Ремонт Дизайн Мебель

Как организовать освещение в доме или квартире. Что собой представляет световой дизайн освещения? Световое оформление квартиры

Освещение жилища – одна из первооснов его проектирования. Можно даже сказать – дизайн освещения квартиры первая из первооснов ее проекта. Грамотный проект жилья как раз и начинается с проработки освещения: когда дело дойдет до камня, бетона и металла, исправить ошибки будет очень сложно, а то и вовсе невозможно.

Однако «дизайн освещения» – понятие сложное и многогранное. Свет должен быть здоровым и комфортным, показывать облик помещения и выражать индивидуальность его владельца. Соответственно дизайн освещения состоит из трех вытекающих одна их другой дисциплин:

  • Общий дизайн освещения, или просто освещение либо светодизайн . Он создает физиологически обоснованный фон, на котором располагается все остальное. По аналогии со строительством это несущая конструкция или, точнее, зал с подмостками и акустикой, в котором с одинаковым успехом могут выступать и скрипичный квартет, и рок-группа.
  • Световая архитектура подчеркивает концептуальную направленность помещения и проявляет мировоззрение его обитателей. Световая архитектура бывает внешняя и внутренняя, интерьерная. Некоторые стили интерьера, например модерн и хайтек, без соответствующего освещения вообще нереализуемы: интерьер теряет выразительность.
  • И, наконец, светодизайн в интерьере, или светодизайн интерьера – аналог меблировки и декора: он выражает индивидуальность владельца. В отличие от двух первых, светодизайн интерьера пластичен, точно так же, как мебель, статуэтки и картины можно менять и перемещать.

Такое разделение вовсе не надуманно, оно возникает самым естественным образом. Взгляните на рисунок: и без пояснений ясно, что слева – дизайн освещения, в центре – световая архитектура, а справа – светодизайн интерьера.

Полноценный дизайн-проект освещения включает в себя все три компонента, но описать их в одной статье невозможно, поэтому в настоящей речь пойдет о изначальном и самом главном: общем дизайне освещения квартиры. Об элементах световой архитектуры и светодизайна интерьера будет упомянуто по мере необходимости, когда без них невозможно решить общую задачу освещения.

Виды освещения

Все три вида светодизайна работают с освещением естественным, общим (фоновым), местным, рабочим и декоративным. Естественное приходится брать таким, как есть, ограничиваясь светорежиссурой (см. ниже): смягчением, отражением, рассеянием. По прочим общие правила таковы:

  1. Фон должен быть по возможности бестеневым, заливающим. Наши древнейшие инстинкты видят в глубокой тени опасность, что создает психологический дискомфорт. На практике ради простоты и экономии добиваются полутеней и ажурных теней.
  2. Местное освещение должно подчеркивать детали интерьера и декор, поэтому главное требование к нему – подходящий спектр, см. раздел о свойствах света.
  3. Рабочее освещение также локально, но ориентировано уже не на предмет, а на глаз: нужны оптимальная яркость и спектр в физиологических пределах восприятия.
  4. К декоративному освещению (например, подсветке потолка) требование одно: оно не должно вредно влиять на здоровье.

Примечание: есть неформальная разновидность освещения – фоновая засветка. О ней речь еще пойдет, а требование к ней – непрозрачность при взгляде снаружи.

Правила и нормы

Освещение должно благоприятно влиять на зрение, психику и общее состояние здоровья, поэтому начнем с санитарно-гигиенических требований. Правила освещения квартиры регламентируются по физическим параметрам и «Естественное и искусственное освещение»; СанПиН 1278-03 остаются в силе для старых зданий, но для проектирования новых недействительны. Эстетика нигде и никак не предписывается. Основные требования таковы:

  • освещенность общих жилых комнат, кухни и тренажерного зала – 150 лк; детской – 200 лк; рабочего кабинета – 300 лк; прихожей, туалета, совмещенного санузла – 50 лк; ванной, сауны, бассейна – 100 лк;
  • коэффициент естественной освещенности КЕО при боковом освещении для общих жилых комнат, кухни, бассейна и тренажерного зала – 0,5; детской – 0,7; рабочего кабинета – 1,0; прихожей, туалета, совмещенного санузла, ванной, сауны – не регламентируется;
  • для бассейна с тренажерным залом обобщенный показатель психологического дискомфорта UGR допустим 60 при пульсациях искусственного освещения до 20% Для ванной и туалета он не регламентируется; для остальных помещений UGR=0.

Примечания:

  1. Все значения – минимально допустимые. Пасмурным осенним днем под открытым небом освещенность составляет более 10 000 лк, так что «перебора» можно не бояться – столько электричества в проводке не бывает.
  2. КЕО для верхнего естественного освещения не рассматривается; измеряется боковой КЕО в горизонтальной плоскости пола.

Но что такое эти КЕО и UGR? Посмотрим, начиная с КЕО, он проще. Чтобы взяться за UGR, придется немного разобраться в свойствах света.

КЕО

КЕО, попросту говоря – доля естественного света, поступающего в помещение. Если, к примеру, люксметр на полу открытого балкона показал 400 лк, а на полу в центре смежной с ним комнаты 250 лк, то КЕО будет 250/400 = 0,625. Норма выдержана.

Как определить КЕО?

В домашних условиях КЕО довольно просто определяется фотокамерой, если она не совсем уж мыльница:

  • Берем белый лист бумаги (не пластика или пленки) форматом побольше, в ясный полдень кладем на пол балкона или на землю под окном, ставим камеру на приоритет диафрагмы (режим А) и замеряем выдержку по нему.
  • То же самое проделываем в комнате, стоя лицом к окну. Отношение выдержек (а современные фотокамеры меряют их с точностью до 1/3 – 1/4 ступени) и даст КЕО.

Пример: выдержка по бумаге на улице – 1/60 с, а в комнате – 1/40 с. КЕО будет 40/60=0,67.

UGR

Коэффициент дискомфорта UGR вычисляется по формуле из международного стандарта EN 12464-1. В его основе – так называемая жесткость света, которую в нормативных документах почему-то называют блёсткостью (и кто только такую чушь выдумал, когда в русском есть простое и понятное слово? Сакрально-корпоративный язык, или как?) Очень яркий свет может быть мягким и благоприятным для зрения, а тусклый жесткий – раздражать и портить его.

Жесткость света определяется тремя параметрами светового потока: степенями поляризации, когерентности и спектром. Поток света состоит из огромного количества элементарных частиц из класса бозонов – фотонов, являющихся одновременно и квантами электромагнитного излучения с определенной частотой, фазой и направлениями электрического и магнитного векторов. Изменяется UGR в пределах от 0 до 100.

Поляризация

Степень поляризации показывает, у какой доли фотонов направления векторов поля совпадают. У пасмурного неба и ламп накаливания общая поляризация около нуля, у ясного неба и люминесцентных ламп – единицы процентов, до 20 %; блики от зеркальных поверхностей и свет от квантовых источников – лазеров, светодиодов – может быть поляризован на 100%. Свет считается мягким при поляризации до 10%. Направленное отражение и преломление света увеличивают его поляризацию.

Проверить поляризацию света можно фотографическим поляроидным фильтром: поляроид, глядя через него, поворачивают на 180 градусов. Если общая яркость заметно не меняется, свет считается комфортным, и по пропаданию либо ослаблению можно сразу увидеть источники ужесточения света.

Когерентность

Степень когерентности показывает, у какой доли квантов света совпадают их фазы. Жесткость света определяется длиной цуга когерентности – длины участка светового потока, в котором степень когерентности превышает 50%. Именно из-за довольно высокой когерентности света фотографии со вспышкой выходят безжизненными. Определить длину цуга когерентности в домашних условиях невозможно, но при обычном освещении отсутствие заметной поляризации свидетельствует и о ничтожно малом цуге когерентности. Исключение – те же квантовые источники: когерентность их света может доходить до 100% на расстоянии в несколько метров.

Спектр

Глаз легко адаптируется к эффективной цветовой температуре освещения: если в ясный день она у солнечного света равна 5700 К, то в пасмурный – 6300 К, а на закате падает до примерно 2000 К. Но спектр Солнца – тепловой, гладкий (на рис. слева), поэтому для зрения наилучшим образом подходят тепловые источники света: лампы накаливания обычные, ксеноновые, криптоновые, фреоновые, галогенные. К сожалению, они неэкономичны, поэтому современное освещение жилья все чаще строится на использовании ламп люминесцентных.

Люминесцентный спектр (посредине на рис.) – псевдобелый, в его огибающей есть заметные провалы. Предметы цветов, совпадающих с провалами, зрительно при искусственном освещении кажутся темнее, что создает дисгармонию. Кроме того, получение псевдобелого света требует некоторого увеличения интенсивности спектральных зон, что тоже для зрения не очень хорошо.

Тем не менее, ученые с инженерами неустанно работают над совершенствованием люминесцентных ламп, и современные их модели с трехслойным люминофором дают свет, практически не уступающий солнечному рассеянному по комфортности.

Как проверить качество света?

Дома качество света от лампочки-экономки можно грубо определить, если на хозяйстве есть что-то маломощное с питанием от солнечной батареи: калькулятор, приемник. Процедура такова:

  • «Калибруем» прибор лампочкой накаливания на 40-60 Вт: засекаем, на каком расстоянии от нее батарея даст рабочий ток и прибор включится.
  • Подносим его же к люминесцентной лампе: если расстояние, на котором батарея «задышала», уменьшилось не более чем в 2,5 раза, свет комфортный. Мощность проверяемой лампочки может быть в пределах 13-24 Вт; для 9-11 Вт расстояние сработки батареи уменьшается еще в 1,5 раза.

Пример: прибор включился в 0,6 м от лампы накаливания и в 15 см от 11 Вт экономки. 60/15=4, а 2,5х1,5=3,75. Лампа дрянная «альтернативная»; пойдет разве что для местного освещения.

Дополнения к СНиП 23-05-95 разрешают применение светодиодных светильников при условии соблюдения санитарных норм, но для общего освещения комнат они совершенно не подходят не только по поляризации с когерентностью, но и по спектру: он синтетический, островной (на рис. справа). Дело тут не столько в том, что предметы, попавшие в глухие его провалы, покажутся черными.

Главная вредность островного спектра – высокая концентрация энергии в пиках огибающей, необходимая для создания нужной общей яркости белого. Пики энергии перегружают зрительные сенсоры глаза, что портит зрение и здоровье вообще. По аналогии: удар по голове подушкой разве что разозлит, а кирпичом можно и укокошить.

Поэтому основные области применения светодиодов в освещении жилья – дизайн освещения потолков и подсветка/засветка, причем крайне желательно световые ленты располагать за карнизами, чтобы хоть поляризация с когерентностью вследствие диффузного отражения снизились.

О поверхностной яркости

По санитарным нормам поверхностная яркость источников света не должна превышать 200 кд/кв.м. Галогенки, дающие очень благоприятный для зрения тепловой спектр, далеко выходят за этот порог, представляя собой точечные источники света. Поэтому их при освещении рабочей зоны необходимо прятать за козырек или утапливать в мебель, а для общего освещения использовать светильники с матовыми колпачками либо диффузное переотражение света, направляя его на белый потолок или на стены.

Видео: ошибки в светодизайне

Пошел светодизайн

Проектирование освещения комнаты начинается со светорежиссуры естественного освещения. Затем к нему по КЕО должно быть привязано искусственное: световой шок от включения слишком яркого света также вреден. Привязка делается для определения необходимой мощности источников света.

Затем по оригинал-макету дизайна интерьера выбирают типы и номенклатуру осветительных приборов, их технические характеристки. При этом нередко приходится дорабатывать макет.

Следующий этап – , а по его результату разрабатывается электрическая схема освещения квартиры. И только после этого свет «вклеивается» в строительный проект, что опять может потребовать разного рода доработок.

О концепциях света

Есть два общих подхода к освещению: европейский и американский.

  1. Основа европейского – как объединяющий людей элемент, то самое уютное ярко освещенное местечко, по которому тосковал Хэмингуэй.
  2. Американская концепция – экономно-индивидуальная, в ее основе бра. К черту всякие там сборища, забьюсь в свой угол со стаканом виски, и чтобы счетчик меньше мотал.

И тот, и другой подход позволяют получить фоновое почти бестеневое освещение, а плафон или разбросанные по потолку галогенки вместо люстры позволяют применить подход синтетический: потолочный свет посекционно через двойной выключатель, а бра – с индивидуальными выключателями. Проблема множества проводов при этом решается обшивкой стен и потолка, под ней прячутся электрошнуры.

Самостоятельное правильное освещение квартиры сводится к ее освещению покомнатно, этим мы и займемся.

Видео: альтернативный субъективный взгляд на виды освещения

Естественный свет

Проходя через стекло или отражаясь от зеркала, прямой естественный свет может стать слишком жестким. Кроме того, свет из окна не должен быть и слишком резким, чрезмерно направленным.

Смягчают жесткий свет полупрозрачные или ажурные преграды – тюль, органза. Они же и рассеивают свет, что издавна используется для оптимизации естественного освещения.

В наше время есть средство, позволяющее, кроме того, направить свет куда нужно, не пользуясь поляризующими его зеркалами: вертикальные тканевые жалюзи. Даже если их полотнища расположены параллельно лучам, они за счет дифракции сбивают жесткость света до приемлемой величины. Поворот полотнищ дает диффузное отражение в нужном направлении, а сдвигая-раздвигая их, можно перехватить часть светового потока и направить в темный угол. В продаже уже можно встретить «умные» жалюзи, автоматически поддерживающие оптимальный режим освещения комнаты, но и для самодельщиков, знакомых с электроникой, тут огромное поле непаханное.

Искусственное освещение

Общие правила

Для увязки дизайна интерьера со светом полезно помнить следующее:

  • Свет и цвет дают пространство, если они согласованы по спектру: подсветка синим красного даст лишь провал.
  • Плоскости зримо растягиваются по направлению потоков света.
  • Помещения с общим светлым тоном дизайна нужно освещать равномерно, а темные – по зонам.
  • Зоны освещаются равномерно.
  • Рабочий свет должен быть белым.
  • Местный свет для цветных объектов тоже нужен белый, а для белых возможен цветной.
  • Глубокие тени нежелательны в любом случае.

О галогенках

Галогенные лампы создают приличное бестеневое освещение при небольшой потребляемой мощности, т.к. равномерно распределенные по потолку, образуют подобие излучающей плоскости. Но тени под мебелью окажутся глубокими, поэтому в жилых комнатах галогенки нужно лишать «точечности», как описано выше. В небольших комнатах (кухня, прихожая) вниз особо не посмотришь, и там галогенки для общего освещения можно применять безо всякого.

Определяем силу света

За опору берем лампочку-экономку, проверенную на качество света. Чтобы определить общую мощность для освещения комнаты, замеряем создаваемую ею одной, подвешенной к потолку, освещенность на полу в центре. Если нет возможности воспользоваться люксметром или дать заявку в СЭС на измерение освещенности, выручит та же фотокамера: ставим ее в режим S (приоритет выдержки), и замеряем экспозицию по белому листу. Значению примерно в 100 лк соответствуют 0,5 с при диафрагме А=2,8, 1 с при А=4 и 2 с при А=5,6.

Пример: объектив камеры с максимальной «дыркой» 4. Замер дал выдержку 4 с. Освещенность – не более (1/4)х100=25 лк. Для создания общей освещенности в 150 лк нужно не менее 6 таких лампочек.

Выбор источников

Общий дизайн освещения комнаты определяется не только свойствами их света, но и диаграммами направленности ДН, см. рис. Кардиоидная ДН предпочтительна для общего освещения любых помещений среднего размера.

Кардиоиду дает одна лампа или их группа в плафоне. Если колбы ламп расположены горизонтально, кардиоида будет вытянута вниз; если вертикально колбами вниз, ДН растянется в стороны. Первое предпочтительно для комнат с темной мебелью; второе – для светлых.

Восьмерка получается из кардиоиды, если светильник снабжен нижним рефлектором («поддоном»). Сходна по свойствам с кардиоидой, но более подходит для освещения больших площадей или комнат с высокими потолками.

Веерную ДН имеют лампы в рефлекторе. Чем уже и глубже рефлектор, тем меньше раскрыв веера. Используются для местного, рабочего и зонального освещения. Светильники с веерной ДН, регулируемые по высоте, позволяют удачно решить проблему освещения общей однокомнатной квартиры: поднимая их и опуская, можно светом регулировать размеры зон.

ДН-лепесток дают бра. «Ухо» лепестка может быть направленно вверх или вниз, смотря по расположению лампы: колбой вверх или вниз соответсвенно. В горизонтальной плоскости ДН бра – кардиоида. В американской системе бра принято использовать с ухом ДН вверх; в европейской – ухом вниз и меньшей мощности, для временного рабочего освещения.

Косеканс-квадратная (маячная, радарная) ДН имеет важнейшее достоинство: в пределах светового пятна освещенность теоретически идеально, а практически почти равномерна. Добиться КК ДН технически сложно, но почти такую дает настольная лампа с лампочкой колбой вверх и большим полусферическим абажуром-рефлектором над ней. Видели на рисунках настольную лампу Ленина? Кем бы он ни был, но, всю жизнь перерабатывая горы документов, потребности в очках не испытывал.

О растровых светильниках

Растровые светильники годятся для больших общественных помещений с высокими потолками. В жилых комнатах это как раз тот случай, когда оптимальный по яркости свет оказывается недопустимо жестким.

Размещение светильников

Размещение светильников разберем на примерах, т.к. дать универсальный рецепт для любых вкусов и потребностей невозможно. Общее лишь одно – евроосвещение. Американский свет нигде, кроме крайне утилитарных США, не прижился, и в пуританской Англии тоже.

Гостиная

Освещение основывается на в центре потолка, см. рис слева и в центре. ДН для светлых гостиных – кардиоида; для больших, сложной формы и темноватых – восьмерка; это позволяет не тратя лишней мощности осветить стены и углы. Если устроен светлый гипсокартонный потолок (справа), еще более экономного бестеневого фона можно добиться галогенками, и в него же впишется декоративная светодиодная подсветка.

Спальня

– единственная комната, где не только допустима, но и рекомендуема : изменяя ее цвет, можно менять настрой помещения под сон, бодрствующий отдых или чем там еще в спальне занимаются. Для «кроватной» зоны достаточно освещения бра или торшерами у изголовья (см. рис), а вот потолочный светильник нужно сместить в центр зоны бодрствования. Очень хорошо подойдет веерный с широким раскрывом, регулируемый по высоте: размер зоны бодрствования можно будет менять сообразно использованию спальни в текущий момент.

Освещение спальни прекрасно дополняет светодиодная засветка окна. Ленты размещают по периметру оконного проема так, чтобы они светили вдоль стекол, а изнутри занавешиваются органзой. На кровати в такой спальне можно при открытом окне вытворять невероятное, а соглядатаи ничего, кроме, возможно, смутных теней, не увидят.

Детская

По детским глазам жесткий свет бьет особенно сильно, поэтому на потолке нужен матовый плафон или галогенки с матовыми колпачками. Варианты освещения показаны на рисунке; справа – формально правильный, а психологически неприемлемый. Портят все темные декоративные карнизы-облака. Кому уютно все время жить под грозовым небом? Уж точно не детям.

Кухня

Для освещения оптимальны галогенки. Тени под мебелью здесь не бросаются в глаза, а галогенки не только меньше нагрузят кухонную проводку (которая и так самая нагруженная в квартире), но и самоочищаются от оседающего чада, т.к. при работе сильно нагреваются. Как избавиться от точечности галогенок, описано выше; пример удачного светодизайна кухни показан на рисунке слева – в кухне по свету должна доминировать рабочая зона.

Прихожая

Освещение коридора должно быть прежде всего равномерным: – лицо дома, а, прошу прощения, приличные граждане с перекошенной рожей на люди не показываются. Экономная светодиодная подсветка из-за карниза с переотражением от белого матового потолка, слева на рис., вполне оправдана: в прихожей надолго не задерживаются, но пойдут и самые обычные матовые плафоны, в центре.

А вот вычурных световых решений, как на рис. справа, следует избегать: у визитера, разговор с которым для вас, возможно, принципиально важен, может возникнуть подсознательное впечатление, что он пришел не к перспективному подчиненному или потенциальному партнеру, а в замок Дракулы.

Ванная

Оптимальное освещение и – ровное, мягкое, практически бестеневое, как на рис. слева. Глубокие тени, блики, пятна, как на двух рис. справа, и порам кожи не дадут как следует раскрыться при помывке, и перистальтику кишечника сделают вялой. Решается это, как правило, всего одним плафоном на потолке – ванные отделывают светлыми, хорошо отражающими материалами.

В светильниках – лампы накаливания. Свет в ванной сутками не полыхает, так что экономия не важна, но бликующих поверхностей более чем достаточно. Кроме того, у экономок, упрятанных во влагозащищенные светильники, от перегрева быстро выходит из строя электроника.

Рабочее освещение зеркала – матовыми галогенками (вторая слева поз на рис.), как в детской, но причина уже другая: режущие глаза точки не дадут разглядеть мелкие недостатки внешности, которые потом будут заметны окружающим.

Квартира-студия

Освещение квартиры-студии строится из принципа содействия зонированию. Удачный пример показан на рис слева. Изюминка – смещенный в центр зоны отдыха потолочный плафон с восьмерочной ДН. В сочетании с направленным потоком света из окна такой общий свет делает эффективными любые другие способы зонирования помещения.

О натяжных потолках

Освещение натяжных потолков технически сводится к подбору совместимых по тепловыделению и плотности потока энергии (ППЭ) излучения светильников и материала потолка, но это отдельная тема, к светодизайну не относящаяся. Что же касается его как такового, то натяжные потолки как раз и придумали ради полного светового самовыражения (см. рис), поэтому способы их освещения нигде и никак не регламентируются, а давать наставления значило бы выхолащивать идею.

Но один совет дать все же нужно: предусмотрите на случай выключения красоты несказанной в межпотолочном пространстве слабенькую подсветку в тон общему дизайну, как на след. рис. слева. Иначе отблескивающий потолок может испортить умиротворяющий уют комнаты, что видно там же справа.

Видео: примеры освещения потолков

А о тепле? Не забыли!

Даже самые экономные лампочки-экономки выделяют довольно много тепла. Монтаж светильников нужно вести с учетом этого обстоятельства. К осветительным приборам прилагаются инструкции (или их можно найти по фирменному обозначению), в которых указывается допустимая мощность ламп, расстояние до стен и т.п. Этих указаний нужно придерживаться, но для экономок есть нюанс: их тепловыделение в ваттах рассчитывается по отдельности. Напряжение сети известно, а потребляемый ток указывается на цоколе.

Дело в том, что электросхема экономки имеет довольно большую реактивность, а обозначение мощности на упаковке показывает эффективную потребляемую мощность, сколько счетчик намотает. Некоторое время после включения тепла экономка выделит больше, а потом будет выделять меньше. Быстро сгорающие экономки – результат их помещения в глухие тесные плафоны, поэтому дайте хорошим в общем-то лампочкам дышать свободно.

Правильно расположенный свет - залог того, что ваш интерьер будет выглядеть современным и законченным. Для любых комнат свет подбирается индивидуально, он должен дополнять общий комфорт для жильцов. Факторы, которые следует учесть при создании освещения: общее назначение комнаты, размещение рабочих зон, функции, выполняемые осветительными приборами. Комбинированное и гибкое освещение - залог того, что оно будет комфортным и удобным для жильцов, но неудачное размещение осветительных приборов вызовет дискомфорт и неудобство.

Современное освещение прихожей

Прихожая - помещение, практически лишенное дневного света. Здесь можно применять различные источники света, варьируя их расположение, исходя из планировки и площади комнаты. Можно применять люстры, точечные и настенные светильники, которые одновременно могут служить ярким элементом декора.


Обязательным видом является только общее освещение. Оно может быть приглушенным, поскольку в прихожей большинство ограничивается минимумом функций. При желании освещается зеркало: используется и местное освещение, и модели с регулируемым направлением света. Декоративное освещение (подсветка карманов двухуровневых потолков или открытых полок) не является обязательным, но способно сделать комнату и уютнее, и привлекательнее.

Для визуального расширения небольшой прихожей можно использовать точечные светильники с зеркальным эффектом, благодаря которым создается иллюзия большего объёма комнаты и высоты потолков. Другим эффектным приемом станет подсветка по периметру пола при использовании подвесной мебели.

Современным и крайне удобным приемом освещения этой комнаты станет использование датчиков движения или присутствия. Отрегулировав дальность действия датчика, можно обеспечить автоматическое включение общего или местного освещения лишь в момент присутствия в зоне. Если прихожая по форме - длинный или Г-образный коридор, то таких датчиков может потребоваться несколько. В проходной часто используемой зоне можно применить также энергоэкономную светодиодную подсветку, которая позволит удобно передвигаться в вечернее время.

Комфортное освещение гостиной

Гостиная - комната, где мы любим и почитать лежа на диване под негромкое звучание телевизора, и поиграть с ребенком, и принимать гостей. Обычно в этой многофункциональной комнате есть несколько локальных зон разного назначения. Помимо обязательного и яркого основного источника освещения потребуются дополнительные осветительные элементы. Это поможет комфортно провести свое время. Ведь если мы любим, читать, вязать или заниматься любимым делом, то дополнительное освещение просто необходимо.

В современной гостиной практически всегда используется все три вида освещения:

  • общее освещение обычно включает яркую центральную люстру или споты либо несколько встроенных светильников. Используя направленные источники света, можно одновременно решить задачу местного освещения отдельных зон;
  • зональное освещение позволяет осветить отдельные сектора комнаты, чтобы использовать их даже при отключении общего освещения. Как правило, дополнительно создается мягкое освещение рядом с мягкой мебелью, яркая подсветка в зоне занятий, рассеянная приглушенная подсветка за телевизором (чтобы уменьшить зрительную нагрузку), подсветка проходной зоны или арок;
  • декоративное освещение используется для создания дополнительных эффектов, как чисто эстетических, так и психологических. Например, подсветка напольными светильниками в углах комнаты зрительно расширяет ее, яркое освещение потолка делает комнату выше.

Функциональное освещение спальни

В спальнях необходимо создать общее освещение и, как минимум, местную подсветку в изголовье. В этой комнате принято использовать мягкое освещение. Дополнительно могут быть освещены дополнительные зоны: кресло для чтения, компьютерный и туалетный столики. Весьма удобно, когда освещены полки в шкафах.

Кроме функционального освещения, в спальне немалую роль играют декоративные световые схемы, позволяющие создать необходимое расслабляющее или романтическое настроение. Можно даже придумать несколько разных подобных схем, выбирая их по настроению. Световой декор - лучший способ придать одной комнате разный стиль и энергетику, т.к. ночью и по утрам мы нуждаемся в разном психологическом настрое. Для декоративного освещения можно использовать световые приборы с разными фильтрами, привнося новые оттенки в комнату.

Грамотное освещение кухни

Кухня - очень важная комната, особенно для женщин. Эта рабочая зона квартиры нуждается в хорошем и продуманном освещении:

  • основной свет предпочтительно использовать мягкий. Неплохо подойдёт светильник с регулируемым направлением, чтобы освещать рабочее место и обеденный стол. Если не используется вытяжка, то постарайтесь выбрать модели, которые легко мыть. Общее освещение можно создавать как встроенными, так и потолочными светильниками;
  • отдельно освещается рабочая зона кухни: разделочный стол, раковина, варочная плита. Для этого целесообразно применять люминесцентные яркие лампы. При выборе светильников помните, что современные энергосберегающие лампы могут светить холодным или теплым светом. Покупайте те, что комфортны для вас;
  • удобно использовать встроенную подсветку в шкафчиках, облегчающую поиск нужных продуктов или посуды;
  • декоративная подсветка создается для открытых полок с красивой посудой, в дизайне потолка, встроенных ниш и стен;
  • одновременно декоративную функцию или удобную возможность ориентации на кухне в темноте выполняют современные светящиеся кухонные полки или смесители с встроенной светодиодной подсветкой.

Если вы часто обедаете в гостиной либо столовой, то удобно оборудовать кухню датчиком движения, чтобы не тянуться к выключателю, когда руки заняты подносом с едой или сервировкой.

Удобное освещение столовой

Чаще столовая представляет собой отдельную зону на кухне либо в гостиной, чем изолированную комнату, но принципы освещения одинаковы для любого случая. В зоне приема пищи освещение создается ярким, со спектром солнечного света, если вы предпочитаете видеть неискаженный цвет еды. Яркое освещение также обязательно для праздничных обедов. Этой цели служит основное освещение комнаты.

Над столом принято размещать локальную подсветку, чтобы можно было обедать при отключенном общем свете. Постарайтесь найти красивый светильник для этого, так как нарядный световой декор улучшит настроение обедающих. Крайне уютно выглядят длинные свисающие светильники над столом. Также необходимо мягко осветить сервировочные столы, если они имеются в комнате. Такой прием позволит хозяйке удобно менять посуду и блюда.

Правильное освещение детской

При освещении этой комнаты нужно учитывать много особенностей, ведь в детской ребенок отдыхает, активно играет и сосредоточенно занимается. Если детская предназначается для нескольких ребятишек, то придется продумывать освещение так, чтобы занятия одного не мешали другому ребенку.

Основное освещение лучше создать ярким, но не режущим глаза. Старайтесь создать достаточно мягкое освещение, разместив потолочный светильник над зоной игр. В детских удобно использовать споты, чтобы световые потоки могли освещать зону с разных сторон, не создавая резких теневых областей в процессе детских игр.

Рабочий стол обязательно должен иметь местную подсветку, желательно, с регулируемым положением приборов. Во время работы свет должен освещать столешницу слева. Если несколько детей занимаются одновременно, лучше купить настольную лампу для каждого.

Рядом с кроватью обязательно наличие местных светильников, которые позволят удобно читать или осветить комнату в темноте. В детских для нескольких детей настольные лампы или бра над изголовьем желательно использовать с узким пучком света, чтобы не мешать другим спать.

В комнатах малышей обязательно наличие ночников. Мощность таких светильников должна быть минимальной. Большинство детей с удовольствием воспримут стиль потолка с дизайном ночного неба со светящимися звездочками. Альтернативой дорогому потолку станут наклеенные флуоресцентные стикеры, которые могут светиться в темноте несколько часов.

Очень важно подбирать для детской оригинальные светильники, специальных детских моделей выпускается множество. Для комнат подростков можно найти яркие нестандартные модели ультрасовременного дизайна.

Современное освещение ванной

Если комната небольшая, то можно обойтись и одним ярким потолочным светильником. Однако, гораздо удобнее дополнительно осветить зеркало, чтобы можно было комфортно бриться или наносить макияж. Освещение зеркала должно быть рассеянным, причем, намного удобнее подсветка, встроенная за зеркалом или вокруг него. Помните, что все светильники для ванной должны быть предназначенными для влажных помещений, а стеклянные плафоны - быть толстыми и прочными.

В современных ванных очень популярно декоративное освещение, придающее особый стиль комнате и невероятный комфорт водным процедурам. Такое освещение может быть встроенным в душевую кабину или джакузи, но также можно создавать его самостоятельно, используя подсветку полок, встраивая цветные светильники воды в ванной, придумывая альтернативное приглушенное освещение для комнаты.

Встроенную светодиодную подсветку сегодня можно встретить в дизайне керамической плитки, корпусе ванны, смесителе или насадке для душа. Подобные модели также способствуют созданию неповторимого светового декора ванных комнат. Помните, что электрическая проводка здесь монтируется только скрытой. Еще лучше, чтобы кабель при монтаже был уложен дополнительно в защитные гофрошланги. Рекомендуем использовать электропроводку для влажных комнат в двойной изоляции.

Выбирая светильники для конкретной цели, не забывайте об общем стиле комнаты, иначе даже красивая модель будет выглядеть в интерьере нелепо. Энергосберегающие светильники позволят создавать сложные световые схемы без высоких затрат на электричество. Хотим также напомнить, что в продаже есть светильники на батарейках с дистанционным управлением, которые помогут быстро решить вопросы освещения квартиры без необходимости электрического монтажа, например, в период между ремонтами.

Дизайнер Екатерина Малая помогла The Village разобраться, для чего нужен светодизайн, что такое ярусы и сценарии освещения и почему уже на стадии планирования электрики необходимо точно знать, где будет стоять ваша любимая статуэтка.

Екатерина Малая

дизайнер

Даже если вы нашли «тот самый» оттенок для стен, потратились на деревянные полы, привезли из поездки марокканский ковёр и заказали в Милане мебель из последней коллекции успешного бренда, результат может разочаровать. Все ваши полугодовые усилия могут быть перечёркнуты одним-единственным промахом - неграмотным освещением. Так бывает, когда на стадии планирования электрику прокладывают наобум. И не от недостатка старательности, а просто потому, что ещё не решили, где будет стоять диван, какой длины будет обеденный стол, а об аксессуарах вообще не думали.

Правило первое

Приступайте к планированию электрики, когда готов детальный план расстановки мебели

Как минимум так вы сделаете ваш новый дом удобным для жизни. Выключатели обычно располагают на расстоянии 15 сантиметров от края дверного проёма, с той стороны, где у двери ручка: вы должны быть уверены в схеме открывания двери. Для верхнего света в спальне я всегда рекомендую своим заказчикам проходной выключатель, чтобы иметь возможность один и тот же верхний свет включить или выключить и у двери, и у кровати. Это удобно также для длинного коридора, ведущего из прихожей в спальни. Но старайтесь избегать большого количества выключателей. Если на пути от входной двери до кухни вам придётся включить свет больше двух раз, то схема плохая: вы просто не будете пользоваться ею в полном объёме.


Правило второе

Свет должен быть разным

Пространство, в котором мы живём, трёхмерное, и выстраивание освещения ярусами поможет подчеркнуть глубину и объём, что невозможно сделать при помощи единственного источника света. Дизайнеры выделяют четыре яруса освещения: верхний (потолочные светильники, люстры, встроенные точечные светильники), первый средний (настенные светильники, бра, торшеры), второй средний (прикроватные лампы, лампы на низких подоконниках и кофейных столиках) и нижний (светильники, встроенные в плинтус и в пол, напольные световые скульптуры).

Чем ниже источник света, тем более интимную атмосферу он создаёт, и наоборот. При включённом верхнем свете (даже если это потрясающе романтичная люстра со свечами и хрустальными подвесками) добиться эффекта уютной комнаты нельзя. Лучше всего для этой цели подходят два нижних уровня освещения - свечи в декоративном камине или настоящий огонь в очаге к ним также относятся.


Правило третье

Не настаивайте на бра

Настенные светильники (первый средний ярус) сейчас не используются самостоятельно. 150 лет назад это были свечи на стене, до которых было легко дотянуться, тогда как люстры зажигали только в особенных случаях. В современных же классических интерьерах бра остались по инерции, в качестве аксессуара. Включаются они редко, и всегда вместе с люстрой. Многие мои заказчики просят запланировать бра над кроватью. Но это не функционально. Идеальным для спальной зоны является сочетание лампы с мягким рассеянным светом на прикроватной тумбочке и маленького светильника на гибкой ножке для чтения, который можно закрепить на стене или в изголовье. Так вы получите возможность хорошо видеть текст, не утомляя глаз. Бра же освещает только стену или вашу макушку.


Правило четвёртое

Подумайте о необычных светильниках заранее

Ещё один вид настенных светильников: расположенные на той же высоте, что и классические бра (140-170 сантиметров от пола), они больше похожи на скульптуру или инсталляцию и способны стать центральным элементом в интерьере. Появление таких объектов в квартире лучше не откладывать на последний момент. Это та самая печка, от которой стоит плясать, продумывая покрытие стен, конфигурацию мебели и даже пропорции помещения. Если вы просто вывели на стену свободный кабель, чтобы потом подобрать сюда что-нибудь для подсветки тёмного угла, вас ждёт разочарование: света такие светильники дают не сильно больше, чем ночник, и смотреться, скорее всего, будут неуместно.


Правило пятое

Не допускайте ошибок при планировании точечного освещения

Встроенные, или точечные, светильники пришли к нам вместе с евроремонтом. Многоуровневый потолок с галогенками был призван заменить мещанскую люстру. Прошло уже 20 лет, но многие из нас до сих пор не догадываются, что можно использовать этот инструмент как-то иначе. Полезно знать, что у каждого точечного светильника есть определённая ширина луча. Если разместить серию точечных светильников с узким лучом очень близко к стене, мы получим ритмичный световой рисунок на поверхности стены, встроенного шкафа или обитого тканью высокого изголовья кровати. Кроме того, это самый эффектный способ подчеркнуть необычную фактуру - искусственный камень, кирпичную кладку, рельефную плитку.

Встроенные светильники бывают фиксированными и поворотными. Последние особенно удобны для акцентированной подсветки предметов искусства или аксессуаров. Если вы собираетесь поставить на консоль или каминную полку коллекционный дедушкин парусник, позаботьтесь о паре встроенных в потолок точечных светильников, лучи которых можно будет направить на объект перекрёстно, как софиты на сцену. Ширина луча для акцентного освещения тоже играет большую роль. 40–50 градусов - оптимально для подсветки больших картин. Маленькие же скульптуры в таком потоке света потеряются и сольются со стеной, для них необходим узкий луч шириной 10 градусов.

Частая ошибка - использование в целях точечной подсветки плоских светодиодных светильников. Источник света обязательно должен находиться в углублении, иначе он будет привлекать внимание не к объекту, а к себе самому, и, что ещё хуже, просто слепить глаза. Это же правило справедливо и для подсветки рабочей поверхности в кухне, особенно если кухня совмещена со столовой. Глаза сидящего за столом человека находятся ниже уровня подсветки, закреплённой под навесными кухонными шкафами. И если лампы не углублены в дно шкафчиков, яркий свет бьёт в глаза и вызывает дискомфорт. Поэтому качественные современные кухни имеют утолщённое дно со встроенной подсветкой. Если ваш бюджет не позволяет потратиться на такую модель, на этапе планировки кухни не забудьте добавить специальный плинтус для верхних шкафов и монтируйте подсветку строго за ним.


Правило шестое

Экспериментируйте

Если возможности встроенных светильников постоянно используются в интерьерах на ярусе потолка, то нижний ярус совершенно незаслуженно игнорируется, в то время как встроить точечный светильник в пол ничуть не сложнее. Такие светильники зачастую являются влагозащитными и оснащены рассеивателями. С учётом того, что редкий ремонт обходится без выравнивания пола, необходимые для светильника сантиметры от перекрытия до поверхности напольного покрытия найдутся всегда, а в качестве результата вы получаете дополнительный объём и глубину помещения. Если вы являетесь счастливым обладателем глубоких подоконников, встройте пару миниатюрных точечных светильников в каждый из них вблизи откосов. Так вы, во-первых, подчеркнёте прекрасную архитектурную особенность вашей квартиры, а во-вторых, получите ещё один мягкий источник света на среднем ярусе.


Правило седьмое

Отнеситесь внимательно к выбору света для ванной комнаты

Свет в ванной комнате зачастую незаслуженно остаётся без внимания. А ведь он способен до неузнаваемости изменить помещение. Примените ярусное освещение, встройте светодиодную ленту в углубление в экране ванны (получится эффект «парящей ванны») и под раковиной, обрамите встроенными в пол светильниками выступ с подвесным унитазом и дверной проём. Используйте влагозащитные двунаправленные светильники в мокрой зоне: снопы света заставят заиграть вашу мозаику на стене.

Отдельного внимания заслуживает зона зеркала. Помните, что угол падения равен углу отражения, и используйте это правило, чтобы максимально выгодно осветить своё лицо. Распространённая ошибка - размещать над зеркалом настенный светильник на ножке, яркий свет которого направлен вниз. Ваше отражение при таком освещении будет казаться старше на 15 лет, цвет лица будет выглядеть безжизненным, на нём появятся глубокие складки, а под глазами - мешки. С лицом произойдёт то же самое, что и с фактурной стеной, которую подчеркнули встроенными светильниками: его рельеф многократно усилится за счёт жёстких теней. Выбирайте поворотный светильник и направляйте луч или используйте рассеянную круговую подсветку зеркала. Хорошей альтернативой могут стать два настенных светильника по обе стороны от зеркала: их перекрёстный свет уберёт ненужные тени.


Правило восьмое

Не перебарщивайте со светом на кухне

Принято думать, что много света на кухне не бывает. Как правило, апологеты этого принципа размещают большое количество лампочек на потолке, создавая сетку из точечных светильников. Ничего, кроме резких теней, неестественных лиц и атмосферы операционной, таким образом добиться нельзя. А между тем главное на кухне - подсветка рабочей зоны и правильное освещение обеденного стола, от которого зависит атмосфера и продолжительность семейных ужинов.

Светильник над столом должен обязательно иметь длинный подвес. Если он находится выше 150 сантиметров от пола, то, опять же, отбрасывает тени на лица и недостаточно освещает стол. Выбирайте светильник с широким абажуром из плотного материала: идеальная форма для круглого и квадратного стола - большая перевёрнутая миска. Габариты стола должны быть известны заранее, иначе вам не избежать переноса светильника. А натяжной потолок в зоне столовой вообще не даёт права на ошибку.

Дополнить схему освещения в кухне можно встроенной подсветкой на нижнем ярусе: например, вмонтируйте светодиодную ленту в дно нижних шкафов или точечные светильники в цоколь кухни.


Правило девятое

Самое важное - сценарии освещения

Вечер в кругу семьи, детский день рождения, домашняя вечеринка, работа дома, романтический ужин - очевидно, что в разных ситуациях вам понадобится разный свет. Для больших квартир и сложных схем идеальное решение - установка системы «умный дом», которая будет управлять не только освещением, но и акустической системой, шторами на электроприводе и тёплыми полами. Сценарий освещения в этом случае программируется и может быть изменён по вашему желанию.

Если же вам необходимо раз и навсегда продумать группы включения осветительных приборов и развести их по выключателям, руководствуйтесь воображаемыми ситуациями. Если вы ночью идёте в туалет, яркий свет вам совершенно не нужен. Значит, одной клавишей должна включаться вся мягкая подсветка - нижний ярус, подсветка ниш, а второй клавишей, на которую заведён заливающий верхний свет, вы будете пользоваться во время уборки или утром, чтобы проснуться.

Средний ярус в гостиной удобно завести на один выключатель. Вы когда-нибудь обращали внимание, как герои американских фильмов приходят домой и одним щелчком включают все настольные лампы и торшеры? Это так называемый вечерний сценарий освещения, идеальный в ситуации, когда вы вернулись после долгого трудового дня и мечтаете об одном - броситься на диван. Но не следует группировать светильники исключительно по принципу ярусности. Не бойтесь проявить фантазию: например, мягкий вечерний сценарий для коридора может включать в себя нижнюю подсветку и подсвеченную стенную нишу в тупике. Всё это - ваш сценарий и ваша драматургия.

ФОТОГРАФИИ: обложка - shutterstock.com / Ventura , 1 - shutterstock.com / Yarik , 2 - shutterstock.com /ER_09 , 3 - shutterstock.com / AnnaTamila , 4 - archiproducts , 5 - shutterstock.com / ShortPhotos , 6 - shutterstock.com / ARZTSAMUI , 7 - shutterstock.com / Photographee.eu , 8 - shutterstock.com / Henrik Winther Andersen , 9 - shutterstock.com / Jacek_Kadaj

Само понятие квартиры-студии предполагает свободную планировку помещения без ярко выраженных перегородок. Здесь разделение на зоны проявляется скорее условно. Самые распространенные зоны – это кухня и гостиная. Если площадь квартиры позволяет, в ней возможно выделение спальни и рабочего кабинета.

При планировании системы освещения квартиры-студии небольшой площадью нельзя перегружать ее чрезмерным количеством светильников. Это еще больше подчеркнет тесноту помещения. Световые источники должны давать чувство уверенности в том, что все находится на своих местах.

Освещение в квартире студии, равно как и в другом помещении, бывает естественным и искусственным. Для достижения наилучшего результата нужно грамотно сочетать оба этих источника света. При этом недостаток первого должен быть компенсирован за счет второго.

Естественное

Если окна квартиры выходят на теневую сторону и солнце в помещении – редкий гость, не стоит закрывать окна плотными шторами. Лучше повесить легкую органзу или прозрачную вуаль. Кроме того, следует избегать использования темных цветов в интерьере, ограничившись лишь небольшими вкраплениями в виде отдельных аксессуаров.

Искусственное

Что касается искусственного освещения, то оно должно быть многоуровневым, чтобы полностью охватить все функциональные зоны. Существует несколько негласных правил применения искусственного освещения.

  • Если квартира небольших размеров, но в ней много естественного света, то она должна быть освещена равномерно.
  • Если доминирующий тон квартиры - темный, ее лучше разделить на несколько зон при помощи дополнительных ламп и светильников.
  • В качестве рабочего освещения обязательно должен использоваться нейтральный белый свет.
  • Если вы хотите обратить внимание на некоторые акценты в интерьере, используйте для этого цветные лампы и светильники.
  • Создание глубоких теневых зон в помещении квартиры-студии не желательно.

Различают несколько видов подсветки:

  1. Общее освещение. В качестве основного источника часто используется люстра. Дополнительные источники света обеспечиваются за счет потолочных светильников, которые могут располагаться по всему периметру помещения, либо сосредоточены в центре потолка. Очень красиво смотрятся светильники, встроенные в натяжные потолки, либо в подвесные конструкции из гипсокартона.
  2. Зональное. Такое освещение предполагает, что группа светильников размещается на определённом участке помещения: зона приема пищи, гостиная, рабочий кабинет, зона отдыха и прочие. Чтобы усилить визуальный эффект разделения, возможны различные комбинации осветительных приборов и прочих источников света. Например, эффектно отделить одну зону от другой можно при помощи светодиодных шнуров. Такие ленты могут обеспечить явную или скрытую подсветку. Более мягкое свечение дают приборы, скрытые в потолочных конструкциях, в кухонной гарнитуре, под навесными шкафчиками.

фотографий

Лучше не использовать одинаковый тип освещения для всех зон. В этом случае интерьер получается скучным и однообразным. Обозначить их функциональные границы можно при помощи настенных бра, напольных и настольных ламп. Кроме разделительных инструментов, они также будут выполнять и декоративную функцию.

Если грамотно скомбинировать различные типы освещения, то квартира будет не только стильной, но и уютной. При удачном чередовании различных источников света и тени можно скрыть имеющиеся недостатки и выделить сильные стороны помещения.

фотографий

Виды осветительных приборов

  • Лампы накаливания. Их свет привычен и комфортен человеческому глазу. Но если в небольшом помещении будет слишком много ламп накаливания, они будут нагревать воздух и в квартире будет душно.
  • Люминесцентные лампы. Их еще называют энергосберегающими. Первое поколение таких ламп характеризовалось резким ярким светом, раздражающим зрение. Однако современные люминесцентные лампы имеют множество приятных глазу оттенков, поэтому они вполне могут составить конкуренцию лампам накаливания.
  • Галогенные лампы. Для них характерно неяркое свечение, поэтому их часто используют при оформлении отдельных элементов интерьера. Они очень удачно могут размещаться в различных нишах, арках, декоративных перегородках. Их применяют для целевой подсветки картин, фотографий, скульптур.
  • Светодиоды. Они очень долговечные, к тому же не нагреваются и не вредны для здоровья. Однако светоотдача у таких приборов крайне невелика, поэтому рассматривать их в качестве основного источника света не приходится. В интерьере студии они могут играть роль ночника или вспомогательной подсветки отдельных элементов. Их неяркое свечение способно снять напряжение после трудного дня, и дать отдых глазам.
  • Оптическое волокно. Свет в таких приборах исходит только с торцевой стороны, поэтому их также используют в качестве дополнительного оформления. Люстры и светильники с использованием разноцветных оптических волоконных нитей создают ощущение праздника и волшебства.

Оформление пространства квартиры-студии несколько отличается от дизайна остальных квартир. Поэтому при световом разделении таких помещений нужно особое внимание уделять мелочам. При этом учитывать необходимо все нюансы: сколько человек проживает в квартире, какой образ жизни они ведут, какие у каждого из них привычки, род занятий.

Если это молодая пара, которая ведет активный образ жизни и в квартире появляется только ближе к ночи, возможно, зону кухни следует сделать небольшой, выделив ее галогенными лампами.

Если это семья с ребенком, следует позаботиться о спальном пространстве для ребенка. Возле детской кроватки можно повесить неяркий ночник со сказочной тематикой. А от спального места родителей ее можно отгородить полупрозрачной занавеской, сквозь которую будет пробиваться мягкий неяркий свет.

  1. Светильники должны перекликаться с общей идеей интерьера и сочетаться по стилю, создавая общую картину квартиры. При этом каждая из зон должна отличаться от остальных.
  2. Спальную зону будет уместно обозначить одним или несколькими неяркими светильниками.
  3. Даже если кухонная зона совсем небольшая, обязательно хорошее освещение обеденного стола и зоны готовки. При этом сами светильники следует располагать таким образом, чтобы они не создавали тень на рабочей поверхности.
  4. Декоративная подсветка может присутствовать на нескольких различных уровнях, начиная от верхнего освещения всей комнаты и заканчивая точечными целевыми светильниками в отдельных зонах.
  5. В помещениях с низким потолком лучше использовать светильники с отражателями. Если направить их вверх, они зрительно приподнимут нависающий потолок, подарив помещению несколько дополнительных сантиметров высоты. И наоборот, если потолок слишком высокий, используйте плафоны, направленные вниз.

Тщательно продуманный дизайн освещения должен не просто преображать интерьер, но обеспечивать комфорт и сохранение здоровья обитателей дома. На этапе создания проекта учитываются самые разные нюансы.

Виды освещения и их функции

Существует два основных вида источников света:

Интенсивность естественного освещения напрямую связана с временем суток, зависит от времени года, географического местоположения и атмосферных явлений. Естественный свет – наиболее оптимален, с точки зрения физиологии и жизнедеятельности. Но его недостаточно для полноценного функционирования. Именно поэтому столь серьезное внимание уделяется планированию искусственно созданного дополнительного освещения. К нему относятся лампы накаливания, люминесцентные и светодиодные устройства.

Основные варианты искусственного освещения:

  • общее;
  • акцентированное;
  • рабочее;
  • комбинированное.

Общее освещение

Это наиболее распространенный вид, без которого не обходится ни одно помещение. Свет исходит сверху и равномерно распространяется по всей комнате. Самый яркий пример – люстра в центре потолка. Она не дает световой фигуры с четкими краями, которую можно явственно различить на полу или на стене.

Общее освещение можно разделить на:

  • направленное – наиболее распространенный вариант. Он характеризуется созданием единого светового пятна. Его можно организовать, используя открытые светильники в форме конуса, полусферы, усеченного шара, куба, трапеции, цилиндра, прямоугольника;
  • непрямое – образуется путем отражения света от стен или потолка;
  • рассеянное – свет рассевается сквозь матовое стекло или бумажный абажур шарообразной формы. Он не напрягает глаза и является наиболее комфортным для человека. Лучи распространяются равномерно под углом до 360 градусов. Это происходит благодаря использованию непрозрачных закрытых плафонов;
  • смешанное – образуется благодаря особой форме полупрозрачных светильников с открытым верхом и низом. Эти современные модели все чаще применяют при оформлении квартир или офисов. Свечение исходит со всех сторон – пробивается сквозь стенки, отражается от потолка и стен, падает сверху прямым световым пятном. Такой способ наполнения пространства светом является наиболее продуктивным.

Акцентное освещение

Акцентное или местное освещение используют для выделения определенных участков. Его основная функция – привлечение внимания к отдельным объектам или зонам в помещении. Оно может нести чисто декоративную нагрузку – подсветка картины, скульптуры или иметь практическое значение. С помощью точечных включений мы можем безопасно передвигаться по лестнице, ориентироваться в темном шкафу, отыскивать нужные предметы на прикроватной тумбочке. Акцентное освещение позволяет играть с пространством, выхватывая из темноты ту или иную зону, наделяя их главным значением в зависимости от их использования. На время ужина подсвечивается столовая группа. Затем мы перемещаемся на диван, чтобы почитать в тишине или напротив, поболтать с домочадцами. В многофункциональных помещениях, к примеру, в однокомнатных квартирах или студиях, такой способ подсветки просто необходим. Он позволяет заниматься своими делами, не мешая друг другу. Для создания акцентов используют торшеры, настольные лампы, потолочные подвесные устройства, бра, точечное освещение, светодиодную ленту.

Различают три вида акцентного освещения:

  • резкое – образование яркого пятна с четко очерченными краями. Свет не рассеивается, пространство за пределами луча погружено во тьму. Такой прием используют в театре, когда выделяют лишь небольшой участок, на котором происходит действие. Часто его используют, чтобы сконцентрировать внимание на объекте. Он подойдет для того, чтобы подчеркнуть красоту коллекционных предметов в стеклянных витринах, выделить выразительные архитектурные элементы – колонны, барельефы, арки. Луч может быть направлен вверх, вниз или прямо на объект под углом 30 градусов;
  • смягченное – создается при помощи светильников, снабженных регулятором мощности. Позволяет эффектно, но ненавязчиво выделять необходимые детали. Очевидные плюсы – достижение менее драматичной атмосферы и экономия электроэнергии;
  • мягкое – организуется для фокусирования внимания на предметах, которым вреден яркий свет – картины и другие предметы искусства. Формируется при помощи матовых абажуров, размещенных над объектом.

Рабочее освещение

Хороша освещенность необходима для эффективной и безопасной работы. В условиях дефицита света возрастает нагрузка на зрение, что может привести к его снижению. Из-за постоянного напряжения устают не только глаза, но и в целом повышается утомляемость организма. Человек не в состоянии долго и продуктивно работать в полумраке. Эффективность и сложность таких занятий, как рисование, вязание, ювелирное дело, шитье, чтение, письмо, приготовление пищи напрямую зависит от качества освещения и его направленности. Общий свет падает сверху, поэтому на рабочем пространстве создается тень. Необходимо оборудовать эту зону специальными направленными источниками – настольной лампой, бра, торшером, точечными поворотными приборами. Лучше не задействовать в этих зонах люминесцентные варианты, так как они часто мигают и искажают цвета, а это негативно воздействует на зрение. Галогеновые устройства гораздо лучше воспринимаются, но они недостаточно экономичны. Поэтому лучший выбор – светодиодные конструкции, которые производят приятное для глаз свечение и потребляют в разы меньше электроэнергии.

Комбинированное освещение

Суть этого варианта заключается в сочетании описанных прежде способов. Проект любого интерьера непременно содержит комбинацию различных типов освещения. В одних помещениях главенствует общее, в других акцентное. К примеру, в гостиной центральная роль отводится роскошным или лаконичным многорожковым люстрам. А в кабинете или спальне яркий общий свет не настолько важен, но здесь не обойтись без хорошей настольной лампы или бра. Свет – один из самых популярных инструментов для зонирования помещений. В детской комнате, в дополнение к общим, локальные устройства необходимы в рабочей и игровой зоне. В кухне – над обеденным столом и над поверхностью для приготовления пищи. В ванной и прихожей – в зоне зеркала или декоративной ниши. Сочетание разных вариантов можно наблюдать в любой комнате, но особую значимость оно приобретает в многофункциональной. В гостиных, объединенных со спальней, кухней или столовой особенно важно предусмотреть возможность различных сценариев подсветки.

Правила и нормы

Использование искусственного освещения вызвало необходимость разработать четкие требования к его параметрам. От того, насколько грамотно оно организовано, зависит самочувствие человека, его эмоциональный настрой, способность качественно трудиться, сохранение хорошего зрения. Поэтому для различных помещений установлены свои определенные нормы. Легко догадаться, что для рабочего кабинета и чулана их значения одинаковыми не будут. Главный документ, на который необходимо ориентироваться, просчитывая количество и мощность приборов в квартире – СНиП 23-05-95. Он регламентирует естественное и искусственное освещение жилых, образовательных, торговых, производственных помещений, а также скверов, парков, улиц, площадей.

Единицей измерения освещённости является Люкс –1 люмен на кв. м. Норма зависит от назначения помещения. К примеру, для гостиной, спальни или столовой достаточно 150 Лк. В детской необходимо обеспечить 200Лк, в ванной комнате или кухне уже 250, а в кабинете все 300. В прихожей, кладовой, на чердаке или в подвале потребуется 50-60 Лк.

Об источниках света

К естественным источникам относятся солнечные лучи, свечение звезд, полярное сияние, лунный свет. Искусственные ресурсы – это и огонь: костер, факелы, свечи, и газовые фонари, и электрические светильники. Последние подразделяются на несколько видов:

  • лампы накаливания – содержат тело накала, которое и производит свечение. В конструкцию помещается спираль из вольфрамовой или угольной нити. Затем в колбе создается вакуум. Это позволяет предотвратить окисление металла. В момент замыкания электрической цепи происходит нагрев, вследствие которого элемент накала начинает светиться. Плюсы таких ламп в том, что они хорошо выдерживают перепады температур. Без проблем будут работать в холодном коридоре или жаркой бане. Недостаток подобных ламп в том, что они расходуют много энергии и производят большое количество тепла;
  • галогеновые – их отличие от предыдущих состоит в том, что колба заполняется парами галогенов. Их применяют для наиболее мощных устройств. Газ позволяет значительно повысить температуру спирали и продлить период эксплуатации. Как и обычные лампы накаливания, галогеновые источники тратят большое количество энергии для нагрева. Еще один минус – зависимость от скачков напряжения;
  • люминесцентные – колбы с нанесенным изнутри специальным покрытием. Оно излучает свет за счет постоянного горения паров, заключенных в колбе. В сравнении с обычными лампами срок эксплуатации этих устройств гораздо более длительный. Очевидный плюс – экономичность. Лампы потребляют в 5-7 раз меньше электроэнергии, чем галогеновые. К минусам можно отнести сложность использования – необходимость применения дополнительных устройств – пускового механизма, стартера. Есть и другие недостатки – мерцание и чувствительность к низким температурам, воздушным потокам и влажности окружающей среды;
  • энергосберегающие – подвид люминесцентных ламп. К перечисленным качествам источников данного типа добавляется спиральная форма и наличие стандартного цоколя. Благодаря этому, лампы можно использовать в обычных люстрах и светильниках без каких-либо дополнительных конструкций;
  • светодиодные – революционные устройства, основанные на использовании светодиодов. В отличие от предшественников не нагреваются и не мерцают, а также хорошо переносят воздействие среды и перепады электроэнергии. Высокая стоимость приборов с лихвой окупается длительным сроком эксплуатации и непревзойденно низким потреблением ресурсов.

Естественный свет и как его регулировать

Прямое попадание в помещение природного света может приносить некоторый дискомфорт. Отражаясь от зеркальных и глянцевых поверхностей, резкие солнечные лучи раздражают зрение. Кроме того, они чересчур сильно нагревают комнату, а это не всегда желательно, особенно летом. Поэтому существуют различные способы для защиты от проникновения дневного света и регулирования его количества.
Традиционно с этой целью используют разнообразные занавески, тюль. Выбор материала зависит от потребностей владельцев помещения. Можно выбрать легкие прозрачные занавески, которые лишь слегка скорректируют освещенность. Или глухие портьеры, которые создают в комнате абсолютную темноту даже в дневное время. В качестве регуляторов света используют жалюзи, рулонные шторы. Существует и более радикальное решение – установить стеклопакеты со специальным покрытием для отражения солнечных лучей. Особенно это актуально для окон в крыше мансардного этажа. А для тех, у кого нет возможности поменять стекла, полно предложений о тонировочной пленке-самоклейке.

Если же света недостаточно, его можно «уловить» с помощью:

  • расширения окон;
  • внедрения в интерьер отражающих поверхностей, светлой отделки и мебели;
  • удаления деревьев и кустов, закрывающих окна.

О светильниках и их размещении

Гармоничный сценарий освещения создают, отталкиваясь от особенностей помещения, направления дизайна. Правильно подобранные акценты позволяют визуально изменить пространство исправить его недостатки и подчеркнуть достоинства.

«Королевой» светодизайна по-прежнему остается люстра. В большой комнате с высокими потолками используют массивные конструкции на длинном подвесе. Невысокие потолки – повод сократить длину шнура или цепочки и направить лучи вверх, создавая иллюзию приподнятых сводов. Точечные светильники могут быть дополнением к «главному украшению» гостиной или выступать в роли «основы» в коридоре или ванной комнате. Бра, споты, торшеры, настольные лампы – служат узкоспециализированным дополнением к основному свету. У каждого из них есть свои определенные обязанности – освещение рабочего пространства, места для отдыха, чтения, приготовления или приема пищи. Светодиодные панели, шнуры, волокно – отличные инструменты для декорирования двухуровневого натяжного потолка или стен. Шнуры, вмонтированные в гипсокартонные ниши, могут быть многоцветными. Для того чтобы изменить цвет, нужно просто нажать кнопку на пульте управления. С помощью светодиодов создают разнообразные узоры, которые сногсшибательно выглядят в ночное время.

Есть ли стиль у освещения?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно внимательно присмотреться к приборам, которые помогают свету наполнять помещение. Стиль напрямую зависит от характеристик светильников – формы, цвета, материалов изготовления. В классических интерьерах приветствуются люстры и бра с хрустальными подвесками. В современных царствуют хромированные устройства. Поп-арт заполняют яркие, порой несуразные плафоны. Интерьер загородного дома в стиле прованс «согреют» текстильные абажуры. Лофт немыслим без производственных прожекторов, трековых систем и спотов. Кантри добавляют деревенского колорита кованые или деревянные конструкции. Модерн делают еще эффектнее замысловатые линии и формы. Выбранный стиль оказывает влияние на количество источников света, их мощность и размещение.

Дизайн освещения комнат

Правильная организация освещения – одна из первостепенных дизайнерских задач. Это важнейшая составляющая комфорта и уюта вашего дома. В каждом из помещений действуют собственные правила выбора и установки тех или иных приборов. Свет должен подчеркивать преимущества выбранного дизайна, создавать определенную атмосферу.

Прихожая и коридор

Прихожая, как правило, лишена солнечного света. Использование искусственных источников позволяет превратить мрачный коридор в светлую привлекательную приемную. Громоздкие приборы здесь ни к чему – зачем «съедать» и без того маленькое пространство. К тому же, использовать объемные люстры и торшеры в тесном помещении небезопасно. Целесообразнее разместить здесь потолочную точечную подсветку, а на стене около зеркала повесить бра. Усилит освещенность светодиодная подсветка шкафа или декоративных ниш, а также зеркальная стена.

Гостиная

В гостиной ситуация обратная. Здесь объемная люстра более чем уместна. Поскольку это общая комната, нужно предусмотреть различные сценарии подсветки. Бра над креслом, торшер у дивана, устройство из светодиодного волокна на журнальном столике отлично впишутся в интерьер. Светодиодное оформление с различными программами поможет расслабиться в будний день и украсит праздничную вечеринку.

Спальня

Традиционное оформление спальни предусматривает наличие верхнего света – люстры или встроенных в подвесной потолок устройств, светильников в зоне прикроватных тумбочек и туалетного столика. Помимо этого, используют светодиодную подсветку ниш, шкафов, контура кровати. Особый шик придают комнате театральные зеркала, картины со встроенными лампами.