Ремонт Дизайн Мебель

Аланский успенский монастырь. Аланский свято-успенский мужской монастырь. Предание о чудотворной иконе

В одно из святых мест православного Кавказа, Аланский Свято-Успенский мужской монастырь, который находится в Фиагдоне, недавно отправились те, кто на себе испытал тяготы войны, получив серьезные ранения, стал инвалидом. Экскурсию по святым местам организовала Мадина Плиева, президент "Фонда поддержки раненых в ходе боевых действий на территории Южной Осетии".

В монастыре гостей из Южной Осетии ждал теплый прием. Отец Стефан, монах Свято-Успенского монастыря, помолился за гостей и за здравие всех приехавших поставил свечки в храмах: Исен - Мироносец и церкви, построенной в честь Моздокской иконы Иверской Божьей Матери.

Аланский Свято-Успенский мужской монастырь начали строить в 2003 году. До этого духовная обитель находилась в г. Беслане. В настоящее время в храме находятся 14 монахов. Среди них и наш земляк из села Корнис Знаурского района Герман Джиоев.

Отец Стефан сделал маленький экскурс в историю Аланского христианства. Поведал о том, как в 916 году состоялось Великое Крещение Алании.

Массовое крещение алан проходило в Нижне-Архызском городище (недалеко от станицы Зеленчукской, Карачаево-Черкесии). Таинство совершалось в трех аланских храмах, которые являются древнейшими православными храмами на территории России: Северный храм, Средний храм, Южный храм. Следует отметить, что эти три аланских храма, сохранившиеся до наших дней, являются древнейшими христианскими храмами на территории России. В храме Георгия Победоносца (Северном храме) сохранилась также самая древняя купель в России, где принимали святое крещение аланы. Также крещение многих алан совершалось в проточной воде. Великое Крещение Алании сыграло в развитии и укреплении аланской государственности позитивную роль. Тем самым Алания вводилась в состав "византийской семьи" народов и приобретала высокий статус, определявший место в иерархии государств. О политическом авторитете Алании свидетельствует форма обращения византийского императора к властителю Алании. На Северном Кавказе только он признан самостоятельным государем и духовным чадом. В 48 главе сочинения императора Византии Константина Багрянородного "Церемония византийского двора" только трое адресатов названы духовными чадами императора - правители Алании, Армении и Болгарии.

Так начинался "Золотой век" Алании, продолжившийся до прихода монголо-татарских полчищ Тимура и Чингисхана, истреблявших наших предков, разрушавших храмы и монастыри, безжаластно убивавших аланское духовенство, огнем и мечом насаждавших в христианской Алании чуждую ей религию. Почти пятивековое существование великой аланской митрополии говорит о том, что христианство имело здесь прочные корни. Отторгнутые от своих христианских святынь, потомки алан осетины, загнанные в горы, спасаясь от поголовного истребления, перенесли в горы современной Осетии дорогие для них христианские святыни. Нашествие Тимура опустошило Осетию. После этого несчастья она еще раз на какое-то время получает самостоятельность.

В конце XII века в Алагирском ущелье родился Ос-Багатар в древнем аланском роде. Видя своих соотечественников в сильном угнетении, Ос-Багатар задумал освободить Осетию от тяжкого иноплеменного ига и соединить осетин в одно государство. Чтобы преуспеть в этом, он расположил своих братьев Исаака, Романа и Василия принять монашество и посвятить себя миссионерскому делу, зная, что только христианская идея свяжет осетин братской любовью, внесет в жизнь благоустройство, порядок и патриотизм. Проповедуя усердно Евангелие, Ос-Багатар, Исаак, Роман и Василий действительно скоро успели соединить осетин в одно государство.

Среди раненых из Южной Осетии были те, у кого ампутированы конечности. Несколько часов, проведенных в автобусе, сделали свое дело, - все устали. Но рассказ отца Стефана был настолько интересным, что экскурсанты зарядились позитивной энергией.

Несмотря на приглашение монахов на общую трапезу, гости из Южной Осетии задавали множество вопросов, интересовались историей монастырской гимназии. Видя искренность в их глазах, отец Стефан охотно отвечал на вопросы. Рассказал историю о том, почему строится церковь в честь Иверской Божьей Матери.

Как известно, в свое время неоценимый вклад в укрепление христианства в Осетии внесла святая благоверная царица Тамара. В конце XII начале XIII вв. в единоверной нам Грузии царствовала знаменитая царица Тамара. Она была дочерью осетинской княгини Бурдухан. Бурдухан была столь просвещенной осетинкой, что о ней знала вся Грузия. Бурдухан открыла в Осетии женский монастырь и до конца своих дней опекала его. Она с легкостью переводила книги с греческого на осетинский язык. После смерти Бурдухан этому монастырю покровительствовала царица Тамара.

В храм Рождества Пресвятой Богородицы в селении Майрамыкау в Куртатинском ущелье царица Тамара прислала икону Иверской Божьей Матери. Она была написана придворным иконописцем, приготовлявшимся к своему труду шестинедельным постом. Икона эта впоследствии прославилась чудесными знамениями. Церковь три раза горела, а святую икону каждый раз после пожара находили целой на горе возле церкви. Также происходили массовые исцеления от душевных и телесных недугов с верою притекающих к иконе богомольцев. Шесть веков чудотворная икона находилась в Куртатинском ущелье, в селе Майрамыкау, оберегая осетинскую землю. После нашествия монголо-татар куртатинцы забрали с собой любимую икону.

В XIII веке, после добровольного вхождения в состав России осетины из гор переселяются на равнину, в район Моздока, куртатинцы-переселенцы останавливаются на ночлег. В сумерках они увидели, что от той арбы, в которой находилась икона Богородицы, исходит свет. Пресвятая Богородица чудесным образом известила, что желает пребывать на том месте, где икона остановилась и провела ночь в осетинской арбе. В 1797 году для иконы здесь был построен храм, но в 90-х годах XX века исчезла из храма Иверская-Моздокская икона Божьей Матери.

"Мы - монахи святой Аланской обители - верим, что в свое время чудотворная икона - Апостол Кавказа - вернется в Куртатинское ущелье - удел Пресвятой Богородицы", - на этой ноте закончил свой рассказ отец Стефан.

Соблюдая древнюю монастырскую традицию, гостей пригласили на общую трапезу. После, с большим почетом им были вручены подарки - иконы. Экскурсией все остались довольны.

По словам президента фонда Мадины Плиевой, аналогичные поездки и экскурсии по святым местам Осетии раненым в ходе боевых действий на территории Южной Осетии дают возможность поверить в свои силы.

Я сделаю все, что в моих силах для того, чтобы хоть на время мои подопечные забыли о своих недугах. Поэтому мы и в будущем будем организовывать такие поездки.

Марфа ВАЗАГОВА

Аланский Свято-Успенский монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию
  • Туры на Новый год по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Алания издревле была одним из центров христианства на Кавказе. Некогда здесь было множество православных храмов и монастырей. В неприступных осетинских горах иноки возносили молитвы, совершали подвиги веры, а в случае опасности - и защищались от неприятелей. Сегодня многие из них восстанавливаются, но что не менее важно, основываются и новые. Один из таких монастырей - это Аланский Свято-Успенский монастырь, появившийся в 2000 г. Попадая в эти высокие неприступные горы, и глядя на обитель, построенную в классическом византийском стиле, трудно представить, что монастырю не более двух десятков лет. Создается ощущение, что был он здесь всегда, возвышался среди горных вершин, а под его каменными стенами бурлила сильная река Фиагдон. За время своего существования монастырь стал одним из главных духовных центров не только Осетии, но и всей южной России.

У этой святой обители удивительная, хоть и не такая уж и давняя историю. Берет она свое начало на заре нового столетия и даже, тысячелетия. В апреле 2000 в городе Беслан, в бывшей гостинице для машинистов был образован Свято-Успенский монастырь, ставший со временем самым высокогорным монастырем на территории России. Поначалу братия монастыря была совсем малочисленной, если сказать точнее, то состояла она всего из двух иноков, которые до этого проходили духовную подготовку в Рыльском Никольском монастыре у старца архимандрита Ипполита. С именем старца и связано основание монастыря в Беслане. Именно он незадолго до смерти благословил своих учеников отправляться на Кавказ и заложить там новую обитель.

Попадая в эти высокие неприступные горы, и глядя на обитель, построенную в классическом византийском стиле, трудно представить, что монастырю не более двух десятков лет.

Успенскому монастырю был передан храм Святой Великомученицы Варвары. Через некоторое время монастырь переехал на новое место, завораживающее своей первозданной красотой и, в сочетании с монастырским комплексом и его серыми стенами, производящий неизгладимое впечатление. Как уже стало ясно, место это и есть Куртатинское ущелье.

Выбрано оно было неслучайно: здесь еще в позапрошлом столетии был выстроен храм во имя Святых Жен Мироносиц, восстановленный в наши дни усилиями братии. Также на территории монастыря был выстроен братский корпус, и новый просторный храм во имя Иверской иконы Божией Матери.

Со временем монастырь стал одним из главных духовных центров не только всей Осетии, но и юга России, наравне с Аланским женским монастырем. Здесь, неподалеку от стен обители, буквально в нескольких километрах находится главная святыня Осетии - список с иконы Иверской Божией Матери, которая была подарена святой царицей Тамарой. В тяжкие годы Второй мировой войны образ был утерян и, согласно легенде, когда все православные монастыри Алании будут восстановлены, икона будет вновь обретена.

Монастырский храм Иверской иконы Божией Матери построен в византийском стиле, такие монастыри и храмы можно встретить на всей огромной территории бывшей Империи Ромеев: от Сербии до Турции, и конечно, на Кавказе. Возведенный из серого камня, с яркими красными черепичными крышами, монастырский комплекс необыкновенно органично смотрится на фоне мощных серо-зеленых гор и тонкой вьющейся ленты быстрой горной речки Фиагдон.

Координаты

Адрес: Республика Северная Осетия-Алания, Алагирский район, с. Хидикус.

Аланский Успенский мужской монастырь расположен высоко в горах, неподалеку от поселения Верхний Фиагдон, что в Куртатинском ущелье.

Безусловно, Кавказ - это одна из самых живописных местностей в нашей стране. Красивая природа, колоритная культура и очень часто еще и интересные строения. И вот про одно такое строение я бы хотел рассказать. Это Аланский Свято Успенский Мужской Монастырь. Этот город издавна был крупным христианским центром в Кавказских горах и благодаря этому место имеет длинную историю. Будучи в этих местах стоит обязательно посетить их и посмотреть все своими глазами.

Я побывал здесь и посетил достопримечательности. Времени на это ушло немного, всего пару часов, но оно стоит того, чтобы увидеть монастырь и красивую природу, которой он окружен.

Хоть город и довольно давний центр христианства, но монастырь здесь стоит не так давно, ему всего два десятка лет и в это трудно поверить глядя на него, ведь он построен в классическом византийском стиле. Но хоть существует он не так давно, он уже стал одним из крупнейших духовных центров в Осетии и на Кавказе, а также имеет довольно значительный вес во всей России.

Для начала, как всегда, расскажу координаты монастыря, чтобы вы знали, куда необходимо ехать, в случае, если вы хотите совершить паломничество, или же просто посмотреть на этот красивый храм в горах , который выглядит куда старше своих собственных лет.

Его точный адрес будет выглядеть так: Республика Северная Осетия-Алания, Алагирский район, с. Хидикус. Он находится довольно таки высоко в горах. Рядом с ним поселение Верхий Фиагдон. Это не так далеко от Куртатинского ущелья. Добраться можно маршрутками, про это почитайте подробней в интернете. В целом, место довольно таки туристическое на уровне региона, поэтому сообщение здесь есть. Но все равно придется еще и в горы пройтись, так что будьте готовы к такому небольшому походу. Главное, что вас будут сопровождать красивые пейзажи.

Хоть история у места, как я уже сказал, не такая древняя, но все же она весьма интересная, и вот она сама. В апреле 2000 в городе Беслан она взяла свое начало. Тогда в бывшей гостинице для машинистов был основан Свято-Успенский монастырь, который в свою очередь стал со временем самым высокогорным монастырем на территории всей России. Поначалу братия монастыря была совсем немногочисленной. Если быть более точнее, то состояла она всего из двух иноков, которые до этого проходили духовную подготовку в Рыльском Никольском монастыре. И проходили ее у старца архимандрита Ипполита. С именем этого старца также и связано основание монастыря в Беслане. Именно он незадолго до смерти благословил своих учеников отправляться на Кавказ и заложить там новую обитель. Вот так и появился Аланский Свято-Успенский монастырь. И действительно, место молодое, но уже имеет свою довольно интересную историю, ведь многие места даже за столетия такой интересной истории не получают.

Кстати, всего в нескольких километрах от монастыря находится самая главная святыня всей Северной Осетии - это список с иконы Иверской Божией Матери. Она была подарена Святой царицей Тамарой. Но в данный момент ее нет, ведь во время Второй Мировой Войны она была потеряна, и по легенде, когда все монастыри здесь будут восстановлены, то образ вернется обратно.

Монастырь Успения Пресвятой Богородицы — один из двух североосетинских православных обителей. Она находится в селе Хидискус в Куртатинском или Фиагронском ущелье, что в 50 км от административного центра региона — Владикавказа, и является самым высокогорным (примерно 2 тысячи метров над морем) и южным русским монастырем.

Монастырская летопись берет начало в 2000 году. Первоначальным местом расположения был город Беслан, где его основали в здании бывшего клуба железнодорожного депо, перестроенного под храм вмц. Варвары. Первое время братия состояла всего из двух человек. Затем основу общины составили осетины, в 1999 году находившиеся в Рыльской обители Курской области под духовным руководством старца Ипполита, направившего учеников в Беслан. В 2000-м году монастырь был официально учрежден решением Синода.

После этого монашеская община сменила место своего пребывания, которым стал Георгиевский храм Троицкого храмового комплекса Беслана.

Вскоре монашеская община вновь переехала — на теперешнее место в живописном ущелье. В 2003-2004 годах была возрождена небольшая церковь Жен-Мироносиц, примерно 1858 года постройки, от которой к прибытию монахов остались лишь фрагменты стен. Тогда же построили монашеский корпус и хозяйственные сооружения.

Позже по старинным примерам возвели каменный соборный храм Успенской обители в честь Иверско-Моздокской иконы Богоматери – главной осетинской святыни. Нужно сказать, что в 5 км от Успенской обители, в селе Майрамыкау, что переводится как поселение Марии Богородицы, сбереглась древняя церковь Рождества Богоматери, где шесть столетий находился чудотворный Моздокский образ, переданный в дар народу Осетии Грузинской царицей Тамарой, по матери бывшей осетинкой. В революционные годы начала ХХ века след святыни был утрачен. Однако, существует предание, что с возрождением монастырей в Осетии образ будет обретен.

За первое десятилетие своего существования обитель стала настоящим духовным маяком Северного Кавказа, наравне с Аланским женским монастырем, и с того времени ее стало посещать множество паломников со всей Южной России. Помимо церковнославянского языка в богослужебной жизни обители используется и осетинский. Отметим, что братия монастыря принимает участие в работе по переводу богослужебно-литургических текстов на этот язык.

Есть в обители подсобное хозяйство — монахи держат коров и кур, а также имеется пасека.

В 2011 году в Аланском монастыре проживало 14 человек. Кроме насельников на послушания прибывают трудники.

Святыни: чудотворный образ Успения Богоматери XIX века, созданный в Киево-Печерской Лавре на камне из Успенского собора.

Епархия: Владикавказская.

Адрес: Россия, респ. Сев. Осетия-Алания, Алагирский р-н, с. Хидикус.

Обновлено: Ноябрь 6, 2017 автором: Alexander

Самый высокогорный мужской монастырь в РФ

Корреспондент "РГ" побывал в этом высокогорном монастыре, расположившемся на высоте 1,3 тысячи метров над уровнем моря. Здесь живут люди необычной судьбы, а гостям и паломникам предлагают попробовать уникальный травяной чай, которому приписывают чудодейственные свойства.

Особый рецепт

Аланский Свято-Успенский мужской монастырь расположился в селении Верхний Фиагдон в Куртатинском ущелье. Горы обступают это место со всех сторон. Когда из-за очередного поворота дороги появляются здания монастыря, то они больше напоминают не современные сооружения, а средневековую крепость - с каменными высокими стенами и осетинскими боевыми башнями по углам. Кажется, что православная обитель существует здесь очень давно... На самом же деле лишь одна из часовен насчитывает больше столетия, а сам монастырь заложен всего лет 15 назад.

В его архитектуре явно видны черты византийского стиля, но послушники говорят, что над "дизайном" никто особенно не работал: возводилось все постепенно, разными мастерами и без всяких изысков. Тем не менее весь комплекс получился довольно гармоничным, а суровые крепостные стены великолепно вписались в окружающий великолепный ландшафт с высокими пиками и ледяными "шапками".

Когда заходишь в монастырь, кажется, будто людей здесь нет вовсе - как ни ищи. И если бы не настоятель отец Стефан, который был предупрежден о приезде гостей и вышел навстречу, пришлось бы, наверное, долго плутать по закоулкам зданий, чтобы найти здешних обитателей.

У нас постоянно живут десять монахов и примерно столько же паломников и трудников, - поясняет Стефан.

Собеседнику не больше 35-ти или 40 лет, однако он кажется гораздо старше из-за густой черной бороды, отросшей почти до пояса.

Монастырь - самый высокогорный в России - расположен на высоте 1,3 тысячи метров над уровнем моря, - продолжает он свой рассказ. - Но на большие церковные праздники сюда приезжает много людей. Например, на Крещение встречали 15 тысяч человек. Дорога к монастырю была заставлена машинами на три километра.

Еще во Владикавказе мне поведали о необыкновенном чае, который тут делают по собственному рецепту. Постепенно переходим и к этой теме.

А как выращиваете ваш чай в горах?

Чем о нем говорить, так лучше попробовать, - отвечает Стефан.

В трапезной монастыря (их здесь, кстати, три, а самая большая - для праздничных торжеств - вмещает 300 человек) мне наливают чашку ароматного напитка. На вкус чай необыкновенно приятный, с оттенками барбариса, мяты и чего-то еще. Как будто обычный черный чай, только с травяными добавками.

Несмотря на уговоры, Стефан очень долго не хотел раскрывать секрет, откуда берется чай, но потом сдался:

Братья-иноки собирают в горах. Это, по сути, настой из смеси трав: зверобоя, чабреца, боярышника и еще нескольких других. Они все растут здесь, на холмах вокруг монастыря. Когда обитель только начинали строить, обнаружили, что в этих местах очень много лечебных трав. Начали их использовать. Со временем появился рецепт: оптимальная смесь разных трав в определенных пропорциях. Оказалось, помимо вкусного напитка, такой "чай" снимает усталость и расслабляет. Его хорошо пить на ночь - улучшает сон. Начали угощать им прихожан. Некоторые стали брать его в пакетах домой. Теперь это целая традиция - без чая никто не уезжает.

Богословие на практике

Чтобы собирать целебные травы для "чая", в монастыре организовали целые курсы: монахи, которые хорошо разбираются в растениях, учат прибывших новичков - других послушников, трудников или паломников. А потом вместе отправляются в горы для сбора трав. Это оказывается не таким простым делом, как представляется на первый взгляд. Чтобы собрать смесь листьев, монахам приходится сутками ходить по горным склонам. Пройденные расстояния измеряются десятками километров.

За сезон здесь успевают собрать около 200 килограммов различных трав. Цифра кажется небольшой, но, чтобы уместить все запасы чая, в монастыре выделили целую комнату: высушенная смесь хоть и очень легкая, но занимает чрезвычайно большой объем.

Собранный урожай монахи смешивают в нужных пропорциях и фасуют сами - в небольшие пакетики. Часть заваривают для себя, другую отдают прихожанам. Монастырский чай в Северной Осетии пришелся многим по вкусу, и теперь его знают почти во всех уголках республики. Те, кто приезжает в обитель, обязательно стараются взять с собой хоть немного снадобья и часто приписывают ему целебные свойства: не только из-за состава трав, но и духовной составляющей. Чай, собранный руками монахов, ценится очень высоко.

Однако для послушников сбор и приготовление травяной смеси - не экзотика, а лишь одна из повседневных забот. Обитатели монастыря делают не только свой чай, но и почти полностью обеспечивают себя всеми возможными продуктами. В саду, который разбит возле обители, выращивают фрукты, а собственная небольшая ферма поставляет молоко. Здесь же делают и осетинский сыр, а пасека монастыря обеспечивает медом.

У нас есть шутка о том, что такое богословие на практике, - улыбаясь, рассказывает один из послушников брат Георгий. - Это когда берешь в руки кирку и лопату и работаешь от восхода солнца и до заката. Вот такая практика. Монашеская жизнь не самая легкая. Зато мы можем жить полностью автономно - никаких продуктов не покупать.

Духовный спецобъект

Аланский монастырь, несмотря на кажущуюся простоту, - огромное и весьма сложное хозяйство, где за мощными крепостными стенами скрывается современная техника. Например, чтобы отапливать здания обители, в одной из башен установлен котел. Топливом для него служит сжиженный газ, который хранится в специально построенном резервуаре-хранилище и подается по сложной системе трубопроводов. А на случай непредвиденных поломок предусмотрены два электрогенератора.

Значительную часть обители занимают кельи послушников и разного рода хозяйственные постройки. Но центром монастыря, конечно, является храм. Он построен недавно, причем с масштабом: видно, что может вместить как минимум человек триста. Внутри пока - лишь белые стены и иконы. Никаких украшений.

Отделкой еще предстоит заниматься, - рассказывает отец Стефан. - Когда обитель только появилась, нам хватало той небольшой часовни, которая сейчас находится у входа. Со временем монастырь стали посещать все больше прихожан и паломников. Чтобы вместить всех, потребовалось построить новый храм.

Иллюминация по-монастырски

Другой особенностью монастыря является подсветка его фасада. В вечернее время она включается автоматически и помогает в самом выгодном ракурсе увидеть все сооружения обители. Сделать подсветку предложили специалисты-электрики, которые совершали паломничество в монастырь. Монахи долго сомневались, стоит ли организовывать такие изыски, но потом все же согласились и не пожалели: в темное время суток самый высокогорный мужской монастырь России предстает в еще более красивом виде, чем днем.

Савва Гаглоев, секретарь Владикавказской Аланской епархии:

Сегодня на территории нашей епархии существуют два монастыря - Свято-Успенский мужской и Богоявленский женский. Их появление на Северном Кавказе в XXI веке - это своеобразный уникальный феномен, поскольку мы наблюдаем появление аланских монашеских обителей, которых раньше в Осетии не было. Открытие монастырей не в Средние века, а сейчас, действительно,удивляет многих. Само по себе это большое культурное событие для всего региона. Ведь Северный Кавказ у многих ассоциируется в основном с другой религией, а тут вдруг нашлось место и для двух крупных христианских духовных центров. Причем в обеих обителях монашеские общины очень открытые и приветливые для гостей и паломников. Хотя, казалось бы, жизнь в горах должна накладывать определенный отпечаток суровости. Возможно, именно из-за теплого отношения ко всем приезжающим, на сегодняшний день монастыри - одни из самых посещаемых мест в Осетии.