Ремонт Дизайн Мебель

Какая высота китайской стены. Великая Китайская стена: интересные факты и история возведения. Сколько лет ушло на возведение

Великая Китайская стена (Китай) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Сложно найти более масштабное творение рук человеческих, чем Великая Китайская стена. Можно выделить разве что египетские пирамиды . И если сооружения в долине Гизы в основном сконцентрированы в одном месте, то стена, словно гигантский дракон, пролегает над пустынями, полями, горами и плато, растягиваясь более чем на 20 000 км с востока на запад Китая. Несмотря на практически нулевую эффективность в защите от захватчиков, она все равно стала символом мощи страны, неким барьером между Поднебесной и остальным миром. Сегодня увидеть этот символ ежегодно стремятся миллионы туристов, значительная часть из которых - жители КНР, считающие, что, если человек ни разу не был на стене, он не может быть настоящим китайцем.

Немного истории

Великая Китайская стена не стразу строилась. Это результат труда многих государств, существовавших на территории современной КНР. Возводить ее в 7 столетии начали правители государства Чу, а закончили в 1878 г. уже властители империи Цин. Основная же часть сооружения была построена 600 лет назад. Вплоть до 1980-х стену практически не ремонтировали, а в более-менее сохранном состоянии находился только сегмент Бадалин. Но благодаря масштабной программе реставрации сооружение удалось спасти, хотя многие участки по-прежнему в полуразрушенном состоянии.

Существует городская легенда о том, что Великую Китайскую стену можно увидеть из космоса. На самом деле, это не совсем верно. Стена действительно впечатляет, но в первую очередь своей длиной. Ширина же ее относительно небольшая, и остроты зрения просто не хватает, чтобы ее увидеть. А вот рассмотреть стену на качественном фотоснимке все-таки можно. На нем она похожа но тонкий ломаный волос.

Что посмотреть

Великая стена - конструкция не цельная. За 2700 лет существования многие ее участки превратились в руины, а то и вовсе были полностью разобраны. Поэтому подразумевается путешествие к определенным сегментам, чаще всего полностью восстановленным, размещенным неподалеку от крупных городов с развитой туристической инфраструктурой.

Мутяньюй - самый «прилизанный» 73-километровый участок, расположенный в 2 часах езды от Пекина . Тщательно отреставрированная стена с множеством сторожевых башен окружена потрясающими горными цепями. Здесь не так много народу, как на других сегментах, так что, если позволяет время, лучше отправляться именно сюда. По мнению многих туристов, архитектура тут более интересная, чем на сверхпопулярном участке Бадалине.

На Бадалине часто бывает не протолкнуться - это «благодаря» небольшому расстоянию от Пекина (80 км), развитой инфраструктуре (гостиницы, рестораны, фуникулер) и, конечно, прекрасным пейзажам.

Сыматай - один из немногих сегментов, сохранивших оригинальный внешний вид 14 века. На кирпичах, из которых сложена стена, указаны дата, когда они были уложены, и номер воинского подразделения, занимавшегося строительством. Это единственный участок, открытый в вечернее время.

Фишка сегмента Цзиньшаньлин - хорошо сохранившаяся оборонительная система с бойницами, часовыми башнями, воротами и огневыми точками.

Практическая информация

Самые популярные участки стены расположены в относительной близости от Пекина. Вот как до них можно добраться.

Мутяньюй. Прямо в аэропорту сесть в метро и доехать до станции «Дунчжимэнь». Оттуда по выходным в 7:00 и 8:30 к стене отправляется автобус № 867. В дороге он проводит 2-2,5 часа и выезжает обратно в Пекин в 14:00 и 16:00.

Бадалин. Автобус № 877 на Бадалин отходит от столичного автовокзала Дэшэнмэнь с 6:00. Также сюда можно доехать на туристическом автобусе Beijing Tourist Hub, курсирующем с южной оконечности площади Тяньаньмэнь . Билет стоит 100 CNY, дети ростом до 120 см едут бесплатно.

Сыматай. На пекинском вокзале Дунчжимэнь сесть на автобус № 980 до города Миюнь, а затем взять такси до стены (180 CNY туда-обратно). Общее время в пути - 2 часа.

Цзиньшаньлин. На метро доехать до вокзала Дунчжимэнь. Оттуда к стене в 8:00 уходит туристический автобус. Из Цзиньшаньлина он отправляется в 15:00. Билет 50 CNY, время в пути 2 часа. Цены на странице указаны на апрель 2019 г.

«Бывают дороги, по которым не идут; бывают армии, на которые не нападают; бывают крепости, из-за которых не борются; бывают местности, из-за которых не сражаются; бывают повеления государя, которых не выполняют».


«Искусство войны». Сунь-цзы


В Китае вам обязательно расскажут про величественный памятник протяженностью несколько тысяч километров и про основателя Циньской династии, благодаря повелению которого более двух тысячелетий назад в Поднебесной была построена Великая китайская стена.

Однако некоторые современные ученые очень сильно сомневаются в том, в том, что этот символ могущества китайской империи существовал до середины 20-го века. Так что же показывают туристам? – скажете вы… А туристам показывают то, что было построено китайскими коммунистами во второй половине прошлого века.



Согласно официальной исторической версии Великую стену, предназначенную оградить страну от набегов кочевых народов, стали возводить в III веке до н.э. по воле легендарного императора Цинь Ши Хуан Ди, первого правителя объединившего Китай в одно государство.

Считается, что до наших дней дошла Великая стена, построенная, главным образом, в эпоху династии Мин (1368-1644), а всего выделяют три исторических периода активного строительства Великой стены: эпоха Цинь в III веке до н.э., эпоха Хань в III веке и эпоха Мин.

По существу под наименованием «Великая китайская стена» объединяют, по крайней мере, три крупных проекта в разные исторические эпохи, которые по оценкам специалистов в общей сложности насчитывают общую протяженность стен не менее 13 тысяч км.

С падением Мин и установлением в Китае маньчжурской династии Цинь (1644-1911) строительные работы прекратились. Таким образом, в основном сохранилась стена, строительство которой завершилось в середине XVII века.

Понятно, что строительство столь грандиозного фортификационного сооружения потребовало от китайского государства мобилизации огромных материальных и человеческих ресурсов, на пределе возможностей.

Историки утверждают, что одновременно на строительстве Великой стены было занято до миллиона человек и строительство сопровождалось чудовищными человеческими жертвами (по другим данным было привлечено три миллиона строителей, то есть половина мужского населения древнего Китая).

Не ясно, правда, какой конечный смысл усматривали китайские власти в сооружении Великой стены, поскольку у Китая не имелось необходимых военных сил, не то чтобы оборонять, а хотя бы надёжно контролировать стену на всём её протяжении.

Вероятно, в силу этого обстоятельства ничего конкретно не известно о роли Великой стены в обороне Китая. Тем не менее, китайские правители две тысячи лет упорно возводили эти стены. Ну что ж, должно быть нам просто не дано понять логику древних китайцев.


Однако многие китаеведы сознают слабую убедительность предложенных исследователями предмета рациональных мотивов, должно быть побудивших древних китайцев создать Великую стену. И для объяснения более чем странной истории уникального сооружения произносят философские тирады примерно такого содержания:

«Стена должна была служить крайней северной линией возможной экспансии самих китайцев, она должна была предохранять подданных «Срединной империи» от перехода к полукочевому образу жизни, от слияния с варварами. Стена должна была чётко зафиксировать границы китайской цивилизации, способствовать консолидации единой империи, только что составленной из ряда завоёванных царств».

Ученых просто поразила вопиющая нелепость этого фортификационного сооружения. Великую стену нельзя назвать неэффективным оборонительным объектом, с любой вменяемой военной точки зрения она вопиюще абсурдна. Как видим, стена проходит по хребтам труднодоступных гор и холмов.

Зачем строить стену в горах, куда не то что кочевники на лошадях, но и пешая армия вряд ли долезет?!.. Или стратеги Поднебесной империи опасались нападения племён диких скалолазов? Видимо, угроза нашествия орд злобных альпинистов действительно сильно пугала древнекитайские власти, поскольку при доступной им примитивной технике строительства трудности возведения оборонительной стены в горах возрастали неимоверно.

И венец фантастического абсурда, если приглядеться, то видно, что стена в некоторых местах пересечения горных хребтов ветвится, образуя издевательски бессмысленные петли и разветвления.

Оказывается, туристам обычно показывают один из участков Великой стены, расположенный в 60 км к северо-западу от Пекина. Это район горы Бадалин (Badaling), протяженность стены составляет 50 км. Стена находится в прекрасном состоянии, что и не удивительно – её реконструкция на этом участке была проведена в 50-х годах 20 века. Фактически стена была построена заново, хотя утверждается, что на старых фундаментах.

Более китайцам показать нечего, никаких иных внушающих доверие остатков от якобы существовавших тысяч километров Великой стены не в наличии не имеется.

Вернёмся к вопросу, почему же всё-таки Великую стену повели в горах. Тут есть свои резоны, кроме тех, что возможно воссоздали и продлили, возможно, имевшиеся в ущельях и горных дефиле старые укрепления доманьчжурской эпохи.

Строительство древнего исторического памятника в горах имеет свои преимущества. Наблюдателю трудно удостовериться, действительно ли руины Великой стены уходят на тысячи километров по горным хребтам, как ему говорят.

К тому же в горах невозможно установить, насколько стары фундаменты стены. За несколько веков каменные постройки на обычном грунте, заносимые осадочными породами, неотвратимо погружаются в землю на несколько метров, и это легко проверить.

А на скальном грунте подобного явления не наблюдается, и недавнюю постройку легко выдать за очень древнюю. Да и к тому же в горах отсутствует многочисленное местное население, потенциальный неудобный свидетель строительства исторической достопримечательности.

Вряд ли первоначально фрагменты Великой стены севернее Пекина были построены в значительных размерах, даже для Китая начала XIX века это трудная задача.

Похоже на то, что те несколько десятков километров Великой стены, которые показывают туристам, по большей части впервые возвели при Великом Кормчем Мао Цзэдуне. Тоже в своем роде китайский император, но все-таки не нельзя сказать, что очень древний

Вот одно из мнений: фальсифицировать можно то, что существует в оригинале, например, банкноту или картину. Есть оригинал и можно его скопировать, чем и занимаются художники-фальсификаторы и фальшивомонетчики. Если копия сделана хорошо, бывает трудно определить фальшивку, доказать, что это не подлинник. А в случае с китайской стеной, нельзя сказать, что это фальшивка. Потому что никакой реальной стены в древности не было.

Поэтому оригинальный продукт современного творчества трудолюбивых китайских строителей не с чем сравнивать. Скорее это некое квази-исторически обоснованное грандиозное архитектурное творчество. Продукт знаменитого китайского стремления к порядку. Сегодня это Великий туристический аттракцион, достойный занесения в книгу Гиннеса рекордов.

Вот какими вопросами задался Валентин Сапуно в :

1 . От кого, собственно, должна была защищать Стена? Официальная версия – от кочевников, гуннов, вандалов – неубедительна. Китай к моменту создания Стены являлся самым мощным государством региона, и, возможно, всего мира. Его армия была хорошо вооруженной и обученной. Об этом можно судить очень конкретно – в гробнице императора Цинь Шихуана археологи раскопали полномасштабную модель его войска. Тысячи терракотовых воинов в полной экипировке, с конями, повозками, должны были сопровождать императора на том свете. Северные народы того времени не имели серьезных армий, жили в основном, в периоде неолита. Опасности для китайской армии они представлять не могли. Возникает подозрение, что с военной точки зрения Стена была мало нужна.

2 . Почему значительная часть стены построена в горах? Она проходит по хребтам, над обрывами и каньонами, извивается по неприступным скалам. Так оборонительные сооружения не строят. В горах и без защитных стен передвижение войск затруднено. Даже в наше время в Афганистане и Чечне современные механизированные войска движутся не через гребни гор, а только по ущельям и перевалам. Чтобы остановить войска в горах, достаточно небольших крепостей, господствующих над ущельями. Севернее и южнее Великой стены тянутся равнины. Логичнее и по много раз дешевле было бы поставить стену там, а горы при этом служили бы дополнительным естественным препятствием врагу.

3. Почему стена при фантастической длине имеет сравнительно небольшую высоту – от 3 до 8 метров, редко где до 10? Это намного ниже, чем в большинстве европейских замков и русских кремлей. Сильная армия, оснащенная техникой штурма (лестницы, передвижные деревянные башни) могла, выбрав уязвимое место на относительно ровном участке местности, преодолеть Стену и вторгнуться в Китай. Так и произошло в 1211 году, когда Китай легко был завоеван полчищами Чингис-хана.

4. Почему Великая Китайская стена ориентирована на обе стороны? Все фортификационные сооружения имеют зубцы и поребрики на стенах со стороны, обращенной к неприятелю. В сторону своих зубцы не ставят. Это бессмысленно и затруднило бы обслуживание воинов на стенах, подвоз боеприпасов. Во многих местах зубцы и бойницы ориентированы вглубь своей территории, туда же, на юг сдвинуты некоторые башни. Получается, что строители стены предполагали наличие противника и со своей стороны. С кем они собирались в этом случае сражаться?

Начнем рассуждения с анализа личности автора идеи Стены – императора Цинь Шихуана (259 – 210 до н.э.).

Личность его была неординарной и во многом, типичной для самодержца. Блестящий организаторский талант и государственное мышление он сочетал с патологической жестокостью, подозрительностью и самодурством. Совсем юным 13-летним человеком он стал князем государства Цинь. Именно здесь была впервые освоена технология черной металлургии. Сразу же она была применена к нуждам армии. Обладая более совершенным оружием, чем соседи, оснащенные бронзовыми мечами, армия княжества Цинь быстро завоевала значительную часть территории страны. С 221 г до н.э. успешный воин и политик стал главой объединенного китайского государства – империи. С этого времени он стал носить имя Цинь Шихуан (в другой транскрипции – Шихуанди). Как у всякого узурпатора, у него было много врагов. Император окружил себя армией телохранителей. Опасаясь убийц, он создал у себя во дворце первый магнитный контроль оружия. По совету специалистов, он повелел поставить при входе арку из магнитного железняка. Если у входящего было спрятано железное оружие, магнитные силы вырывали его из-под одежды. Немедленно поспевала стража и начинала выяснять, зачем входящий хотел войти во дворец вооруженным. Опасаясь за власть и жизнь, император заболел манией преследования. Он везде усматривал заговоры. Метод профилактики он избрал традиционный – массовый террор. По малейшему подозрению в нелояльности людей хватали, пытали и казнили. Площади городов Китая непрерывно оглашались криками людей, коих разрубали на части, варили живьем в котлах, жарили на сковородах. Жесткий террор подталкивал многих на бегство из страны.

Постоянный стресс, неправильный образ жизни пошатнул здоровье императора. Разыгралась язва 12-перстной кишки. После 40 лет появились симптомы раннего старения. Какие-то мудрецы, а скорее, шарлатаны рассказали ему легенду о дереве, растущем за морем на востоке. Плоды дерева, якобы, излечивают ото всех болезней и продлевают молодость. Император повелел немедленно снабдить экспедицию за сказочными плодами. Несколько больших джонок достигли берегов современной Японии, основали там поселение и решили остаться. Они справедливо решили, что мифического дерева не существует. Если же они вернуться с пустыми руками, крутой император будет шибко ругаться, а может, придумает чего похуже. Это поселение в дальнейшем стало началом формирования японского государства.

Видя, что вернуть здоровье и молодость наука не в состоянии, он обрушил гнев на ученых. “Исторический”, или, скорее, истерический указ императора гласил – “Сжечь все книги и казнить всех ученых!”. Часть специалистов и трудов, связанных с военным делом и сельским хозяйством, император под давлением общественности все же амнистировал. Однако большинство бесценных манускриптов сгорело, а 460 ученых, составлявших тогдашний цвет интеллектуальной элиты, кончили жизнь в жестоких мучениях.

Именно этому императору, как отмечалось, принадлежит идея Великой стены. Строительные работы начинались не с нуля. На севере страны уже были оборонительные сооружения. Идея состояла в том, чтобы объединить их в единую фортификационную систему. Зачем?


Самое простое объяснение – самое реальное

Прибегнем к аналогиям. Египетские пирамиды не имели практического смысла. Они демонстрировали величие фараонов и их власть, способность заставить сотни тысяч людей делать любое, пусть даже бессмысленное действие. Таких сооружений, имеющих цель лишь возвеличение власти, на Земле более чем достаточно.

Так же и Великая стена – символ могущества Шихуана и других китайских императоров, подхвативших эстафету грандиозной стройки. Нужно заметить, что в отличие от многих других подобных монументов Стена живописна и по-своему красива, гармонично сочетается с природой. К работе были привлечены талантливые фортификаторы, знающие толк в восточном понимании красоты.

Была и вторая потребность в Стене, более прозаическая. Волны императорского террора, самодурство феодалов и чиновников вынуждали крестьян в массовом порядке бежать в поисках лучшей жизни.

Основной путь был на север, в Сибирь. Именно там китайские мужики мечтали найти землю и волю. Интерес к Сибири как аналогу Земли обетованной издавна будоражил простых китайцев, и издавна этому народу было свойственно расползаться по всему свету.

Исторические аналогии напрашиваются сами собой. Зачем шли в Сибирь русские поселенцы? За лучшей долей, за землей и волей. Спасались от царского гнева и барского самодурства.

Чтобы остановить бесконтрольную миграцию на север, подрывающую неограниченную власть императора и дворян и создавали Великую стену. Серьезной армии она не удержала бы. Однако перекрыть путь крестьянам, идущим по горным тропам, обремененным нехитрым скарбом, женами и детьми, Стена могла. А ежели на прорыв шли мужики поудалее, возглавляемые этаким китайским Ермаком, их встречал дождь стрел из-за зубцов, обращенных в сторону собственного народа. Аналогов таких невеселых событий в истории более чем достаточно. Вспомним Берлинскую стену. Официально построенная против агрессии Запада, она ставила цель остановить бегство жителей ГДР туда, где жизнь была лучше, или, по крайней мере, казалась таковой. С аналогичной целью в сталинские времена создали на десятки тысяч километров самую укрепленную в мире границу, прозванную “железным занавесом”. Может не случайно, Великая Китайская стена в сознании народов мира приобрела двойной смысл. С одной стороны это символ Китая. С другой – символ китайской изолированности от остального мира.

Есть даже предположение о том, что «Великая стена» является творением не древних китайцев, а их северных соседей .

Ещё в 2006 году президент Академии фундаментальных наук Андрей Александрович Тюняев в статье «Великую китайскую стену строили… не китайцы!», сделал предположение о некитайском происхождении Великой стены. Фактически современный Китай присвоил достижение другой цивилизации. В современной китайской историографии была изменена и задача стены: изначально она защищала Север от Юга, а не китайский юг от «северных варваров». Исследователи говорят о том, что бойницы значительной части стены смотрят на юг, а не на север. Это можно увидеть в произведениях китайского рисунка, ряде фотографий, на наиболее древних не модернизированных под нужды туристической индустрии участках стены.

По мнению Тюняева, последние участки Великой стены были построены аналогично русским и европейским средневековым укреплениям, основная задача которых – это защита от воздействия орудий. Строить подобные фортификационные сооружения начали не ранее 15-го столетия, когда на полях битв широко распространились пушки. Кроме того, стена обозначала границу между Китаем и Россией. В тот период истории граница между Россией и Китаем проходила по «Китайской» стене». На карте Азии XVIII века, которая была изготовлена Королевской Академией в Амстердаме, в этом регионе отмечены два географических образования: на севере располагалась Тартария (Tartarie), а на юге - Китай (Chine), северная граница которого шла примерно вдоль 40-й параллели, т. е. точно по Великой стене. На этой голландской карте Великая стена обозначена жирной линией и подписана «Muraille de la Chine». С французского это словосочетание переводят как «Китайская стена», но можно перевести и как «стена от Китая», или «стена, отграничивающая от Китая». Кроме того, политическое значение Великой стены подтверждают и другие карты: на карте 1754 года «Carte de l’Asie» стена тоже проходит по границе между Китаем и Великой Татарией (Тартарией). В академической 10-томной Всемирной Истории размещена карта Цинской Империи второй половины XVII - XVIII вв., на которой подробно показана Великая стена, которая проходит точно по границе между Россией и Китаем.


Далее приводятся вот такие доказательства:

АРХИТЕКТУРНЫЙ стиль стены , находящейся ныне на территории Китая, запечатлён особенностями постройки «отпечатки рук» её создателей. Элементы стены и башен, аналогичные фрагментам стены, в Средневековье можно найти только в архитектуре древнерусских оборонительных сооружений центральных областей России – «северной архитектуре».

Андрей Тюняев предлагает сравнить две башни – из Китайской стены и из Новгородского кремля. Форма башен одинакова: прямоугольник, слегка зауженный кверху. Со стены внутрь и той и другой башни ведёт вход, перекрытый круглой аркой, выложенной из того же кирпича, что и стена с башней. Каждая из башен имеет два верхних «рабочих» этажа. В первом этаже и той и другой башни сделаны круглоарочные окна. Количество окон первого этажа и у той и у другой башни – 3 на одной стороне и 4 на другой. Высота окон примерно одинаковая – около 130–160 сантиметров.

На верхнем (втором) этаже расположены бойницы. Они выполнены в виде прямоугольных узких пазов шириной примерно 35–45 см. Количество таких бойниц в китайской башне – 3 в глубину и 4 в ширину, а в новгородской – 4 в глубину и 5 в ширину. На верхнем этаже «китайской» башни по самому её краю идут квадратные отверстия. Такие же отверстия есть и в новгородской башне, и из них торчат концы стропил, на которых держится деревянная крыша.

Такая же ситуация в сравнении китайской башни и башни Тульского кремля. У китайской и тульской башен одинаковое число бойниц в ширину – их по 4. И одинаковое количество арочных проёмов – по 4. На верхнем этаже между большими бойницами находятся малые – у китайской и у тульской башен. Форма башен по-прежнему одинакова. В тульской башне, как и в китайской, использован белый камень. Одинаково выполнены своды: у тульской – ворот, у «китайской» – входов.

Для сравнения можно также использовать русские башни Никольских ворот (Смоленск) и северной крепостной стены Никитского монастыря (Переславль-Залесский, XVI век), а также башню в Суздале (середина XVII века). Вывод: конструктивные особенности башен Китайской стены обнаруживают практически точные аналогии среди башен русских кремлей.

А что говорит сравнение сохранившихся башен китайского города Пекина со средневековыми башнями Европы? Крепостные стены испанского города Авилы и Пекина весьма сходны между собой, особенно в том, что башни расположены очень часто и практически не имеют архитектурных приспособлений для военных нужд. Пекинские башни имеют только верхнюю палубу с бойницами, причём выложены в одну высоту со всей остальной стеной.

Ни испанские ни пекинские башни, не обнаруживают столь высокого сходства с оборонительными башнями Китайской стены, как это проявляют башни русских кремлей и крепостных стен. И это повод для размышлений историкам.

А вот рассуждения Лексутова Сергея Владимировича :

В хрониках писано, что стену строили две тысячи лет. В смысле обороны - абсолютно бессмысленное строительство. Это что же, пока стену строили в одном месте, в других местах кочевники беспрепятственно гуляли по Китаю аж в течение двух тысяч лет? А вот цепь крепостей и валов можно строить и улучшать в течение двух тысяч лет. Крепости нужны, чтобы в них оборонялись гарнизоны от превосходящих сил противника, а так же для расквартирования мобильных отрядов конницы, чтобы немедленно отправиться в погоню за отрядом разбойников, перешедшим границу.

Я долго думал, кто и зачем в Китае построил это бессмысленное циклопическое сооружение? Кроме Мао Цзе Дуна просто некому! С присущей ему мудростью, он нашел великолепное средство, как адаптировать к труду десятки миллионов здоровых мужиков, которые до этого тридцать лет воевали, и кроме как воевать ничего не умели. Это представить немыслимо, какой начался бы бардак в Китае, если бы демобилизовали одновременно такое количество солдат!

А то, что китайцы и сами верят, что стена стоит уже две тысячи лет, объясняется очень просто. В чистое поле приходит батальон дембелей, командир им растолковывает: - «Вот тут, на этом самом месте стояла Великая китайская стена, но злыдни варвары ее разрушили, нам предстоит ее отреставрировать». И миллионы людей искренне верили, что они не строили, а лишь реставрировали Великую китайскую стену. В самом деле, стена сложена из ровных, явно выпиленных блоков. Это что же, в Европе камень пилить не умели, а в Китае сподобились? К тому же пилили камень мягких пород, а крепости лучше строить из гранита или базальта, или из чего-нибудь не менее твердого. А граниты и базальты научились пилить только в двадцатом веке. На всем протяжении в четыре с половиной тысячи километров стена сложена из однообразных блоков одинаковых размеров, а ведь за две тысячи лет способы обработки камня неизбежно должны были измениться. Да и строительные методы за века меняются.

Этот исследователь считает, что Великая Китайская Стена строилась для защиты от песчаных бурь пустынь Ала-Шань и Ордос. Он обратил внимание, что на карте, составленной в начале ХХ века русским путешественников П. Козловом, видно, как Стена проходит по границе подвижных песков, а в некоторых местах имеет значительные ответвления. А ведь именно близ пустынь исследователями и археологами было обнаружено несколько параллельных стен. Галанин объясняет это явление очень просто: когда одну стену заносило песком, возводилась другая. Исследователь не отрицает военного предназначения Стены в ее восточной части, но западная часть Стены выполняла, по его мнению, функцию защиты земледельческих районов от природной стихии.

Бойцы невидимого фронта


Возможно, ответы - в верованиях самих жителей Поднебесной? Нам, людям современности, трудно поверить в то, что наши предки стали бы возводить барьеры для отражения агрессии мнимых врагов, например бесплотных потусторонних сущностей с недобрыми помыслами. Но в том-то все и дело, что наши далекие предшественники считали злых духов совершенно реальными существами.

Жители Китая (как сегодня, так и в прошлом) убеждены, что окружающий их мир населяют тысячи демонических созданий.опасныхдлячеловека. Одно из названий стены звучит как «место, где обитают 10 тысяч духов».

Еще один любопытный факт: Великая Китайская стена тянется не по прямой линии, а по извилистой. И особенности рельефа здесь ни при чем. Если присмотреться, то можно обнаружить, что даже на равнинных участках она «петляет». Какова же была логика древних строителей?

Древние верили, что все эти существа могут передвигаться исключительно по прямой и не в силах обходить возникающие на пути препятствия. Можетбыть, Великая Китайская стена была возведена с целью преградить им дорогу?

Между тем, известно, что император Цинь Шихуан-ди во время строительства постоянно совещался с астрологами и консультировался с предсказателями. Согласно легенде, прорицатели поведали емуотом,что принести славу повелителю и обеспечить надежную оборону государству может ужасная жертва - захороненные в стене тела несчастных, погибших во время возведения сооружения. Как знать, возможно, эти безымянные строители и сегодня стоят на вечной страже рубежей Поднебесной…

Посмотрим еще на фото стены:










Masterok,
livejournal

Великая Китайская стена протянулась по северным регионам Китайской Народной Республики, через территории 17 провинций: от Ляонина до Цинхая.

С учетом всех ответвлений, измеренных в 2008 году, длина Великой Китайской стены в современном состоянии достигает 8850 — 8851,9 км (5500 миль).

Согласно археологическим исследованиям, результаты которых были обнародованы в 2012 году, историческая длина Великой Китайской стены равна 21196 км (13170,7 мили).

Измерение памятника осложняется тем, что некоторые исторические участки имеют сложную форму, разделены естественными ландшафтными барьерами или оказались частично или полностью размытыми, разобранными местными жителями.

История строительства Великой Китайской стены

Начало строительству Великой Китайской стены было положено в III веке до н. э. — в период Сражающихся (Воюющих) царств (475-221 гг. до н. э.) для защиты от кочевников. При этом технология возведения укреплений применялась и раньше — в VIII-V веках до н. э.

В возведении северных оборонительных стен участвовало население царств Цинь, Вэй, Янь, Чжао, суммарно в работах оказалось задействовано около миллиона человек. Первые построенные участки были глинобитными и даже землебитными — прессовались местные материалы. Для создания общей стены объединены и ранние защитные участки между царствами.

В первом централизованном государстве при императоре Цинь Шихуанди (с 221 г. до н. э.) ранние участки укреплены, достроены, единая стена удлинена, а стены между бывшими царствами снесены: все силы направлены на создание непрерывного укрепления вдоль горной цепи Иньшань для защиты от набегов. В то время общее количество мобилизованных строителей стены достигло почти 2 млн, из-за суровых условий труда и низкой инфраструктуры росла смертность. Строители того времени продолжали использовать примитивные прессованные материалы и высушенные на солнце кирпичи. На отдельных редких участках, по большей части на востоке, впервые начали укладывать и каменные плиты.

Высота стены при столь неоднородном ландшафте местности тоже отличалась на разных ее отрезках. В среднем укрепления возвышались на 7,5 м, с учетом прямоугольных зубцов — около 9 м, ширина составляла 5,5 м внизу и 4,5 м сверху. Составной частью стены стали башни — построенные в то же время на дальности стрелы друг от друга (около 200 метров) и ранние, включенные в стену в случайном порядке. В грандиозной крепостной стене также были предусмотрены сигнальные вышки, башни с бойницами и 12 ворот.

При династии Хань (206 г. до н. э. — III век н. э.) Великая Китайская стена продолжена на запад до Дуньхуана. По оценкам археологов, в этот период было восстановлено и построено около 10000 км укреплений, в которые вошли и новые сторожевые башни на участке пустыни, где требовалась защита торговых караванов от кочевников.

Следующий описанный в исторических источниках период строительства стены — XII век, правящая династия — Цзинь. Однако построенные в это время участки в основном располагались к северу от ранней стены, в пределах китайской провинции Внутренняя Монголия и на территории современной тстраны Монголии.

Сохранившаяся Великая Китайская стена по большей части построена при династии Мин (1368-1644). Для возведения укреплений использовались долговечные каменные блоки и кирпичи, в качестве связующего состава — смесь рисовой каши с гашеной известью. За продолжительное время правления Мин крепостная стена протянулась с востока на запад от заставы Шаньхайгуань на берегу Бохайского залива до заставы Юймэньгуань, расположенной на современной границе провинции Ганьсу и Синьцзян-Уйгурского АО. Эти опорные пункты от моря до пустыни и сейчас обозначаются как начало и конец Великой Китайской стены.

Интересные факты о Великой Китайской стене

  • Туристический участок Бадалин с 1957 года успели посетить более 300 государственных деятелей из разных стран мира. Первым из иностранцев был революционер Клим Ворошилов.
  • С 1999 года ежегодным стал марафон The Great Wall Marathon по оборудованному участку стены. В нем участвует 2500 спортсменов из более чем 60 стран мира.
  • Зрительное различение Великой Китайской стены из космоса — распространенный миф. В настоящее время опровергнуто заблуждение, что стену можно увидеть с Луны невооруженным взглядом. Видимость с земной орбиты до сих пор не подтверждена, фотографии Великой Китайской стены из космоса не могут быть служить доказательствами, так как разрешение используемых камер выше, чем возможности зрительной системы человека.

Участки Великой Китайской стены

Для туристов оборудована и на постоянной основе доступна лишь небольшая часть Великой Китайской стены. На массовый туризм рассчитаны отреставрированные участки вблизи Пекина .

Бадалин

Участок Бадалин построен при династии Мин, комплексно отреставрирован при Мао Цзэдуне. Это первый участок Великой Китайской стены, открытый для свободного посещения. Протяженность — около 50 км. Таким образом, туризм на Бадалине развивается с 1957 года, и сейчас это известный и самый посещаемый участок, в том числе и благодаря своему расположению — всего в 70 км от Пекина, соединен со столицей автобусными и железнодорожными экспрессами.

Входная плата: 45 CNY в период с апреля по октябрь, 40 CNY — с ноября по март.

Часы работы: с 6:40 до 18:30.

Мутяньюй

Это второй приближенный к Пекину (около 80 км от центра города) и тоже весьма популярный участок Великой Китайской стены, длина — 2,2 км. Мутяньюй располагается за районом Хуайжоу, связан с Jiankou на западе и Lianhuachi на востоке. Фундамент этого участка старше Бадалина: первая стена построена еще в VI веке при Северной Ци, на сохранившейся основе строилась стена династии Мин. В 1569 Мутяньюй восстановили, участок отлично сохранился до наших дней, находится в живописном окружении лесов и ручьев. Еще одна особенность Мутяньюй — большое количество лестничных участков.

Стоимость входа — 40 CNY, для пожилых людей от 60 лет и детей ростом 1,2-1,4 м — 20 CNY. Детям ниже 1,2 м — бесплатно.

Режим работы: вторая половина марта — середина ноября с 7:30 до 18:00 (в выходные — до 18:30), остальные дни года — с 8:00 до 17:00.

Симатай

Участок Симатай длиной 5,4 км располагается в 145 км от центра Пекина. В западной части этого отрезка хорошо сохранились 20 сторожевых башен. Восточная стена отличается крутым уклоном, что обусловлено пересеченной местностью со скалами. Общее количество башен в Симатае — 35.

На Симатае меньше реставрационного новодела, но и маршрут сложнее. Особый интерес представляют башни; Небесный мост — участок шириной до 40 см; Небесная Лестница — подъем под углом 85 градусов. Самые экстремальные участки закрыты для туристов.

Входная плата — 40 CNY для взрослого, 20 CNY для ребенка ростом 1,2 — 1,5 м. Бесплатно — детям ниже 1,2 м.

Часы работы (дневные и вечерние смены): апрель—октябрь — с 8:00 до 18:00 и с 10:00 до 22:00; ноябрь — март — с 8:00 до 17:30 (в выходные — до 21:30) и с 17:30 до 21:30.

Губейкоу

В основном «дикий» и не восстановленный отрезок стены в районе Губейкоу в 146-150 км от Пекина. Построен при династии Мин на фундаменте древней стены VI века, с XVI века больше не перестраивался, сохранил аутентичный облик, хотя и не столь впечатляющий, как на Симатае и Джиншалине.

Городом Губейкоу стена в этом районе разделена на две части — Wohushan (4,8 км, главная достопримечательность — «Башни-сестры») и Panlongshan (около 5 км, примечательна «24-глазая башня» — с 24 наблюдательными отверстиями).

Входная плата — 25 CNY.

Часы работы: с 8:10 до 18:00.

Джиншалин

Располагается в горном районе уезда Луаньпин, в 156 км от центра Пекина по автодорогам. Джиншалин связан с Симатаем на востоке и Мутяньюем на западе.

Длина стены Джиншалина — 10,5 километров, она включает 67 башен и 3 сигнальные вышки.

Начальный участок стены отреставрирован, но ее общее состояние близко к естественному, постепенно ухудшается.

Плата за вход: с апреля по октябрь — 65 CNY, с ноября по март — 55 CNY.

Хуанхуачен

Хуанхуачен — единственная приозерная часть Великой Китайской стены в окрестностях Пекина. Расстояние от центра города — около 80 км. Это интересный хайкинговый маршрут, особенно живописный летом. Стена у озера Хаоминь строилась с 1404 года на протяжении 188 лет. Сейчас этот отрезок достигает 12,4 км, местами сегменты каменной кладки стены погружены в воду.

Плата за вход — 45 CNY. Детям до 1,2 м — бесплатно.

Часы работы: с апреля по октябрь в будни — с 8:30 до 17:00; выходные, 1-7 мая и 1-7 октября — 8:00-18:00; с ноября по март — с 8:30 до 16:30.

Перевал Хуанья

Хуаньягуан, или перевал Хуанья, построен вдоль гор, протянулся на 42 км от General Pass в Пекине до Malan Pass в Хэбэе, изначально включал 52 сторожевые башни и 14 сигнальных вышек. Однако из-за отсутствия ремонта большая часть этой стены разрушена. С 2014 года удалось отреставрировать около 3 км сооружения и 20 башен. В числе достопримечательностей — Вдовья башня, древняя часть стены эпохи династии Северная Ци в конце лестницы Ханья Скай, а также Музей Великой Стены.

Расстояние до Хуаньягана от центра Пекина — около 120 км.

Входная плата — 65 CNY. Детям от 1,2 до 1,5 м — 35 CNY Детям до 1,2 м — бесплатно.

Открыто для туристов с 7:30 до 18:30.

Шаньхайгуань

Знаковая часть стены: именно здесь находится один из ее концов — «Голова дракона», уходящая в Желтое море. Располагается в 15 км от Циньхуандао и в 305 км от Пекина.

План крепости Шаньхайгуань имеет форму квадрата периметром около 7 км (4,5 мили) с воротами на каждой стороне. Восточная стена была главной линией обороны перевала, известна как «Первый проход под небом».

Вход в Старый город в крепости, музей Великой Китайской стены — бесплатно. «Первый проход под небом» — 40 CNY с мая по октябрь, 15 CNY с ноября по март.

Режим работы — с 7:00 до 18:00 в период май — октябрь, с 7:30 до 17:00 с ноября по апрель. Музей работает с 8:00 до 17:00.

Участки стены из фиолетового мрамора

Крепостные сооружения из фиолетового мрамора в составе Великой Китайской стены считаются самыми прочными и красивыми. Они возведены из мрамора, добытого на местных месторождениях. Два участка находится близ города Цзянъань, еще один — в горах Янышан. Проверить информацию на практике едва ли получится: перечисленные стены закрыты для массового туризма.

Как добраться до Великой Китайской стены

Самый доступный в транспортном отношении участок — Бадалин. Однако самостоятельно можно добраться и до других сохранившихся частей Великой Китайской стены.

Как добраться до Великой Китайской стены из Пекина

Из Пекина в Бадалин доехать получится на транспорте:

  • автобусах № 877 (экспресс от остановки Deshengmen, 12 CNY);
  • общественном автобус № 919 (едет дольше, с остановками, нужно уточнять, довезет ли до Бадалина;
  • на поезде S2 от станции Huangtudian, затем на бесплатном автобусе до станции канатной дороги Бадалина;
  • на специальных туристических автобусах: от остановок Qianmen, East Bridge, Xizhimen Gate, ж/д вокзала Пекина .

Из аэропорта Пекина до Великой Китайской стены (Бадалина) добраться получится с пересадкой (метро/автобус + автобус, либо метро/автобус + поезд) либо воспользовавшись трансфером — подобных предложений достаточно как для групп, так и для индивидуальных путешественников.

Транспорт до стены Мутяньюй из Пекина (с пересадкой):

  • от станции Dongzhimen на автобусе № 916 (экспресс либо обычный) до Huairou North Avenue (Huairou Beidajie);
  • пересесть на трансферный автобус h23, h24, h35, или h36 до Мутяньюй.

Транспорт из Пекина до стены Симатай (с 1 пересадкой):

  • автобус № 980 / 980 Экспресс (соответственно 15 / 17 CNY) от Dongzhimen до автобусной станции Miyun;
  • далее — Mi 51 (8 CNY) до деревни Симатай.

Чтобы доехать до Губейкоу из Пекина, нужно сесть на автобус-экспресс № 980 от Dongzhimen до автостанции Miyun, затем добираться на автобусе Mi 25 до пункта назначения.

Джиншалин из Пекина:

  • на метро (линия 13 либо 15) до West Wangjing, затем на туристическом автобусе до места назначения (отправляется в 10:00, 11:00, 13:00, 15:30 и возвращается в 10:30, 11:30, 13:30, 15:00, проезд 32 CNY); актуально только в сезон с апреля по 15 ноября;
  • от Dongzhimen на автобусе № 980 до Miyun County, затем самостоятельно (с попутчиком, на прокатном авто, такси) до Джиншалина.

Хуаньягуан из Пекина:

  • на междугороднем автобусе до Цзичжоу (30-40 CNY), затем на местном чартерном микроавтобусе до Ханьягуана (25-30 CNY);
  • поезд до Цзичжоу от Восточного ж/д вокзала Пекина (14,5 CNY), затем на чартерном микроавтобусе.

Транспорт из Пекина до Великой Китайской стены на участке Хуанхуачен :

  • от Dongzhimen на специальном экскурсионном автобусе, курсирующем в пиковый сезон с апреля по октябрь (в выходные и праздничные дни). Приобретать нужно билет туда-обратно — Huanghuacheng Lakeside Great Wall за 80 CNY;
  • от Dongzhimen на автобусе 916 или 916 экспресс до автовокзала Хуайжоу, затем на автобусе H21 до Small West Lake.

Чтобы добраться до участка Великой Китайской стены Шаньхайгуань из Пекина, нужно сесть на поезд до станции Shanhaiguan, затем пройти пешком. Расписание поездов — на сайте .

Трансфер, такси из Пекина

До близких и самых популярных участков стены удобно будет заказать трансфер:

Видео «Великая Китайская стена HD»

В Китае существует ещё одно материальное свидетельство присутствия в этой стране высокоразвитой цивилизации, к которой китайцы отношения не имеют. В отличие от китайских пирамид, это свидетельство хорошо всем известно. Это – так называемая, Великая китайская стена .

Давайте посмотрим, что говорят ортодоксальные историки об этом крупнейшем памятнике архитектуры, который в последнее время стал основной туристической достопримечательностью Китая. Стена расположена на севере страны, протянувшись от морского побережья и уходя в глубь монгольских степей, и по разным оценкам имеет протяжённость, с учётом ответвлений, от 6 до 13 000 км. Толщина стены – несколько метров (в среднем 5 метров), высота 6-10 метров. Утверждается, что стена включала 25 тысяч башен.

Краткая история строительства стены сегодня выглядит так. Строить стену якобы начали ещё в III веке до н.э. во время правления династии Цинь , чтобы защищаться от набегов кочевников с севера и чётко определить границу китайской цивилизации. Инициатором строительства выступил знаменитый «собиратель земель китайских» император Цинь Ши-ХуанДи. Он согнал на строительство около полумиллиона человек, что при 20 миллионах общего населения составляет очень внушительную цифру. Тогда стена представляла собой сооружение в основном из земли – громадный земляной вал.

Во время правления династии Хань (206 г. до н. э. – 220 н.э.) стену расширили на запад, укрепили камнем и соорудили линию сторожевых башен, которая уходила вглубь пустыни. При династии Мин (1368-1644) стену продолжали строить и дальше. В итоге она протянулась с востока на запад от Бохайского залива в Жёлтом море до западной границы современной провинций Ганьсу, заходя на территорию пустыни Гоби. Считается, что эту стену строили усилиями уже миллиона китайцев из кирпича и каменных блоков, поэтому-то эти участки стены сохранились и до наших дней в таком виде, в котором её уже привык видеть современный турист. Династию Мин сменила манчжурская династия Цин (1644-1911), которая строительством стены не занималась. Она ограничилась лишь поддержанием в относительном порядке небольшого участка около Пекина, который служил «воротами в столицу».

В 1899 американские газеты пустили слух о том, что стена вскоре будет снесена, а на её месте построят шоссе. Однако, никто ничего не собирался сносить. Более того, в 1984 году стартовала программа по реставрации стены по инициативе Дэн Сяопина и под руководством Мао Цзе Дуна, которая выполняется и сейчас, и финансируется из средств китайских и зарубежных компаний, а также частных лиц. Сколько согнал Мао на реставрацию стены, не сообщается. Несколько участков отремонтировали, кое-где возвели вообще заново. Так что можно считать, что в 1984 году началось строительство четвёртой китайской стены. Обычно, туристам показывают один из участков стены, расположенный в 60 км к северо-западу от Пекина. Это район горы Бадалин (Badaling), протяжённость стены составляет 50 км.

Наибольшее же впечатление стена производит не в районе Пекина, где она возведена на не очень высоких горах, а в отдалённых горных районах. Там, кстати, очень хорошо видно, что стена, как оборонительное сооружение, сделана очень продуманно. Во-первых, по самой стене вместе могли передвигаться по пять человек в ряд, так что она была и хорошей дорогой, что крайне важно при необходимости переброски войск. Под прикрытием зубцов охранники могли скрытно подбираться к тому участку, где враги планировали напасть. Сигнальные башни были расположены таким образом, что каждая из них находилась в зоне видимости двух других. Какие-то важные сообщения передавались либо барабанным боем, либо дымом, либо огнём костров. Таким образом, весть о вторжении неприятеля с самых дальних рубежей можно было передать в центр за сутки!

В процессе реставрации стены открылись интересные факты. Например, её каменные блоки скреплялись между собой клейкой рисовой кашей с примесью гашёной извести. Или что бойницы на её крепостях смотрели в сторону Китая ; что с северной стороны высота стены небольшая, гораздо меньше, чем с южной, и там находятся лестницы . Последние факы, по понятным причинам, не афишируются и никак не комментируются официальной наукой – ни китайской, ни мировой. Более того, при реконструкции башен, бойницы стараются строить в противоположном направлении, хотя не везде это удаётся. На этих фотографиях показана южная сторона стены – солнце светит в полдень.

Однако, на этом странности с китайской стеной не заканчиваются. В википедии есть полная карта стены, где разным цветом показана стена, которую, как нам говорят, строила каждая китайская династия. Как видим, великая стена-то, оказывается не одна. Северный Китай часто и густо усеян «великими китайскими стенами», которые заходят на территорию современной Монголии и даже России. Свет на эти странности пролил А.А. Тюняев в своей работе «Китайская стена – великое заграждение от китайцев» :

«Проследить этапы строительства «Китайской» стены, основанные на данных китайских учёных, чрезвычайно интересно. Из них видно, что китайских учёных, называющих стену «Китайской», не сильно заботит то, что сам китайский народ в её строительстве никакого участия не принимал: каждый раз, когда очередной участок стены строился, китайское государство находилось далеко от мест строительства.

Итак, первая и основная часть стены построена в период с 445 г. до н.э. по 222 г. до н.э. Она проходит вдоль 41-42° северной широты и одновременно вдоль некоторых участков р. Хуанхэ. В это время, естественно, никаких монголо-татар не было. Более того, первое объединение народов в составе Китая состоялось только в 221 г. до н.э. под царством Цинь. А до этого был период Чжаньго (5-3 вв. до н.э.), в который на территории Китая существовало восемь государств. Только в середине 4 в. до н.э. Цинь начало борьбу против других царств, и к 221 до н.э. покорило часть из них.

На рисунке показано, что западная и северная граница государства Цинь к 221 г. до н.э. стала совпадать с тем участком «Китайской» стены, который начал строиться ещё в 445 г. до н.э. и был построен именно в 222 г. до н.э.

Таким образом, видим, что этот участок «Китайской» стены строили не китайцы государства Цинь, а северные соседи , но именно от распространяющихся на север китайцев. Всего за 5 лет – с 221 по 206 гг. до н.э. – была построена стена вдоль всей границы государства Цинь, что и остановило распространение его подданных на север и на запад. Кроме того, в это же время на 100-200 км западнее и севернее от первой была построена и вторая линия обороны от Цинь – вторая «Китайская» стена этого периода.

Следующий период строительства охватывает время с 206 г. до н.э. по 220 г. н.э. За этот период были построены участки стены, располагающиеся на 500 км западнее и на 100 км севернее от предыдущих… В период с 618 по 907 гг. Китаем правила династия Тан, которая не ознаменовала себя победами над северными соседями.

В следующий период, с 960 по 1279 гг. в Китае утвердилась империя Сун. В это время Китай утратил господство над своими вассалами на западе, на северо-востоке (на территории Корейского полуострова) и на Юге – в северном Вьетнаме. Сунская империя потеряла значительную часть территорий собственно китайцев на севере и северо-западе, отошедшей к киданьскому государству Ляо (часть современных провинций Хэбэй и Шаньси), тангутскому царству Си-Ся (часть территорий современной провинции Шэньси, целиком территория современной провинции Ганьсу и Нинся-Хуэйского автономного района).

В 1125 г. граница между некитайским царством чжурчжэней и Китаем проходила по р. Хуайхэ – это в 500-700 км к югу от мест построенной стены. А в 1141 г. был подписан мирный договор, согласно которому китайская Сунская империя признавала себя вассалом некитайского государства Цзинь, обязавшись платить ему большую дань.

Однако, пока собственно Китай ютился к югу от р. Хунахэ, в 2100-2500 км к северу от его границ был возведён очередной участок «Китайской» стены. Эта часть стены, построенная с 1066 по 1234 гг. , проходит по российской территории севернее п. Борзя рядом с р. Аргун. В это же время в 1500-2000 км к северу от Китая построен ещё один участок стены, расположенный вдоль Большого Хингана…

Следующий участок стены был построен в период с 1366 по 1644 гг. Он проходит по 40-й параллели от Аньдуна (40°), чуть севернее Пекина (40°), через Иньчуан (39°) до Дуньхуан и Аньси (40°) на западе. Этот участок стены – последний, самый южный и самый глубоко проникающий в территорию Китая… Во время постройки этого участка стены к российским территориям относилось всё Приамурье. К середине 17-го века на обоих берегах Амура уже существовали русские крепости-остроги (Албазинский, Кумарский и др.), крестьянские слободы и пашни. В 1656 было образовано Даурское (позднее – Албазинское) воеводство, в которое входила долина Верхнего и Среднего Амура по обоим берегам… Построенная русскими к 1644 году «Китайская» стена проходила точно по границе России с Цинским Китаем. В 1650-е годы Цинский Китай вторгся на русские земли на глубину до 1500 км, что было закреплено Айгуньским (1858 г.) и Пекинским (1860 г.) договорами…»

Сегодня Китайская Стена находится внутри Китая. Однако, было такое время, когда стена обозначала границу страны .

Этот факт подтверждают дошедшие до нас старинные карты. Например, карта Китая известного средневекового картогрфа Абрахама Ортелиуса из его географического атласа мира Theatrum Orbis Terrarum 1602 года. На карте север расположен справа. На ней ясно видно, что Китай отделяется от северной страны – Тартарии стеной.

На карте 1754 года «Le Carte de l’Asie» также ясно видно, что граница Китая с Великой Тартарией проходит по стене.

И даже карта 1880 года показывает стену, как границу Китая с северным соседом. Примечательно, что часть стены заходит достаточно далеко на территорию западного соседа Китая – Китайской Тартарии...

Интересные иллюстрации к этой статье собраны на сайте «Пища РА» …

Фальшивая древность Китая

Самое грандиозное на планете оборонительное сооружение – это Великая китайская стена, Восьмое чудо света. Это укрепление считается самым длинным и самым широким. До сих пор ведутся споры, сколько км китайская стена тянется. Об этом строении можно найти немало интересных фактов в литературе и в Интернете. Интерес вызывает даже его расположение – эта стена разделяет Китай на север и юг — край кочевников и край земледельцев.

История китайской стены

До появления Великой китайской стены в Китае было очень много разрозненных оборонительных сооружений от набегов кочевников. В третьем веке до нашей эры, когда начал править Цинь Шихуанди, маленькие царства и княжества объединились. И император решил строить одну большую стену.

Начали стену строить в 221 году до нашей эры. Есть легенда, что на строительство китайской стены бросили целую императорскую армию – около триста тысяч человек. Привлекли и крестьян. Сначала стена была в виде обычных земляных насыпей, а уже после их начали заменять кирпичом, камнем.

Кстати, это сооружение можно назвать самой длинной не только стеной, а и кладбищем. Ведь тут было похоронено очень много строителей – их закапывали в стену, и дальше строили конструкции прямо на костях.

С момента строительства стену не раз пытались разрушить, а потом восстановить. Современный вид это сооружение получило при династии Мин. С 1368 по 1644 года устанавливались строительные башни, вместо земляных насыпей клали кирпич, некоторые участки отстраивали заново.

О Китайской стене, которая считается самым длинным искусственным сооружением в мире, есть множество интересных фактов. Вот некоторые из них:

  • при укладке блоков из камня использовалась клейкая рисовая каша, в которую подмешивали гашеную известь;
  • ее строительство забрала жизни более миллионов человек;
  • эта стена есть в списке Всемирного Наследия ЮНЕСКО как одно из величайших исторических достопримечательностей;
  • в 2004 году Китайскую стену осмотрели более сорока миллионов иностранных туристов.

Больше всего споров ведется вокруг цифры, сколько км Великая китайская стена . Ранее считалось, что ее протяженность составляет 8,85 тысячи. Но потом оказалось, что археологи измеряли только те участки сооружения, которые были возведены в эпоху династии Мин.

А вот если говорить обо всей китайской стене, длина ее составляет 21,196 тысячи километра. Эти данные были озвучены сотрудниками Государственной администрации по делам культурного наследия. Исследования они начали еще в 2007 году, а о результатах заявили в 2012-м. Таким образом, длина китайской стены оказалась больше первоначальных данных на 12 тысяч километров.