Ремонт Дизайн Мебель

Что такое морфологический разбор слова: пример на всех частях речи. Морфологический разбор существительного: пример, основные моменты Как делается морфологический разбор существительного примеры

Основное в морфологии - понимание внутренних механизмов формирования словесной формы.

Любой образец морфологического разбора существительного учитывает это условие.

Словоформа - результат согласования слова с другими частями речи. Взаимодействуя, слова частично изменяют состав друг друга.

Поэтому морфологический анализ существительного - это в первую очередь идентификация его морфем. И уже исходя из морфемного состава анализируют следующие показатели:

  • характеристика как части речи;
  • постоянные и непостоянные признаки;
  • взаимосвязь с другими членами предложения.

Главное, чему следует уделить внимание при разборе существительного, - это способ формирования слова и его связь с членами предложения.

Поэтому перед анализом следует:

  1. Выделить контекст, в котором употребляется слово;
  2. Проанализировать структуру этого слова (из каких морфем состоит);
  3. Отдельно разобрать каждый признак.

И лишь потом можно переходить к плану.

Последовательность разбора существительных

План морфологического разбора существительного имеет четкую иерархию:

  1. Выявляем начальную форму;
  2. Определяем постоянные признаки:
  • собственное или нарицательное;
  • неодушевлённое или одушевлённое;
  • склонение и род.
  • Выясняем непостоянные черты:
    • множественное или единственное число;
    • падеж.
  • Характеризуем роль в предложении.
  • Рассмотрим морфологический разбор существительного на примере слова «автобус»:

    «В автобусе ехала приятная на вид дама».

    1. Определяем часть речи: существительное, обозначающее предмет;
    2. Задаем вопрос: «в чём?» - «в автобусе»;
    3. Выявляем начальную форму: «автобус»;
    4. Описываем постоянные черты: является неодушевлённым, нарицательное, мужского рода, 2-го склонения;
    5. Выделяем непостоянные черты: число - единственное, падеж - предложный;
    6. Выявляем синтаксическую роль: в данном контексте имеет роль обстоятельства места.

    Анализ должен проводиться в строгой последовательности.

    Основные правила, которым необходимо следовать

    Главное первое правило - вне контекста разбор слова осуществлять нежелательно.

    Именно поэтому морфологический разбор существительного онлайн - не всегда удачная идея. Машина не может проанализировать контекст.

    Например, слово «печь» может быть как глаголом, так и существительным. Следовательно, и подход будет разным.

    Правило второе - семантическое значение слова играет второстепенную роль.

    Так, можно сказать следующим образом: «Существительное - это вещь, живое существо, место или идея». Но насколько удачно такое определение?

    Например, «аппетит» - это существительное. Но оно не является ни живым существом, ни местом, ни вещью, ни идеей.

    Поэтому в морфологическом разборе принято воспринимать часть речи как структурную единицу. Другими словами, существительное характеризуется исходя из двух принципов:

    1. Его позиция в предложении;
    2. Его внутренняя структура.

    Таким образом, следует брать во внимание конкретную синтаксическую роль, которую выполняет существительное.

    В морфологическом разборе имён существительных есть много замысловатых ловушек, о которых часто забывают. Напомним самое главное.

    По своему значению и морфологическим признакам существительные делятся на несколько разрядов: собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.

    Собственные имена легко узнать: они называют какой-нибудь единичный предмет и пишутся с большой буквы (Петя, Зорька, Рига, Италия, «Огонёк»), иногда образуют наименования в виде словосочетаний (Красная Пресня, Александр Сергеевич Пушкин, Великая Отечественная война), имеют только единственное число. Собственное наименование выписываем целиком и разбираем как одно существительное.

    У существительных общее грамматическое значение - предмет. Вопросы кто? или что? помогают различить одушевлённые и неодушевлённые существительные. Но наши представление о живом и неживом не всегда совпадают, поэтому используем подсказку: сравниваем падежи во множественном числе. У одушевлённых совпадают винительный и родительный падежи (вижу брата - нет брата), у неодушевлённых - винительный и именительный (вижу книги - лежат книги).

    Предмет может быть разным: живым существом, растением или лицом, промежутком времени, событием или явлением природы, качеством или процессом. Группы конкретных (ворона, стол), вещественных (сахар, водород), отвлечённых (смелость, вражда) и собирательных существительных (вороньё, народ) в школьном разборе не указываются, но играют не последнюю роль в определении некоторых признаков. Например, одушевлённости или числа, рода или падежа.

    Конкретные существительные поддаются счёту, хорошо сочетаются с количественными числительными, употребляются в единственном и множественном числе.

    Вещественные называют пищевые продукты, напитки, материалы, ткани, химические элементы, лекарства, имеют форму только единственного числа (молоко, нефть) или только множественного числа (духи, опилки), их можно измерить, но не сосчитать. В количественном значении они имеют окончание -У в родительном падеже: купить мёду, плитка шоколаду, дайте сахарку.

    Абстрактные (отвлечённые) существительные обозначают понятия, никак не связанные со счётом, и тоже не изменяются по числам, обладают суффиксами -ИЗМ-, -ОСТЬ-, -ИЗН-, -ИН-, -ОТ-, -СТВ-, -ТИЙ-, -НИЙ-: героизм, смелость, белизна, тишина, доброта, озорство, прибытие, воспитание.

    Собирательные называют множество предметов как единое целое, являются неодушевлёнными, имеют только единственное или только множественное число, не поддаются счёту (листва, мебель). Узнать их можно и по суффиксам -j-, -ОТ-, -В-, -СТВ, -ЕСТВ-, -НИК-, -НЯК-: вороньё, беднота, листва, студенчество, ельник, ивняк.

    После указания разрядов существительных переходим к роду, который определяем по форме именительного падежа единственного числа или методом подстановки местоимений ОН-ОНА-ОНО; МОЙ, МОЯ, МОЁ. Формально род можно определить и по окончаниям:

    А, -Я, нулевое, -О, -Е, особый тип как у прилагательного -ОЙ, -ЫЙ, -ИЙ - это мужской род (папа, дядя, врач, домишко, топорище, больной, участковый, рабочий);

    А, -Я, нулевое, особый тип как у прилагательного -АЯ, -ЯЯ - это женский род (мама, тётя, степь, гостиная, передняя);

    О, -Е, слова на -МЯ, особый тип как у прилагательного -ОЕ, -ЕЕ - это средний род (окно, море, время, мороженое, будущее);

    А, -Я - это общий род (плакса, соня).

    Слова общего рода делятся на 3 группы: неофициальные имена Женя, Шура), несклоняемые фамилии (Живаго, Гюго) и существительные со значением свойств и оценки лиц по внешности (коротышка), поведению (забияка), интеллекту (тупица), нравственности (скряга), социальному положению (деревенщина). К общему роду не относят существительные, обозначающие профессии или род занятий (учитель, агроном, директор - все мужского рода).

    У несклоняемых существительных род определяется по смыслу и зависимым словам (маэстро, леди, горячий кофе, тёплое пальто). Нельзя установить род у слов во множественном числе (часы, сани).

    Склоняемые существительные распределяются на три группы. К 1 склонению: мужской и женский род с окончаниями -А, -Я; ко второму - средний род с окончаниями -О, -Е, мужской род с нулевым окончанием, к 3 склонению: женский род с нулевым окончанием.

    Есть группа слов разносклоняемых (10 слов на -МЯ и «путь») и несклоняемых (иноязычные слова, имена собственные, сложносокращённые слова и аббревиатуры на гласные). У слов, имеющих форму только множественного числа, и у существительных, перешедших из прилагательных, с особым типом склонения, нельзя определить склонение, например: грабли, ворота; животное, раненый.

    Большинство конкретных слов изменяются по числам: кот - коты, чудо - чудеса, человек - люди, новое пальто - новые пальто. Но если существительное имеет только одну форму числа, это его постоянный признак.

    Все падежи, кроме именительного, принято называть косвенными, так как они употребляются с предлогами и без них, а предложный падеж только с предлогами. Падежи отличаются вопросами и окончаниями.

    Именительный (Им.п.): есть кто? что?

    Родительный (Р.п.): нет кого? чего?

    Дательный (Д.п.): дам кому? чему?

    Винительный (В.п.): вижу кого? что?

    Творительный (Т.п.): горжусь кем? чем?

    Предложный (Пр.п.): думаю о ком? чём?

    Нельзя путать падежи! Рассуждайте так.

    В предложении: Весь год шли дожди - слово «дожди» стоит в Им.п., так как связано со сказуемым «шли», шли как долго? (временной отрезок) год - это слово стоит в В.п.

    В предложении: Завтра будут объявлены результаты конкурса - слово «результаты» в Им.п. связано со сказуемым «будут объявлены», результаты чего? конкурса - это слово стоит в Р.п.

    В предложении: Нужно вылечить животных - слово «животных» стоит в Р.п. при сказуемом, выраженном переходным глаголом.

    В предложении: По истечении срока гарантии товар нельзя починить - слово «по истечении» стоит в Пр.п. (думаю о чём? об истечении).

    Если существительное употреблено в именительном падеже, оно может быть подлежащим или обращением, именной частью сказуемого или приложением. Существительное в косвенных падежах выступает в роли дополнения, обстоятельства и определения.

    Знакомимся с планом морфологического разбора существительных и приступаем к изучению примеров.

    ПЛАН МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

    1. Часть речи и общее грамматическое значение.

    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.) и морфологические признаки:
    Постоянные (П.п.):
    - разряд:
    собственное или нарицательное,
    одушевлённое или неодушевлённое;
    - род,
    - склонение.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    - числе,
    - падеже.

    3. Синтаксическая роль существительного.

    Предложения выбраны из смешных рассказов детского писателя Сергея Вольфа .

    Сначала мы по бульвару вышагиваем.

    1. (По) бульвару - существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): бульвар
    Постоянные (П.п.):
    - нарицательное,
    - неодушевлённое;
    - м.род,
    - 2 склонение.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    - ед.числе,
    - Д.падеже.
    3. Вышагиваем (по чему? где?) по бульвару (обстоятельство места).

    Там цветы растут, похожие на укроп, деревья и второй день мяукает кошка, которую я никак не могу выследить.

    1. Цветы - существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): цветок
    Постоянные (П.п.):
    - нарицательное,
    - неодушевлённое;
    - м.род,
    - 2 склонение.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    - мн.числе,
    - Им.падеже.
    3. Растут (что?) цветы (подлежащее).

    На улице мы взялись за руки и дошли до парка.

    1. (На) улице - существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): улица
    Постоянные (П.п.):
    - нарицательное,
    - неодушевлённое;
    - ж.род,
    - 1 склонение.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    - ед.числе,
    - Пр.падеже.
    3. Взялись (на чём? где?) на улице (обстоятельство места).

    Что с тобой, Алёша ? - сказала она и потрогала мой лоб.

    1. Алёша - существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): Алёша
    Постоянные (П.п.):
    - собственное,
    - одушевлённое;
    - м.род,
    - 1 склонение,
    - имеет только ед.число.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    - Им.падеже.
    3. (Кто?) Алёша (не является членом предложения, т.к. обращение).

    Отпустите вашего мальчика в Москву !

    1. (В) Москву - существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): Москва
    Постоянные (П.п.):
    - собственное,
    - неодушевлённое;
    - ж.род,
    - 1 склонение,
    - имеет только ед.число.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    - В.падеже.
    3. Отпустите (во что? куда?) в Москву (обстоятельство места).

    Но он неделю назад взял расчёт и уехал в Сибирь строить новую железную дорогу.

    1. (В) Сибирь - существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): Сибирь
    Постоянные (П.п.):
    - собственное,
    - неодушевлённое;
    - ж.род,
    - 3 склонение,
    - имеет только ед.число.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    - В.падеже.
    3. Уехал (во что? куда?) в Сибирь (обстоятельство места).

    Потом мы пьём кофе и едим слоёные пирожки.

    1. Кофе - существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): кофе
    Постоянные (П.п.):
    - нарицательное,
    - неодушевлённое;
    - м.род,
    - несклоняемое,
    - имеет только ед.число.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    - В.падеже.
    3. Пьём (что?) кофе (прямое дополнение).

    Очень стыдно в наше время верить во всякое такое.

    1. (В) время - существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): время
    Постоянные (П.п.):
    - нарицательное,
    - неодушевлённое;
    - ср.род,
    - разносклоняемое,
    - имеет только ед.число.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    - В.падеже.
    3. верить в время (во что? когда?) время (обстоятельство времени).

    Сядут, расставят шахматы и - давай о литературе.

    1. Шахматы - существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): шахматы
    Постоянные (П.п.):
    - нарицательное,
    - неодушевлённое;
    - нет рода,
    - нет склонения,
    - имеет только мн.число.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    - В.падеже.
    3. Расставят (что?) шахматы (прямое дополнение).

    Во дворе уже полно было ребят из соседних домов.

    1. Ребят - существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): ребята
    Постоянные (П.п.):
    - нарицательное,
    - неодушевлённое;
    - нет рода,
    - нет склонения,
    - имеет только мн.число.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    - В.падеже.
    3. Полно было (кого?) ребят (прямое дополнение).

    И лошадь вытянула морду и мягко так, губами взяла этот сахар прямо с Сергея Васильевича ладони.

    1. Сахар - существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): сахар
    Постоянные (П.п.):
    - нарицательное,
    - неодушевлённое;
    - м.род,
    - 2 склонение,
    - имеет только ед.число.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    - В.падеже.
    3. Взяла (что?) сахар (прямое дополнение).

    Вошёл учитель Лев Евгеньевич.

    1. Учитель - существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): учитель
    Постоянные (П.п.):
    - нарицательное,
    - одушевлённое;
    - м.род,
    - 2 склонение.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    - ед.числе,
    - И.падеже.
    3. Вошёл (кто?) учитель (подлежащее).

    Учишься ты неплохо, но я не знал, что ты такая балда .

    1. Балда - существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): балда
    Постоянные (П.п.):
    - нарицательное,
    - одушевлённое;
    - общий род,
    - 1 склонение.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    - ед.числе,
    - И.падеже.
    3. Ты (кто?) балда (составное именное сказуемое).

    Отнесёшь папины рубашки в прачечную .

    1. (В) прачечную - существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): прачечная
    Постоянные (П.п.):
    - нарицательное,
    - неодушевлённое;
    - ж.род,
    - склоняется как прилагательное.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    - ед.числе,
    - В.падеже.
    3. Отнесёшь (во что? куда?) в прачечную (обстоятельство места).

    Тренировочные задания

    Выполните морфологический разбор указанных имён существительных.

    1)"Видишь, − говорит, − а имя моё запомнил, приятно.

    2)Но вот когда ребята поставили спектакль "Ну, погоди" и я увидел Светулю в костюме зайца , я потерял голову .

    3)Весь день я ходил сам не свой и очень радовался.

    4)Я так запутался в этих размышлениях .

    5)У меня плотва брала нормально, более или менее часто, у Светы − тоже ничего себе.

    6)Там, в полукилометре от санатория , обнаружилась речка, дед даже поначалу воспрянул духом, удочку-то он с собой взял, но быстро выяснилось, что речка − совсем крохотуля , узенькая, а главное − там ничего, кроме пескаря, не было.

    7)Все, как это обычно бывает в начале пути , ошеломленные отъездом, сидели по своим купе , в коридоре вагона было пусто и тихо, вообще (я прислушался) стояла полная тишина .

    8)Кто-то пискнул и завозился в кустах ивняка …

    Литература

    1. Илюшина Л.А. О морфологическом разборе имени существительного / Русский язык в школе и дома. - 2002. - № 3.

    2. Чуглов В.И. О морфологическом разборе / Русский язык в школе. - 2002. - №3.

    Достаточно часто в проверочных работах по русскому языку требуется выполнить морфологический разбор имени существительного. Узнать, что это такое и как он выполняется, поможет данная статья. Помимо этого, в конце вы найдёте примеры морфологического разбора различных форм слов.

    Что такое морфологический разбор имени существительного?

    Морфологически разбор имени существительного – это полная грамматическая характеристика словоформы существительного. При морфологическом разборе определяются постоянные и изменяемые признаки существительного, а также его семантическая роль в словосочетании или в предложении.

    Как разобрать существительное как часть речи?

    Разбор имени существительного как части речи производится в такой последовательности:

    • 1. Часть речи , к которой относится словоформа, и вопрос.
    • 2. Начальная форма , морфологические признаки:
      • 2.1. Постоянные (одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное, род, склонение, число (для существительных, которые употребляются только в единственном либо только во множественном числе));
      • 2.2. Непостоянные (число, падеж).
    • 3. Синтаксическая роль (какую роль существительное выполняет в словосочетании или предложении).

    Примеры морфологического разбора существительных

    Для примера морфологического разбора существительных рассмотрим разбор словоформ в предложении:

    «Андрей пил кофе из фарфоровой чашки ».

    Андрей

    ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

    • 1. Андрей – существительное (кто?).
    • 2. Начальная форма – Андрей;
      • 2.1. Постоянные признаки: одушевленное, собственное, м. р., 2 склонение;
      • 2.2. Непостоянные признаки: И. п., единственное число.
    • 3. Подлежащее.

    Кофе

    • 1. Кофе – существительное (что?).
    • 2. Начальная форма – кофе;
      • 2.1. Постоянные признаки: неодушевленное, нарицательное, м. р., несклоняемое существительное, единственное число;
      • 2.2. Непостоянные признаки: В. п.
    • 3. Дополнение.

    Из чашки

    • 1. Чашки – существительное (из чего?).
    • 2. Начальная форма – чашка;
      • 2.1. Постоянные признаки: неодушевленное, нарицательное, ж. р., 1 склонение;
      • 2.2. Непостоянные признаки: Р. п., единственное число.
    • 3. Обстоятельство.

    В почтовом поезде, шедшем из Петербурга в Москву, в отделении для курящих ехал молодой поручик Климов (Чехов).

    морфологический разбор слова находить
    1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос в чём?
    2. Н. ф. – поезд.
      соломенной морфологический разбор А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
      морфемный разбор слова воробьи
    1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос из чего?
    2. Н. ф. – Петербург.
      деепричастия и причастия морфологический разбор А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение, не изменяется по числам – имеет форму только единственного числа.
      разбор слова украсить Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме родительного падежа.
    3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.
    1. Существительное ; обозначает предмет; отвечает на вопрос во что?
    2. Н. ф. – Москва.
      морфологический разбор всех частей речи таблица А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение, не изменяется по числам – имеет форму только единственного числа.
      часть речи тем Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме винительного падежа.
    3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.
    1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос в чём?
    2. Н. ф. – отделение.
      морфологический разбор слова весна А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое , средний род, существительное на -ие: 2-е склонение, но в предложном падеже окончание -и, как у существительных 3-го склонения.
      морфологический разбор в казахском языке Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, предложного падежа.
    3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.
    1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос для кого?
    2. Н. ф. – курящий.
      морфологический разбор слова скорбные А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, данное существительное – субстантивированное причастие, поэтому изменяется по родам (курящий, курящая) и склоняется как полное причастие.
      морфологический разбор слова подруга Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме множественного числа, родительного падежа; рода нет, как у полных причастий во множественном числе.
    3. В предложении выполняет роль несогласованного определения.
    1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
    2. Н. ф. – поручик.
      морфемный разбор слова шерстяным А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
      Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа.
    3. В предложении выполняет роль приложения.
    1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
    2. Н. ф. – Климов.
      А) Постоянные признаки: собственное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
      Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа.
    3. В предложении выполняет роль подлежащего.

    II.Морфологические признаки

      Начальная форма (в И.п., в ед.ч.).

      Постоянные признаки:

    а) собственное или нарицательное;

    б) одушевлённое или неодушевлённое;

    г) склонение.

    3. Непостоянные признаки:

    III. Синтаксическая роль.

    Разбирай имя существительное так:

    Река протекает с севера на юг.

    I. С севера –сущ.

    II.1. Н. ф. –север,

    2.а)нариц.;

    б)неодуш.;

    г) 2-е скл.

    3. а) в Р.п.;

    б) в ед.ч..

    III. Протекает (откуда?) с севера .

    35. Схема разбора имени прилагательного (морфологический разбор).

    I. Часть речи. Общее значение.

    II.Морфологические признаки

      Начальная форма (в И.п., в ед.ч., в м.р.).

      Постоянные признаки: (пока не знаешь)

    3. Непостоянные признаки:

    в) род (в ед.ч.)

    III. Синтаксическая роль.

    Разбирай имя прилагательное так:

    На тонких ветках берёзки сверкал иней.

    I.Тонких –прилаг.

    II.1. Н. ф. – тонкий,

    3. а) в П.п.;

    б) во мн.ч..

    III. На ветках (каких?) тонких .

    36. Схема разбора глагола (морфологический разбор).

    I. Часть речи.

    II.Морфологические признаки

      Начальная форма (неопределённая форма).

      Постоянные признаки:

    б) спряжение.

    3. Непостоянные признаки:

    в) лицо (если есть),

    г) род (если есть).

    III. Синтаксическая роль.

    Разбирай глагол так:

    Сгущаются сумерки.

    I. Сгущаются – глаг.

    II.1. Н. ф. – сгущаться,

    2.а) несов. вид,

    3. а) во мн.ч..;

    б) в наст.вр.,

    в) в 3-м лице.

    III. Сумерки (что делают?) сгущаются .

    37. Разбор предложения по частям речи.

    Выпиши предложение. Над словами сокращенно обозначь названия частей речи.

    пр. прил. сущ. гл. прил.

    Делай так : С высоких гор побежали звонкие

    Запомни:

    Часть речи

    Обозначает

    Отвечает на вопросы

    Имя существительное

    Самостоятельные части речи

    Конкретные предметы (дверь, окно),

    Живые существа (человек, птица, зверь),

    Явления природы (слякоть, снег, ветер),

    События (праздник, поход),

    Процесс действия (бег, рост),

    Абстрактные понятия (доброта, дружба)

    кто? что?

    Имя прилагательное

    признак предмета

    какой? какая? какое? какие? чей?

    Глагол

    действие предмета

    что делает?

    что сделает?

    Наречие

    признак действия, другого признака

    когда?

    почему?

    Местоимение

    какой?

    сколько?

    Числительное

    количество,

    порядок при счете

    сколько?

    какой?

    какая?

    какое?

    какие?

    Союз

    Служебные части речи

    связывает слова и предложения

    Предлог

    связь с другими словами

    Частица

    дополнитель-ный смысл в предложении

    Междодометие

    выражает различные чувства