Шелгунов, братья А.А. и Н.А. Серно–Соловьевичи).Осенью 1861 г. вспыхнули студенческие волнения в Москве Петербурге, Казани, подавленные полицией и войсками. Весной 1862 г. в Петербурге разразились страшные пожары, виновник которых так и не был установлен. В обществе стала нарастать паника; правительство прибегло к репрессиям. Арестовали и отправили на каторгу Н.Г. Чернышевского, хотя его вина не была доказана, ряд других радикалов.

В 1860–е гг. в России распространяется нигилизм (от латинского nigil – ничего). Вождь нигилизма Д.И. Писарев (ведущий публицист журнала "Русское слово") призывал молодежь "крушить направо и налево": если какое-нибудь учреждение или обычай не выдержат удара, значит, их и не стоило сохранять. Писарев отвергал искусства, философию во имя естественных наук, приносящих конкретную пользу. Он считал, что в основе человеческих отношений должны лежать не отвлеченные идеалы, а разумный эгоизм. Самым ярким художественным воплощением нигилиста-"шестидесятника" стал образ Базарова из романа И.С. Тургенева "Отцы и дети".

В 1866 г.Д.В. Каракозов – один из членов московского кружка Н.А. Ишутина совершил покушение на жизнь Александра II: «Я стрелял в него, потому что он вас всех обманул!», - кричал он толпе. После этого правительство перешло в решительное наступление. "Современник" и "Русское слово" были закрыты; радикальное движение временно затихло.

В 1869 г С.Г. Нечаев создал среди московских студентов общество "Народная расправа". В борьбе за волю народа, проповедовал Нечаев, годятся любые средства – шантаж, подлог, провокация. Революционер должен постигнуть только одну науку – "науку истребления и разрушения"; победить самодержавие сможет только скованная жесткой дисциплиной и единоначалием организация. Чтобы "связать кровью" своих последователей, Нечаев заставил их убить одного из членов организации, возмутившегося методами "вождя". Убийц вскоре поймали; процесс над ними прогремел на всю Россию, дал Ф.М. Достоевскому материал для романа "Бесы". Сам Нечаев бежал в Швейцарию, но был выдан России как уголовный преступник и умер в Петропавловской крепости.

"Нечаевщина" ужаснула многих молодых радикалов, решивших пойти иным путем. В начале 1870-х гг. возникает ряд кружков, в которых отвергались принципы "диктаторства", главное внимание уделялось самообразованию, изданию и распространению социалистической литературы. В пореформенный период начал формироваться новый социальный слой профессионалов умственного труда – интеллигенция. Это была разночинная интеллигенция, т.е. состояла она из разных чинов – обедневшего дворянства, духовенства, мещанства, крестьянства. Эти люди, порвав с прежней средой, освобождались от сословных традиций, рвались к решительной переделке мира, враждебно относились к устоям старого строя – государству и церкви. В общественную жизнь разночинцы привносили горькое чувство озлобленности: ведь им приходилось тяжким трудом добиваться того, что "баре" имели от рождения. Самодержавие отстраняло интеллигенцию от политики и общественной деятельности, тем самым еще более озлобляя её. Вместе с тем интеллигенты-разночинцы болезненно переживали разрыв с "простым народом", их мучило чувство вины перед ним. Люди умственного труда в Западной Европе никогда не ощущали себя до такой степени единой, обособленной от остального общества группой. Зато в странах Востока и Латинской Америки, проходивших полосу европеизации, возникали и возникают явления, подобные русской интеллигенции.

Новые идеи на рубеже 1860–1870–х гг. были провозглашены народниками . За идейную основу взяли теорию «русского социализма» Герцена. Считали, что интеллигенция в долгу перед народом, перед крестьянством, поэтому она обязана избавить его от гнета и эксплуатации. Главным средством достижения социальной справедливости народники считали крестьянскую революцию. Поэтому народничество 70-х годов принято называть революционным – в отличие от "либерального народничества" 80-х годов, выступавшего за мирный, просветительский путь преобразований.

Характерной чертой народничества является также преувеличение роли личности в историческом процессе. В основном народники разделяли индивидуалистическую теорию "сильной личности", "героев и толпы". С этой теорией, в частности, была связана народническая тактика "индивидуального террора". Народничество не было уникальным русским явлением: схожие доктрины возникали в Индии, Китае и других странах – там, где многочисленное крестьянство сталкивалось с натиском капитализма.

В 70–е гг. оформились 3 идейных течений народничества.

1. Пропагандистское, теоретиком которого являлся П.Л. Лавров , он считал, что народ надо готовить к социализму посредством долгой пропаганды. "Перестройка русского общества, – учил Лавров, – должна быть совершена не только с целью народного блага, не только для народа, но и посредством народа".

2. Бунтарское, идеологом которого был М.А. Бакунин – выходец из тверского дворянства, западник, впоследствии – политический эмигрант, боец европейских революций и один из лидеров анархизма. «Русский мужик, полагал Бакунин, – по природе социалист и бунтарь; интеллигенции же нужно лишь "свистнуть в два пальца" – обратиться к крестьянству и поднять его на бунт».

3. Заговорщицкое – теоретик его – П.Н. Ткачев . Он считал, что хорошо организованная революционная партия должна захватить власть и, опираясь на нее, внедрить социализм в русскую жизнь.

В 1874 г. напряжение в российском обществе вылилось в массовое движение – "хождение в народ". Сотни молодых интеллигентов двинулись в деревню. Одни пытались, по теории Бакунина, разжечь крестьянский бунт. Другие просто хотели "отдать долг" народу – лечить, просвещать его. Всеми владели почти религиозный энтузиазм, жертвенный порыв, тяга к нравственному самоочищению, желание порвать с "грязной" средой привилегированного общества. Крестьяне не оправдали надежд – на восстание не поднялись и тяги к социализму не проявили. Правительство же разгромило "хождение в народ", арестовывая всех, кто вызывал малейшее подозрение.

создается организация «Земля и воля»,

в 1879 г. распадается

В 1876 г. в Петербурге возникла революционная народническая организация "Земля и воля" (А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, С.М. Кравчинский, В.Н. Фигнер, Н.А. Морозов). Это была самая крупная и сплоченная организация за всю историю народничества. Она имела разветвленную сеть филиалов, программу, свой печатный орган. Главной своей задачей землевольцы считали пропаганду и подготовку крестьянской революции. Землевольцы поддерживали и рабочее движение, хотя считали его второстепенным.

В 187I–1878 гг. прошло свыше тридцати политических процессов, причем наказания подчас бывали не в меру тяжелы. Революционеры взялись за оружие. В 1878 г. В.И. Засулич стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова за то, что он приказал наказать розгами политического заключенного, и ранила его. Засулич оправдал суд присяжных (которому в виде исключения передали дело). Это впервые (!) прозвучало как общественное одобрение террора.

Спустя несколько месяцев после процесса над Засулич прямо на улице террорист С.М. Кравчинский заколол шефа жандармов Н.В. Мезенцева в отместку за казнь революционера, оказавшего вооруженное сопротивление при аресте. Был убит ряд других сановников и жандармских чинов.

К концу 1870-х годов в народничестве назрело много расхождений по тактическим вопросам. В 1879 г. произошел раскол "Земли и воли". "Землю" "взяла" себе группа "Черный передел" во главе с Г.В. Плехановым и В.И. Засулич. Отрицая политическую борьбу, «Чёрный передел» попытался продолжить пропаганду в деревне, но был разгромлен правительством. Постепенно в среде лидеров вырастал интерес к пропаганде среди пролетариата. В 80-е годы они перешли на марксистские позиции.

Вторую часть старого лозунга "взяла" группа "Народная воля" (руководители – А.И. Желябов, С.Л. Перовская, Н.А. Морозов, А.Д. Михайлов). Освобождение народа эти деятели решили начать с захвата власти. Народовольцы полагали, что убийство царя разрушит всю старую политическую систему. После этого революционеры намеревались передать всю власть Учредительному собранию. Они организовали настоящую охоту на царя: в 1879 г., прокопав сорокаметровый тоннель, взорвали мину под царским поездом; в 1880 г. устроили взрыв в Зимнем дворце (С.Н. Халтурин), убивший и ранивший несколько десятков солдат. Революционеров было немного – несколько сот на всю Россию, но широкое недовольство в тогдашнем обществе делало их грозной силой. Власти наносили ответные удары; они стали особенно ощутимы во времена М.Т. Лорис-Меликова, когда правительство реорганизовало полицию и наладило контакт с умеренными кругами.

1 марта 1881 г. террорист-смертник И.И.Гриневицкий , сам убитый взрывом бомбы, смертельно ранил Александра II (С.Л.Перовская – организатор и участница покушения, ее повесили в Петербурге 3 апреля 1881 г.). Убийство Александра II – высший успех народовольцев – стало началом их заката. Народ остался неподвижен, самодержавие не рухнуло, а умеренное общество отшатнулось от террористов. Началось быстрое внутреннее разложение "Народной воли", прекратившей к середине 80-х годов свое существование.

Последним отзвуком террора стало "второе 1 марта" – неудачное покушение на Александра III, организованное в 1887 г. группой петербургских студентов с участием Александра Ульянова (старшего брата В.И. Ленина). Для радикальной интеллигенции наступили тяжелые времена. "В те годы дальние, глухие в сердцах царили сон и мгла", – писал о 80-х годах А.А. Блок.

Выход из тупика попытались найти "либеральные народники" – талантливые экономисты В.П. Воронцов и Н.Ф. Даниельсон, Н.К. Михайловский – виднейший публицист, социолог, литературный критик. Они предлагали вести крестьянство к социализму на путях мирной, постепенной работы. Лозунгом стали "малые дела" – устройство больниц и школ, защита юридических прав крестьянства, агрономия, экономическая помощь общинам и артелям, в которых народники видели зародыш социализма. "Маленькое дело – вовсе не синоним маленькой цели , – подчеркивали либеральные народники, – «Из маленьких дел слагается жизнь миллионов". Теорию "малых дел" разделяло в 80-е годы большинство земских служащих. Однако пора расцвета народничества в России осталась позади: ему на смену шли из Европы новые радикальные теории.

Начало рабочего движения. Марксизм. .

В пореформенное время в России происходил быстрый рост численности рабочих, что привело к появлению нового социального движения – рабочего. В 1880– е гг. пролетариат становился все более заметной силой. В индустриальных районах – Петербурге, Москве, Подмосковье – вспыхивали волнения и забастовки. Самой заметной стала Морозовская стачка в Орехово-Зуеве на текстильной фабрике Т.С. Морозова в 1885 г. (ее руководитель – П.А. Моисеенко). 9 тыс. рабочих оставили работу и составили коллективное заявление, требуя не просто улучшить условия их труда, но и изменить общегосударственное рабочее законодательство. На фабрику прибыл губернатор; за ходом стачки следил сам Александр III. Правительственные войска вернули забастовщиков на работу. Зачинщиков арестовали, но суд вынужден был их оправдать, ознакомившись с положением рабочих. Присяжные отвели все обвинения (101 пункт); газеты писали, что это решение – «сто один салютационный выстрел в честь народившегося на Руси рабочего вопроса». Правительство сознавало значение новой общественной силы – в рабочее законодательство были внесены изменения.

Стали возникать рабочие организации, которые ставили перед собой политические задачи. Это – в 1875 г. «Южнороссийский союз рабочих » в Одессе (Е.О. Заславский), в 1878 г. в Петербурге – «Северный союз рабочих » (В.П. Обнорский, С.Н. Халтурин). Союзы имели программные документы, составленные под влиянием народнической идеологии. Члены организации ставили перед собой задачу бороться за права пролетариата: ограничение рабочего дня, запрещение детского труда.

Кризис революционного народничества после 1881 г., рост численности пролетариата стали предпосылками распространения в России новой идеологии марксизма, основные идеи которого сводились к пролетарской революции, к переходу из капитализма в коммунизм, к бесклассовому обществу равных, к диктатуре (господству) пролетариата. В 1883 г. в Женеве была создана группа "Освобождение труда". Основателями стали бывшие члены "Черного передела" – Г.В. Плеханов , В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод и др. Они переводили и распространяли в России труды К. Маркса и Ф. Энгельса. В революционной среде жадно читали сочинения Плеханова – "Социализм и политическая борьба", "Наши разногласия", в которых анализировались причины краха народничества в 70-е годы.

Г.В. Плеханов доказывал, что развитие капитализма – непреложный общемировой закон, русская община разлагается и не сможет стать основой социализма. В рамках капитализма должны сложиться материальные предпосылки социализма – крупная промышленность, высокоорганизованная экономика, многочисленный пролетариат. Только после этого может быть организована буржуазно-демократическая революция, а только потом – социалистическая.

Под влиянием группы "Освобождение труда" возникли первые марксистские кружки в России: в Петербурге – Димитра Благоева, П.В.Точисского и М.И. Бруснева, в Казани – Н.Е. Федосеева. Зарождались они в студенческой среде. Прочных связей с рабочими установить им пока не удавалось; полиция достаточно быстро пресекала их деятельность. Русское революционное движение, долго державшееся идеей о самобытности России, стало с распространением марксизма сворачивать в общеевропейское русло. Эпоха широкого распространения марксизма в России была еще впереди.

Постепенно начиналось объединение кружков в союзы. В 1895 г. в Петербурге был создан «Союз борьбы за освобождение рабочего класса » во главе с В.И. Лениным и Ю.О. Мартовым. В 1898 г. в Минске был проведен I съезд РСДРП. Хотя в нем приняло участие всего 9 человек, съезд принято считать вехой в образовании российской социал–демократии.

Таким образом, в пореформенной России сформировался целый ряд общественно–политических течений, представлявших различные социальные слои населения. Большинство из них было оппозиционно настроено по отношению к самодержавию. Со временем это противостояние между властью и мыслящей частью общества только усиливалось.

30-40-е гг. XIX в. - время начала формирования в русской общественно-политической жизни революционно-демократической идеологии. Ее основателями стали В.Г. Белинский и А.И. Герцен. Они резко выступали против теории "официальной народности", против взглядов славянофилов, доказывали общность исторического развития Западной Европы и России, высказывались за развитие экономических и культурных связей с Западом, призывали использовать в России новейшие достижения науки, техники, культуры. Белинский и Герцен становятся сторонниками социализма. После подавления в 1848 г. революционного движения Герцен разочаровался в Западной Европе. В это время он пришел к мысли, что русская деревенская община и артель содержат зачатки социализма, который найдет свое осуществление в России скорее, чем в какой-либо другой стране. Герцен и Белинский считали основным средством преобразования общества классовую борьбу и крестьянскую революцию. Герцен был первым, кто в общественном движении России воспринял идеи утопического социализма, получившего в это время широкое распространение в Западной Европе. Герценовская теория русского общинного социализма дала мощный толчок развитию социалистической мысли в России. Идеи общинного устройства общества получили дальнейшее развитие во взглядах Н.Г. Чернышевского, который во многом предвосхитил появление в общественном движении России разночинцев. Если до 60-х гг. в общественном движении основную роль играла дворянская интеллигенция, то к 60-м гг. в России возникает разночинная интеллигенция (разночинцы - выходцы из различных сословий, духовенства, купечества, мещанства, мелких чиновников и т.п.). В работах Герцена, Чернышевского по существу сложилась программа общественных преобразований в России. Чернышевский был сторонником крестьянской революции, свержения самодержавия и установления республики. Предусматривалось освобождение крестьян от крепостной зависимости, уничтожение помещичьего землевладения. Конфискованная земля должна была передаваться крестьянским общинам для распределения ее между крестьянами по справедливости (уравнительному принципу). В 1861 г. было создано тайное революционное общество разночинцев "Земля и воля" (существовало до 1864 г.), объединившее различные кружки. Главным средством воздействия на крестьян "Земля и воля" считала пропаганду. Довольно умеренная программа "Земли и воли" не нашла отклика среди радикально настроенной части молодежи. Народники были последователями идей Герцена и Чернышевского, идеологами крестьянства. Главный общественно-политический вопрос о характере пореформенного развития России народники решали с позиций утопического социализма, видя в русском крестьянине социалиста по натуре, а в сельской общине - "зародыш" социализма. Народники отрицали прогрессивность капиталистического развития страны, считая его упадком, регрессом, случайным, наносным, насаженным сверху правительством явлением. В отличие от Чернышевского, который считал основной движущей силой прогресса народные массы, народники 70-х гг. решающую роль отводили "героям", "критически мыслящим" личностям, направляющим массы, "толпу", ход истории по своему усмотрению. Такими "критически мыслящими" личностями они считали разночинскую интеллигенцию, которая поведет Россию и русский народ к свободе и социализму. Народники отрицательно относились к политической борьбе, не связывали борьбу за конституцию, демократические свободы с интересами народа. Они недооценивали силу самодержавия, не видели связей государства с интересами классов и делали вывод о том, что социальная революция в России - дело чрезвычайно легкое. Идейными вождями революционного народничества 70-х гг. были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, Н. К. Михайловский, П.Н. Ткачев. Их имена олицетворяли три основных направления в движении народников: бунтарское (анархическое), пропагандистское, заговорщическое. Различия заключались в определении главной движущей силы революции, готовности ее к революционной борьбе, методов борьбы против самодержавия. На идейные позиции народничества значительное влияние оказывали анархические взгляды М.А. Бакунина, который считал, что любое государство препятствует развитию личности, угнетает ее. Поэтому Бакунин выступал против всякой власти, рассматривая государство как исторически неизбежное зло. М.А. Бакунин утверждал, что крестьянство готово к революции. Идеологом второго направления в народничестве - пропагандистского - был П.Л. Лавров. Свою теорию он изложил в "Исторических письмах", опубликованных в 1868 - 1869 гг.; Ведущей силой исторического прогресса он считал интеллигенцию, способную мыслить критически. Лавров утверждал, что крестьянство не готово к революции. Поэтому необходимо подготовить пропагандистов из образованных "критически мыслящих" личностей, задачей которых является хождение в народ не с целью организации немедленного бунта, а для того, чтобы путем длительной пропаганды социализма подготовить крестьян к революции. Лавров говорил о необходимости создания революционной организации, высказывал идею массовой партии, основанной на началах демократического централизма. Большое внимание уделял Лавров нравственному облику революционера, считая, что члены партии должны быть преданы идее, быть людьми кристальной чистоты. Лавров считал необходимой для партии полемику по принципальным вопросам, отказ от всяких попыток создания культа непогрешимости. П.Н. Ткачев - идеолог заговорщического направления не верил в возможность осуществления революции силами народа, возлагал свои надежды на революционное меньшинство. Ткачев считал, что самодержавие не имеет классовой опоры в обществе. Поэтому возможен захват власти группой революционеров и переход к социалистическим преобразованиям.

Практическая деятельность народников началась в 70-е гг. созданием по всей стране кружков учащейся молодежи и интеллигенции. Весной 1874 г. началось "хождение в народ", целью которого было охватить как можно больше деревень и поднять крестьян на восстание, как предлагал Бакунин. Однако хождение в народ окончилось неудачей. Последовали массовые аресты, движение было разгромлено. В 1876 г. была создана народническая подпольная организация "Земля и воля", видными участниками которой являлись С.М. Кравчинский, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, С.Л. Перовская, А.И. Желябов, В.И. Засулич, B.H. Фигнер и др. Программа ее сводилась к требованию передачи и равномерного распределения всей земли между крестьянами. В этот период народники, согласно идее Лаврова, перешли к организации "поселения в народе" в качестве учителей, писарей, фельдшеров, мастеровых. Народники стремились таким образом установить прочные связи с крестьянами с целью подготовки народной революции. Но и эта попытка народников окончилась неудачей и привела к массовым репрессиям. "Земля и воля" строилась на началах жесткой дисциплины, централизма и конспирации. Постепенно в организации сформировалась фракция сторонников перехода к политической борьбе путем использования метода индивидуального террора. В августе 1879 г. "Земля и воля" распалась на две организации: "Народная воля" (1879-1882) и "Черный передел" (1879-1884). Ч е р н о п е р е д е л ь ц ы (среди наиболее активных членов - Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич и др.) выступали против тактики террора, за проведение широкой пропагандистской работы в массах крестьян. В дальнейшем часть чернопередельцев во главе с Плехановым отошла от народничества и встала на позиции марксизма. Народовольцы (в состав Исполнительного комитета "Народной воли" входили А.Д. Михайлов, Н.А. Морозов, А.И. Желябов, С.Л. Перовская и др.) взяли на вооружение террористическую борьбу. "Народная воля" подготовила семь покушений на царя Александра II, и 1 марта 1881 г. Александр II был убит. Однако ожидаемого свержения царизма не произошло. В стране усилилась реакция, были свернуты реформы. Само революционное направление народничества вступило в полосу длительного кризиса. Народники отстаивали свою концепцию перехода России к социализму на основе "народного производства". Главную роль в этом они отводили крестьянству, верили в возможность использования деревенской общины для перехода к социализму. Народники считали, что нельзя ориентироваться на рабочее движение, так как рабочий класс - продукт капитализма, а капитализм в стране насаждается искусственно. В конце XIX в. весьма острый характер приобрела полемика между народниками и марксистами. Народники считали марксистское учение неприемлемым для России. Наследницей народнической идеологии стала созданная в 1901 г. из разрозненных народнических групп нелегальная партия социалистов-революционеров. Партия носила леворадикальный буржуазно-демократический характер. Ее основными целями были: уничтожение самодержавия, создание демократической республики, политические свободы, социализация земли, уничтожение частной собственности на землю, превращение ее в общенародную собственность, передача земли крестьянам по уравнительным нормам.

Подготовка и отмена крепостного права на рубеже 50-60 гг. XIX в. способствовала подъему революционного движения . Волнения крестьян, недовольных реформой, активизировали другие слои общества, особенно студенчество. У революционных демократов, объединившихся вокруг журнала "Современник" и Чернышевского, возник план революционной агитации.

Чернышевский писал, что свободы можно добиться только организованным восстанием и призывал к нему готовиться. Затем последовала серия листовок революционной группы "Великорусс". Издание нелегальной агитационной литературы усилилось в 1862-1863 гг.

В 1861-1862 гг. после объединения революционных кружков возникла тайная организация "Земля и воля" с центром в Петербурге и отделениями в Москве и других городах. На ее идеологию решающее влияние оказали взгляды Чернышевского, Огарева, Герцена и Бакунина. Программные положения землевольцев сформулированы в нелегальном печатном органе "Свобода". Во главу угла ставились агитация и пропаганда. Цели: ликвидация самодержавия, установление демократических свобод через революционное восстание.

Волна революционного напряжения спала. В 1862 г. арестован Чернышевский, в начале 1864 г. "Земля и воля" прекратила свое существование.

Революционное движение второй половины 60-х гг. развивалось в глубоком подполье.

В Москве возникла организация Ишутина, в которой, наряду с пропагандистской работой, существовала террористическая группа "Ад". Ее участник Каракозов в 1866 г. совершил неудачное покушение на Александра II. Это позволило правительству развернуть репрессии. В 1869 г. студентом Нечаевым создана тайная организация "Народная расправа". Нечаев избрал методом деятельности запугивание, шантаж, насилие. Это вызвало протест в организации. Нечаев организовал убийство не подчинившегося ему студента. Члены "Народной расправы" были арестованы.

В 70-х годах начался новый революционный подъем. Активными его участниками стали народники . Они назывались так потому, что пошли в народ, чтобы поднять его на революцию. Родоначальниками народничества были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский. Они сформулировали основное положение народнической доктрины - возможность непосредственного перехода России через общинное устройство к социализму, минуя капитализм.

Народники 70-х гг. отрицали государственность, политическую борьбу, верили в возможность радикальной революции в ближайшем будущем. Изначально в народничестве присутствовали две тенденции - революционная и реформистская. Радикально настроенная интеллигенция воспринимала идеи крестьянского социализма как призыв к непосредственному вооруженному восстанию; более умеренная ее часть - как программу постепенного движения по пути реформ.

Революционное народничество разделялось на три основных направления : бунтарское, пропагандистское и заговорщицкое. Бунтарское связано с идеологом анархистом М.М. Бакуниным. Основной задачей он считал разрушение государства, что приведет к социализму и всеобщему равенству, движущие силы видел в крестьянстве (крестьянский бунт) и люмпен-пролетариате. Пропагандистское направление, ратовавшее за подготовку революции пропагандой, возглавил П.П. Лавров. В своих "Исторических письмах" и издании "Вперед" он отстаивал роль интеллигенции в пропаганде революционных идей. Заговорщицкое, сравнительно малочисленное, представлял П.Н. Ткачев. Он возлагал надежды на захват власти интеллигентской группой и декретирование сверху социалистических преобразований.

Первой практической проверкой идеологии революционного народничества стало массовое "хождение в народ", предпринятое радикально настроенной молодежью в 1874 г. Но крестьянство оказалось невосприимчиво к идеям революции и социализма. "Хождение" закончилось массовыми арестами (более тысячи) народников. В то же время опыт "хождения в народ" способствовал организационному сплочению революционных сил. Неудача помогла осознать необходимость серьезной организации.

В 1876 г. была создана тайная революционная организация "Земля и воля" - централизованная, дисциплинированная и надежно законспирированная. Ее цель - передача всей земли крестьянам, общинное самоуправление. Землевольцы работали на селе врачами, учителями. Однако успехов они не добились, и их взгляды обращаются к террору.

В 1879 г. Соловьев неудачно покушается на Александра II. В этом же году "Земля и воля" распадается на две организации "Черный передел" и "Народную волю". Первая остается на позициях пропаганды. "Народная воля" переходит к массовому террору против сановников и царя.

Народовольцы выдвинули программу ликвидации самодержавия, введения демократических свобод и всеобщего избирательного права. Добиться этого рассчитывали террором, который бы поднял общество на всеобщую революцию. На рубеже 70-80 гг. снова сложилась революционная ситуация. Два покушения на царя - подрыв железной дороги под Москвой и взрыв в Зимнем дворце (Халтурин) - заставили Александра II начать ряд либеральных мер в отношении земств, цензуры, просвещения. Но 1 марта 1881 г. царь был смертельно ранен народовольцами. Убийство 1 марта обусловило наступление контрреформ 1881-1890 годов. Пользуясь возмущением населения, новый царь начал политическую реакцию. С этого времени наблюдается упадок революционного течения в народничестве.

Билет № 17. Развитие экономики и культуры России во второй половине 19 века.

Культура.

Условия развития.

1. Буржуазно-либеральные реформы 60-70-х гг.
2. Отмена крепостничества.
3. Огромное воздействие демократических и социальных идей на культуру.
4. Бурный процесс капитализации российской экономики в 80-е годы.

Просвещение.
Уровень грамотности населения повышается, открываются всевозможные учебные заведения: воскресные школы для взрослых, вольные крестьянские школы, земская школа, классические гимназии, высшие женские курсы. Увеличивает выпуск продукции полиграфическая промышленность. Значительную роль играли журналы "Современник", "Отечественная записка", "Русское слово" и др. Возрастает число библиотек. Вторая половина XIX в. - период выдающихся достижений науки и техники. Развивается химия (Менделеев, Зинин, Бутлеров), физика (Яблочков, Столетов, Попов, Можайский, Жуковский), космонавтика (Циолковский), биология (Сеченов, Павлов, Мечников, Ковалевский, Докучаев), география (Миклухо-Маклай, Пржевальский).

Литература.
Укрепляется светский язык. Популярность приобретают такие жанры как басня, ода, сатира, эпиграммы (Кантемир, Тредиаковский). Основоположник русской драматургии А.П. Сумароков (1717-1777). Посл. четверть XVIII в. Расцвет русского классицизма: Г.Р. Державин (оды), Д.И. Фонвизин ("Недоросль", "Бригадир"). Основоположник русского сентиментализма - Н.М. Карамзин ("Бедная Лиза", "Деревня", "История государства Российского" - исторический труд).

Изобразительное искусство.
В конце 50-х гг. обозначился поворот русского изобразительного искусства к критическому реализму. Романтичным характером отличались пейзажи Куинджи ("Украинская ночь", "Ночь на Днепре"), Шишкина ("Рожь", "Утро в сосновом бору"), Левитана ("Вечер на Волге", "Золотая осень", "Март"). Также знамениты портретист Репин, живописец Суриков ("Утро стрелецкой казни", "Боярыня Морозова"), Серов ("Девочка с персиками").

Театр и Музыка.
С развитием литературы неразрывно связано развитие музыки. Конец XIX в. - период достижений русской культуры связанный с именами Чайковского ("Щелкунчик", "Лебединое озеро"), Мусоргского ("Борис Годунов"), Римского-Корсакова ("Снегурочка", "Садко"), Рахманинова ("Алеко", "Утёс"), Стравинского ("Жар-птица", "Петрушка").

Итоги развития культуры XIX в.
1. Феномен взлёта русской духовной культуры позволяет назвать XIX в. золотым веком русской культуры.
2. Антикрепостническая, демократическая направленность русского искусства и вера в созидательные силы народа определила важнейшую его черту на протяжении всего XIX в.
3. Развитие естественных наук, широкие связи русских учёных с западными свидетельствовали о достаточном месте в России в мировом содружестве.
4. Русская культура XIX в. внесла огромный вклад в сокровищницу мировой культуры.
5. В XIX в. завершается процесс складывания русского литературного языка и формирования национальной культуры.

Экономика.

В первой половине 19 в. разложение феодально-крепостнического строя и складывание в его недрах капиталистического уклада сопровождалось новыми явлениями в экономике.
В 1893 г. в России начался промышленный подъем, продолжавшийся до 1899 г. Происходило бурное развитие всех отраслей промышленности, но особенно тяжелой. Наибольшим был рост производства в горнодобывающей и металлургической промышленности. Промышленный подъем 90-х годов сменился спадом. Обычно 1900-1903 гг. характеризуют как фазу кризиса, а 1904-1908 гг. - как состояние депрессии в русской промышленности.
В 90-е годы был принят ряд экономических мер, направленных на развитие промышленности и банковского дела.
- в 1891 г. начато строительство Транссибирской магистрали;
- в 1895 г. введена винная монополия;
- в 1897 г. проведена денежная реформа и др. Эти и другие мероприятия обусловили промышленный подъем.

Огромную роль в пореформенном развитии России играл транспорт, особенно ж/д. Ж/д. связали крупные зерновые регионы с промышленными центрами и портами. Построена основная часть Транссибирской магистрали.

Для второй половины 19 в. характерен значительный рост внутреннего и внешнего рынка. Основными внешнеторговыми партнерами России являлись Англия и Германия. 1909-1913 гг. отмечены новым значительным экономическим подъемом во всех отраслях промышленности. Он проходил уже в условиях господства монополий в экономике России. Заметных успехов достигло с/х. По объему производства зерна Россия занимала первое место в мире. В начале 20 в. возросло производство технических культур - картофеля, сахарной свеклы, льна и конопли. Характерным явлением в экономической жизни России начала 20 в. был бурный рост кооперативного движения. В экономической области правительству приходилось учитывать требования капиталистического развития - поддерживать промышленность и торговлю. С начала века самодержавие последовательно проводило политику протекционизма, иначе говоря, высоких охранительных пошлин на ввозимые из-за границы промышленные товары: этим преследовалась цель обеспечить развитие отечественной промышленности, оградив ее от иностранной конкуренции. Были учреждены Коммерческий и Мануфактурный советы, в которые вошли представители купечества, фабрикантов и заводчиков.

С конца 19 в. Россия в своем промышленном развитии в значительной степени опиралась на иностранные инвестиции. Приток иностранного капитала, с одной стороны, ускорял процесс индустриализации России, с другой - не мог не порождать зависимости от иностранного капитала. Под давлением отечественных промышленников Николай 2 издал указ, по которому иностранному капиталу разрешалось свободно размещаться в России, но вывоз сырья и прибыли был ограничен.
Россия отставала по общему экономическому уровню и по уровню жизни населения, лишь в сравнении с наиболее развитыми индустриальными странами - США, Англией, Францией, Германией. Развитием свой экономики Россия была обязана не столько заботам правительства, сколько труду многих миллионов крестьян и рабочих.
В 1907 г. в России установилась политическая система, которая знаменовала собой поворот к политической реакции, но вместе с тем проведение необходимых реформ, призванных предотвратить социальные потрясения и способствовать модернизации страны. Проводником этого курса стал Столыпин. С именем Столыпина связано проведение реформы крестьянского надельного землевладения. Аграрный вопрос занимал важнейшее место в социально-экономической и общественно-политической жизни России. В экономическом плане столыпинская реформа имела свои положительные стороны. В течение семи лет ее проведения были достигнуты заметные успехи в росте сельскохозяйственного производства.

Народничество – идейное течение радикального характера, выступавшее против крепостничества, за свержение самодержавия или за глобальное реформирование Российской Империи. В результате действий народничества был убит Александр 2, после чего организация фактически распалась. Неонародничество было восстановлено в в конце 1890-х годов в виде деятельности партии эсеров.

Основные даты:

  • 1874-1875 – «хождение народничества в народ».
  • 1876 – создание «Земля и воля».
  • 1879 – «Земля и воля» раскалывается на «Народная воля» и «Черный передел».
  • 1 марта 1881 – убийство Александра 2.

Видные исторические деятели народничества:

  1. Бакунин Михаил Александрович – один из ключевых идеологов народничества в России.
  2. Лавров Петр Лаврович – ученый. Так же выступил идеологом народничества.
  3. Чернышевский Николай Гаврилович – писатель и общественный деятель. Идеолог народничества и доноситель его основных идей.
  4. Желябов Андрей Иванович – входил в управление «Народной воли», один из организаторов покушения на Александра 2.
  5. Нечаев Сергей Геннадьевич – автор «Катехизиса революционера», активный революционер.
  6. Ткачев Петр Николаевич – активный революционер, один из идеологов течения.

Идеология революционного народничества

Революционное народничество в России зародилось в 60-х годах 19 века. Изначально она называлась не «народничество», а «общественный социализм». Автором этой теории выступили А.И. Герцен Н.Г. Чернышевский.

У России есть уникальный шанс перейти к социализму, минуя капитализм. Основным элементом перехода должна являться крестьянская община с ее элементами коллективного землепользования. В этом смысле Россия должна стать примером для остальных стран мира.

Герцен А.И.

Почему «Народничество» называется революционным? Потому что оно призывало к свержению самодержавия любым путем, в том числе и путем террора. Сегодня некоторые историки говорят о том, что это было новаторство народников, но это не так. Тот же Герцен в своей идее «общественного социализма» говорил, что террор и революция это один из методов достижения цели (хотя и крайний метод).

Идейные течения народничества 70-х годов

В 70-х года народничество вступило в новый этап, когда организация фактически была разделена на 3 различных идейных течения. У этих течений была общая цель – свержение самодержавия, но методы достижения этой цели различались.

Идейные течения народничества:

  • Пропагандистское. Идеолог – П.Л. Лавров. Основная идея – историческими процессами должны руководить люди мыслящие. Поэтому народничество должно идти в народ и просвещать его.
  • Бунтарское. Идеолог – М.А. Бакунин. Основная идея – поддерживались идеи пропагандистского свойства. Различие в том, что Бакунин говорил не просто о просвещении народа, но о призыве его браться за оружие против угнетателей.
  • Заговорщическое. Идеолог – П.Н. Ткачев. Основная идея – монархия в России слаба. Поэтому не нужно работать с народом, а нужно создавать тайную организацию, которая осуществит переворот и захват власти.

Все направления развивались параллельно.


Вхождение в народ – массовое движение, начавшееся в 1874 году, в котором приняли участие тысячи молодых людей России. Фактически они реализовывали идеологию народничества Лаврова и Бакунина, ведя пропаганду с жителями деревень. Они переходили из одной деревни в другую, раздавали людям агитационные материалы, беседовали с людьми, призывая их к активным действиям, объясняя, что дальше так жить нельзя. Для пущей убедительности вхождение в народ предполагало использование крестьянской одежды и беседы на понятном крестьянам языке. Но эта идеология была встречена крестьянами с подозрением. Они настороженно относились к незнакомым людям, говорящим «страшные речи», а также мыслили совсем не так как представители народничества. Вот, например, один из задокументированных разговоров:

- «Кому принадлежит земля? Она же Божья?» - говорит Морозов, один из активных участников вхождения в народ.

- «Божья она там, где не живет никто. А там где живут люди – земля человеческая» - был ответ крестьян.

Очевидно, что народничество с трудом себе представляло образ мысли простых людей, а значит и пропаганда их была крайне неэффективной. Во многом из-за этого уже к осени 1874 года «вхождение в народ» начало угасать. К этому же времени начались и репрессии правительства России против тех, кто «ходил».


В 1876 году была создана организация «Земля и воля». Это была тайная организация, которая преследовала одну цель – установление Республики. В качестве достижения этой цели была выбрана крестьянская война. Поэтому, начиная с 1876 года, основные усилия народничества направлялись на подготовку этой войны. В качестве подготовки были выбраны следующие направления:

  • Пропаганда. Опять члены «Земля и воля» обратились к народу. Они устраивались на должности учителей, врачей, фельдшеров, мелкими чиновниками. На этих должностях они агитировали народ к войне, по примеру Разина и Пугачева. Но в очередной раз пропаганда народничества среди крестьян никакого эффекта не дала. Не верили крестьяне этим людям.
  • Индивидуальный террор. Фактически речь идет о дезорганизаторской работе, при которой велся террор против видных и способных государственных деятелей. К весне 1879 года в результате террора были убиты глава жандармов Н.В. Мезенцев и губернатор Харькова Д.Н. Кропоткин. Кроме того было совершено неудачное покушение на Александра 2.

К лету 1879 года «Земля и воля» распадается на 2 организации: «Черный передел» и «Народная воля». Этому предшествовал съезд народников в Санкт-Петербурге, Воронеже и Липецке.


Черный передел

«Черный передел» возглавил Г.В. Плеханов. Он призывал отказаться от террора и вновь вернуться к пропаганде. Идея заключалась в том, что крестьяне просто были не готовы еще к той информации, которую народничество на них обрушило, но в скором времени крестьяне начнут все понимать и сами «возьмутся за вилы».

Народная воля

«Народная воля» управлялась А.И. Желябовым, А.Д. Михайловым, С.Л. Петровской. Они призывали еще активно использовать террор, как метод политической борьбы. Цель их была понятна – русский царь, за которым стали охотиться с 1879 по 1881 годы (8 покушений). Например, это привело к покушению на Александра 2 на Украине. Царь выжил, но погибло 60 человек.

Окончание деятельности народничества и краткие итоги

В результате покушений на императора в народе начались волнения. Александр 2 в этой ситуации создал специальную комиссию, возглавил которую М.Т. Лорис-Меликов. Этот человек усилил борьбу с народничеством и его террором, а также предложил проект закона, когда отдельные элементы местной власти могли быть переданы под управление «выборщикам». Фактически это было то, что требовали крестьяне, а значит этот шаг существенно укреплял монархию. Данный проект закона должен был быть подписан Александром 2 4 марта 1881 года. Но 1 марта народники совершили очередной террористический акт, убив императора.


К власти пришел Александр 3. «Народная воля» была закрыта, весь руководящий состав арестован и расстрелян по приговору суда. Террор, который развязали народовольцы, не был воспринят населением, как элемент борьбы за освобождение крестьян. Фактически речь идет о подлости этой организации, которая ставила перед собой высокие и правильные цели, но для достижения их выбирала самые подлые и низкие возможности.

Подготовка и отмена крепостного права на рубеже 50-60 гг. XIX в. способствовала подъему революционного движения . Волнения крестьян, недовольных реформой, активизировали другие слои общества, особенно студенчество. У революционных демократов, объединившихся вокруг журнала "Современник" и Чернышевского, возник план революционной агитации.

Чернышевский писал, что свободы можно добиться только организованным восстанием и призывал к нему готовиться. Затем последовала серия листовок революционной группы "Великорусс". Издание нелегальной агитационной литературы усилилось в 1862-1863 гг.

В 1861-1862 гг. после объединения революционных кружков возникла тайная организация "Земля и воля" с центром в Петербурге и отделениями в Москве и других городах. На ее идеологию решающее влияние оказали взгляды Чернышевского, Огарева, Герцена и Бакунина. Программные положения землевольцев сформулированы в нелегальном печатном органе "Свобода". Во главу угла ставились агитация и пропаганда. Цели: ликвидация самодержавия, установление демократических свобод через революционное восстание.

Волна революционного напряжения спала. В 1862 г. арестован Чернышевский, в начале 1864 г. "Земля и воля" прекратила свое существование.

Революционное движение второй половины 60-х гг. развивалось в глубоком подполье.

В Москве возникла организация Ишутина, в которой, наряду с пропагандистской работой, существовала террористическая группа "Ад". Ее участник Каракозов в 1866 г. совершил неудачное покушение на Александра II. Это позволило правительству развернуть репрессии. В 1869 г. студентом Нечаевым создана тайная организация "Народная расправа". Нечаев избрал методом деятельности запугивание, шантаж, насилие. Это вызвало протест в организации. Нечаев организовал убийство не подчинившегося ему студента. Члены "Народной расправы" были арестованы.

В 70-х годах начался новый революционный подъем. Активными его участниками стали народники . Они назывались так потому, что пошли в народ, чтобы поднять его на революцию. Родоначальниками народничества были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский. Они сформулировали основное положение народнической доктрины - возможность непосредственного перехода России через общинное устройство к социализму, минуя капитализм.

Народники 70-х гг. отрицали государственность, политическую борьбу, верили в возможность радикальной революции в ближайшем будущем. Изначально в народничестве присутствовали две тенденции - революционная и реформистская. Радикально настроенная интеллигенция воспринимала идеи крестьянского социализма как призыв к непосредственному вооруженному восстанию; более умеренная ее часть - как программу постепенного движения по пути реформ.

Революционное народничество разделялось на три основных направления : бунтарское, пропагандистское и заговорщицкое. Бунтарское связано с идеологом анархистом М.М. Бакуниным. Основной задачей он считал разрушение государства, что приведет к социализму и всеобщему равенству, движущие силы видел в крестьянстве (крестьянский бунт) и люмпен-пролетариате. Пропагандистское направление, ратовавшее за подготовку революции пропагандой, возглавил П.П. Лавров. В своих "Исторических письмах" и издании "Вперед" он отстаивал роль интеллигенции в пропаганде революционных идей. Заговорщицкое, сравнительно малочисленное, представлял П.Н. Ткачев. Он возлагал надежды на захват власти интеллигентской группой и декретирование сверху социалистических преобразований.

Первой практической проверкой идеологии революционного народничества стало массовое "хождение в народ", предпринятое радикально настроенной молодежью в 1874 г. Но крестьянство оказалось невосприимчиво к идеям революции и социализма. "Хождение" закончилось массовыми арестами (более тысячи) народников. В то же время опыт "хождения в народ" способствовал организационному сплочению революционных сил. Неудача помогла осознать необходимость серьезной организации.

В 1876 г. была создана тайная революционная организация "Земля и воля" - централизованная, дисциплинированная и надежно законспирированная. Ее цель - передача всей земли крестьянам, общинное самоуправление. Землевольцы работали на селе врачами, учителями. Однако успехов они не добились, и их взгляды обращаются к террору.

В 1879 г. Соловьев неудачно покушается на Александра II. В этом же году "Земля и воля" распадается на две организации "Черный передел" и "Народную волю". Первая остается на позициях пропаганды. "Народная воля" переходит к массовому террору против сановников и царя.

Народовольцы выдвинули программу ликвидации самодержавия, введения демократических свобод и всеобщего избирательного права. Добиться этого рассчитывали террором, который бы поднял общество на всеобщую революцию. На рубеже 70-80 гг. снова сложилась революционная ситуация. Два покушения на царя - подрыв железной дороги под Москвой и взрыв в Зимнем дворце (Халтурин) - заставили Александра II начать ряд либеральных мер в отношении земств, цензуры, просвещения. Но 1 марта 1881 г. царь был смертельно ранен народовольцами. Убийство 1 марта обусловило наступление контрреформ 1881-1890 годов. Пользуясь возмущением населения, новый царь начал политическую реакцию. С этого времени наблюдается упадок революционного течения в народничестве.