Ремонт Дизайн Мебель

Хронологическая таблица квинт гораций флакк. Квинт Гораций Флакк - краткая биография. Оды: политика, философия жизни, любовь

«Эподы» («Припевы») – сборник стихотворений, написанных ямбическим размером. В этих своих произведениях Гораций ориентируется на древнегреческого лирика Архилоха . В сборнике 17 эподов. В них звучат темы современной поэту римской действительности. Большинство эподов имеют характер личной инвективы, но с ориентацией на разоблачение отдельных моментов социальной действительности.

В эподе IV Гораций нападает на какого-то выскочку-вольноотпущенника (имя не называется), который благодаря своему богатству, «как видный всадник в первых рядах сидит» (стих 35); с гневом обрушивается поэт на распространенное в то время колдовство, клеймя старух, занимающихся этим ремеслом (нарицательное имя колдуньи Канидия) – эподы III, V, XII. В эподе V говорится об убийстве колдуньями мальчика с целью приготовить из его внутренностей «приворотное зелье». Гораций обращается к ним с угрозами:

«Всех вас, старухи мерзкие, каменьями
Побьет толпа на улице,
А трупы волки растерзают хищные
И птицы эсквилинские»
(эпод V, стихи 97 – 100; пер. Ф. А. Петровского).

С большой силой прозвучал мотив осуждения гражданских войн , потрясающих Рим и расшатывающих его былое могущество (эподы VII и XVI). Эпод VII, обращенный к римскому народу, начинается словами:

«Куда, куда вы валите, преступные,
Мечи в безумьи выхватив?!
Неужто мало и полей и волн морских
Залито кровью римскою?..»
(эпод VII, стихи 1–4; пер. А. Семенова-Тян-Шанского).

В эподе XVI, написанном в 40 г. до н. э. – за десять лет до выхода всего сборника, Гораций говорит о пагубных последствиях гражданских войн, о том, что Рим обрекает себя на самоубийственную гибель:

«Вот уже два поколенья томятся гражданской войною,
И Рим своей же силой разрушается...»
(эпод XVI, стихи 1–2; пер. А. Семенова-Тян-Шанского)

Поэт не видит выхода из создавшегося положения, он с упоением воспевает прекрасную жизнь на «блаженных островах», призывая своих соотечественников бежать на эти острова, которые еще не затронуты общим крушением. Но ответа на поставленный самим же поэтом вопрос о местонахождении сказочных счастливых островов в этом (XVI) эподе нет. Таким образом, «блаженные острова» – лишь несбыточная мечта. А после битвы при Акции в эподе IX, обращенном к Меценату , Гораций, осмеяв Антония за его подчинение Клеопатре , впервые прославляет принцепса. Это единственный из эподов, где поэт высказывает свою позитивную точку зрения и выражает положительное отношение к политическому деятелю. Что касается первого эпода (по местоположению в сборнике), то его следует выделить особо по программным мотивам, высказанным Горацием относительно своей жизненной позиции, и отношению к Октавиану Августу и Меценату. Стихотворение является последним из эподов по времени создания. Адресат этого произведения – покровитель поэта Меценат, о преданности которому и заявляет Гораций:

«И в этот, и во всякий я готов поход,
надеясь на любовь твою,
И вовсе не в надежде, что удастся мне
Побольше впрячь волов в плуги...»
(эпод I, стихи 23–26, пер. Н. Гинцбурга).

Близок к Архилоху по характеру нападок эпод X, адресованный литературному врагу Горация – поэту Мевию. Характер эпода пародийный, построен в духе распространенных в эллинистической литературе напутствий с пожеланием доброго пути. Однако не удач, а всяческих бед желает Гораций Мевию в пути, при этом адресат наделяется всякими оскорбительными именами:

«Тогда козел блудливый вместе с овцами
Да будет бурям жертвою!»
(эпод X, стихи 23–24; пер. Н. Гинцбурга).

В сборнике есть эподы с лирической тематикой – это эподы XI, XIII–XV. В них встречаются иронические и пародийные моменты, но резких нападок и обличений нет. В эподе XI пародируется сентиментальная любовная элегия. В эподе XIII, обращаясь к друзьям, поэт призывает, несмотря на тяжкие обстоятельства, «урвать часок, что послан случаем», ведь вино и песни спасают от тяжкой скорби. В эподе XIV, оправдываясь перед Меценатом в своем «вялом бездействии», Гораций подтверждает, что «давно уже обещал отделать песнь начисто», но ссылается на увлечение «рабыней Фриной» и в иронической форме говорит о силе любовных увлечений. В эподе XV, адресованном к женщине по имени Неэра, укоряет ее за измену и говорит о том, что будет возмездие – Флакк найдет себе другую, более достойную и тогда: «смеяться будет мой черед».

Гораций – «Сатиры»

Другая важная часть произведений Горация – «Сатиры» – представлена двумя сборниками: первый содержит 10 сатир, второй – 8. В сатирах поэт обращается к морально-философской тематике. Критикуя определенные человеческие пороки и недостатки, Гораций высказывает свои жизненные принципы. Главный принцип «довольства малым», основанный на философии Эпикура , выливается в проповедь сельской жизни на лоне природы, вдали от волнений городской суеты. Проблема личного счастья связана с философией умеренности, примером которой Гораций считает собственную жизнь; он довольствуется тихой жизнью в имении, подаренном ему Меценатом, где его обслуживает всего несколько рабов, и плодами земли своего имения.

Гораций читает свои сатиры Меценату. Картина Ф. Бронникова, 1863

Эта «философия умеренности» была своеобразной формой принятия режима Августа широкими кругами знати и самим поэтом, позволяющей им сохранять иллюзию независимости и свободы. Вместе с тем в сатирах Гораций не создает положительного идеала, хотя достаточно отчетливо показывает, как не надо жить. Порицая пороки и недостатки отдельных лиц, Гораций в своих произведениях избегает слишком резкой критики. Его сатира имеет характер проповеди добродетели и мудрости, она лишена резкости и обличительной силы. В ряде сатир (кн. I, сатиры 4, 10; кн. II, сатиры 1, 3) затрагиваются вопросы литературной теории. Полемическая часть этих произведений в большей степени связана с именем предшественника Горация в данном жанре – поэта Луцилия:

«Да, я, конечно, сказал, что стихи у Луцилия грубы,
Что без порядка бегут они. Кто же, бессмысленный, будет
В этом его защищать? Однако на той же странице
Я же его и хвалил: за едкую соль его шуток.
Эта заслуга – за ним, но другие признать не могу я»
(кн. I, сатира 1, стих 10; пер. М. Дмитриева).

Действительно, в сатирах Горация нет «едкой соли» Луцилия, дерзавшего на острые политические обличенья. Гораций обвиняет Луцилия в том, что сатиры его текут «мутным потоком», имея в виду поспешность в поэтической работе, которая приводила к недостаточной отделке стиха. Сам Гораций стремится к логичности в изложении мысли и изяществу в отделке своих произведений. Но Гораций признает заслуги Луцилия и называет его «изобретателем» жанра сатиры.

Гораций – «Оды»

Наибольшую славу принесли Горацию его «Оды» («Песни») – сборник лирических стихотворений, состоящий из четырех книг. В этих произведениях Гораций ориентируется на знаменитых греческих поэтов: Алкея , Сапфо , Анакреонта . Воспринимая лучшие их традиции, адаптируя их стихотворные размеры, используя достижения предшествующей римской поэзии, Гораций достигает вершины совершенства римской лирики.

Тематика горациевых од разнообразна: это и дружеские послания, и философские размышления, и гимны богам, любовная и гражданская лирика. Первая книга открывается стихотворением, где Гораций говорит о своем поэтическом призвании, получившем поддержку могущественного покровителя Мецената. К нему и обращены первые строки оды:

«Славный внук, Меценат, праотцов царственных,
О отрада моя, честь и прибежище!»
(кн. I, ода 1, стихи 1–2; пер. А. Семенова-Тян-Шанского).

Гораций перечисляет увлечения людей, которым они отдают предпочтение в своей жизни: спортивные состязания, политическая арена, сельское хозяйство, торговля, праздное времяпрепровождение, война, охота. Для каждого свое занятие составляет «высшее счастье». А затем в двух строфах (стихотворение написано первой асклепиадовой строфой) в изысканной поэтической форме говорит и о своем призвании: «к вышним близит меня роща прохладная, где ведут хоровод нимфы с сатирами». Гораций выражает свою надежду на милость Мецената:

«Если ж ты сопричтешь к мирным певцам меня
Я до звезд вознесу гордую голову»
(кн. I, ода I, стихи 35–36; пер. А. Семенова-Тян-Шанского).

Вторая же ода первой книги адресована Августу , которого Гораций изображает в виде бога Меркурия, «крылатого сына благодатной Майи», получившего на земле имя Цезаря. Так, уже начальные произведения сборника дают представление об идейной направленности лирики Горация. И в дальнейшем, углубляясь в чтение горациевых произведений, читатель может видеть, что политические мотивы, пронизывающие сборник, оказываются связанными с прославлением Августа и его политики.

Император Октавиан Август ("Август из Прима Порта"). Статуя I в. по Р. Х.

В духе официальной идеологии воспевает Гораций древнюю римскую доблесть и в так называемом цикле римских од (кн. III, оды 1–6), составляющих определенное тематическое единство и написанных одинаковым стихотворным размером – алкеевой строфой. Эти оды объединены общей темой – в них отражается положительный идеал, выдвигаемый программой Августа; в центре внимания поэта – государство и его интересы, поэт говорит о пагубном влиянии роскоши и богатства, рисует картину деградации римского общества, разрушаемого продажностью: «боец, чья вольность куплена золотом, смелей ли станет?» (кн. III, ода 5, стихи 25–26). Выход из создавшегося гибельного положения Гораций видит в реставрации старых порядков, в возвращении к верованиям богов, в восстановлении разрушенных храмов:

«Вины отцов безвинным ответчиком
Ты будешь, Рим, пока не восстановлены
Богов упавшие жилища,
Их изваяния в черном дыме»
(кн. III, ода 6, стихи 1–4; пер. Н. Шатерникова).

В своих произведениях Гораций обращает свой взор к патриархальным богам, что соответствовало официальной политике Августа, призывает к древнеримским добрым нравам, к простоте жизни и к прежней доблести (кн. III, ода 2). Воплощение доблести он видит в Августе, который возвышается над всеми людьми. В оде 3 книги III Гораций подготавливает апофеоз Августа: «приобщить его (имеется в виду Август) отныне к сонмам блаженных богов дозволю» (стихи 35–36). Правление Августа на земле сравнивается с царствованием Юпитера на небе (кн. III, ода 5). В «римских одах» выдержан принцип единства композиции, воспринятый от эллинистической поэзии: первое и последнее стихотворения цикла (оды 1 и 6) содержат одинаковое число стихов (по 48), оба адресованы к народу, правда, с небольшим различием: ода 1 обращена к молодежи, к новому поколению; в оде 6 возрастного ограничения нет.

Философские мотивы «горацианской мудрости», проходящие через весь сборник лирических стихов, связаны с восхвалением наслаждения радостями жизни: любовью, пирушками, благами и красотами природы. В духе поверхностно воспринятой эпикурейской философии поэт выдвигал принципы «лови день» (кн. I, ода 11) и «пользуйся настоящим, не думая о будущем» (кн. I, ода 25), т, е. наслаждайся радостями сегодняшнего дня. Этот призыв сочетается в произведениях Горация с проповедью «довольства малым» и жизненным принципом держаться «золотой середины», который получил оформление в оде к Лицинию (кн. II, ода 10):

«Выбрав золотой середины меру.
Мудрый избежит обветшалой кровли,
Избежит дворцов, что рождают в людях
Черную зависть.

Ветер гнет сильней вековые сосны,
Падать тяжелей высочайшим башням.
Молнии удар поражает чаще
Горные выси»
(кн. II, ода 10, стихи 5–12; пер. 3. Морозкиной).

Даже в такой традиционной для античной поэтической традиции теме, как пиры и вино, Гораций в отношении умеренности выдерживает свою точку зрения. В пиршественных стихах, которые часто встречаются в его лирике, он не дает воли вакхическому раздолью и не утрачивает власти над собственными поступками:

«Но для каждого есть мера в питье: Либер блюдет предел.
Бой кентавров возник после вина с родом лапифов – вот
Пьяным лучший урок»
(кн. I, ода 18, стихи 7–9; пер. Н. Гинзбурга).

В оде 3 книги II Гораций в соответствии с философскими взглядами умеренных стоиков пишет:

«Хранить старайся духа спокойствие
Во дни напасти; в дни же счастливые
Не опьяняйся ликованием,
Смерти подвластный, как все мы, Деллий»
(кн. II, ода 3, стихи 1–4; пер. А. Семенова-Тян-Шанского).

Значительное место занимают оды, посвященные друзьям. Особый интерес представляет стихотворение «К Помпею Вару» (кн. II, ода 7), переведенное А. С. Пушкиным, в котором Гораций вспоминает о своем бегстве с поля боя, когда он «бросил щит под Филиппами». Это было в 42 г. до н. э. после поражения республиканцев во главе с Брутом, под началом которого служил поэт. Тема «потери щита» встречалась в стихах греческих поэтов Архилоха, Алкея, Анакреонта. В произведениях Горация эта тема подаётся по-своему – автор пользуется литературными реминисценциями из греческой лирики.

В любовных одах Горация отсутствует страстность. Гораций никогда не находится во власти любви. Он наблюдает за чужими страстями (кн. I, ода 5) или зовет к радостям любви (кн. II, ода 12). Героини его лирических произведений многочисленны: Хлоя, Пирра, Лалага, Необула и др. Среди всех стихотворений на эту тему выделяется своей лирической тональностью только одна ода (кн. Ш, ода 9), адресованная Лидии. Это стихотворение представляет собой диалог между Горацием и Лидией, где в изящной форме и шутливом тоне поэт говорит о былой взаимной любви, о счастье новой любви при изменении объектов страсти, о возможности возобновления отношений друг с другом. Стихотворение заканчивается словами: «Жить с тобою хочу и умереть, любя». Но и в этом стихотворении на любовную тему, как и в других, Гораций не создает образа возлюбленной. Героини поэта мало конкретны, наделяются каждый раз каким-нибудь, свойственным только ей одной, качеством: Хлоя – пугливая и неприступная (кн. I, ода 23), Пирра – златоволосая (кн. I, ода 5), Гликера «сияет светлей мрамора Пароса» (кн. I, ода 19), Миртала «бурливей была моря» (кн. I, ода 33). Горацию чуждо страдание от измены возлюбленной: если отвергает одна, то можно найти утешение с другой. Поэтому он и сам с шутливым укором обращается к Барине, которая «с ума сводит юношей толпы»:

«Ты умеешь лгать, поминая в клятвах
И отцовский прах, и ночное небо,
И безмолвье звезд, и богов, не знавших
Смерти холодной.

Но от этих клятв лишь смешно Венере,
И смеются нимфы, и сам жестокий
Купидон, точа на бруске кровавом
Жгучие стрелы»
(кн. II, ода 8, стихи 9–16; пер. Ф. А. Петровского).

Любовные произведения Горация в большей степени, чем другие, испытали на себе влияние эллинистической, александрийской поэзии . Наиболее характерна в этом отношении в книге 1 ода 30, адресованная Венере.

Завершающие стихи книг II и III Гораций посвящает своему поэтическому призванию и теме бессмертия поэта в его творениях. Оду 20 книги II он начинает словами: «Вознесусь на крыльях мощных, невиданных, певец двуликий, в выси эфирные» (стихи 1–2).

Ода 30 книги III, получившая название «Памятник», обрела наивысшую славу и пользуется всемирной известностью. Вот заключительные строки этого произведения:

«...Славой заслуженной,
Мельпомена, гордись, и, благосклонная,
Ныне лаврами Дельф мне увенчай главу»
(кн. III, ода 30, стихи 14–16; пер. С. В. Шервинского).

Так заканчивается третья книга лирических стихов Горация.

По первоначальному замыслу поэта сборник должен был состоять из трех книг, а «Памятник» мыслился в качестве оды, завершающей этот труд. Но по настоянию Октавиана Августа спустя 10 лет после выхода в свет сборника из трех книг была написана и четвертая книга, содержащая 15 стихотворений. Поэт продолжает прославлять Августа и его политическую деятельность, а также воспевает пасынков принцепса – Тиберия и Друза ; много внимания уделяет теме бессмертия поэта.

Горацию принадлежит и юбилейный гимн («Вековая песнь»), написанный к всенародному торжеству, которое должно было знаменовать наступление «золотого века», обеспечиваемого Августом. Гимн написан для хорового исполнения. Его слова обращены к богам Аполлону и Диане с мольбой о содействии процветанию Рима и божественного Августа.

Гораций – «Послания»

Последние произведения Горация – «Послания». Это письма в стихотворной форме, имеющие определенных адресатов. Написаны они гекзаметром. Тематика посланий разнообразна в связи с привлечением обширного иллюстративного материала из жизни и литературы. Что же касается основной смысловой направленности, то в первом сборнике «Посланий» Гораций стремится раскрыть уже достигнутое им «искусство жить» (держаться «золотой середины», ничему не удивляться, уметь довольствоваться доступными радостями жизни), а второй сборник (из трех «Посланий») посвящен вопросам литературной теории. Следует особо отметить последнее «Послание» – «Послание к Пизонам» («Наука поэзии»). Это послание уже древние выделяли как отдельное произведение, рассматривая его как изложение теории поэтического искусства. Гораций формулирует важнейшие эстетические принципы классицизма о единстве, простоте и цельности произведения. Он говорит о содержательности искусства, о средствах воздействия на аудиторию, об общественном значении поэзии и о роли поэта. Большое внимание уделяется художественной форме и композиции произведения, критериям оценки поэтического мастерства. Сам поэт так говорит о задачах, которые ставит перед собой в этом, по его мнению, теоретическом руководстве:

«Сам не творя, покажу я, в чем дар, в чем долг стихотворца,
Что ему средства дает, образует его и питает,
Что хорошо, что нет, где верный путь, где неверный»
(Послания, кн. II, посл. 3, стихи 306–308; пер. Н. Гинзбурга).

«Наука поэзии» Горация является памятником античной классической эстетики. Это произведение послужило основой для «Поэтического искусства» Н. Буало.

Полное имя Горация, знаменитого древнеримского поэта, видной фигуры «золотого века» римской литературы - Квинт Гораций Флакк. Он родился в Венузии (юго-восток Италии) в 65 г. до н. э., 8 декабря. Его отец был вольноотпущенным рабом, и, несмотря на то, что сам Гораций, сын, де-юре считался свободнорожденным, «сомнительное» происхождение сказалось на формировании его личности, наложило определенный отпечаток на творчество.

Семья переехала из провинции в Рим, чтобы сын мог получить достойное образование, которое стало бы для него пропуском в другую жизнь. Отец зарабатывал посредничеством на аукционах, обеспечивая юному Горацию возможность выучиться. Его образование было типичным для знатной римской молодежи того времени. Двадцатилетним юношей Гораций уезжает в Афины, где поступает в Академию Платона . Успешное овладение греческим языком позволяло ему плодотворно заниматься изучением греческой философии и литературы.

В 44 г. до н. э. убивают Цезаря , и примерно спустя полгода после этого события Юний Брут, который был одним из организаторов убийства диктатора, прибывает в греческую столицу под предлогом посещения лекций философов. Истинной же целью была вербовка молодых людей в республиканскую армию, которая боролась бы с Октавианом и Антонием, преемниками Цезаря. Гораций вступает в ее ряды, в 22 года становится военным трибуном и отбывает в Малую Азию вместе с Брутом. В ноябре 42 г. до н. э. состоялась знаменитая битва при Филиппах, и участвовавший в ней Гораций дезертировал с поля боя. Армия Брута и Кассия потерпела поражение, а ее лидеры свели счеты с жизнью, что заставило будущего поэта отказаться от прежних убеждений. Позднее он говорил о своем увлечении республиканскими идеями как об иллюзии, которая едва не стоила ему жизни.

Примерно в 41 г. до н. э. он вернулся на родину, где узнал о кончине отца и о конфискации семейного имущества (Венузия была подарена ветеранам Цезаря). В 40 г. до н. э. сторонники Брута попали под амнистию, после чего Гораций переехал жить в столицу, где устроился работать секретарем.

К этому же периоду биографии относится начало его творческой деятельности. Первые стихи были написаны на латыни в 39-38 г. до н. э. и впоследствии легли в основу его первой книги «Сатир». Они привлекли к себе внимание общественности, и в 38 г. до н. э. Горация представили Меценату – известному покровителю людей искусства, соратнику и другу Октавиана. Это знакомство сыграло немаловажную роль в его поэтической карьере, однако Гораций, несмотря на открывшиеся перед ним перспективы в связи с приближенностью ко двору, не превратился в льстеца, хотя и был благодарен императору за прекращение затяжной гражданской войны. Сохранились сведения, что он ответил отказом на приглашение Октавиана Августа стать его личным секретарем.

Первый стихотворный сборник – «Сатиры», опубликованный в промежуток между 36 и 33 гг. до н. э., Гораций посвятил покровителю и другу Меценату. Вторая книга «Сатир» увидела свет в 30 г. до н. э., и в этом же году были опубликованы его «Эподы», воспевающие победу Августа над политическими противниками. С этого времени поэт начинает периодически писать лирику, и стихи этого жанра публиковались в сборниках под названием «Песни» (23 г. и 13 г. до н. э.). В 20 г. до н. э. вышла 1-ая книга Посланий – сборник философских писем.

В 17 г. до н. э. Рим отмечал череду государственных праздников, призванных символизировать начало эры его процветания, и именно Гораций получил от императора поручение создать для них гимн, что означало статус первого лица в литературе. Между 19 и 10 гг. до н. э. была написана вторая книга «Посланий», главным объектом которых на этот раз была литература.

Точку в биографии Горация поставила неожиданно развившаяся болезнь. 27 ноября 8 г. до н. э. великий поэт скончался на 57-ом году жизни и был похоронен возле могилы, в которой пару месяцев назад был погребен Меценат.

лат. Quintus Horatius Flaccus ; очень часто просто Гора́ций

древнеримский поэт «золотого века» римской литературы

Квинт Гораций

Краткая биография

Полное имя Горация , знаменитого древнеримского поэта, видной фигуры «золотого века» римской литературы - Квинт Гораций Эфлакк . Он родился в Венузии (юго-восток Италии) в 65 г. до н. э., 8 декабря. Его отец был вольноотпущенным рабом, и, несмотря на то, что сам Гораций, сын, де-юре считался свободнорожденным, «сомнительное» происхождение сказалось на формировании его личности, наложило определенный отпечаток на творчество.

Семья переехала из провинции в Рим, чтобы сын мог получить достойное образование, которое стало бы для него пропуском в другую жизнь. Отец зарабатывал посредничеством на аукционах, обеспечивая юному Горацию возможность выучиться. Его образование было типичным для знатной римской молодежи того времени. Двадцатилетним юношей Гораций уезжает в Афины, где поступает в Академию Платона . Успешное овладение греческим языком позволяло ему плодотворно заниматься изучением греческой философии и литературы.

В 44 г. до н. э. убивают Цезаря, и примерно спустя полгода после этого события Юний Брут, который был одним из организаторов убийства диктатора, прибывает в греческую столицу под предлогом посещения лекций философов. Истинной же целью была вербовка молодых людей в республиканскую армию, которая боролась бы с Октавианом и Антонием, преемниками Цезаря. Гораций вступает в ее ряды, в 22 года становится военным трибуном и отбывает в Малую Азию вместе с Брутом. В ноябре 42 г. до н. э. состоялась знаменитая битва при Филиппах, и участвовавший в ней Гораций дезертировал с поля боя. Армия Брута и Кассия потерпела поражение, а ее лидеры свели счеты с жизнью, что заставило будущего поэта отказаться от прежних убеждений. Позднее он говорил о своем увлечении республиканскими идеями как об иллюзии, которая едва не стоила ему жизни.

Примерно в 41 г. до н. э. он вернулся на родину, где узнал о кончине отца и о конфискации семейного имущества (Венузия была подарена ветеранам Цезаря). В 40 г. до н. э. сторонники Брута попали под амнистию, после чего Гораций переехал жить в столицу, где устроился работать секретарем.

К этому же периоду биографии относится начало его творческой деятельности. Первые стихи были написаны на латыни в 39-38 г. до н. э. и впоследствии легли в основу его первой книги «Сатир». Они привлекли к себе внимание общественности, и в 38 г. до н. э. Горация представили Меценату – известному покровителю людей искусства, соратнику и другу Октавиана. Это знакомство сыграло немаловажную роль в его поэтической карьере, однако Гораций, несмотря на открывшиеся перед ним перспективы в связи с приближенностью ко двору, не превратился в льстеца, хотя и был благодарен императору за прекращение затяжной гражданской войны. Сохранились сведения, что он ответил отказом на приглашение Октавиана Августа стать его личным секретарем.

Первый стихотворный сборник – «Сатиры», опубликованный в промежуток между 36 и 33 гг. до н. э., Гораций посвятил покровителю и другу Меценату. Вторая книга «Сатир» увидела свет в 30 г. до н. э., и в этом же году были опубликованы его «Эподы», воспевающие победу Августа над политическими противниками. С этого времени поэт начинает периодически писать лирику, и стихи этого жанра публиковались в сборниках под названием «Песни» (23 г. и 13 г. до н. э.). В 20 г. до н. э. вышла 1-ая книга Посланий – сборник философских писем.

В 17 г. до н. э. Рим отмечал череду государственных праздников, призванных символизировать начало эры его процветания, и именно Гораций получил от императора поручение создать для них гимн, что означало статус первого лица в литературе. Между 19 и 10 гг. до н. э. была написана вторая книга «Посланий», главным объектом которых на этот раз была литература.

Точку в биографии Горация поставила неожиданно развившаяся болезнь. 27 ноября 8 г. до н. э. великий поэт скончался на 57-ом году жизни и был похоронен возле могилы, в которой пару месяцев назад был погребен Меценат.

Биография из Википедии

Квинт Гора́ций Флакк (лат. Quintus Horatius Flaccus), очень часто просто Гора́ций (8 декабря 65 до н. э., Венузия - 27 ноября 8 до н. э., Рим) - древнеримский поэт «золотого века» римской литературы. Его творчество приходится на эпоху гражданских войн конца республики и первые десятилетия нового режима Октавиана Августа.

Квинт Гораций Флакк родился 8 декабря 65 года до н. э. в семье вольноотпущенника, владельца скромного имения в Венузии - римской военной колонии на юго-востоке Италии, на границе Лукании и Апулии. Его полное имя засвидетельствовано в его работах и в подписи к «Юбилейному Гимну», который он написал по поручению императора Августа к столетним играм 17 года до н. э.; «Quintus Horatius Flaccus carmen composuit» («Квинт Гораций Флакк сочинил песнь»).

Отец Горация был вольноотпущенником. Юридически дети вольноотпущенников приравнивались к свободнорождённым, но такое происхождение, тем не менее, рассматривалось как социальная неполноценность, которая окончательно сглаживалась только в следующем поколении. Этот фактор оказал определенное влияние на мировоззрение и творчество Горация. О матери поэт не рассказывает, хотя упоминает няню Пуллию.

Когда будущий поэт был ребёнком, его отец оставил имение, спокойную экономную жизнь в провинции и переехал в Рим, чтобы дать сыну должное столичное образование, которое могло бы ввести его в более высокие общественные круги. В столице отец исполнял должность комиссионера на аукционах, получая по одному проценту со сделки от покупателя и продавца. «Бедный, честный крестьянин», каким рисует отца Гораций, тем не менее, посредством такого занятия сумел покрывать расходы, связанные с образованием сына.

Гораций прошёл через все ступени образования, обычного у римской знати своего времени: от первоначального обучения в школе Орбилия в Риме, где он изучал «Латинскую Одиссею» Ливия Андроника и Гомера до платоновской Академии в Афинах, где он занимался греческой литературой и философией (Академия того времени служила своего рода университетом или высшей школой для молодой аристократии Рима; одним из «одноклассников» Горация был, например, сын Цицерона). В Афинах Гораций так хорошо овладел греческим, что даже писал на нём стихи.

Литературные и философские занятия Горация в Афинах были прерваны гражданской войной, наступившей после убийства Цезаря в 44 году до н. э. Осенью этого года, приблизительно через полгода после убийства Цезаря, в Афины прибыл Брут. Посещая философские лекции, он вербовал приверженцев республиканского строя для борьбы с преемниками Цезаря - Антонием и Октавианом. Как и Цицерон , Гораций стал сторонником дела республики и присоединился к Бруту.

Гораций поступил в армию Брута и получил даже несколько неожиданную для сына вольноотпущенника должность военного трибуна (то есть офицера легиона) - должности военных трибунов занимали в основном дети всадников и сенаторов, и она являлась первым шагом в карьере военного или магистрата. Этот факт позволяет предположить, что к этому времени Гораций (скорее всего, не без денег отца) обладал суммой в 400 000 сестерциев, то есть цензом, необходимым для зачисления в сословие всадников, какая сумма позже позволила ему вкупиться в коллегию писцов.

В битве при Филиппах в ноябре 42 года до н. э. войско Брута и Кассия было рассеяно и обращено в бегство, после чего и Брут и Кассий покончили самоубийством. После этого поражения Гораций пересмотрел свою позицию и отказался от какой-либо деятельности в этом направлении. Впоследствии Гораций неоднократно упоминал о своих ранних республиканских «иллюзиях» и авантюре, которая могла оказаться для него роковой. В одной из Од он обратился к своему другу Помпею, который также принимал участие в сражении при Филиппах, где сообщил, что выжил только «бросив щит и бежав с поля боя» (что, между прочим, считалось первым признаком трусости).

В Италию он вернулся, вероятно, в начале 41 года до н. э. Отца уже не было в живых; его родина, Венузия, попала в число городов, отданных ветеранам Цезаря, и наследственное имущество Горация оказалось конфискованным. После амнистии, объявленной в 40 году до н. э. сторонникам Брута, он приехал в Рим и остался там. Несмотря на собственные жалобы о бедности, которая заставляет его заняться поэзией, Гораций имел достаточно средств, чтобы вкупиться в коллегию квесторских писцов (по ведомству государственных финансов). Римское общество относилось с предубеждением к оплачиваемому труду, но на некоторые квалифицированные профессии такое отношение не распространялось; пожизненные должности этой коллегии считались почётными. Гораций работал секретарём (scriba quaestorius ), что обеспечило ему возможность жить в Риме и заниматься литературой.

Видимо, к 39-38 годам до н. э. относятся первые поэтические опыты Горация на латинском языке: гекзаметрические стихотворения, впоследствии ставшие первой книгой «Сатир», и ямбические, впоследствии ставшие «Эподами». Литературные поиски Горация перекликаются с классицистическим движением, которое возглавлял Публий Вергилий Марон и Луций Варий Руф. Оба старших поэта стали его друзьями. В 39-38 годах до н. э. они представил Горация Гаю Цильнию Меценату, близкому другу и соратнику Октавиана.

Меценат, после девятимесячных раздумий, приблизил к себе поэта. Попав в окружение Мецената и соответственно принцепса, Гораций сохранил присущую ему осмотрительность, не пытался выделиться, во всем проявлял уравновешенность. К программе социальных и политических реформ, проводимых Августом, Гораций относился с должным вниманием, не опускаясь, однако, до уровня «придворного льстеца». Горацием двигало не сколько согласие с идеологией принципата, сколько чувство благодарности за долгожданный мир, восстановленный Августом в Италии, в которой почти сто лет происходили гражданские войны.

Светоний свидетельствует, что Октавиан Август предложил Горацию должность своего личного секретаря. Это предложение, в общем сулившее большие выгоды, Горация привлечь не могло, и было им тактично отвергнуто. Гораций опасался в том числе того, что, приняв предложение, он лишится своей независимости, которой значительно дорожил.

В 38 году до н. э. Гораций предположительно присутствовал, вместе с Меценатом, при морском поражении Октавиана у мыса Палинур. В этом же году Гораций в обществе Мецената, юриста Кокцея Нервы (прадеда императора Марка Кокцея Нервы), Фонтена Капитона (уполномоченного и легата Антония в Азии), поэтов Вергилия, Вария, издателя «Энеиды» Плотия Тукки совершил путешествие в Брундизий; об этом путешествии идёт речь в известной Сатире (I 5). Между 36 и 33 годами до н. э. (наиболее вероятно зимой 36-35) вышел первый сборник стихотворений Горация, книга «Сатир», посвященная Меценату.

В своей поэзии Гораций всегда подчеркивал, что его отношения с Меценатом основаны на взаимном уважении и дружбе, независимо от социального статуса; он стремился развеять представление о том, что их отношения имели характер отношений патрона и клиента. Гораций никогда не злоупотреблял дружбой Мецената и не пользовался его расположением в ущерб кому-либо. Гораций был далёк от того, чтобы требовать от своего покровителя большего; он даже не пользовался этой дружбой, чтобы вернуть отцовское имение, конфискованное Октавианом в пользу ветеранов после сражения при Филиппах. Однако такое в известной мере зависимое состояние Горация не раз становилось источником щекотливых положений, из которых он всегда выходил с совершенным тактом и достоинством. Далекий от честолюбивых стремлений, заботам и хлопотам городской жизни Гораций предпочитал тихую и спокойную жизнь в деревне.

Сблизившись с Меценатом и его окружением, Гораций обзавёлся сильными покровителями и безусловно получил от Мецената существенные подарки. Предположительно в 33 году до н. э. Гораций приобрёл своё прославленное имение в Сабинских горах, на реке Тибур, около теперешнего Тиволи). (По некоторым текстам Горация был сделан вывод, что имение ему было подарено Меценатом (напр. Carmina II 18: 11-14), но ни сам Гораций, ни Светоний об этом не упоминают. Подобные фрагменты вообще проблематично рассматривать как непосредственное свидетельство того, что вилла Горация была подарком; вдобавок, существуют свидетельства о значительном собственном достатке Горация к этому времени.)

2 сентября 31 года до н. э. Гораций вместе с Меценатом присутствовали при битве у мыса Акций. В 30 году до н. э. вышла вторая книга «Сатир» и «Эподы», сборник из 17 стихотворений, которые он писал одновременно с сатирами. Название «Эподы» было дано сборнику грамматиками и указывает на форму двустиший, где короткий стих следует за длинным. Сам Гораций назвал эти стихотворения «ямбами»; образцом для них послужили ямбы греческого поэта первой половины VII века до н. э. Архилоха. Примечательно, что Гораций с самого начала творческого пути брал за образец древнегреческую классику, а не поэзию александрийцев, в соответствии с тенденцией своего времени и окружения.

Начиная с 30 года до н. э. Гораций с перерывами писал лирические стихотворения, первый сборник которых, книги Ι-III, вышел во второй половине 23 года до н. э. Лирические стихотворения вышли под названием «Песни» («Carmina»), но ещё в античности их стали называть одами. Это название сохранилось за ними до нашего времени. В античности греческий термин «ода» не был связан с собственно торжественным пафосом и употреблялся в значении «песня», как эквивалент латинского carmen .

Между 23 и 20 годами до н. э. Гораций старался держаться вдали от Рима, забросив «чистую поэзию» и вернувшись к полуфилософской «прозаической Музе» своих «Сатир». На этот раз уже не в полемической форме сатиры, а с преобладанием «мирного положительного» содержания; он написал 1-ю книгу «Посланий», в которую вошло двадцать стихотворений. Послания вышли в 20 (или в начале 19) года до н. э. В промежутке с конца 20 до осени 19 года до н. э. выходит Послание Юлию Флору, впоследствии второе во втором сборнике «Посланий».

В 17 году до н. э. с беспрецедентной торжественностью справлялись «вековые игры», празднество «обновления века», которое должно было знаменовать конец периода гражданских войн и начало новой эры процветания Рима. Август поручил Горацию написать гимн для церемонии праздников. Для поэта это явилось государственным признанием ведущего положения, которое он занял в римской литературе. Торжественный «Юбилейный гимн» был исполнен в храме Аполлона Палатинского хором из 27 юношей и 27 девушек 3 июня 17 года до н. э.

Можно сказать, что теперь, когда Гораций давно «охладел» к лирике, он стал популярным, признанным её мастером. Август обращается к Горацию с новым поручением написать стихотворения, прославляющие воинскую доблесть своих пасынков Тиберия и Друза. По словам Светония, сочинения Горация император «ценил до такой степени, и считал что они останутся на века, что не только возложил на него сочинение „Юбилейного гимна“, но и прославление винделикской победы Тиберия и Друза …заставив к тем трем книгам „Од“ после долгого перерыва добавить четвертую». Так, в 13 году до н. э. появилась 4-я книга од, в которую вошло пятнадцать стихотворений, написанных в дифирамбической манере древнегреческого поэта Пиндара. Империя окончательно стабилизировалась, и в одах уже не остается следа республиканской идеологии. Помимо прославления императора и его пасынков, внешней и внутренней политики Августа как носителя мира и благоденствия, сборник содержит вариации прежних лирических тем.

К последнему десятилетию жизни Горация относится также вторая книга «Посланий», посвященная вопросам литературы. Книга, состоящая из трех писем, создавалась между 19 и 10 годами до н. э. Первое послание, обращенное к Августу (который выражал своё неудовольствие по поводу того, что до сих пор ещё не попал в число адресатов) вышло предположительно в 12 году до н. э. Второе послание, обращенное к Юлию Флору, вышло раньше, между 20 и 19 годами до н. э.; третье, обращенное к Пизонам, вышло предположительно в 10 (и выходило отдельно, возможно, ещё в 18) году до н. э.

Смерть Горация наступила от внезапной болезни, незадолго до его 57-летия, 27 ноября 8 года. Как указывает Светоний, умер Гораций «через пятьдесят девять дней после смерти Мецената, на пятьдесят седьмом году жизни, наследником назначив Августа, при свидетелях устно, так как мучимый приступом болезни был не в силах подписать таблички завещания. Погребен и зарыт на окраине Эсквилина рядом с могилой Мецената».

Творчество

Горация много читалине только в древности, но и в новое время, поэтому до нас дошли все егопроизведения: сборник стихов «Ямбы», или «Эподы», две книги сатир(«Беседы»), четыре книги лирических стихотворений, известных под названием«Оды», юбилейный гимн «Песнь столетия» и две книги посланий.

Сатиры

Saturae , 1577

Вернувшись после амнистии в Рим и столкнувшись там с нуждой, для стартового сборника Гораций, тем не менее, избирает именно сатиру (несмотря на такую комбинацию факторов, как своё низкое происхождение и «подмоченную республиканскую» репутацию). Однако концепция Горация позволяет ему взяться за жанр, наименее подходящий для человека в его положении. В «Сатирах» Гораций не нападает на изъяны своих современников, но только демонстрирует их и высмеивает; изменять поведение людей или «наказывать» их Гораций не мыслит. Гораций не «брызжет яростью», но обо всем говорит с веселой серьёзностью, как человек доброжелательный. Он воздерживается от прямых порицаний, приглашает к размышлению о природе людей, оставляя за каждым право делать собственные выводы. Он не затрагивает актуальную политику и далек от личностей, его насмешки и поучения имеют общий характер.

Такая концепция совпадает со стремлениями Октавиана укрепить нравственные устои государства (следовательно, свой авторитет и свои позиции в Риме) посредством возврата к «добрым нравам» предков. (Пропаганда в этом направлении активно ведется под контролем самого Октавиана на протяжении всего первого десятилетия империи, когда Гораций писал «Сатиры».) Гораций считает, что примеры чужих пороков удерживают людей от ошибок. Эта позиция отвечает программе Октавиана, который считает, что сильная императорская власть необходима также и для контроля над «порочными представителями» общества.

Вместе с современной романтически настроенной интеллигенцией Гораций приходит к стоико-эпикурейской философии, проповедующей презрение к богатству и роскоши, стремление к «aurea mediocritas» («золотой середине»), умеренность во всем, довольство малым на лоне природы, наслаждение за бокалом вина. Это учение послужило той призмой, через которую Гораций стал рассматривать явления жизни. В тех случаях, когда эти явления вступали в противоречие с моралью философии, они естественно настраивали поэзию Горация на сатирический лад. Такая философия вызывала у него (как и у многих его современников), романтическое возвеличение доблести и строгости нравов прежних времен. Она же отчасти определила и форму его нелирических произведений - форму разговора по образцу так называемой «философской диатрибы» - диалога с мнимым собеседником, возражения которого автором опровергаются.

У Горация диатриба чаще видоизменяется в разговор автора с определенными лицами или, реже, в беседу разных лиц. Такова форма его «Сатир» (лат. satura - смесь, всякая всячина). Сам Гораций называет их «Sermones», «Беседы». Это написанные гекзаметром беседы на разные темы, часто в форме собственно «чистой» диатрибы. Они представляют собой сатиру в нашем смысле слова: или моралистического характера (против роскоши, зависти и пр.; напр. о преимуществах деревенской жизни, с басней о городской и сельской мыши, впоследствии переработанной Лафонтеном); или инвективного, нефилософского; или просто описания.

«Разговоры» Горация - настоящие «causeries» («беседы»); в обстановке зарождающейся монархии в них нет чувства политической независимости, характерного для сатир Луцилия, последователем которого Гораций себя считал.

Эподы

Первые эподы создавались ещё в то время, когда двадцатитрехлетний Гораций только вернулся в Рим, после битвы при Филиппах 42 г. до н. э.; они «дышат ещё не остывшим жаром гражданской войны». Другие были созданы незадолго до публикации, в конце войны между Октавианом и Антонием, накануне битвы при Акции 31 г. до н. э. и сразу после неё. Сборник также содержит «юношески пылкие строки», обращенные к недругам поэта и «пожилым прелестницам», домогающимся «молодой любви».

Уже в «Эподах» виден широкий метрический горизонт Горация; но пока, в отличие от лирических од, метры эподов не логаэдические, и восходят не к изысканным эолийцам Сапфо и Алкею, а «прямолинейному» горячему Архилоху. Первые десять эподов написаны чистым ямбом; в Эподах с XI по XVI соединяются разнодольные метры - трехдольные дактилические (гекзаметр) и двудольные ямбические (ямбический метр); Эпод XVII состоит из чистых ямбических триметров.

Среди тем ранних эподов особенно интересной и важной представляется тема гражданская; она проходит красной нитью через все творчество Горация, но с наибольшей силой и пафосом звучит, возможно, именно здесь, в этих ранних стихотворениях (Эпод VII, Эпод XVI). О том, как развивались взгляды Горация (как заканчивалась его «антиреспубликанская» трансформация), позволяют судить два «актийских» Эпода (I и IX), написанных в 31 г до н. э., в год битвы при Акции.

Между 33-31 гг. Гораций приобретает своё прославленное имение в Сабинских горах; новая деревенская обстановка, возможно, вдохновила Горация написать прославленный Эпод II.

Эподы XI, XIII, XIV, XV образуют особую группу: здесь нет ни политики, ни язвительности, насмешек, злого сарказма, свойственных ямбографии. Они отличаются особым настроением - Гораций явно пробует силы в области «чистой лирики», а эподы написаны уже не чистым ямбом, но квази-логаэдическими стихами. В «любовных» Эподах XIV и XV Гораций уже далеко отходит от лирики Архилоха. В смысле пыла и страсти Архилоху ближе лирика Катулла, спектр переживаний и сомнений которой сложнее и намного «взъерошеннее», чем у Горация. Лирика же Горация открывает иное чувство (можно сказать, более римское) - сдержанное, неповерхностное, прочувствованное одинаково «умом и сердцем» - согласованное с отточенным, бесстрастно-изящным образом его поэзии в целом.

Ближе всего к своим древним прототипам, эподам Архилоха, стоят Эподы IV, V, VI, VIII, X и XII. Язвительный сатирический тон в них «доходит до бичующего сарказма»; в то же время «пыл ненависти» в этих эподах явно более технологичен - для Горация, характерно сдержанного даже в пору «горячей ветреной юности», такой пыл здесь скорее художественный прием, инструмент.

Тем не менее, обычно сдержанный и изящно-бесстрастный даже в ранние годы, Гораций мог быть и яростен и циничен; откровенные до непристойности Эподы VIII и XII ставят немалые преграды перед переводчиками. Однако сам Гораций не испытывал в связи с ними никакого стеснения - подобные стихи были обычны в среде, для которой они предназначались. (Вообще, сохранившиеся фрагменты переписки Августа доносят до нас дух грубоватого цинизма, имевшего место среди ближайшего окружения принцепса.)

В коротких «Эподах», сильных и звучных, полных огня и юного пыла, заключено ясное видение мира, доступное настоящему гению. Мы находим здесь незаурядную палитру образов, мыслей и чувств, отлитых в чеканную форму, которая в целом для латинской поэзии была свежей и необычной. Эподам ещё недостает того кристально чистого звучания, неповторимой лаконичности и вдумчивой глубины, которой будут отличаться лучшие оды Горация. Но уже этой небольшой книгой стихов Гораций представил себя как «звезда первой величины» на литературном небосводе Рима.

Оды

От архилохова стиля эподов Гораций переходит к формам монодической лирики. Теперь его образцы - Анакреонт, Пиндар, Сапфо, в первую очередь Алкей, и Гораций видит своё право на литературное бессмертие в том, что он «первый свел эолийскую песнь на италийский лад». Первый сборник содержит стихотворения, написанные исконно греческими размерами: алкеевой строфой, сапфической, асклепиадовой и другими в различных вариациях. В сумме тринадцать строфических форм, и почти все они для латинской поэзии новые (только сапфическая строфа встречалась ранее у Катулла). В латинской трактовке греческих прототипов, обладающих «неродными» для латинского языка свойствами, Гораций обнаруживает метрическое мастерство, не превзойденное никем из последующих римских поэтов.

Оды отличаются высоким стилем, который отсутствует в эподах и от которого он отказывается в сатирах. Воспроизводя метрическое построение и общий стилистический тон эолийской лирики, Гораций во всем остальном идет по собственному пути. Как и в эподах, он использует художественный опыт разных периодов и часто перекликается с эллинистической поэзией. Древнегреческая форма служит облачением для эллинистически-римского содержания.

Отдельное место занимают т. н. «Римские оды» (III, 1-6), в которых наиболее законченно выражено отношение Горация к идеологической программе Августа. Оды связаны общей темой и единым стихотворным размером (излюбленной Горацием Алкеевой строфой). Программа «Римских од» такова: грехи отцов, совершенные ими во время гражданских войн и как проклятие тяготеющие над детьми, будут искуплены только возвращением римлян к старинной простоте нравов и древнему почитанию богов. «Римские оды» отражают состояние римского общества, вступившее в решающую стадию эллинизации, которая придала культуре Империи ясный греко-римский характер.

Любопытно, что ювелирно обработанная и «насыщенная мыслью», но сдержанная и бесстрастная лирика не встретила у современников того приема, которого ожидал автор. Её находили излишне аристократичной и недостаточно оригинальной (следует сделать вывод, что таково было мнение общей «образованной массы»).

В целом оды проводят все ту же мораль умеренности и квиетизма. В знаменитой 30 Оде третьей книги Гораций сулит себе бессмертие как поэту; ода вызвала многочисленные подражания, из которых наиболее известны подражания Державина и Пушкина .

Послания

По форме, содержанию, художественным приемам и разнообразию тем «Послания» сближаются с «Сатирами», с которых поэтическая карьера Горация начинается. Гораций сам указывает на связь посланий с сатирами, назвав их, как раньше «Сатиры», «беседами» («sermones»); в них, как до этого в сатирах, Гораций использует дактилический гекзаметр. Комментаторы всех периодов считают «Послания» значительным шагом в искусстве изображения внутренней жизни человека; сам же Гораций даже не причислял их к собственно поэзии.

Отдельное место занимает знаменитое «Послание к Пизонам» («Epistola ad Pisones»), названное позднее «Ars poëtica». Послание относится к типу «нормативных» поэтик, содержащих «догматические предписания» с позиций определенного литературного направления. В этом послании мы находим наиболее полное изложение теоретических взглядов Горация на литературу и тех принципов, которым в своей поэтической практике он следовал сам. Этим посланием Гораций включается в литературную полемику между поклонниками архаической литературы и почитателями современной поэзии (последние эпической напыщенности и примитивной форме старых поэтов противопоставляли поэзию субъективных чувств и отточенность поэтической техники). В послании звучит предостережение Августу, который намеревался возродить древний театр как искусство народных масс и использовать его в целях политической пропаганды. Гораций полагает, что принцепсу не следует угождать грубым вкусам и прихотям необразованной публики.

По сообщению античного комментатора, теоретическим источником Горация был трактат Неоптолема из Париона, которому он следует в расположении материала и в основных эстетических представлениях. (Поэзия вообще, поэтическое произведение, поэт - этот ход изложения Неоптолема сохранен у Горация.) Но Гораций не ставит целью создать какой-либо полный трактат. Свободная форма «послания» позволяет ему остановиться только на некоторых вопросах, более-менее актуальных с точки зрения литературных направлений в Риме. «Наука поэзии» представляет собой своего рода «теоретический манифест» римского классицизма времени Августа.

Юбилейный гимн

В 17 году до н. э. с беспрецедентной торжественностью справлялись «вековые игры», празднество «обновления века», которое должно было знаменовать конец периода гражданских войн и начало новой эры процветания Рима. Предполагалась сложная, тщательно разработанная церемония, которую, согласно официальному объявлению, «ещё никто не видел и никогда более не увидит» и в которой должны были принять участие знатнейшие люди Рима. Она завершалась гимном, подводившим итог всему празднеству. Гимн был поручен Горацию. Для поэта это явилось государственным признанием ведущего положения, которое он занял в римской литературе. Гораций принял поручение и решил этот вопрос превратив формулы культовой поэзии во славу живой природе и манифест римского патриотизма. Торжественный «Юбилейный гимн» был исполнен в храме Аполлона Палатинского хором из 27 юношей и 27 девушек 3 июня 17 г. до н. э.

Влияние

Сам поэт измерял в «Памятнике» своё литературное бессмертие вечностью римского государства, но наибольший расцвет его славы был ещё впереди. Начиная с каролингских времён интерес к Горацию возрастает; свидетельством этого интереса служат 250 дошедших до нас средневековых рукописей его произведений. В период раннего Средневековья морально-философские произведения Горация, сатиры и в особенности послания привлекали большее внимание, чем лирика; Горация почитали как моралиста и знали главным образом в качестве автора сатир и посланий. Ему, «сатирику Горацию», Данте (Ад IV) отводит место в Аиде вслед за Вергилием и Гомером.

Новую оценку принёс с собой Ренессанс, когда нарождавшаяся «буржуазная личность» противопоставила себя «церковному созерцанию». (Известно, что в 1347 г. рукопись с произведениями Горация приобрел Петрарка; в некоторых его стихотворениях обнаруживается явное влияние Горация.) Как лирический выразитель такого нового мироощущения, Гораций стал любимым поэтом Возрождения (вместе с Вергилием, и часто превосходя его). Гуманисты считали Горация «своим» всецело; но высоко ценили его также иезуиты - выхолощенный или христианизированный Гораций оказывал положительное нравственное воздействие на учеников. Картины простой деревенской («горацианской») жизни приходились по душе людям сходной с ним судьбы, близких вкусов (какими были, например, Петрарка, Ронсар, Монтень, Роберт Геррик, Бен Джонсон, Мильтон).

Лирические размеры Горация использовались в новолатинском стихосложении, что, как считается, особенно удачно получалось у немецкого гуманиста Конрада Цельтиса, который кроме того установил обычай петь оды Горация в школе (что в 16 в. стало повсеместной практикой). Впоследствии Горация стали переводить на новые языки (удачнее всего, как считается, на немецкий).

В России Горацию подражал Кантемир; увлекались им Пушкин, Дельвиг, Майков и другие.

«Искусство поэзии» оказало колоссальное влияние на литературную критику; из него заимствовались классические принципы, ссылками на него обосновывались старания обуздать излишества барокко. Из «Ars poëtica» для своей «Поэтики» много заимствует Буало; им восторгается Байрон , его изучают Лессинг и др. Однако «Буре и натиску», другим движениям романтиков было не по пути с «певцом благоразумия, уравновешенности и умеренности», и с той поры популярность Горация больше не поднималась на прежнюю высоту.

После изобретения книгопечатания ни один античный автор не издавался столько раз, сколько Гораций. Его наследие вызвало огромное количество как новолатинских, так и национальных подражаний и сыграло большую роль в формировании новоевропейской лирики.

В честь Горация назван кратер на Меркурии.

Изречения

Carpe diem - «хватай день» (Carmina I 11, 8). В полном виде: «carpe diem quam minimum credula postero», «пользуйся (каждым) днем, как можно менее полагаясь на следующий»

Dulce et decorum est pro patria mori - «Красиво и сладко умереть за отечество» (Carmina III 2, 13). Часто использовавшийся в газетах Первой мировой войны лозунг; также заглавие горько ироничного стихотворения английского поэта Уилфреда Оуэна «Dulce Et Decorum Est» об этой войне.

Sapere aude - «решись быть мудрым» (Epistulae I 2, 40). Изречение было воспринято Иммануилом Кантом и стало своеобразным лозунгом Эпохи Просвещения. Данное изречение является девизом Московского физико-технического института (вариант «дерзай знать»).

Произведения

В хронологическом порядке:

  • Sermonum liber primus, Сатиры I (35 до н. э.)
  • Epodes, Эподы (30 до н. э.)
  • Sermonum liber secundus, Сатиры II (30 до н. э.)
  • Carminum liber primus, Оды I (23 до н. э.)
  • Carminum liber secundus, Оды II (23 до н. э.)
  • Carminum liber tertius, Оды III (23 до н. э.)
  • Epistularum liber primus, Послания I (20 до н. э.)
  • Ars Poetica, Послание Пизонам (24/10 до н. э.)
  • Carmen Saeculare, Вековой Гимн (17 до н. э.)
  • Epistularum liber secundus, Послания II (14 до н. э.)
  • Carminum liber quartus, Оды IV (13 до н. э.)

Переводы

  • В серии «Loeb classical library» сочинения изданы в 2 томах (№ 33, 194).
  • В серии «Collection Budé» сочинения изданы в 3 томах.

Переводы на русский язык

Среди переводивших произведения на русский язык:

  • Артюшков, Алексей Владимирович
  • Барков, Иван Семёнович
  • Водовозов, Василий Иванович
  • Давыдов, Денис Васильевич
  • Дельвиг, Антон Антонович
  • Державин, Гавриил Романович
  • Дмитриев, Михаил Александрович
  • Загорский, Михаил Павлович
  • Казанский, Борис Васильевич
  • Красинский, Адам Станислав
  • Крестовский, Всеволод Владимирович
  • Крешев, Иван Петрович
  • Ломоносов, Михаил Васильевич
  • Майков, Аполлон Николаевич
  • Мерзляков, Алексей Фёдорович
  • Модестов, Василий Иванович
  • Норов, Авраам Сергеевич
  • Ошеров, Сергей Александрович
  • Позняков, Николай Сергеевич
  • Пушкин, Александр Сергеевич
  • Срезневский, Иван Евсеевич
  • Тютчев, Фёдор Иванович
  • Фет, Афанасий Афанасьевич
  • Филимонов, Владимир Сергеевич
  • Шаховской, Александр Александрович
  • Шебор, Осип Антонович

Неоднократно выходили «школьные издания» избранных стихов Горация.

Основные русские переводы:

  • Квинта Горация Флакка Десять писем первой книги. / Пер. Харитона Макентина. 2-е изд. - СПб., 1744. - 81, 24 стр.
  • Письмо Горация Флакка о стихотворстве к Пизонам. / Пер. Н. Поповского. - СПб., 1753. - 40 стр.
  • Квинта Горация Флакка Сатиры, или Беседы с примечаниями. / Пер. И. С. Баркова. - СПб., 1763. - 184 стр.
  • Наука поэзии, или Послание к Пизонам Кв. Горация Флакка . / Пер. и прим. М. Дмитриева. - М., 1853. - 90 стр.
  • Оды Квинта Горация Флакка . / Пер. А. Фета. - СПб., 1856. - 130 стр.
  • Сатиры Квинта Горация Флакка . / Пер. М. Дмитриева. - М., 1858. - 191 стр.
  • К. Гораций Флакк . / В пер. А. Фета. - М., 1883. - 485 стр. (почти полный перевод (с незначит. проп.) )
  • Избранные стихотворения . / Перевод и комментарии О. А. Шебора. - СПб., 1894. - Вып. 1-2. Первое издание. (Всего 16 изданий.)

Квинт Гораций Флакк (лат. Quintus Horatius Flaccus). Родился 8 декабря 65 до н. э., Венузия - умер 27 ноября 8 до н. э., Рим. Древнеримский поэт «золотого века» римской литературы. Его творчество приходится на эпоху гражданских войн конца республики и первые десятилетия нового режима Октавиана Августа.

Квинт Гораций Флакк родился 8 декабря 65 года до н. э. в семье вольноотпущенника, владельца скромного имения в Венузии, римской военной колонии на юго-востоке Италии, на границе Лукании и Апулии. Его полное имя засвидетельствовано в его работах и в подписи к «Юбилейному Гимну», который он написал по поручению императора Августа к столетним играм 17 года до н. э.; «Quintus Horatius Flaccus carmen composuit» («Квинт Гораций Флакк сочинил песнь»).

Отец Горация был вольноотпущенником. Юридически дети вольноотпущенников приравнивались к свободнорожденным, но такое происхождение, тем не менее, рассматривалось как социальная неполноценность, которая окончательно сглаживалась только в следующем поколении. Этот фактор оказал определенное влияние на мировоззрение и творчество Горация. О матери поэт не рассказывает, хотя упоминает няню Пуллию.

Когда будущий поэт был ребёнком, его отец оставил имение, спокойную экономную жизнь в провинции и переехал в Рим, чтобы дать сыну должное столичное образование, которое могло бы ввести его в более высокие общественные круги. В столице он исполнял должность комиссионера на аукционах, получая по одному проценту со сделки от покупателя и продавца. «Бедный, честный крестьянин», каким рисует отца Гораций, тем не менее, посредством такого занятия сумел покрывать расходы, связанные с образованием сына.

Гораций прошёл через все ступени образования, обычного у римской знати своего времени: от первоначального обучения в школе Орбилия в Риме, где он изучал «Латинскую Одиссею» Ливия Андроника и Гомера до платоновской Академии в Афинах, где он занимался греческой литературой и философией. (Академия того времени служила своего рода университетом или высшей школой для молодой аристократии Рима; одним из «одноклассников» Горация был, например, сын .) В Афинах Гораций так хорошо овладел греческим, что даже писал на нём стихи.

Литературные и философские занятия Горация в Афинах были прерваны гражданской войной, наступившей после убийства Цезаря в 44. Осенью этого года, приблизительно через полгода после убийства Цезаря, в Афины прибывает Брут. Посещая философские лекции, он вербует приверженцев республиканского строя для борьбы с преемниками - Антонием и Октавианом. Как и Цицерон, Гораций становится сторонником дела республики и присоединяется к Бруту.

Гораций поступает в армию Брута и получает даже несколько неожиданную для сына вольноотпущенника должность военного трибуна (tribunus militum), то есть офицера легиона; должности военных трибунов занимали в основном дети всадников и сенаторов, и она являлась первым шагом в карьере военного или магистрата. Этот факт позволяет предположить, что к этому времени Гораций (скорее всего, не без денег отца) обладал суммой в 400 000 сестерциев, то есть цензом, необходимым для зачисления в сословие всадников, какая сумма позже позволила ему вкупиться в коллегию писцов.

В битве при Филиппах в ноябре 42 войско Брута и Кассия было рассеяно и обращено в бегство, после чего оба Брут и Кассий кончают самоубийством. После этого поражения Гораций пересматривает свою позицию и отказывается от какой-либо деятельности в этом направлении. Впоследствии Гораций неоднократно упоминает о своих ранних республиканских «иллюзиях» и авантюре, которая могла оказаться для него роковой. В одной из Од он обращается к своему другу Помпею, который также принимал участие в сражении при Филиппах, где сообщает, что выжил только «бросив щит и бежав с поля боя» (что, между прочим, считалось первым признаком трусости).

В Италию он возвращается, вероятно, в начале 41. Отца уже не было в живых; его родина, Венузия, попала в число городов, отданных ветеранам Цезаря, и наследственное имущество Горация оказывается конфискованным. После амнистии, объявленной в 40 г. сторонникам Брута, он приезжает в Рим и остается там. Несмотря на собственные жалобы о бедности, которая заставляет его заняться поэзией, Гораций имеет достаточно средств, чтобы вкупиться в коллегию квесторских писцов (по ведомству государственных финансов). Римское общество относилось с предубеждением к оплачиваемому труду, но на некоторые квалифицированные профессии такое отношение не распространялось; пожизненные должности этой коллегии считались почетными. Гораций работает секретарем (scriba quaestorius), что обеспечивает ему возможность жить в Риме и заниматься литературой.

Видимо, к 39-38 относятся первые поэтические опыты Горация на латинском языке: гекзаметрические стихотворения, впоследствии ставшие первой книгой «Сатир», и ямбические, впоследствии ставшие «Эподами». Литературные поиски Горация перекликаются с классицистическим движением, которое возглавляют и Луций Варий Руф. Оба старших поэта становятся его друзьями. В 39-38 годах они представляют Горация Гаю Цильнию Меценату, близкому другу и соратнику Октавиана.

Меценат, после девятимесячных раздумий, приближает к себе поэта. Попав в окружение Мецената и соответственно принцепса, Гораций сохраняет присущую ему осмотрительность, не пытается выделиться, во всем проявляет уравновешенность. К программе социальных и политических реформ, проводимых Августом, Гораций относится с должным вниманием, не опускаясь, однако, до уровня «придворного льстеца». Горацием движет не сколько согласие с идеологией принципата, сколько чувство благодарности за долгожданный мир, восстановленный Августом в Италии, в которой почти сто лет происходили гражданские войны.

Свидетельствует, что Октавиан Август предложил Горацию должность своего личного секретаря. Это предложение, в общем сулившее большие выгоды, Горация привлечь не могло и было им тактично отвергнуто. Гораций опасается в том числе того, что, приняв предложение, он лишится своей независимости, которой значительно дорожил.

В 38 Гораций предположительно присутствует, вместе с Меценатом, при морском поражении Октавиана у мыса Палинур. В этом же году Гораций в обществе Мецената, юриста Кокцея Нервы (прадеда императора Марка Кокцея Нервы), Фонтена Капитона (уполномоченного и легата Антония в Азии), поэтов Вергилия, Вария, издателя «Энеиды» Плотия Тукки совершает путешествие в Брундизий; об этом путешествии идет речь в известной Сатире. Между 36 и 33 (наиболее вероятно зимой 36-35) выходит первый сборник стихотворений Горация, книга «Сатир», посвященная Меценату.

В своей поэзии Гораций всегда подчеркивает, что его отношения с Меценатом основаны на взаимном уважении и дружбе независимо от социального статуса; он стремится развеять представление о том, что их отношения имели характер отношений патрона и клиента. Гораций никогда не злоупотребляет дружбой Мецената и не пользуется его расположением в ущерб кому-либо. Гораций далек от того, чтобы требовать от своего покровителя большего; он даже не пользуется этой дружбой, чтобы вернуть отцовское имение, конфискованное Октавианом в пользу ветеранов после сражения при Филиппах. Однако такое в известной мере зависимое состояние Горация не раз становится источником щекотливых положений, из которых он всегда выходит с совершенным тактом и достоинством. Далекий от честолюбивых стремлений, заботам и хлопотам городской жизни Гораций предпочитает тихую и спокойную жизнь в деревне.

Сблизившись с Меценатом и его окружением, Гораций обзаводится сильными покровителями и безусловно получает от Мецената существенные подарки. Предположительно в 33 Гораций приобретает свое прославленное имение в Сабинских горах, на реке Тибур, около теперешнего Тиволи). (По некоторым текстам Горация был сделан вывод, что имение ему было подарено Меценатом, но ни сам Гораций, ни Светоний об этом не упоминают. Подобные фрагменты вообще проблематично рассматривать как непосредственное свидетельство того, что вилла Горация была подарком; вдобавок, существуют свидетельства о значительном собственном достатке Горация к этому времени.)

2 сентября 31 до н. э. Гораций вместе с Меценатом присутствует при битве у мыса Акций. В 30 до н. э. выходит вторая книга «Сатир» и «Эподы», сборник из 17 стихотворений, которые он писал одновременно с сатирами. Название «Эподы» было дано сборнику грамматиками и указывает на форму двустиший, где короткий стих следует за длинным. Сам Гораций назвал эти стихотворения «ямбами»; образцом для них послужили ямбы греческого поэта первой половины VII в. до н. э. Архилоха. Примечательно, что Гораций с самого начала творческого пути берет за образец древнегреческую классику, а не поэзию александрийцев, в соответствии с тенденцией своего времени и окружения.

Начиная с 30 года Гораций с перерывами пишет лирические стихотворения, первый сборник которых, книги Ι-III, выходит во второй половине 23. Лирические стихотворения вышли под названием «Песни» («Carmina»), но ещё в античности их стали называть одами. Это название сохранилось за ними до нашего времени. В античности греческий термин «ода» не был связан с собственно торжественным пафосом и употреблялся в значении «песня», как эквивалент латинского carmen.

Между 23 и 20 годами Гораций старается держаться вдали от Рима, забрасывает «чистую поэзию» и возвращается к полуфилософской «прозаической Музе» своих «Сатир». На этот раз уже не в полемической форме сатиры, а с преобладанием «мирного положительного» содержания; он пишет 1-ю книгу «Посланий», в которую вошло двадцать стихотворений. Послания выходят в 20 (или в начале 19). В промежутке с конца 20 до осени 19 выходит Послание Юлию Флору, впоследствии второе во втором сборнике «Посланий».

В 17 с беспрецедентной торжественностью справлялись «вековые игры», празднество «обновления века», которое должно было знаменовать конец периода гражданских войн и начало новой эры процветания Рима. Август поручил Горацию написать гимн для церемонии праздников. Для поэта это явилось государственным признанием ведущего положения, которое он занял в римской литературе. Торжественный «Юбилейный гимн» был исполнен в храме Аполлона Палатинского хором из 27 юношей и 27 девушек 3 июня 17 до н. э.

Можно сказать, что теперь, когда Гораций давно «охладел» к лирике, он стал популярным, признанным её мастером. Август обращается к Горацию с новым поручением написать стихотворения, прославляющие воинскую доблесть своих пасынков Тиберия и Друза. По словам Светония, сочинения Горация император «ценил до такой степени, и считал что они останутся на века, что не только возложил на него сочинение „Юбилейного гимна“, но и прославление винделикской победы Тиберия и Друза …заставив к тем трем книгам „Од“ после долгого перерыва добавить четвертую». Так, в 13 появилась 4-я книга од, в которую вошло пятнадцать стихотворений, написанных в дифирамбической манере древнегреческого поэта Пиндара. Империя окончательно стабилизировалась, и в одах уже не остается следа республиканской идеологии. Помимо прославления императора и его пасынков, внешней и внутренней политики Августа как носителя мира и благоденствия, сборник содержит вариации прежних лирических тем.

К последнему десятилетию жизни Горация относится также вторая книга «Посланий», посвященная вопросам литературы. Книга, состоящая из трех писем, создавалась между 19 и 10 годами. Первое послание, обращенное к Августу (который выражал свое неудовольствие по поводу того, что до сих пор ещё не попал в число адресатов) вышло предположительно в 12. Второе послание, обращенное к Юлию Флору, выходило раньше, между 20 и 19 годами; третье, обращенное к Пизонам, вышло предположительно в 10 (и выходило отдельно, возможно, ещё в 18).

Смерть Горация наступила от внезапной болезни, незадолго до его 57-летия, 27 ноября 8 года. Как указывает Светоний, умер Гораций «через пятьдесят девять дней после смерти Мецената, на пятьдесят седьмом году жизни, наследником назначив Августа, при свидетелях устно, так как мучимый приступом болезни был не в силах подписать таблички завещания. Погребен и зарыт на окраине Эсквилина рядом с могилой Мецената».

Квинт Гораций Флакк (65 до н. э.-8 до н. э.) – поэт древнеримской эпохи. Период его творчества совпал с гражданской войной, концом республики и зарождением нового режима Октавиана Августа. В литературе древнего Рима это был «золотой век».

Происхождение

Гораций появился на свет 8 декабря 65 года до н. э. Отец его в прошлом был рабом, отпущенным потом на свободу, владел скромным имением в итальянской коммуне Венузии (военная колония Рима в юго-восточной части Италии, расположенная на стыке областей Апулии и Лукании). Полное имя поэта известно из его работ. Когда император Август дал ему поручение сочинить «Юбилейный гимн», то в подписи к этому произведению было указано «Песнь написал Квинт Гораций Флакк».

Так как родитель Горация был из вольноотпущенников, то юридически его сын приравнивался к ребёнку свободнорождённому. Но всё равно такое происхождение в социальном обществе считалось неполноценным, сгладить его окончательно можно было лишь через одно поколение. Этот факт повлиял на творческое направление и мировоззрение будущего поэта.

О маме своей нигде и ни разу в произведениях Гораций не упоминал, поэтому о женщине, которая его родила, ничего не известно. Есть лишь несколько упоминаний о некой няне Пуллии.

Образование

Семья спокойно жила в провинциальном имении и вела довольно экономную жизнь. Но когда мальчик стал подрастать, отец принял решение всё оставить и переехать в Рим. Ему хотелось, чтобы сын вышел в более высокое общество, а для этого необходимо было получить приличное образование в столице. Гораций описывал своего отца как бедного и честного крестьянина. Тем не менее он сумел найти в столице занятие, при помощи которого покрыл расходы на достойное образование сына. В Риме отец устроился подрабатывать на аукционах комиссионером. Покупатель и продавец платили ему по одному проценту от сделки.

Все этапы образования, которые проходила римская знать того времени, Гораций с успехом выдержал. Первоначальное обучение он получил в Римской школе Орбилия, где им преподавали «Латинскую Одиссею» древнеримского драматурга и поэта Ливия Андроника и древнегреческого поэта-сказителя Гомера.

Затем продолжил обучение в Афинах в платоновской Академии, где изучал греческую философию и литературу. Эта Академия давала университетские знания, считалась высшей школой, в ней обучались римские молодые аристократы. К примеру, вместе с Горацием учился сын древнеримского философа, оратора и политического деятеля Цицерона. В Афинской Академии Гораций очень хорошо изучил греческий язык, потом даже писал на нём свои поэтические произведения.

Период гражданской войны

Обучение философии и литературе в Афинах Горацию пришлось прервать, так как в 44 году до н. э. убили Цезаря, что послужило началом гражданской войны. Прошло полгода после гибели правителя, и в Афины явился Брут. Он стал посещать философские занятия, но на самом деле во время лекций занимался вербовкой в свою команду сторонников республиканского строя. Брут призывал бороться с приемниками Цезаря – Антонием и Октавианом.

Гораций поддержал республиканцев, встал на сторону Брута и вступил в его армию. В римском легионе ему досталась неожиданная командная должность военного трибуна. По сути, он стал офицером легиона, а тогда подобные должности в основном доставались детям привилегированных древнеримских сословий (сенаторам либо всадникам). Такая должность вполне могла послужить началом карьеры военного, а в мирное время с нею можно было найти работу в сословных органах городского управления.

Скорее всего к этому времени отец Горация обладал достаточными денежными средствами, которые позволили зачислить его сына в сословие всадников. В Древнем Риме всё это определялось в результате ценза – своеобразной переписи имущества и состояния граждан с целью разделения общества на военные и социально-политические сословия.

Осенью 42 года до н. э. при Филиппах состоялось сражение республиканских войск под предводительством Кассия и Брута с армией Октавиана и Антония. Республиканцы были разгромлены и обратились в бегство. Гораций после этого пересмотрел свои взгляды, полностью поменял позиции в отношении власти и много раз говорил потом, что это были его ранние республиканские авантюры и иллюзии, которые чуть не стоили ему жизни. Хоть это и был первый признак трусости, но Гораций не скрывал: он остался живым только благодаря тому, что бросил щит и убежал с поля боя.

Возвращение в Рим

В начале 41 года до н. э. Гораций вернулся домой в Венузию, к тому времени уже умер его отец. А родная провинция вошла в список населённых пунктов, которые были отданы в качестве вознаграждения ветеранам армии Цезаря. Всё имущество и наследство Горация было конфисковано.

В 40 году до н. э. была объявлена амнистия сторонникам Брута, и Гораций уехал в Рим. Хоть он и жаловался на бедность и нищенское положение, заставившие его заниматься поэзией, у Горация были средства, которые он заплатил, чтобы получить должность в коллегии квесторских писцов. Он трудился на должности секретаря, тем самым обеспечив себе проживание в Риме и возможность свободно заниматься литературой.

Спустя 1-2 года он сочинил свои первые поэтические произведения на латинском языке. Это были стихи в античном классическом размере гекзаметр, которые вошли потом в первую книгу «Сатир» и ямбические «Эподы». Он познакомился с двумя поэтами Луцием Варием Руфом и Публием Верилием Мароном, а они в свою очередь представили начинающего поэта соратнику и хорошему другу Октавиана Гаю Цильнию Меценату. Он покровительствовал искусству и при Октавиане занимал должность подобную министру культуры.

Дружба с Меценатом

Девять месяцев Меценат раздумывал и, в конце концов, принял решение приблизить к себе Горация. Попав в такое окружение, поэт по-прежнему остался уравновешенным и осмотрительным, он никогда не пытался чем-то выделяться, никому не льстил, с должным вниманием следил за всеми социально-политическим реформами, которые проводил правитель Октавиан. Возможно, в чём-то Гораций не был согласен с политикой правителя, но был бесконечно благодарен ему лишь за то, что в Италию наконец-то после ста лет гражданских войн вернулся мир, которого все так долго ждали.

Октавиан сделал Горацию предложение стать его личным секретарём, но такая должность не привлекала поэта, и он вежливо отказался. Несмотря на то, что место секретаря было весьма заманчивым и выгодным, Гораций не хотел лишиться своей независимости, которую очень ценил.

Гораций много путешествовал вместе с Меценатом. Они побывали у мыса Палинур, где потерпел морское поражение Октавиан, в морском итальянском порту Бриндизи, у мыса Акций, где прошло последнее в античности великое морское сражение между древнеримскими флотами.

Неоднократно в своих стихах Гораций отмечал, что их взаимоотношения с Меценатом основывались исключительно на дружбе и уважении друг к другу вне зависимости от социального статуса. Никогда их отношения не носили характер «патрон и подчинённый». Никогда Гораций не злоупотреблял этой дружбой и ничего не требовал от Мецената, он даже не пытался таким образом вернуть отцовский дом, который был конфискован в Венузии.

Творчество

Гораций обладал спокойным нравом, и ему не по душе была городская жизнь с её заботами и хлопотами. Поэт предпочитал жить в тихой деревне. В 33 году до н. э. он приобрёл имение на реке Тибур в Сабинских горах. Точных данных нет – смог ли он купить имение на свои средства или это был подарок Мецената.

Здесь он написал свои знаменитые произведения:

  • вторую книгу «Сатир»;
  • сборник из 17 стихов «Эподы»;
  • первый сборник лирических стихов «Песни»;
  • первую книгу «Посланий» (в неё вошло 20 стихов);
  • второй сборник «Посланий».

В 17 году до н. э. в Риме закончился период гражданских войн, настала эра обновления и процветания. Празднования этих событий намечались масштабные и сложные, сценарий разрабатывался очень тщательно. В объявлениях говорили, что подобной церемонии никто никогда не видел и больше не увидит, самые знатные люди Рима должны были принимать в ней участие.

В связи с этим Октавиан дал Горацию поручение сочинить для церемонии гимн, который должен был стать завершением праздничных мероприятий. Для поэта это стало наивысшей похвалой, таким образом государство признало, что в римской литературе Гораций значился на ведущем положении. Он написал «Юбилейный гимн», который в храме Аполлона Палатинского спели одновременно 27 девушек и 27 молодых парней. Поэт получил признание и популярность.

Его сатира отличалась от других. Он никогда не нападал на изъяны своих современников, не пытался менять поведение людей и уж тем более наказывать их за что-то, его произведения не брызгали яростью. Во всех его сатирах видно, что он человек крайне доброжелательный, никого прямо не порицал, а, наоборот, предлагал поразмыслить о природе и сущности людей. Актуальной политики он никогда в своём творчестве не затрагивал, не переходил на личностные симпатии и антипатии. Его насмешки и поучения были общего характера и каждому оставляли право сделать собственные выводы.

Гораций умер от внезапного заболевания 27 ноября 8 года до н. э. За 59 дней до этого скончался Меценат. Горацию было полных 56 лет, всё своё литературное наследие он завещал Октавиану Августу. Заболевание наступило и прогрессировало так резко и быстро, что Гораций не мог даже поставить подпись на табличке с завещанием. Он сделал его устно при свидетелях.

Его похоронили неподалёку от могилы Мецената. На планете Меркурий в честь Горация назвали кратер.