Ремонт Дизайн Мебель

Церковь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (Симеоновская). Праведный симеон богоприимец и анна пророчица Богоприимца и анны пророчицы

Архитектурный памятник, действующая православная церковь Симеона и Анны расположена в Санкт-Петербурге, на углу ул. Моховой и В.Г. Белинского. Церковь является одним из старейших Санкт-Петербургских храмов. Церковь Симеона и Анны входила в число капитульных храмов орденов Российской империи (храм ордена Святой Анны). Настоятелем является протоирей Олег Скобля. Принадлежит храм к Санкт-Петербургской Митрополии Русской Православной Церкви и находится в составе Центрального благочинного округа.

На том месте, где ныне располагается храм, ранее стояла приходящая постепенно в негодность деревянная церковь Архистратига Михаила (построена в 1712-1714 гг., освящена в 1714 году в память о рождении Анны – дочери Петра Великого). Именно там был возведен новый храм в промежуток с 1731 по 1734 годы архитектором Михаилом Григорьевичем Земцовым, помогал которому Иван Яковлевич Бланка. Здание церкви было заложено в октябре 1731 года (строительство началось на 2 года ранее) по приказу императрицы Анны Иоанновны, которая после вступления на престол, исполняя обет, повелела возвести каменную трехпрестольную церковь с колокольней и куполом с множеством граней. Храм отнесли к придворным, каковым он оставался вплоть до 1802 года, когда его перевели в епархиальное ведомство.

При постройке храма были использованы мотивы архитектуры древней Руси и аннинский стиль барокко. Каменный храм получил высокую колокольню (47 метров) и три придела. В водружении шпиля колокольни участвовал знаменитый плотничный и «типичный» мастер из Голландии Харман ванн Болос.

Торжество освящения главного престола прошло в 1734 году, 27 января, которое почтила своим присутствием сама императрица. Освящение престола проводил Новгородский архиепископ Феофан (Прокопович), в службе которому помогали шесть архиереев.

Основной объем храма завершается световым барабаном, который венчается граненым куполом, расписанным сложным рисунком. Автором иконостаса является резчик по дереву Конрад Ган, образов – художники Матвеев Андрей Матвеевич и Василевский Василий Ильич. Главный церковный алтарь был освящен в честь Анны Пророчицы и Симеона Богоприимца, правый алтарь – в честь Архангела Михаила, левый алтарь – в честь Ефрема Сирина.

В 72-м году XVIII века церковь получила новый придел, который освятили в честь Св. Великомученика Евстафия Плакиды, в память рождения цесаревича. Именно с этого момента церковь была поделена на теплую и холодную (в теплой был один новый престол, в холодной – три, которые располагались под одним иконостасом, в ряд). Также были устроены женские места по двум сторонам при входе в храм, которые были отделены приподнятым полом и перегородками.

Третий придел в 1802 году был упразднен. Архитектором Михаилом Павловичем Выборовым в начале 19-го века к церкви были пристроены часовня и ризница.

Церковь была расширена и обновлена в 1869-1872 годах (архитектор – Г.И. Винтергальтер). Так, новый придел в честь иконы Божией Матери «Троеручицы» (икона начала 18-го века, сейчас хранится в Никольском морском соборе; легенда гласит, что икону вынесло на паперть водой при наводнении в 1777 году) был возведен над ризницей. В 1871 года, 17 октября, придел был освящен. При храме с 1868 года существовало общество вспоможения бедным, которое содержало богадельню и приют для детей.

В 1938 году церковь, как и многие другие в те времена, была закрыта, а затем и разграблена. Здание церкви было отдано под склад. Церковь отреставрировали в 50-х годах прошлого века, в 80-х годах там действовал музей метеорологии. Наконец, в 1991 году церковь возвратили православным верующим и в первый день 1995 года храм вновь освятили.

Улица и мост Белинского в Санкт-Петербурге прежде носили названия, происходившие от названия церкви (Симеоновские).

На месте, где стоит этот храм, в 1712 -1714 годах по приказу Петра I в честь тезоименитства его старшей дочери цесаревны Анны Петровны возвели деревянную церковь во имя Архангела Михаила. После того, как она обветшала, царица Анна Иоанновна повелела заложить новую, каменную. Его строительство было осуществлено в необычайно короткий срок. В 1731 году архитектор М. Г. Земцов разработал чертеж храма и в том же году развернулось строительство каменного одноглавого храма с граненым куполом и фонариком на высоком деревянном барабане. К 1734 году храм, в основном, был отделан. Как и в старинных русских церквах, здесь также к центральному объему примыкает низкая трапезная, над входом в которую возвышается небольшая четырехъярусная колокольня. Правда, увенчивается она не традиционным шатром, а тонким шпилем, что было уже свойственно петровскому Петербургу.

Творческую индивидуальность создателя церкви характеризует выразительное соотношение массивного развитого барабана и изящной четырехчастной небольшой колокольни; а также эффектное использование ордерной системы, включающей ритмическое применение пространственных элементов – колонн и плоскостных – пилястр и многое другое. Первоначально фасады церкви были украшены многочисленными деревянными статуями.

27 января 1734 года церковь была торжественно освящена в присутствии императрицы Анны Иоанновны. Главный алтарь церкви был освящен во имя Святых Праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, а боковые приделы - во имя Архангела Михаила (правый) и Ефрема Сирина (левый). Позже в 1772 году, в церкви был устроен и 16 февраля освящён ещё один придел во имя Святых Евстафия и Плакиды, упраздненный в 1802 году.

Внутренние помещения церкви были покрыты живописными росписями, стены расчленены пилястрами композитного ордера, капители пилястр нижнего яруса были лепными, а верхнего - живописными, написанными золотом по пурпурному фону. Славу храма в те времена составлял беспримерный по красоте иконостас. Сочинение его приписывается Высокопреосвященному Стефану Яворскому и преосвященному Феофану Прокоповичу. Наиболее драгоценны были образ Рождества Спасителя голландской работы, находившийся в алтаре, писанный на досках в 1630 году, икона Божией Матери, именуемая "Троеручица", большое Евангелие с драгоценным окладом, печатанное в Киеве в 1707 году, большая серебряная дароносица чеканки 1730 года и большой серебряный напрестольный крест с мощами святых, выполненный в 1716 году.

Храм был объявлен придворным, и в нем до постройки предшественника современного Казанского собора происходили особо торжественные богослужения, на которые собиралось все городское духовенство. Павел I присвоил церкви орден Святой Анны, деревянный знак которого укрепили над главным входом. По правую сторону алтаря было устроено для Императора особое место, украшенное малиновым бархатом. Церковь стала орденским храмом российских кавалеров ордена Святой Анны. С 1802 года церковь перешла из придворного в епархиальное ведомство, вследствие чего место Императора и орден были сняты. Своеобразным напоминанием о былом значении храма долгое время оставалась царская корона, укрепленная вместо шара на куполе под крестом.

Церковь с трехъярусной колокольней под шпилем принадлежит к числу лучших работ даровитого Земцова, который творчески использовал традиционные приемы древнерусского зодчества. Несмотря на частичные перестройки внутренних помещений храма (наиболее существенная в 1869 – 1872 годах, по проекту Егора Винтергальтера, когда над ризницей был устроен придел во имя иконы Божией Матери "Троеручицы", освящённый 17 октября 1871 года), эта церковь принадлежит к числу хорошо сохранившихся памятников архитектуры первых десятилетий города.В январе 1938 года храм был закрыт, некоторое время ее помещения использовались под склады и были сильно повреждены. В 1951 - 1954 годах под руководством архитектора В. С. Масленникова в здании церкви были произведены реставрационные работы, и оно было передано Музею метрологии. В 1991 году здание было возвращено С.-Петербургской епархии. 1 января 1995 года церковь была вновь освящена. В 2003 г. начат реставрационный ремонт церкви.



Церковь св. и пр. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы находится в Литейной части на левой стороне реки Фонтанки, на углу Моховой. Церковь, первоначально деревянная, была построена, по повелению императора Петра I, с двумя престолами: главный во имя св. и пр. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, в честь тезоименитства старшей дочери Петра Великого цесаревны Анны Петровны, а придельный во имя Архистратига Михаила.

Основание первоначальной деревянной церкви, по существующим описаниям церквей столицы и по клировым ведомостям, относится к 1712 г.; но в доношении св. Синоду местных священников Иоанна Панова и Иоанна Иванова с причтом и приходскими людьми в ноябре месяце 1727 г. о крайнем обветшании этой церкви и необходимости построения на ее месте новой, построение первоначальной церкви отнесено к 1714 году. В том же доношении сказано, что сия церковь была построена тщанием и попечением государя цесаревича Алексея Петровича. Место, где стояла первоначальная Симеоновская церковь, было к востоку в 11 саженях от алтаря ныне существующей церкви. Она, как видно из некоторых документов, не отличалась ни поместительностью, ни прочностью, как и вообще церкви, воздвигнутые при основании Петербурга.

В октябре 1731 г. была заложена новая, ныне существующая, каменная церковь, с деревянными куполом и верхом колокольни, по повелению императрицы Анны Иоанновны, которой тезоименитство праздновалось тоже 3 февраля в день св. и прав. Симеона Богоприимца Анны пророчицы, и к приделу Архистратига Михаила прибавлен другой левый придел во имя преп. Ефрема Сирина, в память дня рождения высочайшей строительницы храма. Время основания храма означено на медной доске в западной стене храма - лето 1731 октября 5 дня.

Новая церковь устроена по плану архитектора Михаила Земцова и через 2 года была постройкою окончена. Проект иконостаса для оной приписывается сочинению высокопреосвященного Феофана, а образа в иконостас были писаны в количестве 20 московскими иконописцами Василием Васильевым, подпись которого и значится на нескольких образах, и Андреем Поспеловым, которые писали св. образа и в Петропавловскую церковь в С.-Петербурге, на дубовых досках из их материала, по договору, заключенному с ними в феврале 1731 г., по указу ее императорского величества на сумму 1040 рублей.

Освящение главного престола совершено 27 января 1734 г., с величайшею торжественностью, в присутствии самой императрицы. В освящении участвовали: Синодальные члены высокопреосвященные Феофан, архиепископ Великоновгородский и Великолуцкий, Питирим, архиепископ Нижегородский и Алаторский, преосвященные Иларион, архиепископ Казанский и Свияжский, Варлаам, архиепископ Псковский и Нарвский, Гавриил, епископ Суздальский и Юрьевский, грузинские - Роман, митрополит Самптаврийский и Горский, и Иосиф, архиепископ Самбельский. Кроме архиереев были: шесть архимандритов, 4 протоиерея, 8 иеромонахов и священников, 3 протодиакона, 36 иеродиаконов, диаконов, иподиаконов и певчих Синодальных и архиерейских с подъяками 91 человек.

Придел во имя пр. Ефрема Сирина был освящен 25 января 1734 г. Троицкого Сергиева монастыря архимандритом Варлаамом с Московского Благовещенского собора протопресвитером Иоанном Симеоновым и прочим духовенством, а придел во имя Архистратига Михаила освящен 8 ноября того же года Синодальными членами: Московского Чудова монастыря архимандритом Аароном и Благовещенского Собора протопресвитером Иоанном Симеоновым с прочим духовенством.

Императрица причислила новосозданный храм к придворным, часто его посещала сама и особенно заботилась о благолепии его. В высокоторжественные и царские дни здесь собиралось для молебствий духовенство столичных церквей до времени открытия храма Казанской Богоматери в 1737 году, а в дни рождения и тезоименитства императрицы, т.е. 28 января и 3 февраля, торжественные архиерейские богослужения были отправляемы и в последующие годы до кончины государыни.

Со времени же рождения великой княжны Анны Павловны, впоследствии королевы Нидерландской, и последовавшего затем присвоения Симеоновской церкви ордена св. Анны в царствование императора Павла I, архиерейские торжественные богослужения опять стали совершаться в ней 3 февраля в честь тезоименитства царственной особы, а также в честь кавалерского и храмового праздников.

В 1737 г., по указу ее величества, были перевезены из Петропавловской крепости для постановления на колокольне Симеоновской церкви часы с курантами, снятые с церкви Воскресения Христова, что на Васильевском острове, и для игры курантов было вылито мастером Петром Леклером 25 колоколов по данным моделям от колокольного мастера Ферстера. Часы эти в последствии времени, неизвестно когда именно, сняты и памятником их можно считать один разбитый колокол около 10 пудов весом с английскими надписями 1685 г., который тоже в последнюю перестройку храма за негодностью к употреблению снят с колокольни.

По кончине императрицы Анны Иоанновны, в Симеоновскую церковь был перенесен и поставлен над главным престолом балдахин, шитый по малиновому бархату золотом с бахромою и кистями золотыми, служивший при погребении тела государыни.

В 1772 г. устроен был в середине Симеоновской церкви и 16 февраля освящен третий придел во имя св. великомученика Евстафия Плакиды, в память рождения наследника престола цесаревича и великого князя Павла Петровича, которое случилось 20 сентября на день сего святого. Со времени устроения третьего придела церковь была разделена на холодную и теплую: в холодной было три престола, устроенные в начале все в ряд под одним иконостасом, а в теплой - один новопоставленный престол. Кроме того, при входе в церковь по обеим сторонам были сделаны женские места, отделявшиеся перегородками с возвышением пола.

В 1797 г. император Павел I присвоил Симеоновскую церковь ордену св. Анны и велел поставить над главным входом в нее с западной стороны деревянный знак сего ордена, прилично украшенный; а внутри храма у правой колонны, ближайшей к алтарю, устроить императорское место из малинового бархата с золотым позументом. В то же, вероятно, время была сделана на левой стороне, против Царского места, проповедническая кафедра.

В 1802 г. Симеоновская церковь была перечислена из придворного ведомства в епархиальное. С сего времени по 1808 г. произведены в ней значительные исправления и произошли некоторые изменения во внутренности ее при церковном старосте с.-петербургском купце Иване Васильевиче Тарасове. Так внутри церкви сделаны во всех окнах новые летние и зимние рамы, в двух боковых входах - большие железные двери, св. образа поновлены, все стены выкрашены, пересланы полы и в теплой церкви уничтожены возвышения для женских мест и перегородки, кроме тех стеклянных, которые отделяли холодную церковь от теплой, наконец, для большего распространения храма 3-й придел во имя вмч. Евстафия упразднен, и церковь сделана вся теплою.

Снаружи, к северной стене алтаря, подле придела пр. Ефрема Сирина, сделана каменная пристройка для ризницы, казнохранилища и разжигания угля; на углу ограды по Симеоновской и Моховой улицам построена, под один стиль с церковью, часовня для поставления снаружи образов, а внутри с тремя маленькими покоями, назначенными первоначально для жительства церковнослужителям и сторожам и для кладовой, ныне в среднем покое поставлена часовенка, иконы и выручка для продажи свеч, а в двух боковых помещаются сторожа; сама ограда церкви возвышена и починена.

При настоятеле церкви протоиерее Петре Вигилянском и при церковных старостах Павле Сутугине и Сильвестре Шишкине, отличавшемся особенною распорядительностью и ревностью к благолепию храма, церковь в течение нескольких лет, начиная с 1834 по 1839 гг., опять возобновлена снизу до верху и приведена в тот вид, в каком она существовала до ныне.

В эти годы, именно в 1834 г. была разобрана вся деревянная верхняя часть колокольни, где ветхое заменено новым, шпиль покрыт новым железом и крест вновь позолочен; на церкви повредившееся железо заменено новым и весь фасад церкви и колокольни, равно как и церковная ограда с часовнею, исправлены и выкрашены. Не видно однако ж, чтобы и деревянный купол на церкви был перестроен, на что дано было разрешение епархиальным начальством еще в 1825 году, если, сказано в указе, этот купол окажется ветхим и к починке негодным, не отступая, точно от прежнего фасада.

В 1838 г. была возобновлена и исправлена вся внутренность церкви: иконостас и все киоты для икон вызолочены лучшим червонным золотом и выкрашены, живопись в иконостасе и на стенах вычищена и исправлена, а в царских вратах придела Михаила Архангела 6 образов написаны вновь академиком Антонелли; иконостас местами починен и обшит досками с алтарной стороны, полы черные чистые насланы вновь с положением под ними новых балок, серебряные ризы на местных образах и лампады отбелены, все стены храма и купол окрашены голубою клеевою краскою, печи и окна исправлены, даже срачицы на престолах и жертвенниках сделаны новые; наружный фасад церкви с церковною оградою вновь окрашены, с исправлением штукатурки; орденский знак над входными западными дверьми вновь выбронзирован.

А чтобы во время производства работ богослужение в храме не прекращалось, для совершения оного были устроены посреди церкви временные алтари, отделявшиеся от главного иконостаса дощатою обшивкою. При этом общем возобновлении церкви царское место, балдахин над престолом и проповедническая кафедра за ветхостью упразднены. В 1839 г. переделано помещение для ризницы, с перенесением входа в алтарь с северной на восточную сторону. Стоимость всех исчисленных работ по колокольне, церкви и церковной ограде, как видно из приходо-расходных книг за показанные годы, простиралось до 14 600 руб. асс.

Надо заметить, что исправления и переделки в церкви были разрешаемы и производимы не иначе, как с сохранением прежнего стиля и без отступления от наружного фасада, а потому Симеоновская церковь сохранила доселе свой первоначальный вид. Небольшое отступление от прежнего фасада допущено только пристройкою к северной части алтаря, обращенной внутрь церковного двора, для удобнейшего помещения ризницы, казнохранилища, архива и библиотеки.

С 1839 г., в течение 30 лет, в Симеоновской церкви не было значительных исправлений, кроме необходимых ремонтировок, вследствие чего церковь пришла в крайнее обветшание и требовала не только полного реставрирования, но и капитальной перестройки в некоторых частях. К этому делу было приступлено в 1868 г.

Самое живое участие принимал в нем прихожанин, действительный статский советник, с.-петербургский 1-ой гильдии купец Василий Федулович Громов, который... пожертвовал на перестройку храма 30 000 руб. билетами государственного банка. По его поручению составлен был академиком архитектором Фомой Ивановичем Винтергальтером первый план перестройки, с значительными отступлениями от старого плана. Но план, составленный Винтергальтером, хотя соответствовал современным требованиям вкуса и искусства, а также желанию жертвователя, не был одобрен и утвержден с.-петербургским строительным отделением, в виду точного смысла ст. 207 том XII уст. строит., ограждающей все древние церковные постройки от произвольной переделки их в модном вкусе, а Симеоновская церковь есть самая старейшая из церковных построек прошлого столетия, единственная остающаяся до ныне без видоизменения; причем строительное отделение признало возможным реставрировать этот храм в первоначальном стиле.

Согласно этому журнальному постановлению строительного отделения, академиком Винтергальтером составлен был новый план на реставрирование Симеоновской церкви и при ней каменной часовни в первоначальном стиле, с возведением каменных пристроек, и устроением новой церковной ограды, с заменою прежней деревянной решетки железною. План этот был утвержден 11 апреля 1869 года и препровожден для исполнения с тем, чтобы: подвалы и передняя часть церкви были покрыты кирпичными сводами, оставляя каменные столбы внутри храма в существующем виде; чтобы ветхий деревянный портик у южного бокового входа был заменен каменным, с сохранением характера его архитектуры; чтобы при перестройке храм был снабжен хорошей системой отопления и вентиляции.

Для исполнения работ епархиальным начальством учреждена временная строительная комиссия в составе местного настоятеля, протоиерея Н.П. Содальского с прочими священнослужителями, церковного старосты, купца Ф.В. Романова и прихожан. По составлении и утверждении надлежащих смет, к работам было приступлено в мае 1870 г., а для производства отправления богослужения была выстроена в том же месяце мае временная деревянная церковь внутри церковной ограды с двумя престолами.

Все работы вполне были окончены через два года к октябрю 1872 г. Они заключались в следующем:

По колокольне: два верхних деревянных яруса заменены новыми каменными, а для укрепления двух нижних ярусов выведены внутри колокольни стенки по цементу под двумя арками; шпиль деревянный устроен вновь, крест над шпилем с шаром вызолочены под огонь; под колокольнею сторожка и кладовая перестроены. Но только лишь колокольня была отстроена и леса сняты, как ударом молнии во время сильной грозы, разразившейся над местностью церкви, 26 июля 1871 г., произведены были значительные наружные повреждения в двух верхних ярусах колокольни, каковые вновь исправлены с надлежащею прочностью.

По церкви: вновь устроены под всею церковью кирпичные своды, полы настланы новые - в церкви из соснового паркета, а в алтарях и на предалтарной солеи - из дубового; верхние своды над переднею частью церкви в замен прежних потолков, и в алтаре устроены новые деревянные, под штукатуркою, с возвышением передней части; в главном куполе повредившиеся части заменены новыми; рамы как в куполе, так и во всей церкви поставлены новые, с железными решетками по новому рисунку; печи с вентиляциею сложены новые по системе пиротехника Давыдова; вся церковь покрыта новым железом, а по низу обложена новым цоколем; стены как наружные, так и внутренние снова оштукатурены и выкрашены; корона над главным куполом и шар с крестом вновь вызолочены. К северной стороне алтаря сделана новая пристройка для ризницы и входа. Над ризницею, по особому разрешению св. Синода,устроен новый 4-й придел в честь местно чтимого образа Божией Матери, именуемой Троеручицею, для отправления заказных служб. Внутреннее устройство этого придела и снабжение изящною и благолепною утварью произведено членом строительной комиссии, статским советником Климовым. В главной церкви иконостас устроен новый, по рисунку академика Винтергальтера, с удержанием стиля прежнего иконостаса. Живопись в иконостасе и стенных образах возобновлена художником Емельяновым; рамы и киоты вызолочены вновь; утварь и серебряные ризы выбелены с новою позолотою, где следует с исправлением их и добавкою серебра. С западной, северной и южной сторон храма устроены новые крыльца со входами; над первым поставлен железный зонтик, над южным - портик, вместо деревянного, устроен каменный по прежнему рисунку, а над северным крыльцом сделан каменный тамбур со входом в главную церковь и лестницею для входа в новый малый придел. Одним словом, церковь вся перестроена заново, с сохранением только каменного ее остова и верхних частей главного деревянного купола и с удержанием прежнего архитектурного характера.

По церковной ограде: она вся сложена вновь из цоколя и обнесена железною бронзированною решеткою с тремя воротами, железными же; часовня на углу ограды перестроена, вновь покрыта листовым железом и крест над нею вызолочен, иконостас внутри возобновлен с позолотою по местам; в церковной ограде проложены подземные трубы для стока воды и устроен сад; кругом церкви для крестных ходов настланы широкие плитные тротуары, таковые же тротуары положены и по наружной стороне ограды.

Стоимость всех этих работ: капитальных, художественных и земляных - простирается до 70 000 руб. сер., не считая внутренней отделки нового придела и пожертвований вещами на украшение храма. Капитал приобретен от усердствующих к храму Божию прихожан и частью от обычных церковных доходов.

В настоящее время храм имеет четыре престола в главной церкви и в пристройке над ризницею четвертый престол, вновь устроенный в честь Божией Матери, именуемой Троеручицею. Иконостас храма весь резной, вызолоченный; некоторые образа в иконостасе, а в нижнем ярусе почти все украшены серебряными ризами.

Стиль церкви римский, она расположена крестообразно, своды храма лежат на четырех каменных столбах, соединяющихся между собою и со стенами храма сверху арками. Пол в церкви паркетный, сосновый, а в алтарях дубовый. Наружные стены украшены пилястрами дорического ордера; вызолоченная глава над куполом имеет вид короны, поставленной на золотой подушке с 4-мя золочеными кистями; над короною утвержден позолоченный крест.

Окон по низу 18 и в куполе 7, в новом приделе Троеручицы и в ризнице под ним по 4 окна, а во входах с северной и восточной сторон по одному окну. Над папертью устроена каменная колокольня в виде четвероугольной башни в 4 яруса со шпилем значительной высоты; шпиль деревянный, крытый железом и выкрашенный зеленою масляною краскою; на нем вызолоченный крест утвержден в вызолоченный шар. Вышина колокольни от земли со шпилем 22 сажени. Колоколов на ней 7. Большой колокол в 3-м ярусе весит 267 пуд. 17 фунт., на нем вылита надпись: «В Симеоновскую церковь, лит в Валдае 1821 года старанием священнослужителей оной церкви и старосты, 1-ой гильдии купца Сутугина с благословения митрополита Михаила». Прочие колокола повешены во 2-м ярусе. Под колокольнею, при входе в церковь, по правую сторону паперти, устроена сторожка, а по левую - кладовая и лестница на колокольню.

Церковь обнесена оградою, фундамент которой устроен из плитного цоколя, а решетка железная, выкрашенная зеленою масляною краскою с бронзировкою. На углу ограды по Симеоновской и Моховой улицам находится каменная часовня, в римском стиле коринфского ордена, крытая железом и выкрашенная по кровле зеленою масляною краскою; земли под церковью и оградою состоит 8893 с тремя четвертями кв. саж.

При церкви имеется библиотека для употребления причта. В церковном архиве хранятся следующие церковные документы: метрические книги с 1777 года; исповедные росписи с 1808 года; обыскные книги с 1776 года; приходо-расходные книги с 1840 года и брачные документы с 1776 года. Причт первоначально состоял: из одного священника, диакона и дьячка. Ныне существующий причт составляют: протоиерей, три священника, два диакона штатных, один на причетнической вакансии и три дьячка. Причт Симеоновской церкви никогда не получал ни жалованья, ни руги, но содержался доходами от церковных служб и требоисправлений. К числу этих доходов следует отнести и плату, какая получалась от исправления церковных служб в домовых церквах, в особенности у графа Дмитрия Николаевича Шереметева; но со смертью его в 1871 г. службы в его церкви прекратились, и в последние годы этот источник доходов почти совсем иссяк, в следствие изменившихся обстоятельств.

Причт пользуется также незначительными процентами с государственного доходного билета на капитал 1280 руб., составившийся из взносов разных лиц на вечное поминовение, каковых процентов получается всего 51 руб. 20 коп. в год. Земля, принадлежащая церкви, заключается в пределах ее ограды, где находятся и три каменных церковных дома для жительства причта и сиротствующих духовного звания. Мерою земли под церковною оградою и домами считается 963 кв. саж. В церковных домах помещаются, сверх штатных членов причта и просфирни, две священнические и три причетнические вдовы с сиротами, а три квартиры отдаются в арендное содержание под магазины, от которых получается в пользу церкви до 2650 руб. в год.

«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии» Выпуск 3, Санкт-Петербург, 1873 г. Печатня В.И. Головина, Владимирская, д. № 15, кв. № 3.

Праведный Симеон Богоприимец и Анна Пророчица - святые, чьи образы неразрывно связаны с праздником Сретения Господня . Когда Дева Мария и Иосиф Обручник принесли Младенца Христа в Иерусалимский храм, Симеон и Анна первыми узнали в беззащитном ребенке великого Мессию, Спасителя всего мира. Мы расскажем о жизни Симеона и Анны, молитвах к ним, народных традициях, связанных с днем их памяти, и многом другом.

О праведном Симеоне Богоприимце мы узнаем в основном из Евангелия от Луки. Совсем немного информации, но даже благодаря ей вырисовывается образ необыкновенного человека, который сыграл важнейшую роль в истории пришествия на землю Мессии - Господа Иисуса Христа. Другие сведения о Симеоне дошли до нас из Церковного Предания, которое православные христиане почитают наравне со Священным Писанием.

Согласно Преданию, этот святой был одним из семидесяти двух переводчиков, которым египетский царь Птолемей II поручил перевести Священное Писание с еврейского языка на греческий. Именно с этого «Перевода 72-х толковников» (или Септуагинты) Ветхий Завет в будущем перевели на славянский язык для Болгарской, Сербской и Русской Православных Церквей.

Ученый человек, умудренный большими знаниями, Симеон стал проводником чуда . Об этом святом евангелист Лука пишет, что тот был избран Господом и что Дух Святой пребывал на нем: Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем (Лк 2 , 25).

Для царя Птолемея II святой Симеон переводил книгу пророка Исаии. В ней он натолкнулся на фразу, которая привела его в замешательство, буквально обескуражила. В еврейском подлиннике эта фраза звучала как: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис 7 , 14). Ученый был уверен - слово «Дева» явная ошибка! Как дева (то есть — девственница) может родить ребенка?

Симеон хотел исправить нелепицу, рука его уже потянулась к бумаге. Но в ту же секунду перед ним предстал Ангел. Он удержал перо книжника и молвил: «Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы». Эти слова Ангела стали пророческими - шли десятилетия, а Симеон все жил и жил. И каждый день ждал, когда же явится миру Мессия, рожденный от Девы.

В год, когда святому исполнилось 360 лет, Святой Дух привел его в Иерусалимский храм. И случилось это в тот же день, когда Иосиф Обручник и Дева Мария со Спасителем, которому исполнилось 40 дней, пришли в храм, чтобы представить своего первенца пред Господом и принести положенную иудейским законом жертву.

Именно тут, в сердце Святой Земли, состоялась встреча праведного старца и Святого Семейства. Симеону вновь было откровение от Господа - он понял, что Младенец на руках Марии - тот самый долгожданный Мессия, о котором в течение сотен лет писали пророки.

Святой Симеон благоговейно взял на руки Младенца Христа и сказал: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех людей. Свет к просвещению язычников и славу людей Твоих Израиля (Лк 2 , 29-32). Благословив Марию и Иосифа, он добавил пророческое: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – И Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец (Лк.2 , 22 – 35).

Из описания, которое нам дает евангелист Лука, мы узнаем также об Анне Пророчице. Лука пишет о ней немного, но даже по этим скудным сведениям мы можем увидеть весь жизненный путь этой женщине во всей его чистоте и любви к Богу: Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк 2 , 36 - 38).

Пра­вед­ная Ан­на Про­ро­чи­ца про­ис­хо­ди­ла из ко­ле­на Аси­ро­ва, бы­ла до­че­рью Фа­ну­и­ла. Всту­пив в брак, она про­жи­ла с му­жем 7 лет, до его кон­чи­ны. По­сле его смер­ти пра­вед­ная Ан­на про­во­ди­ла стро­гую бла­го­че­сти­вую жизнь, «не от­хо­ди­ла от хра­ма, по­стом и мо­лит­вою слу­жа Бо­гу день и ночь» (Лк.2 :37).

Ко­гда пра­вед­ной Анне бы­ло 84 го­да, она удо­сто­и­лась ви­деть в Иеру­са­лим­ском хра­ме Мла­ден­ца Иису­са Хри­ста, при­не­сен­но­го для по­свя­ще­ния Бо­гу как пер­вен­ца по за­ко­ну Мо­и­се­е­ву. Пра­вед­ная Ан­на слы­ша­ла про­ро­че­ские сло­ва свя­то­го Си­мео­на Бо­го­при­им­ца, ска­зан­ные Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це. Про­ро­чи­ца вме­сте со свя­тым Си­мео­ном сла­ви­ла Бо­га, и потом го­во­ри­ла всем в Иерусалиме, что Мес­сия явил­ся в мир (Лк.2 :38).

Па­мять пра­вед­ной Ан­ны Про­ро­чи­цы при­хо­дит­ся так­же на 3/16 фев­ра­ля, ко­гда она вспо­ми­на­ет­ся с пра­вед­ным Си­мео­ном Бо­го­при­им­цем в по­праздн­ство Сре­те­ния Гос­под­ня.

Мощи праведного Симеона Богоприимца

Как говорит Церковное Предание, праведный Симеон Богоприимец умер вскоре после встречи с Младенцем Христом и Святым Семейством в Иерусалимском храме. Ему было около 360 лет.

В VI веке святые мощи его были перенесены в Константинополь. В 1200 году его гроб видел русский паломник святитель Антоний, будущий архиепископ Новгородский (1212-1220; † 1232; память 8 октября). Согласно отдельным историческим источникам, в 1243 году мощи святого Симеона появились на берегу Адриатического моря в городе Зара (сейчас - город Задар в Хорватии). Сегодня мощи покоятся в реликвариях в двух хорватских городах: в Задаре и Загорье. А в немецком городе Ахене хранится десница (правая рука) праведного Симеона Богоприимца.

Десница праведного Симеона Богоприимца

Десница (правая рука) праведного Симеона Богоприимца - это христианская реликвия, которая покоится в кафедральном соборе города Ахен в Германии. Раз в семь лет, по старой традиции, ее выставляют для поклонения верующих - это знаменитое на весь мир Ахенское паломничество. Хранится святыня в украшенном драгоценными камнями реликварии.

СИМЕОНУ БОГОПРИИМЦУ
Тропарь, глас 4

С имеон старец днесь веселится, / восприят на руку свою Младенца Превечнаго Бога, / от уз плоти разрешитися прося / и вопия: видеста очи мои / спасение Твое мирови.

Кондак, глас 4

С тарец днесь отрешитися / от юз моляшеся / сего жития тленнаго, / Христа восприят на руки / Зиждителя и Господа.

Величание

В еличаем тя, / святый праведный Симеоне Богоприимче, / и чтим святую память твою, / ты бо молиши о нас / Христа, Бога нашего.

Молитва праведному Симеону Богоприимцу

О великий угодниче Божий и Богоприимче Симеоне! Призри на мя грешнаго, ко святей иконе твоей припадающа и просяща твоего заступления и помощи: скорбь бо обдержит мя от обстоящих мя ныне бед и зол, и утешения не имам многоболезненней души моей. Исках помощи от человек, и не обретеся. Возопиях ко Господу, и не услыша мя, аз прогневах пречистую благость Его беззаконьми моими, и множеством многих грехов моих преогорчих человеколюбную утробу Его. И кто ми ныне помощь явит; кто ми скорбь утолит; кто даст отраду и успокоение многомятежней душе моей? К тебе, великий угодниче Божий, прибегаю грешный и недостойный аз, ведый, яко велие дерзновение имаши ко Христу Богу и многомощен предстатель еси о всех, с верою к тебе прибегающих, и твоего заступления и помощи требующих. Моли убо Человеколюбца Господа, яко да простив ми безчисленная моя прегрешения, не отвратит милость Свою от мене, но яко благ и сострадателен, явит и мне безконечное Свое милосердие, и в лютем напастей и бед моих озлоблении подаст ми всесильную помощь Свою, и преогорченной душе моей ослабу, мир, укрепление, утешение и успокоение дарует. Ей, великий угодниче Божий, вознеси Богоносныя руце твоя ко Иже во объятиих твоих носитися изволившему Христу Богу нашему и моли благость Его, да не отринет моления сердца моего недостоинства ради моего, но явит мне благовременне милость Свою, во славу безконечных щедрот Своих и многомощнаго предстательства твоего, о немже подобает Ему всякая слава и благодарение купно со Отцем и Пресвятым Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Вконтакте

Праведный Симеон Богоприимец и Анна Пророчица - святые, чьи образы неразрывно связаны с праздником Сретения Господня. Когда Дева Мария и Иосиф Обручник принесли Младенца Христа в Иерусалимский храм, Симеон и Анна первыми узнали в беззащитном ребенке великого Мессию, Спасителя всего мира. Мы расскажем о жизни Симеона и Анны, молитвах к ним, народных традициях, связанных с днем их памяти, и многом другом.

Дата празднования

День памяти святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы отмечается в Русской Православной Церкви 16 февраля по новому стилю.

Также этот день - попразднство (отдание) праздника Сретения Господня. Отдание праздника - последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства.

Что можно есть в день памяти

Поста в день памяти святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы нет.

Житие Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы

О праведном Симеоне Богоприимце мы узнаем в основном из Евангелия от Луки. Совсем немного информации, но даже благодаря ей вырисовывается образ необыкновенного человека, который сыграл важнейшую роль в истории пришествия на землю Мессии - Господа Иисуса Христа. Другие сведения о Симеоне дошли до нас из Церковного Предания, которое православные христиане почитают наравне со Священным Писанием.

Согласно Преданию, этот святой был одним из семидесяти двух переводчиков, которым египетский царь Птолемей II поручил перевести Священное Писание с еврейского языка на греческий. Именно с этого «Перевода 72-х толковников» (или Септуагинты) Ветхий Завет в будущем переведели на славянский язык для Болгарской, Сербской и Русской Православных Церквей.

Ученый человек, умудренный большими знаниями, Симеон стал проводником чуда Сретения Господня. Об этом святом евангелист Лука пишет, что тот был избран Господом и что Дух Святой пребывал на нем: Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем (Лк 2 , 25).

Для царя Птолемея II святой Симеон переводил книгу пророка Исаии. В ней он натолкнулся на фразу, которая привела его в замешательство, буквально обескуражила. В еврейском подлиннике эта фраза звучала как: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис 7 , 14). Ученый был уверен - слово «Дева» явная ошибка! Как дева (то есть девственница) может родить ребенка? Симеон хотел исправить нелепицу, рука его уже потянулась к бумаге. Но в ту же секунду перед ним предстал Ангел. Он удержал перо книжника и молвил: «Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы». Эти слова Ангела стали пророческими - шли десятилетия, а Симеон все жил и жил. И каждый день ждал, когда же явится миру Мессия, рожденный от Девы.

В год, когда святому исполнилось 360 лет, Святой Дух привел его в Иерусалимский храм. И случилось это в тот же день, когда Иосиф Обручник и Дева Мария со Спасителем, которому исполнилось 40 дней, пришли в храм, чтобы представить своего первенца пред Господом и принести положенную иудейским законом жертву.

Именно тут, в сердце Святой Земли, состоялась встреча праведного старца и Святого Семейства. Симеону вновь было откровение от Господа - он понял, что Младенец на руках Марии - тот самый долгожданный Мессия, о котором в течение сотен лет писали пророки.

Святой Симеон благоговейно взял на руки Младенца Христа и сказал: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех людей. Свет к просвещению язычников и славу людей Твоих Израиля (Лк 2 , 29-32). Благословив Марию и Иосифа, он добавил пророческое: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – И Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец (Лк. 2 , 22 – 35).

Из описания, которое нам дает евангелист Лука, мы узнаем также об Анне Пророчице. Лука пишет о ней немного, но даже по этим скудным сведениям мы можем увидеть весь жизненный путь этой женщине во всей его чистоте и любви к Богу: Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк 2 , 36 - 38).

Мощи праведного Симеона Богоприимца

Как говорит Церковное Предание, праведный Симеон Богоприимец умер вскоре после встречи с Младенцем Христом и Святым Семейством в Иерусалимском храме. Ему было 360 лет.

Согласно отдельным историческим источникам, в 1243 году мощи святого Симеона появились на берегу Адриатического моря в городе Зара (сейчас - город Задар в Хорватии). Сегодня мощи покоятся в реликвариях в двух хорватских городах: в Задаре и Загорье. А в немецком городе Ахене хранится десница (правая рука) праведного Симеона Богоприимца.

Десница праведного Симеона Богоприимца

Десница (правая рука) праведного Симеона Богоприимца - это христианская реликвия, которая покоится в кафедральном соборе города Ахен в Германии. Раз в семь лет, по старой традиции, ее выставляют для поклонения верующих - это знаменитое на весь мир Ахенское паломничество. Хранится святыня в украшенном драгоценными камнями реликварии.

Иконография Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы

Праведный Симеон - одна из к лючевых фигур, изображенных на иконе праздника Сретения Господня. Иконописцы изображали святого в момент, когда Богородица с рук на руки передает ему Младенца Христа. Анну Пророчицу в византийской и древнерусской иконописиобычно изображали на иконах Сретения Господня стоящей за спиной Богородицы или праведного Симеона. Анна Пророчица изображалась в профиль, одетая чаще всего в красный хитон и зеленый мафорий (цвета могли быть иными); она указывала пальцем на Христа. Нередко Анну писали в образе седовласой старицы с усталым лицом.

Песнь Симеона Богоприимца

Песнь Симеона Богоприимца, или «Ныне отпущаеши…», - это слова Симеона Богоприимца из Евангелия от Луки.

Впервые эта молитва упоминается уже в Апостольских Постановлениях. В Русской Православной Церкви слова Симеона Богоприимца во время богослужения читают, а не поют, в отличие от католиков, например. Происходит это в конце вечерни. Кроме того, православные произносят «Ныне отпущаеши…» во время Таинства Крещения - но только для младенцев-мальчиков.

Текст:

Церковнославянский:

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром;

яко видеста очи мои спасение Твое,

еже еси уготовал пред лицем всех людей,

свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.

Русский:

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,

ибо видели очи мои спасение Твое,

которое Ты уготовал пред лицем всех народов,

свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

Храм Симеона и Анны в Санкт-Петербурге

Церковь святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы стоит на пересечении улиц Моховой и Белинского в Санкт-Петербурге. Первоначально храм был деревянным, но в 1731 году, когда в России правила императрица Анна Иоанновна, здесь по проекту архитектора Михаила Земцова и его помощника Ивана Бланка началось строительство каменной трехпрестольной церкви. Увенчали ее многогранным куполом.

На освящении храма в 1734-ом присутствовала сама императрица. До 1802 года церковь причислялась к придворным храмам.

На колокольне храма высотой в 47 метров находились куранты. Первые часы с боем когда-то привезли сюда из Воскресенской церкви при Меншиковском дворце, но были утеряны во время одной из реставраций. Куранты восстановили только в 1905 году.

В 1938 году безбожная советская власть закрыла храм Симеона и Анны, и долгое время он использовался как склад. В 1980-х здание передали метеорологическому музею. В 1995 году храм был возвращен верующим.

Митрополит Антоний Сурожский. Сретение, воскресенье о мытаре и фарисее

Праздник, который мы сегодня соблюдаем, это одновременно праздник дивной встречи и первой разлуки. Дивной встречи, потому что в храм, в удел Божий Единородный Божий Сын, ставший Сыном Девы, приносится, чтобы быть поставленным перед лицом Живого, вечного Бога, Отца Его прежде, чем мир не стал.

Встреча, также, между святыми душами и ожидаемым ими Спасителем. Долгую, сложную, благодатную жизнь прожили и Симеон и Анна; тому и другой было обещано, что они не умрут, раньше чем не увидят лицом к лицу Спасителя своего. И вот этот день настал, и лицом к лицу ожидавшие Его праведники встретили Бога, ставшего Человеком… Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыка, по глаголу Твоему с миром, - сказал Симеон, - ибо видели очи мои спасение Твое… Теперь он может отойти в вечность, теперь он может сойти в область усопших и принести туда первую весть, что он видел на земле Бога, пришедшего плотью.

Одновременно этот праздник - первая жертвенная разлука Божией Матери с Ее Божественным Сыном. Всякий младенец мужского пола, разверзающий утробу, то есть перворожденный в семье, приносился Богу и делался собственностью Бога. Этот обычай, это правило началось еще в древности, когда Моисей вывел из Египта народ израильский. Тогда упорствующий фараон не хотел отпустить своих рабов; и ужас за ужасом постигали египетскую землю, чтобы опомнился человек под тяжелой, спасающей десницей Бога. И одной из самых страшных кар, которые были наложены на противящегося Богу фараона, была смерть всех перворожденных в земле египетской. Этой ценой было потрясено каменное сердце фараона, этой ценой получили свободу, в виду ожидаемого Христа, израильские дети.

Но когда они достигли пустыни, то и до них дошел Божий глас: Ценой этого ужаса, ценой смерти детей, лишения матерей любимых своих младенцев были выведены вы из египетской земли, из страны плена и рабства; но как бы в воспоминание об этом, как бы в выкуп за этих детей и за этих матерей, перворожденный младенец мужского пола в каждой вашей семье должен быть принесен в Храм, и Бог над ним получает власть жизни и смерти. И вот, принося Своего Младенца в Храм, Божия Матерь приносила Его в жертву Богу. Первый раз, свободно, по закону Своего народа Она отдавала Богу Рожденное от Нее. Это жертвоприношение продолжалось потом в течение всей Ее жизни: Матерь Божия Его отдала раз и навсегда, и Бог и Отец эту жертву, единственную за всю историю мира, принял, и она стала кровавой Жертвой Голгофы.

Мы сегодня читали и о другой встрече: как мытарь и фарисей пришли в храм, в тот храм, где Живой Бог ожидает Своих детей. Один пришел с гордыней, другой - с сокрушенным сердцем. Это - тоже встреча; но в этой встрече не жертва, а суд и спасение.

Каждый из нас когда-то, в день своего воцерковления, был принесен в храм; каждый из нас был поставлен перед Богом, чтобы стать Его собственностью; но в Церкви Христовой нет мужеского и женского, нет различия, все - дети Божии, и поэтому все мы были принесены и отданы Богу, так же как Богомладенец Христос был принесен Своей Матерью.

Каждая мать, которая здесь стоит, когда-то своего младенца принесла и отдала Богу, и приняла его вновь от иконы Спасителя или Божией Матери. Каждый из нас вновь и вновь встречает Бога всякий раз, как он приходит в храм; кто из нас мытарь, кто из нас фарисей? Кто уйдет оправданным, а кто уйдет со своей тленной праведностью, которая не войдет в Царство Божие? Симеон и Анна ждали и узрели Христа; мытарь ждал себе только суда - и получил милость; фарисей думал, что он праведен, - и оказался ни с чем…

Вот с чем мы теперь начинаем это восхождение подготовительных недель к Великому Посту. Задумаемся, каждый из нас, о том, что значит, что он или она когда-то были принесены в храм, отданы Богу любовью материнской; отданы на хранение Тому, Который есть Хранитель младенцев, отданы Тому, Кто есть Господь и Жизнь. Подумаем о том, способны ли мы встретить Христа, как встретили Его Симеон и Анна; подумаем о том, кто мы - фарисей или спасенный мытарь. Аминь.

Кизильский женский монастырь святых праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны

Кизильский женский монастырь святых праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны находится в селе Кизильском Челябинской области, рядом с Магнитогорском. Это старинное казачье село, а стоит обитель на западной его окраине.

Официально Кизильский женский монастырь был открыт в 1999 году. Обитель совсем молодая, но с интересной предысторией. В начале 20-х годов ХХ века две местные монахини, тетя и племянница, отправились в паломничество - прославлять свой край на Святой Земле. Их путешествие продлилось 8 лет. Вернувшись из Иерусалима, паломницы вместо Российской империи, которую они покинули, застали советскую Россию. Они не отреклись от Христа, устраивали религиозные собрания на дому, укрепляли местных жителей в православной вере.

Первой настоятельницей монастыря с 1999 года была насельница Успенского Пюхтицкого монастыря монахиня Иоанна (Смолкина). В 2004 году настоятельницей монастыря стала игумения Феодора (Подоплелова). В 2009-ом Кизильский монастырь отпраздновал свой первый юбилей - десять лет.

Поэзия о праведном Симеоне Богоприимце и Анне Пророчице

Сретение. Иосиф Бродский

Анне Ахматовой

Когда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.

И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.

Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взоров небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.

И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.

А было поведано старцу сему,
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: «Сегодня,

реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: Он - Твое продолженье и света

источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в Нем». - Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,

кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.

И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. «Слова-то какие…»
И старец сказал, повернувшись к Марии:

«В лежащем сейчас на раменах Твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым

терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око».

Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле

для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шел молча по этому храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.

И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога

пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.

Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,

он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою

как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.

Народные традиции дня памяти Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы

На Руси день памяти Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы называли «Починки». Для простого народа это была пора подготовки к весне, к началу нового цикла работ в поле.

Мужчины внимательно осматривали и ремонтировали лошадиную сбрую. «Семен с Анной сбрую чинят», «худая сбруя - несчастный выезд», «Семен и Анна расчиняй починки», «В починки дед встает чуть свет - чинит сбрую летнюю да бороду столетнюю».

Хозяйки варили соломату - мучную кашу или мучной кисель из ржаной, ячменной или пшеничной прожаренной муки, заваренной кипятком и распаренной в печи. «Приехала соломата на двор, расчинай починки».

Деревенские русские люди считали праведного Симеона хранителем младенцев, матери молились ему о здоровье своих чад. Пророчицу Анну почитали защитницей от грома и молнии.

Говорили, что 16 февраля - это начало семи крутых (морозных) утренников: три до Власия (24 февраля), на Власия и четыре после Власия.

Храм во имя свв. правв. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в Санкт-Петербурге (Санкт-Петербургская епархия)

Строительство первой деревянной церкви было начато на этом месте в году "тщанием царевича Алексея ". Храм с приделом во имя Архистратига Михаила был освящен 3 февраля в память о рождении дочери Петра I – Анны.

В память рождения цесаревича Павла Петровича 16 февраля году был освящен придел вмч. Евстафия Плакиды . Со времени устроения третьего придела церковь была разделена на холодную и теплую: в холодной было три престола, устроенные в начале в ряд под одним иконостасом, а в теплой - один новопоставленный престол. Кроме того, при входе в храм по обеим сторонам были сделаны женские места, отделявшиеся перегородками с возвышением пола.

В – годах здание было реставрировано, в 1980-е - реконструировано под метеорологический музей.

С весны года в частично возвращенном верующим храме были начаты богослужения.

В январе года митрополит Иоанн (Снычев) освятил храм полным чином.

Предметы находившиеся в храме до революции 1917 года

Святыни
  • Икона Божией Матери "Троеручица" . По преданию, при наводнении года ее принесло водой на паперть. Икона была написана в начале XVIII века и украшена чеканной из серебра ризой с множеством драгоценностей.
  • Крест 1716 года с мощами свт. Афанасия Лубенского
  • часть Ризы Господней , вставленная в серебряный оклад. Была подарена в году князем П. Лопухиным.

Другие предметы

  • картина "Положение во гроб", работы Рубенса . Находилась на правой стене алтаря в резной вызолоченной раме. Была пожертвована в году купцами Василием и Иваном Ивановыми-Бороткиными.
  • картина "Рождество Христово", голландской работы, писанная на досках с надписью внизу: IYANOCTΣ 1630. Была пожертвована в