Ремонт Дизайн Мебель

Церковь Климента, Папы Римского: описание, история и интересные факты. Житие святых: история храма великомученика Климента Храм климента папы римского соборование

В Храм Священномученика Климента, Папы Римского в Замоскворечье

Всего 23 фото

В Климентовском переулке между Пятницкой и Большой Ордынкой, в двух шагах от Третьяковской галереи можно найти образец не совсем традиционной православной церковной архитектуры - церковь Священномученика Климента, Папы Римского. Эта красивая церковь в стиле барокко была построена по проекту швейцарского мастера Пьетро Трезини в 1762 -1774 годах.


Священномученик Климент, в честь которого названа церковь - святой первого века, ученик апостола Петра, считающийся первым Папой Римским. Роль Климента заключается в том, что будучи патрицием, то есть царского рода,он принес христианство в высшие слои общества. До Климента христианство было религией рабов. С приходом Климента на кафедру римских епископов христианство стало религией не только рабов, но и высших слоев общества - патрициев, воинов, свободных граждан.

02

Храм пережил пожар Москвы 1812 года, войны и революции, сохранив подлинные интерьеры XVIII века, чудом дошедшие до нашего времени.
В 1612 году это место было прославлено первым боем, данным ополчением Минина и Пожарского полякам, возглавляемых литовским гетманом Ходкевичем. На этом месте у Климентовского острожка ополченцами был взят маленький городок - острожец. Этот острожец был полон боеприпасов, продовольствия, всем тем, что поляки готовили для взятия Кремля. И хотя полную победу еще предстояло завоевать, бои у церкви во имя священномученика Климента, Папы Римского, явили веру «непоколебимо» сражавшегося русского ополчения за независимость Родины. Автор «Краткого исторического описания московской Климентовской, что на Пятницкой улице, церкви» отметил, что «сражение при Климентовском острожке было как бы зерном спасения Москвы и России», а сам храм, как свидетель этого важного события, приобрел «особое историческое значение для Отечества». Таким образом, священномученика Климента Римского, наравне с чудотворной Казанской иконой Божией Матери, можно считать Небесным заступником русской армии.
Тогда современного храма здесь еще не было. Здесь стоял храм XVI века, одна стена которого сохранилась при строительстве нового храма в ХVIII веке до настоящего времени. Сохранившаяся в память древнего храма стена говорит о том, что здесь храм стоял несколько веков ранее 1612 года. Таким образом, история храма восходит к тем временам, когда святой Климент был также широко почитаем на Руси, как Святитель Николай сейчас.

Современный облик храм приобрел в середине XVIII века. Храм был построен с поистине дворцовым великолепием: использование стилей барокко и рококо как во внешнем облике храма, так и в интерьерах, придает ему особую торжественность.. Храм - уникальный для Москвы памятник позднего барокко, содержащий элементы раннего классицизма. Кого только не записывали в авторы этого храма - и Растрелли, и Чевакинского, и Жеребцова… Ныне исследователи склоняются к мысли, что проект принадлежал швейцарскому зодчему Пьетро-Антонио Трезини, однофамильцу первого архитектора Петербурга.

Храм не имеет аналогов в московской архитектуре XVIII века; близок по форме постройкам Б.Ф. Растрелли в Санкт -Петербурге и Андреевскому собору в Киеве.

Храм шестипрестольный: главный престол - Преображения Господня (осв. в 1770 г.), приделы — Вознесения Господня (осв. в 1774 г.), Рождества Пресвятой Богородицы, икон Божией Матери «Знамение» и «Неопалимая Купина», святителя Николая Чудотворца. В одноэтажной трапезной приделы -священномученика Климента, Папы Римского и святителя Петра Александрийского.

04 Церковь Климента, Папы Римского, на Пятницкой - самое барочное сооружение в столице

05 Церковь Климента на Пятницкой ул., 1890-1901

Монументальное здание решительно устремляется ввысь. Пять могучих куполов, вырастающих из главного объема постройки, составляют компактную группу. Архитектурный колосс, полный движения, несет вместе с тем печать единства. В Москве середины XVIII века не найдется памятников, подобных этому храму.

06

07

08

09

10

11

12

Стены основного здания не имеют алтарных выступов, обрамлены сдвоенными колоннами.

13

По верху здания — узорные металлические решетки.

14

Храм украшен декоративной лепниной.

15

16

17

18 Колокольня

19

20

Внутри сохранились семиярусный иконостас (XVIII в.) с многочисленной деревянной резьбой, украшенный деревянными скульптурами и частично внутреннее убранство. Иконостас выдержан в стиле позднего барокко-рококо.

21

Храм был закрыт в 1929 году и оказался перед угрозой разрушения. За храм вступились П. Барановский и И. Грабарь, обратившись в правительство. Жильцы же обратились с петицией, требовавшей разрушить храм и устроить на его месте детскую площадку - "на очаге дурмана установить очаг разума".
Климент Ворошилов, к которому направились Петр Барановский и Игорь Грабарь, будучи крещеным в честь Климента, Папы Римского, принял другое решение -здесь было размещено книгохранилище Российской государственной библиотеки. В это время как раз издали первое полное собрание сочинений вождя и девать его было просто некуда. Тогда К. Ворошилов приказал разместить его в храме. В храме быстро соорудили огромные стеллажи и заставили их книгами, в том числе и произведениями вождя революции. Когда пришли взрывники закладывать заряды в стены и колонны храма, они увидели здесь книги вождя. Библиотекари предупредили, что сейчас позвонят в НКВД и сообщат о той диверсии, которую собираются сделать в библиотеке. Взрывники ретировались. Храм был спасен.
В 2008 году здание храма, сохранившее свой облик, а также в некоторой степени интерьер, было передано православной общине, книги вывезены. При финансовой поддержке правительства Москвы проведена реставрация храма, которая была завершена в 2014 году

22 Ограда храма

23

Внутреннее убранство в нашем храме формировалось на протяжении почти трех веков!

Часть почитаемых икон находится в храме с древних времен ( с момента его постройки), а некоторые — появились в храме уже в новейший период его существования. Все древние иконы, о которых мы расскажем в этом разделе, прошли сложнейшую профессиональную реставрацию в период с 2010-2016 гг.

Репродукции многих наших икон Вы всегда можете приобрести в нашей Церковной лавке.

В настоящее время Вы можете помолиться перед следующими святынями:

1. Древняя икона сщмч. Климента папы Римского и Петра архиепископа Александрийского
( находится в пристенном киоте справа от входа в центральную часть храма)

Этот старинный образ сохранился еще из первого малого храма сщмч. Климента начала XVIII века. По нашим предположениям, в прошлые века центральная часть иконы вынималась из рамы с клеймами и в особо торжественных случаях выносилась на крестные ходы и молебны.

2. Древняя икона святителя Николая Чудотворца
(Центральная часть храма, напротив иконостаса).


Этот образ, удивительный по духовной глубине и качеству написания, на протяжении всей истории храма пользовался любовью и почитанием прихожан. Ранее находился в киоте в Никольском приделе. В Советское время стараниями сотрудников Реставрационного центра им. Грабаря были проведены работы по реставрации и консервации, поэтому образ неплохо сохранился до нашего времени. Последняя реставрация прошла в 2017 г.

3. Древняя икона Пресвятой Богородицы « Млекопитательница»
(Центральная часть храма, напротив иконостаса).


Ранее образ находился в киоте в Знаменском приделе храма. Так же как и предыдущий образ, икона была спасена от разрушения реставраторами мастерских им. Грабаря. Последняя реставрация прошла в 2017 г.
Очень редкий иконографический образ. Оригинал иконы находился в Лавре Саввы Освященного вблизи Иерусалима, в настоящее время хранится в Хиландарском монастыре на Афоне.

4. Икона сщмч. Климента папы Римского и свт. Николая Чудотворца
( ( справа)

Икона конца XVI века была вывезена в 1974 году из заброшенной карельской деревни, в которой жила благочестивая женщина, спасшая и сохранившая икону из сожженного в годы революции храма. 6 декабря 2013 года, накануне праздника священомученика Климента (8 декабря), икона была передана нашему храму москвичём И.И. Виноградовым.

5. Икона сщмч. Климента папы Римского с мощами святого ( большая)
( находится в центральной части храма)

Образ написан в 2010 г. известным московским иконописцем Анной Калининой — супругой нашего настоятеля. Частица мощей сщмч. Климента передана нашему храму в дар в 2009 г. Киево-Печерской лаврой.

6. Икона сщмч. Климента папы Римского с мощами святого ( малая)
( находится в трапезной части храма в Климентовском приделе ( справа)

Икона написана в 2005 г. в иконописной мастерской Гребенниковых в Великом Новгороде.

7. Икона Собора святых Целителей и бессребряников
( находится в трапезной части храма ( справа)

Икона написана московским иконописцем Михаилом Дорожкиным в 2007 г. За основу взят образ святых целителей из храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя в Перово и адаптирован к барочному стилю иконописи нашего храма.
На иконе изображены: мч. Аникита, мч. Фалалей, мч. Трифон, мч. Диомид, мч. Фотий, мч. Кир, бессрк. Иоанн, бессрк. Косма, прп. Сапсон странпр., великомученик Пантелеймон целитель, сщмч. Ермолай, бессрк. Дамиан.

8. Древняя икона Воздвижения Креста Господня.
( находится в трапезной части храма ( слева)

27 сентября 2014 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин Великого освящения храма и передал в дар нашему храму икону Воздвижения Честного и Животворящего Креста.

9. Точная копия Туринской Плащаницы на холсте
( ( справа)


Точная копия Туринской Плащаницы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа была принесена в наш храм 6 сентября 2014 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Святыня передана в дар нашему храму архиепископом гор. Турина монс. Чезаре Нозилья.


Ковчег с частицей полотна.

10. Древняя икона « Страшный суд».
( находится в Знаменском приделе в центральной части храма, слева)

Икона находится в храме с конца XVIII века. В 50-х годах прошлого века была спасена от разрушения реставраторами местерских им. Грабаря. В 2016 году икона прошла сложную реставрацию.

11. Икона св. Апостола Андрея Первозванного с частицей мощей.
( находится в Никольском приделе центральной части храма ( справа в нише)

19 августа, в день празднования Престольного праздника нашего храма — Преображения Господня, в храм была привезена афонская икона Св. Апостола Андрея Первозванного, после изготовления киота и установки в нем ковчежца с частицей его мощей.
Мощи Святого Апостола были переданы нашему храму из Амальфи (Италия), где уже более 800 лет мощи Святого почивают в крипте Кафедрального собора Святого Андрея Первозванного.
Икона, написанная афонским монахом, была приобретена в Свято-Андреевском скиту во время паломнической поездки настоятеля нашего храма о. Леонида и старосты Альберта Тонояна на Святую гору Афон в июне 2016г.



12. Древний мощевик и Евангелие XVIII века.
( находится в Никольском приделе центральной части храма ( справа)

В мощевике с распятием находятся мощи святых первых веков Христианской эры: Св. сщмч. Климента папы Римского, Св. Апостола от 70-ти Фортуната,
Св. Евангелиста Марка, святых Прокопия и Дионисия.
Древнее Евангелие длительное время хранилось в ризнице храма, из-за хрупкости страниц оно не использовалось за богослужениями в наше время.

  • Один из самых известных храмов Москвы , расположенный на Пятницкой улице, является уникальным примером церковного барокко.
  • Святой Климент (II век н.э.) был «апостолом от 70-ти», 4-м епископом Рима. Тогда еще не произошло разделения церкви на православную и католическую.
  • Храм, по основной версии, построен в 17 в . одним из богатейших купцов Москвы Козьмой Матвеевым, чья усадьба располагалась на Пятницкой улице.
  • Считается, что автор проекта - Пьетро Антонио Трезини – швейцарский архитектор, автор многих дворцов и храмов в Санкт-Петербурге.
  • В иконостасе храма и его внешнем убранстве проявился богатый архитектурный язык московского барокко.

Северный (левый) придел трапезной посвящен иконе Пресвятой Богородицы «Неопалимая купина», помещенной слева от царских врат и защищающей от огня и пожаров. Слева от Преображенского придела находится придел в честь иконы Богоматери «Знамение».

Южный (правый) придел трапезной посвящен папе Римскому св. Клименту и архиепископу Александрийскому Петру. Этот придел занимает место первоначального храма, возле которого бились польские и русские войска в 1612 году.

В главной части строения – пять приделов, что для московских церквей редкость. Храмовую икону св. Климента обычно располагают на аналое. В пристенных киотах под аркой – старинные иконы XVIII века.

Основная часть храма была выстроена в 1770 году и выполнена в стиле, характерном для западноевропейских храмов. Статуи ангелов стоят на пьедесталах на уровне второго яруса, иконы вправлены в роскошные оправы и выполнены в стиле итальянского искусства XVIII века. В храме впервые в Москве была применена «киотная» структура иконостаса, когда единым иконостасом охвачены все пять престолов центральной части храма. Ближайшим аналогом считается иконостас Петропавловского собора в Санкт-Петербурге.

После Октябрьской революции в 1917 г. многие древние храмы Москвы были, к сожалению, уничтожены. Однако некоторые религиозные сооружения практически чудом, но все же были сохранены. Относится к их числу и церковь Климента, Папы Римского, в Замоскворечье, на ул. Пятницкой. Особенностями этого старинного храма являются достаточно необычные для православной церкви архитектура и убранство. По-другому церковь называют также храмом Спаса Преображения.

Минин и Пожарский

О точном времени строительства храма Климента историкам, к сожалению, ничего не известно. Впервые упоминание об этой церкви встречается в летописи, повествующей о битве войск Минина и Пожарского с поляками, происходившей 24 августа 1612 г. Тогда русские казачьи войска отбили у Ходкевича этот храм и находящийся поблизости острог, тем самым нарушив планы гетмана по подготовке ко взятию Московского кремля.

Храм до революции

Согласно летописи, в те времена это сооружение имело совсем другой вид. Построено оно было, как и большинство других храмов Москвы, из дерева. Однако уже через 40 лет после битвы церковь Климента, Папы Римского, совершенно преобразилась. На месте старого деревянного сооружения построили каменное. Первое упоминание о новом храме относится к 1657 году. В начале XVIII века церковь была полностью перестроена. Рядом с ней также были возведены трапезная и колокольня с двумя приделами. Архитекторами нового храма стали предположительно А. Евлашов или К. Бланк.

В середине XVIII в. церковь вновь была подвергнута глобальной реконструкции. Основной объем старого здания снесли, а к 1769 году строители завершили возведение пятиглавого барочного храма. Финансировал реконструкцию московский Матвеев. Архитектором предположительно был итальянец Пьетро-Антонио Трезини. Именно в таком виде эта церковь дошла и до наших дней.

Храм после революции

Решение о закрытии церкви Климента, Папы Римского, на Пятницкой властями Москвы было принято в 1929 году. Как рассказывают священники, разгонять верующих пришли прямо на Великую пятницу. Прихожанам даже не дали отпраздновать Пасху. Протоиерея Михаила Галунова, определенного на эту должность в 1925 году и много сделавшего для реставрации храма, увезли в НКВД. В лагерях в дальнейшем он находился 10 лет.

В 1934 г. пустующую церковь Климента на Пятницкой было решено разрушить. Жильцы близлежащего дома написали об этом петицию властям. В ней они просили на месте храма обустроить детскую площадку. Однако за церковь вступились реставраторы Игорь Грабарь и Петр Барановский, спасшие в те времена тысячи древних религиозных сооружений. Сегодня РПЦ называет их подвижниками и всячески почитает, даже несмотря на то, что они были неверующими.

История церкви Климента, Папы Римского: интересные факты

Как было на самом деле, никто достоверно не знает. Но о спасении церкви Климента на Пятницкой существует довольно-таки Считается, что Барановский и Грабарь отправились прямо к Ведь именно этого советского военачальника и политика в детстве крестили в честь святителя Папы Римского. По слухам, по указу Ворошилова в 1934 г. в церковь на Пятницкой привезли первое полное издание сочинений Ленина, как раз вышедшее в то время. В храме быстро соорудили огромные стеллажи и заставили их книгами, в том числе и произведениями вождя революции. То есть здесь экстренно была создана библиотека.

Пришедшим разрушить храм взрывникам работники книгохранилища пригрозили звонком в НКВД о диверсии. Увидев на стеллажах книги Ленина, те, согласно легенде, ретировались.

Таким образом, благодаря заступничеству двух реставраторов, церковь Климента, Папы Римского, в советские годы почти не пострадала. До наших дней она сохранилась практически в первозданном виде.

Связан с церковью Климента и еще один довольно-таки интересный факт. Священники рассказывают, что отбывший десятилетнее наказание протоиерей Михаил Галунов после освобождения долгое время вместе с женой тайно проживал в колокольне храма. Считается, что возможным это стало благодаря тому, что в книгохранилище, организованном в церкви, работали верующие библиотекари.

Состояние храма в начале нового тысячелетия

Разрушена церковь Климента, Папы Римского (Спаса Преображения), в Москве в 30-е годы, как многие другие, не была. Однако и особого внимания ей в последующем, конечно же, никто не уделял. К 2002 году библиотека в храме еще работала, но находился он в ужасном состоянии. Большинство окон в здании отсутствовало, а крыша протекала.

Реставрация храма

Первыми о задумались, конечно же, верующие. На их деньги была проведена небольшая реконструкция. Для сохранения здания первым делом перекрыли кровлю. Течи прекратились. Также верующие позаботились и о большинстве окон. В проемы были вставлены стекла. Через некоторое время священнослужителям удалось привлечь внимание к состоянию храма властей. В 2008 году по инициативе Лужкова здание было передано РПЦ. Книги из него вывезли. В 2014 г. реставрация храма святого Климента была практически закончена. Финансировали реконструкцию этого важного для духовной жизни страны сооружения московские власти.

Отзывы о церкви Климента, Папы Римского

Конечно же, за несколько лет после открытия и реставрации храм посетили многие верующие и любители истории. Отзывы о проведенных в нем работах существуют только хорошие. Выглядит церковь, по мнению многих прихожан, просто великолепно. Интерьеры ее необычны, но настраивают на нужный лад верующего очень хорошо. Отличные отзывы эта церковь заслужила и за то, что рядом с ней имеется чистый скверик. Здесь можно посидеть в тени, отдохнуть и подышать воздухом старой Москвы.

Кто такой святой Климент

Собственно сам покровитель этой церкви жил в Риме во времена Христа и апостола Петра. Родителей святого Климента звали Фавстом и Матфидией. Оба были царского происхождения и приходились родственниками римскому императору. Помимо Климента, у них было еще двое детей — близнецы Фавстин и Фавстиниан. Веры родители святого придерживались языческой.

Случилось так, что из-за поступка неблагочестивого человека вся эта большая семья растерялась. Долгое время ее члены считали друг друга погибшими. Воссоединились они только через 24 года после разлуки благодаря апостолу Петру. Братья-близнецы и Климент, независимо друг от друга, поверили в Христа и последовали за этим святым.

Печальные истории своей жизни рассказывали почитаемому апостолу многие люди. Сделали это и Климент и Матфидия. Петр совершенно случайно встретил ее просящей милостыню у входа в один из городов, через который проходил. Поняв, что женщина и его ученик приходятся друг другу сыном и матерью, апостол организовал их встречу. Об этой счастливой истории в подробностях узнали и другие последователи Петра, в том числе и близнецы Фавстин и Фавстиниан. Конечно же, они тут же поняли, кем являются Климент и Матфидия, и поспешили встретиться с ними.

Но чудеса на этом не закончились. Счастливая Матфидия поверила в то, что найти детей ей помог сам Христос, и попросила Петра окрестить ее. Но о предстоящем в его городе обряде прослышал один старый астролог. Ученый начал уговаривать Петра не крестить женщину, так как никакого Бога на небе нет. Да если бы он и был, то, по словам старца, не допустил бы гибели его жены и детей много лет назад. Выслушав историю астролога, Петр понял, что перед ним стоит муж Матфидии и отец трех его учеников. Так семья воссоединилась окончательно.

Почему святого называют Папой Римским

Храм священномученика Климента, Папы Римского, был построен в честь этого святого, конечно же, не из-за чудесного воссоединения его с семьей, а в память о его делах. Встретившись, родители Климента вернулись в Рим и были осыпаны подарками и всякими благами их обрадовавшимся родственником — римским императором. Конечно же, Матфидия и Фавст начали активно проповедовать новую религию. После их смерти это дело продолжил Климент. За свою жизнь этот проповедник часто подвергался гонениям и в конечном итоге был утоплен язычниками в море.

Сегодня церковь очень почитает святого Климента, считая, что именно он первым распространил христианство среди римской знати. До него эта религия была верой бедняков. Как знатный человек, Климент крестил очень много богатых римлян. В результате христианство стало религией в том числе и военных, и самых почитаемых граждан. Именно поэтому священники, включая православных, считают его человеком, достойным носить звание первого дораскольного Папы Римского.

Особенности архитектуры

Внешне церковь Климента, Папы Римского, выглядит очень необычно. Похоже это здание скорее не на православный храм, а на католический. Архитектура этого сооружения по стилю очень приближена к западноевропейской. Однако внутренняя православная суть храма, по мнению его священнослужителей, сохранилась полностью.

Внутреннее убранство

Интерьеры храма Папы Римского выполнены в также необычном для православного религиозного сооружения стиле рококо. Внутреннее убранство его немного напоминает католическое. Однако, в отличие от западных храмов, в церкви святого Климента нет изображений химер и чудовищ. Православные священники считают их наличие в оформлении признаком отхода католической церкви от истинной веры.

Конечно же, основой внутреннего убранства храма являются иконы. Старых образов в церкви Климента сохранилось пять. Самой почитаемой при этом является икона Державной Божьей Матери. Этот образ считается даже более старым, чем обретенный в Коломенском, использовавшийся когда-то при отречении Николая II.

Создана эта икона, как и четыре остальных, итальянскими мастерами. В сравнении с традиционными православными, все эти изображения выглядят довольно-таки необычно. В церкви имеется даже образ святой Екатерины, на котором представлена не она сама, а императрица Екатерина II. Такие вольности иногда позволяли себе иконописцы XVIII века. Современная Церковь этого не одобряет. И тем не менее икона украшает стены храма, и посмотреть на нее может любой желающий.

Как найти храм

Добраться до церкви Климента, Папы Римского, в Москве труда не составит. Находится она прямо в центре города, на месте бывшей казачьей слободы. Доехать до нее можно на метро. Расположена эта церковь прямо между двумя большими станциями — "Третьяковской" и "Кузнецкой" — и занимает почти весь Климентовский переулок. Точный адрес храма выглядит так: Москва, ул. Пятницкая, д. 26, стр. 1.

Церковь Климента в Пскове и других городах

Конечно же, в честь этого почитаемого святого в России построен не один только храм на Пятницкой. Есть такие церкви и в других городах России. Посетить храм святого можно, к примеру, в Пскове. Церковь Климента, Папы Римского, в этом городе находится на Ольгинской набережной, д. 16.

Построен такой храм и в Великом Новгороде. Найти его можно по адресу: ул. Большая Московская, 36. Еще одна церковь святого действует в д. Костюрино Ярославской области.

На пересечении Пятницкой улицы и Климентовского переулка стоит большая пятикупольная церковь святого Климента, не похожая на другие московские храмы. Она словно явилась из Петербурга. Храм и сегодня считается крупнейшим в Замоскворечье. Но его главное сокровище находится внутри – полностью сохранившаяся отделка интерьера XVIII века.

Первое упоминание церкви святого Климента в источниках относится к эпохе Смутного времени в России. 24 августа 1612 года во время освобождения Москвы от поляков рядом с деревянным храмом существовал Климентьевский острожек, у стен которого развернулось сражение между казаками (сторонниками Второго ополчения) и отрядом гетмана Ходкевича. Битва, окончившаяся победой казаков, сыграла немаловажную роль в освобождении Москвы. В середине XVII века храм святого Климента упомянут уже как каменный, в 1720 году его перестроил купец Иван Комленихин. Наконец, в 1756 году началась масштабная перестройка храма, затронувшая в первую очередь его западную часть – колокольню и трапезную. Деньги на строительство храма давал купец Кузьма Матвеев. Есть много версий относительно непосредственного автора проекта: фигурируют имена архитекторов Евлашева, Трезини, Мичурина, Яковлева, Бланка, Растрелли.

В 1762 году началось строительство восточной части храма, его главного престола во имя Спаса Преображения. Полностью работы были завершены лишь к 1774 году. После окончания строительства храм включал семь престолов с семью иконостасами – огромное число для приходской церкви. Помимо приделов в храме и его трапезной, ещё два придела были освящены на хорах. По богатству своих фасадов Климентовский храм принадлежит к выдающимся образцам барокко в Москве. Основной объем увенчан пятью мощными куполами на высоких световых барабанах и обильно украшен лепниной, изображающей херувимов, раковины и рокайли. Узорные решётки использованы как в церковной ограде, так и непосредственно на здании храма, над его карнизами. В том же духе барокко выдержан семиярусный иконостас главного храма, украшенный деревянными скульптурами, и иконостасы боковых приделов.

В 1934 году храм был закрыт для богослужений. К счастью, планы сноса и строительства на его месте детского сада не были реализованы (по замоскворецкой легенде, за церковь своего святого покровителя заступился нарком обороны Климент Ворошилов), здание превратили в книгохранилище Государственной Библиотеки имени Ленина, сотрудники которой смогли сохранить пять из семи церковных иконостасов, существенную часть лепного декора и другие элементы интерьера. В 2008 году библиотека окончательно покинула здание, после чего в нём начались широкомасштабные работы. Возрождение уникального храма завершено: воссоздан утраченный в ХХ веке павильон со стороны Пятницкой улицы, прошла реставрация иконостасов. Укреплен фундамент, воссозданы кирпичная кладка и штукатурный слой, окна и лепнина на фасаде, кровля, отреставрированы главки, которые украсили новые кресты, восстановлены паперть и утраченная часть церковной ограды.