Ремонт Дизайн Мебель

Самооценка человека как важнейший компонент его «Я-концепции. Самооценка – что это такое: понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки

Человек – существо социальное и развиваться вне общества нормально не сможет. На протяжении всей жизни личность, взаимодействуя с социумом, развивается и познает новые границы себя. То, каким будет индивид в этом обществе, во многом зависит от самого окружения. Люди меняются под воздействием правил и норм, заданных социумом, и от этого меняется и их отношение к самим себе. То, каким будет окружение человека, какова будет его роль в этом обществе и как личность будет ставить себя перед социумом, в основном зависит от внутренних характеристик человека. Темперамент, характер, самооценка личности задают темп нашего движения по жизненному пути.

Самооценка личности

Самооценка человека влияет на его отношение к самому себе, это то, как он оценивает свои возможности, силы и умения. Она является центром развития личности и имеет огромное влияние на адаптацию человека в новом обществе, группе. Это не константа – она развивается и меняется в зависимости от событий, происходящих в жизни человека. В основном самосознание и самооценка закладываются в человека с детства и постепенно развиваются в Я-концепцию. Ее присутствие есть в любом поведенческом акте личности. На то, как человек поведет себя в критической ситуации, как будет решать важные вопросы и решится ли на выполнение тех или иных задач, будет напрямую зависеть от уровня самооценки человека на момент принятия решения.

3 типа самооценки в психологии

Самооценка делится на три типа: заниженная, завышенная и средняя (адекватная). Люди с разным уровнем самооценки в одной и той же ситуации поведут себя по-разному.

Заниженная самооценка – это результат неправильного, возможно, властного или чрезмерно опекающего воспитания. Такое воспитание ведет к неуверенности в себе и своих силах и, как следствие, к заниженной оценке себя. Люди с низкой самооценкой очень ранимы и часто замкнуты, не общительны, безынициативны. Такое поведение ведет к комплексу неполноценности, развитию депрессивных состояний. Как правило, такие люди склонны принижать свою роль в обществе, стараясь ни в коем случае ничем не выделяться. Клиентами современных психологов все чаще являются люди с заниженной самооценкой. Эту проблему можно и нужно решать. Над ней можно работать.

Высокая самооценка

О завышенной самооценке личности свидетельствует нежелание человека смотреть на свои ошибки, разбирать их и признавать. Личность с завышенной самооценкой склонна идеализировать себя и преувеличивать свою значимость для окружения. Таким людям характерны доминантные чувства, демонстрация себя. Порой человеку бывает трудно жить с завышенной самооценкой. Понимание и осознание этого будет первым шагом к исправлению ситуации, т. е. можно сделать самооценку адекватной. Но в целом такой тип самооценки дает личности уверенность в себе, что является хорошей движущей силой. Такие люди живут под девизом «Я могу», «Я умею», «Я хочу». В них доминируют такие качества, как упорность и стремление.

Люди с адекватной самооценкой реально оценивают свои силы и возможности по отношению к делу, которое перед ними. Такие личности ставят перед собой четкие цели, которых добиваются, трезво смотрят на вещи. Так же адекватная самооценка говорит о зрелости личности. Чем более зрелой личностью является человек, тем более адекватная у него самооценка.

Заключение

То, какая самооценка личности сформировалась на выходе развития, будет влиять на уровень и качество жизни индивида в обществе. Осознавая себя, понимая и принимая определенным образом, человек строит жизненные планы, создает свое окружение и живет в этом мире. Являясь важным звеном в развитии индивидуальности, самооценка человека определяет уровень уверенности в себе и удовлетворенности своей жизнью.

То, как личность относится к себе, «программирует» ее на дальнейшие свершения. Самовосприятие играет большую роль в жизни каждого, поэтому его не стоит упускать из вида. Базовые знания об этом не повредят никому, а, скорее всего, даже пойдут на пользу. Они помогут выделить проблемные моменты и, по возможности, скорректировать. В статье говорится о понятии самооценки, ее формировании, возможности изменения, выделяемых видах и уровнях.

Что такое самооценка

Самооценка - это уровень принятия себя, умение критически анализировать собственные возможности. Она неразрывно связана с любовью к себе. Человек с кучей комплексов не сможет испытывать это чувство, пока не избавится от них. Самооценка влияет на то, насколько индивиду легко дается общаться с другими, выполнять поставленные цели, развиваться. Те, у кого она занижена, испытывают во всех сферах серьезные трудности.

Проблема заниженной самооценки в том, что ее обладатели отказываются меняться. Зачастую они уверены, что такое отношение к себе сохраняется на всю жизнь. Это ошибочное мнение, ведь на самовосприятие влияет множество факторов; оно не может быть одинаковым на протяжении жизни.

Как формируется самооценка

Ее основы закладываются еще в детстве. После младенческого возраста ребенок начинает осознавать суть сравнений, в его системе понятий появляется самооценка. Родителям стоит быть осторожнее с высказываниями в адрес сына или дочери. Фразы вроде «Алина учится лучше по всем предметам» или «а вот Дима к своим четырнадцати уже второй язык учит» не мотивируют детей. Скорее подобные выражения заставляют их ненавидеть и Алину, и Диму, а иногда и родителей, которые наносят удар по самооценке. Ребенок/подросток не должен думать, что ему нужно заслуживать любовь близких или пытаться перегнать ровесников в надуманной гонке. Ему необходимы в первую очередь поддержка и вера. Напротив, захваливание тоже не приводит к формированию адекватной оценки.

Взрослые, внушающие ребенку, что он самый талантливый, а остальные ему в подметки не годятся, оказывают медвежью услугу. Воспитанные на похвале, даже вышедшие из пубертатного периода, не способны к самокритике . Это мешает им развиваться, искоренять собственные недостатки. Некоторые из тех, кто в свое время получил «передозировку» комплиментов и лести, в зрелом возрасте становятся забитыми, нелюдимыми. Такая модель поведения – результат сочетания родительских действий и суровой реальности. Понимание того, что в собственной уникальности он не уникален, приводит человека к депрессии и другим психическим расстройствам.

Кроме этого, на самооценку влияет и ряд других факторов, среди которых окружение (одноклассники, однокурсники, коллеги по работе, родственники), материальное положение, образование . Многие комплексы родом еще из школы. Жертвы травли долго справляются со страхами, до конца жизни подвержены фобиям. Сильно бьет по самооценке сравнение собственного материального положения с доходами более успешных. Но оценка себя не статична; она меняется в течение жизни, уровень зависит в том числе от усилий ее обладателя.

Виды самооценки

Существует три основных вида. Их названия используются не только в психологии, но и в быту. Нередко можно услышать фразы вроде «у него неадекватная самооценка». Классификация помогает разобраться в том, как личности оценивают себя, насколько их мнение приближено к объективности.

Адекватная самооценка – вид, характерный, к сожалению, для меньшинства людей. Его обладатели умеют здраво относиться к своим способностям, не отрицают недостатки, стараясь от них избавляться. Кроме этого, акцент делается на сильные стороны, которые активно развиваются. Немногие способны к адекватной самокритике. Зачастую можно наблюдать две крайности – или перебор с самобичеванием, или завышенное самомнение.

Радикальные качества – это признаки второго вида самооценки, которую принято называть искаженной (неадекватной). Ее образование – практически всегда результат комплексов, явных или скрытых. Часто за завышенной самооценкой кроется неуверенность, попытки казаться лучше в глазах остальных. Заниженная отличается тем, что ее обладатель напрямую транслирует собственные комплексы – говорит о них окружающим, ведет себя соответствующе (скованность, зажатость, трудности в общении).

Существует еще один вид, присущий большинству – смешанная . Под ней подразумевается, что в отдельные моменты жизни человек по-разному относится к себе. Он способен адекватно оценивать действия/поступки, уделять время излишней самокритике, при этом иногда переоценивать собственные умения. Увы, у большинства не получается соблюдать баланс, а подобные «колебания» чреваты проблемами с психикой.

Уровни самооценки

Основных уровней, как и видов, выделяется три. Они демонстрируют степень любви к себе, умение видеть как положительные, так и отрицательные черты, близость к балансу. Уровни связаны с видами, но все же различия есть, о чем дальше пойдет речь.

Низкая

Первый, самый нелюбимый всеми. От низкой самооценки пытаются избавиться всеми доступными способами. Существуют тысячи методик, рассказывающих, как бороться с комплексами, и некоторые из них действенны. Уровень относится к искаженному восприятию; для него характерны неумение себя хвалить, занижение достоинств, высокий уровень тревожности, постоянные сравнения с другими, более успешными. Тех, у кого проблемы с самолюбием, легко обидеть – достаточно просто над ними пошутить либо намекнуть на недостаток во внешности/знаниях. Низкая самооценка создает массу неудобств. С ней действительно стоит бороться.

Нормальная

Один из показателей того, что у человека нет серьезных проблем с психическим здоровьем. Он умеет прислушиваться к внутреннему голосу, анализирует собственные промахи, способен отпускать шутки в свой адрес. При этом такая личность не допустит, чтобы ее оскорбляли, заставляли делать бесполезную утомительную работу, игнорировали права. К этому уровню стоит стремиться, ведь он признан оптимальным.

Высокая

Третий уровень присущий тем, кто акцентирует внимание на своих сильных качествах, упуская из виду недостатки. Она не менее опасна, чем низкая. Этот тип самовосприятия не относится к адекватному. Обладатели высокой самооценки легко игнорируют конструктивную критику. Им тяжело дается выход из зоны комфорта, они противятся этому всеми силами. Закостенелость убеждений, неприятие других – это большая проблема. Ее опасность заключается еще и в сложности распознания. Считается, что яро отстаивающий свою позицию – сильный, уверенный, надежный. Но есть и обратная сторона медали: непоколебимые убеждения тормозят развитие, не дают возможности узнавать, пробовать что-то новое.

По итогу - самооценка напрямую зависит от условий проживания, воспитания и окружения. Однако неблагоприятные факторы – еще не повод ставить на себе крест. При большом желании отношение к себе успешно поддается корректировке, и есть немало примеров, когда забитые, нерешительные мужчины и женщины превращались в раскрепощенных, сильных личностей. Все начинается с осознания проблем, стремления поменяться к лучшему и, естественно, усилий.

Доброго времени суток уважаемые читатели блога!
«Для того чтобы тебя ценили нужно ценить себя самого». Если не будете относиться к себе с уважением, то не стоит ожидать того же от окружающих. Люди подсознательно считывают, какого именно отношения мы ожидаем. И не разочаровывают нас.

Поэтому, если вы не цените себя, то другие будут делать то же самое. Поэтому сегодня будем разбираться с тем, что такое самооценка и что она дает человеку.

  • Самооценка: что это?
  • Нужно ли себя оценивать?
  • Какая бывает самооценка

Самооценка: что это?

Грубо говоря, самооценка — это то, как человек оценивает свои возможности и личные качества.

Для определения самооценки чаще всего используется три критерия:

  1. Что человек о себе думает?
  2. Что человек по поводу себя чувствует? (гордится или чаще чувствует себя униженным, никчемным);
  3. Как человек себя ведет? (можно держаться робко, запуганно, уверенно, нагло и т. д).

Ответив на все три вопроса можно поставить себе оценку. Полученный результат и будет отражать отношение человека к себе.

Но не стоит думать, что такая процедура происходит один раз в жизни, а потом результат сохраняется. Мы оцениваем себя каждую секунду. Особенно это видно по женщинам.

Признайтесь, кто не разглядывал себя в каждой витрине, каждый раз убеждаясь, что сегодня выглядит на все 100. И наоборот, если звезды не сошлись и женщина проспала, не успела накраситься, просто в плохом настроении (нужное подчеркнуть), то вряд ли она будет ловить свое отражение.

Так что самооценивание — это процесс, он длится всю нашу сознательную жизнь.

Однако бывает так, что «оценка» зависит не только от нашего ощущения, а и от того, что говорят нам окружающие. Особенно это влияет на детей.

Если малыша хвалить (за дело, конечно), то он будет лучше к себе относится во взрослой жизни.

А если ребенку постоянно показывают, что он недостоин хорошего отношения, то будучи взрослым, он потратит большую часть своей жизни на то, чтобы доказать другим, что он ничем не хуже. И еще вопрос, принесет ли ему этот процесс удовольствие.

Нужно ли себя оценивать?

Оценивать себя необходимо. Однако, как вы уже поняли, самооценка — это сложная штука. Если сегодня что-то получилось, то вы на коне. А завтра все может быть не так и радужно.

Необходимость самооценки:

  1. Дает понятие о том, что сейчас происходит в вашей жизни. Двигаетесь в правильном направлении или то, что вы делаете заставляет чувствовать вас несчастным;
  2. Помогает найти сильные стороны своего характера;
  3. Дает возможность обнаружить и ликвидировать негативные стороны характера;

Внимание! Во время оценки не стоит сравнивать себя с другими. Поверьте, всегда найдется тот, кто выше, умнее, сильнее и вообще по жизни молодец. Такое оценивание-сравнение рано или поздно приведет к снижению веры в себя, разочарованию в своей жизни или даже к депрессии.

Поэтому если вам так уж необходимо сравнивать себя с кем-то, то вспомните себя на пару лет моложе и проведите сравнительный анализ. Отметьте, в каких аспектах вы стали сильнее и умнее. А в каком направлении стоит еще немного поработать.

Как происходит формирование самооценки?

Мы учимся оценивать себя с детства. И поскольку у ребёнка нет критического мышления и вся полученная информация воспринимается как чистая стопроцентная правда, взрослый человек продолжает оценивать себя так же, как ему говорили в детстве.

Поэтому, если у вас есть дети, то не стоит их перехваливать или заставлять стремиться к идеалу. Похвала или наказание всегда должны быть уместными. Кстати, если наказываете детей, то обязательно объясните за что именно.


Обратите внимание! Если не помочь ребенку вовремя (а механизмы формирования самооценки прививаются с детства и до подросткового возраста включительно), то во взрослой жизни у человека появляются сложности с поиском своего места в мире и налаживанием социальных контактов.

Какая бывает самооценка

В психологической литературе встречается огромное количество классификаций.

Наиболее часто используемые виды:

  • Низкая

В этом случае человек слишком критично к себе относится. Постоянно стремится к идеалу. В детстве человек часто слышал от своих родителей, что он неумеха и ни на что не годится.

При таком воспитании развивается неуверенность в себе. Во взрослой жизни при низкой самооценке сложно принимать решения, проявлять инициативу или брать на себя ответственность.

Относясь к себе уничижительно можно не реализовать себя в жизни (как личной, так и профессиональной) и получить комплекс неполноценности;

  • Нормальная (адекватная)

Характеризуется способностью человека реалистично оценивать свой потенциал и возможности. При этом присутствует оптимальный уровень критичности к себе, что помогает развиваться и достигать новые цели.

Адекватное оценивание своих сил дополняется такими качествами как готовность к переменам, умение сохранять внутреннее равновесие, инициативность;

  • Завышенная

Такие люди отличаются высокомерием, их часто могут сравнивать с Нарциссом из хорошо известного нам мифа. Мнение такого человека часто расходится с мнением окружающих, при этом он всегда остается уверен в своей правоте.


Как определить уровень самооценки

Определить уровень самооценки довольно просто. Для этого достаточно пройти психологический тест.

Внимание! Не используйте популярные тесты, они вряд ли составлены по всем правилам, а значит никто не может поручиться за достоверность результата.

В качестве одного из профессиональных тестов предлагаю методику М. Розенберга. Для его заполнения не нужно тратить много времени, поскольку состоит он из 10 вопросов.

Обратите внимание! Все без исключения психологические тесты имеют одну особенность: полученный результат через некоторое время может быть уже не актуален.

Например, сегодня вы заполните тест М. Розенберга и окажется, что уровень самооценки (самоуважения) у вас низкий. Но послезавтра вы узнаете, что ваша работа настолько понравилась начальнику, что он выписал вам огромную премию.




Как вы думаете, если пройти тест сразу же после этого известия, останется ли самооценка на прежнем уровне? Думаю, что она однозначно повысится!

Также не стоит забывать, что у всех нас бывают плохие дни, когда нам кажется, что мы ни на что не годны. Это, конечно, неприятно, но чаще всего так наш мозг сигнализирует нам об усталости (физической или психологической). Поэтому в этом случае через несколько дней отдыха вы снова почувствуете себя нормально.

И еще одно: если у вас заниженная самооценка и никак не получается её поднять, то рекомендую обратиться к специалисту. Помните, что если долго находиться в подобном состоянии, то можно испортить себе всю жизнь. А оно вам надо?

Итак, на сегодня у меня все. Искренне надеюсь, что у вас все хорошо с уровнем самооценки. Если же нет, то помните, что все поправимо.

Главное, работать над собой. В следующих статьях мы с вами еще будем обсуждать особенности работы с самооценкой, поэтому подписывайтесь на обновления блога. И не забывайте делиться интересными материалами с друзьями в социальных сетях.

До встречи!

С вами была, практикующий психолог Мария Дубынина.)

Самооценка как компонент самосознания представляет собой то, как человек оценивает себя, свои возможности и свое место среди других людей. С готовой самооценкой человек не рождается, она формируется в процессе социализации благодаря механизмам интериоризации (включение чужих оценок собственной личности во внутренний план, использование их в качестве самооценок) и идентификации (постановка себя на место другого человека, оценивание своей личности с позиций этого человека).

Самооценка может быть высокой адекватной; средней; завышенной; заниженной; низкой. Уровень самооценки ребенка зависит от условий семейного воспитания. Условия формирования низкой самооценки у ребенка в семье: недоброжелательные отношения между отцом и сыном; требование от ребенка безусловного послушания и постоянной аккуратности, бесконфликтного отношения со сверстниками; несамостоятельность ребенка. Высокая адекватная самооценка формируется у ребенка, если отец выполняет функцию главы семьи; в семье демократический стиль общения; родители являются успешными людьми, и дети знают об их достижениях; у родителей высокие ожидания в отношении детей (Р. Бернс, 1986).

Имеются данные о том, что самооценка выше, как правило, у первого ребенка в семье. Средняя самооценка формируется при либеральном воспитании в семье. Строгие требования, предъявляемые к ребенку в семье при уважении к его личности, способствуют раннему формированию у него умений саморегуляции и высокой адекватной самооценки (Р. Бернс, 1986).

Самооценка может быть оптимальной и неоптимальной. К оптимальной относят высокую адекватную самооценку . Обладая такой самооценкой, человек уважает себя, доволен собой, стремится к самосовершенствованию. Такой человек старается не переоценивать себя, но и не относится сильно критично. Если самооценка неадекватно завышена , то у человека возникает идеализированный образ собственной личности. При переживании неуспеха он эмоционально отталкивает объективные оценки результатов и справедливые замечания, что нарушает его представление о себе ради сохранения высокой самооценки. Самооценка может быть неадекватно занижена . В этом случае человек проявляет неуверенность, не ставит перед собой трудных целей, слишком критичен по отношению к себе. Слишком высокая или низкая самооценка могут приводить к конфликтам. При завышенной самооценке они возникают из-за того, что человек пренебрежительно относится к другим людям, при заниженной - человек, требовательный к себе, проявляет еще большую требовательность к окружающим.

Самооценка связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний - этожелаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности целей, которые индивид ставит перед собой. Уровень притязаний формируется под влиянием удач и неудач на жизненном пути человека. При адекватном уровне притязаний человек ставит перед собой такие цели, который может реально достигнуть. Высокий адекватный уровень притязаний характеризуется тем, что человек ставит высокие цели, которые при усиленной работе вполне достижимы. Умеренный уровень притязаний характеризуется тем, что человек решает успешно круг задач средней сложности и не стремится улучшить свои достижения. При завышенном уровне притязаний он берется за непосильные задачи, терпит неудачи. Заниженный и низкий уровень притязаний характеризуются тем, что человек выбирает простые цели, что объясняется низкой самооценкой или «социальной хитростью». В последнем случае имея высокую самооценку, человек избегает ответственности.