Ремонт Дизайн Мебель

Уральский народный мужской костюм. Народные костюмы от мастериц Екатеринбурга (фото). Среднее Поволжье, Урал, Сибирь

Два человека погибли и еще трое пострадали в результате дорожно-транспортного происшествия на 15 км автодороги поселок Пышма - Талица.

Как рассказал глава пресс-службы ГУ МВД по Свердловской области Валерий Горелых, водитель 1999 года рождения, находившийся за рулем Opel Astra, в ночное время суток не справился с управлением и наехал на металлический мост. В результате этого автомобиль опрокинулся и загорелся.

В результате происшествия две пассажирки 1996 и 2001 годов рождения погибли до приезда скорой помощи. Еще трое - молодые люди 1993 и 1995 годов рождения и девушка 2001 года рождения были доставлены в Пышминскую районную больницу с травмами различной степени тяжести.

Водитель в аварии не пострадал. В отношении него было организовано мед освидетельствование, взят забор крови на химико-токсикологическое исследование.

Фото: пресс-служба ГУ МВД России по Свердловской области

При отсутствии возможности трудоустройства россияне предпенсионного возраста могут выйти на пенсию досрочно.

Как сообщает «Российская газета, для того чтобы выйти на пенсию за два года до положенного возраста с учетом переходного периода, необходимо получить соответствующее подтверждение в центре занятости.

По данным на 1 июля 2019 года, выплаты получали 23,5 тыс. россиян, которые не смогли найти работу.

В ПФР отметили, что на следующий год на эти цели заложено 4,4 млрд. рублей. В 2021 году планируется потратить 5,6 млрд., а в 2022-м - 6,4 млрд.

По данным Минтруда РФ, число безработных среди пенсионеров в январе-июне нынешнего года составляло 92 тыс. человек, на конец июня - 122,6 тыс. человек.

Пассажирский самолет Boeing 787-9 австралийской авиакомпании Qantas установил рекорд самого долгого в истории беспосадочного перелета. Впервые был совершен прямой перелет по маршруту Нью-Йорк - Сидней.

Как сообщает ТАСС, общее время экспериментального тренировочного полета составило 19 часов 14 минут, в нем приняли участие 49 пассажиров и члены экипажа. Воздушное судно преодолело 16 тыс. 309 километров и приземлилось с опозданием в 37 минут.

Во время полета был проведен ряд экспериментов для оценки самочувствия людей, находящихся на борту - у пилотов была измерена мозговая активность и скорость реакции, а пассажиры должны были выполнить ряд физических упражнений.

Отмечается, что в дальнейшем это поможет составить список кандидатов в члены экипажа и разработать нормативы обслуживания клиентов на сверхдальних рейсах.

Планируется, что к декабрю авиакомпания сможет точно рассчитать экономическую целесообразность маршрутов и принять окончательное решение о запуске сверхдальних рейсов в австралийские города.

Добавим, что ранее самым долгим беспосадочным авиарейсом считался перелет из Ньюарка в Сингапур, продолжительность которого составила 18 часов 50 минут, а преодоленное расстояние - 15 тыс. 345 километров.

Фото: Иван Костин, ИА «Повестка Дня»

Правительство РФ подготовило законопроект об идентификации банковских клиентов по номеру телефона.

Как «Известия» со ссылкой на главу комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова , кабмин хочет обязать банки проверять номера телефонов клиентов для верификации паспортных данных. Для этого будет создана единая информационная система проверки сведений об абоненте (ЕИС), которая станет связующим звеном между кредитными организациям и операторами связи.

Изначально расходы хотели возложить на операторов связи, но в итоге планируется, что создание ЕИС профинансируют кредитные организации.

«Некоторые предложения требуют дискуссии. Банки, неактивно работающие с гражданами, не видят смысла для участия в такой проверке. Не все кредитные организации готовы тратиться на эту систему», - цитирует издание слова Аксакова.

Ожидается, что инициатива избавит россиян от звонков коллекторов и поможет предотвратить кражу денег, когда злоумышленник звонит в банк под видом клиента и называет его паспортные данные. В таком случае, даже если мошенник подменит номер, в ЕИС отобразится его настоящий телефон.

Отмечается, что законопроект будет рассмотрен во втором чтении в ноябре.

На территории Курагинского района Красноярского края, где прорвало дамбу и погибли 15 человек, был введен режим ЧС.

В результате в рабочем поселке затопило два рабочих общежития временного типа. Погибли 15 человек, еще 13 пропали без вести.

На ликвидацию ЧС и поиск пропавших привлечено порядка 300 человек, 6 вертолетов МИ-8 МЧС РФ и несколько маломерных судов ГИМС

Фото: пресс-служба губернатора Красноярского края

В первом полугодии текущего года поток туристов в Свердловскую область увеличился на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Как сообщили в департаменте информполитики со ссылкой на министра инвестиций и развития региона Викторию Казакову , за отчетный период поездки на Средней Урал совершили 785,7 тыс. туристов (в том числе зарубежных).

В Национальном туристическом рейтинге регион сейчас занимает место в топ-10 среди субъектов РФ. По словам Казаковой, для развития туриндустрии в регионе формируются туристско-рекреационные кластеры, предоставляются субсидии из областного бюджета администрациям муниципалитетов на благоустройство и ремонт туристских объектов.

Кроме того, осуществляется финансовая поддержка событийных мероприятий и социально ориентированных проектов в сфере туризма.

В Нижнем Тагиле в рамках празднования 75-летия музея изобразительных искусств состоялось открытие парка скульптур советского периода. В торжественном открытии приняли участие министр инвестиций и развития Свердловской области Виктория Казакова , глава города Владислав Пинаев и директор музея ИЗО Марина Агеева .

Новая точка притяжения была создана в рамках госпрограммы «Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2024 года». На первом этапе прошло благоустройство и озеленении территории в районе музея, а на втором - обустройство парка, подготовка постаментов для скульптур, установка освещения и ограждений. Общая стоимость контракта составила 4,37 млн. рублей.

Парк скульптур советского периода станет частью городской исторической зоны - арт-квартала и войдет в историко-туристический кластер «Старый город». Объекты для него были собраны по всему Среднему Уралу - это скульптуры учительницы и ученика, горняка, пионера и пионерки, а также бюсты советских вождей.

По словам Виктории Казаковой, парк станет точкой притяжения не только для тагильчан, но и для гостей города.

Фото: пресс-служба администрации Нижнего Тагила

Культурологи и общественные деятели, входящие в «Экспертный клуб Екатеринбурга», рассказали о том, какие темы, персоналии и объекты уральского культурного наследия заслуживают собственных музеев. Как подчеркивают специалисты, музеи могут не только хранить экспонаты и экспозиции, но и быть точкой притяжения туристов и горожан, а следовательно, нуждаются в активном развитии.

Одним из уникальных объектов исторического и культурного наследия Урала является Шигирский идол, артефакт, насчитывающий 11 тысяч лет и известный как самая древняя деревянная скульптура мира. Эксперт Фонда развития гражданского общества, культуролог и публицист Сергей Новопашин уверен, что этот экспонат заслуживает своего музея, где также будут представлены другие артефакты этой эпохи.

«Если учитывать уникальность Шигирского идола, ему нужен отдельный музей. Есть же практика таких музеев, которые создаются ради одного экспоната. Здесь ключевым элементом музея может стать именно Шигирский идол и его окружение в виде экспозиции сопутствующих артефактов уровня поменьше. То, что они есть, это безусловно. Нужно необходимым образом прописать это в концепции и позиционировать», - считает эксперт.

С ним согласен культуролог, кандидат философских наук Георгий Цеплаков , который подчеркнул, что первобытный пласт уральской культуры мало известен широким массам, несмотря на наличие многочисленных памятников из этого периода: дольмены, наскальные рисунки и, разумеется, Шигирский идол.

«Это поле, о котором говорят специалисты, но широкие массы знают гораздо меньше. Этот пласт был бы очень интересен, тем более, что тут нам есть чем похвастать. У нас есть уникальные памятники, которых нет больше нигде, это не «Европа - Азия», которая есть в десятках городов только на территории Российской Федерации», - считает Георгий Цеплаков.

Этой же позиции придерживается руководитель «Экспертного клуба Екатеринбурга» , доктор философских наук Анатолий Гагарин , отметивший необходимость «ввести в культурный оборот историческое наследие Древнего Урала», что позволит закрепить Екатеринбург как центр интеллектуальной и духовно-культурной деятельности.

Культурное наследие Екатеринбурга, тем не менее, не ограничивается древними памятниками. Поэт и литературный критик Константин Комаров , в частности, выступил с идеей создания музеев Бориса Рыжего и Ильи Кормильцева .

«Нам нужны музеи Бориса Рыжего и Ильи Кормильцева, потому что это ключевые фигуры для города и они во многом репрезентируют наш город в общероссийской культуре. Я думаю, что это должен быть не просто музей, где будут какие-то вещи (хотя это тоже должно быть), но должна быть живая, действующая площадка, где будут собираться поэты, музыканты, проходить какие-то вечера», - предложил поэт.

Своих музеев заслуживают и другие современные уральские писатели, заметил он: «мэтр» уральской поэтической школы Майя Никулина , поэты Алексей Решетов , Юрий Казарин , Евгений Касимов и Аркадий Застырец .

Увековечить современников-екатеринбуржцев посредством создания музеев предложил и Анатолий Гагарин. Как считает политолог, писатель Владислав Крапивин , недавно отметивший свое 80-летие, заслуживает своего музея, который мог бы способствовать дальнейшей популяризации его творчества.

На протяжении последних десятилетий время от времени возникают дискуссии о том, может ли и, если может, то каким образом, Екатеринбург использовать тему границы Европы и Азии для своего продвижения. Сергей Новопашин отметил, что позиционировать «евразийство» Екатеринбурга нужно с опорой на теорию Хэлфорда Маккиндера о Хартленде.

«Позиционировать регион, используя бренд «Европа - Азия», нужно очень грамотно и умело. То есть указывать на соединяющую функцию и на концепцию Маккиндера. Свердловская область, по Маккиндеру, находится в центре Хартленда, географического центра истории. Соответственно, нам нужно держать эту ось и позиционировать себя именно таким образом - не просто «граница Европы и Азии», которая длится на 3 000 км. Нужно учитывать не только геополитический, но и геокультурный аспект», - указывает эксперт.

Своими мнениями о возможных музейных площадках поделились руководители действующих культурных учреждений: директор Музея истории Екатеринбурга Сергей Каменский и директор Свердловского академического театра драмы Алексей Бадаев . Последний озвучил идею создания отдельного здания для театра современной хореографии «Провинциальные танцы» , а также предложил создать полноценный музей современного искусства на основе Государственного центра современного искусства.

«Музеи современного искусства существуют во многих городах, у них есть своя публика. Бывая в разных городах и странах, я отмечаю, что это востребованные площадки, и они могут быть центрами притяжения. Еще лет восемь назад появлялись мысли, чтобы на месте сегодняшнего ГЦСИ с использованием федеральных вложений сделать действительно полноценный музей. Даже были планы строительства сверхнового моста через Исеть», - напомнил Алексей Бадаев.

Сергей Каменский, в свою очередь, особенно отметил необходимость вовлекать людей в культурную жизнь и изучение истории Екатеринбурга. Истории и воспоминания самих жителей могут « оживить» историческое наследие столицы Урала.

«Главный капитал Екатеринбурга – это люди и их истории, связанные с конкретным местом, школой, улицей, районом, предприятием. Это сеть уникальных музеев, которые создаются самими жителями. Это важно в контексте внутренней репутации города, для лучшего понимания, где мы живем. У нас дома есть путеводители по Парижу, а по Екатеринбургу нет. И мы имеем негативные последствия – люди уезжают. Нужно работать в этом направлении, у всех есть друзья по всему миру – это мощное сарафанное радио. И в это процесс можно также вовлекать людей, уехавших из Екатеринбурга», - уверен руководитель Музея истории Екатеринбурга.

Вторая идея, озвученная экспертом, связана с репрезентацией Екатеринбурга в глобальном контексте.

«Мы, например, к Универсиаде предлагаем создать парк «E-World», в котором мы могли бы через истории реальных людей показать, что за 300 лет Екатеринбург дал миру, и что мир дал городу, - рассказал он. - Нужно создавать объекты, которые будут проявлять Екатеринбург в глобальном, мировом контексте».

В минувшее воскресенье, 13 октября, горожане решили судьбу кафедрального собора святой Екатерины, развязав тем самым гордиев узел, почти 10 лет не дававший покоя как сторонникам, так и «противникам» храма. За площадку на месте бывшего Приборостроительного завода (Горького, 17) отдано 57,66% голосов, территорию за Макаровским мостом выбрали 39,49% горожан, 2,85% бюллетеней признаны испорченными. Ведущие социологи и политологи Екатеринбурга уверены, что на сегодняшний день конфликт совершенно исчерпал себя и как благодатный информационный повод, и как инструмент политического продвижения.

« Опрос по месту строительства храма поставил точку в дискуссиях на тему строительства собора святой Екатерины, - заявил депутат городской думы Екатеринбурга Александр Колесников . - И это особенно отрадно, если вспомнить, что он возник не вчера. Вот уже несколько лет периодически предлагались места для его размещения, потом от этих идей отказывались» .

По удачному выражению Александра Гавриленко , православного активиста, принявшего непосредственное участие в организации опроса, проигравших в нем не было (и не могло быть, поскольку хлопоты и затраты, связанные с покупкой участка у « Брусники» в случае его победы, с трудом можно было бы назвать проигрышем). Показательный акт демократии свершился, его результаты признали как « прохрамовые» , так и оппозиционные наблюдатели.

Вернемся к формулировке « показательный акт демократии» , которую мы нашли нужным употребить выше. Она вовсе не дискредитирует опрос, его результаты или организаторов. Напротив, она подчеркивает необходимость этой процедуры, максимально публичной и открытой. Даже ограниченность альтернатив (всего две) в этом опросе была кстати: она гарантировала, что то или иное решение горожан будет иметь под собой достаточно большой процент голосов и, следовательно, исключит возможность спекуляций на этой почве.

Показателен же опрос потому, что он продемонстрировал умение хоть и не совершенного, но достаточно зрелого и дипломатичного гражданского общества Екатеринбурга решать казусные конфликтные ситуации. Хотя именно президент РФ Владимир Путин подтолкнул власти уральской столицы провести опрос, его формат и организация стали результатом общих усилий православной общественности, администрации Екатеринбурга и активистов, выступавших против строительства собора. Это говорит о нашем умении вести конструктивный диалог и идти на компромиссы.

« Пройдя «через тернии» взаимных обвинений, общество понимает, что оно, хоть и состоит из людей разных убеждений, но при этом объединяется таким емким словом как горожане. Дальше будет проще, и мы научимся понимать друг друга – свою позицию, позицию другого, позицию власти, может быть, и без всяких опросов» , - считает политолог, директор Центра евразийских исследований Андрей Русаков .

С последним пунктом на заседании « Экспертного клуба Екатеринбурга» , где политологи и социологи обсудили итоги опроса, не совсем согласился Анатолий Гагарин , директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов. По его мнению, опросы должны стать неотъемлемой частью жизни города и необходимым условием при принятии решений, касающихся большинства его жителей.

« Мы не всегда можем ощутить внутренние процессы, происходящие в обществе, которые могут взорваться. Нам необходима последовательность опросов самого разного калибра, которые помогут превентивно понимать общественное мнение, как оно настроено. К сожалению, мы сейчас утратили практику социологических опросов, которые позволяют понять, а что вообще хочет народ» , - констатировал политолог.

Его поддержал Александр Белоусов , старший научный сотрудник Института философии и права УрО РАН. Как заметил политолог, город нуждается в проекте открытой социологии, предельно прозрачной и позволяющей любому горожанину, в случае интереса, проверить анкеты. Его коллега, эксперт Фонда развития гражданского общества Сергей Новопашин добавил, что подобные опросы - часть повседневной жизни в странах Западной Европы, в то время как в России этот механизм находится на стадии внедрения.

«Для нас это новый опыт. И это замечательно. В этой связи я бы поблагодарил тех наших граждан, которые выросли в рамках «Белой ленты», а потом и протестов в сквере, тех, которые были против. Они подтолкнули именно к такому решению этого затянувшегося конфликта», - заявил политолог.

Время покажет, какой формат опроса наиболее подходит для выявления общественного мнения: вариант « выборов» , проходящих под строгим общественным контролем и с использованием избирательных участков, или формат онлайн-опросов, наподобие исследований ВЦИОМ. Однако ключевой момент остается неизменным: процедура общественных слушаний по особо острым вопросам нуждается в доработке или переработке. За это говорит не только необходимость учета всех мнений, но и вопрос доверия горожан результатам слушаний.

Фото: скриншот видео. Текст: Максим Начинов.

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Цели и задачи Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека. Расширить знания о жизни людей, живущих на Южном Урале, их обычаях, традициях, фольклоре. Познакомить с национальной одеждой народов Южного Урала;

Cлайд 4

На территории Челябинской области в настоящее время проживают представители более чем 132 национальностей. Большинство населения является русским - 82.31%, остальные-17.69% образуют следующие этнические группы: татары- 5.69%, башкиры - 4.62%, украинцы - 2.14%, казахи-1.01%, немцы - 0.79%, белорусы - 0.56%, мордва - 0.50% , 2.88% - представители других национальностей.

Cлайд 5

Башкирский национальный костюм Одежду башкиры шили из домашнего сукна, войлока, овчины, кожи, меха; употреблялся также крапивный и конопляный холст, обувь шили из кожи. Традиционной верхней длиннополой одеждой башкир был елян - костюм с рукавами на подкладке. Бытовал мужской (прямоспинный) и женский (приталенный, расклешённый). Мужской елян шили из тёмных хлопчатобумажных тканей, иногда из бархата, шёлка, белого атласа; отделывали нашивками из красного сукна (по подолу, полам, рукавам), украшали аппликацией, вышивкой, позументом. Женский елян шили из цветного бархата, чёрного сатина, шёлка. Подол, полы, рукава отделывали нашивками из разноцветного сукна (красного, зелёного, синего), чередуя их с позументом. Еляны украшали аппликацией, вышивкой, кораллами, монетами, по плечам - треугольными нашивками (яурынса). В качестве верхней одежды у башкир был распространен казакин- приталенный костюм на подкладке с рукавами и глухой застёжкой, на пуговицах.

Cлайд 6

Cлайд 7

Татарский национальный костюм. Основу женского костюма составляют кулмэк (рубаха-платье) и шаровары. Мужчины носили чекмень суконная верхняя одежда халатообразного покроя, реже в виде кафтана или полукафтана. Также была и чоба - легкая, без подкладки, верхняя одежда. Шили ее, как правило, из льняных или конопляных тканей домашнего производства, длиной чуть ниже колен. Чекмень - приталенная длиннополая, крестьянская демисезонная одежда. У девушек украшением костюма являлась жилетка или фартук.

Cлайд 8

Cлайд 9

Cлайд 10

Cлайд 11

Украинский национальный костюм Основой для женского костюма, как и в России, была рубаха (укр. кошуля, сорочка). Она была длиннее, чем мужская и шилась из двух частей. Нижняя часть, охватывающая тело ниже пояса, шилась из более грубого материала и называлась становиной Женские рубахи были с воротником или без воротников. У такой рубахи ворот обычно собран в мелкие сборки и обшит сверху. Рубаха без воротника называлась русской, рубаха с воротником – польской. На Украине широко распространен обычай украшать вышивкой подол рубахи, так как подол рубахи был всегда виден из-под верхней одежды. Штаны (укр. шаровари, портки) на Украине шились примерно так же, как и в России, точнее принцип, с помощью которого штаны закреплялись на теле, был один и тот же. Верхний край штанов загибался внутрь, в образующийся рубец продевали шнурок или ремень. Шнурок завязывали узлом. Украинцы чаще всего использовали ремень. Застегнув ремень на пряжку, его еще раз оборачивали вокруг талии.

Cлайд 12

Украинский женский костюм Самым известным украинским головным убором является девичий венок. Венки делали из живых или искусственных цветов, к венку привязывали разноцветные ленты. По известному старинному обычаю девушки до 15 лет или даже вплоть до замужества носили только подпоясанную рубашку. Украинские девушки не были исключением. Замужние женщины носили плахту -юбку, Плахта, прикрывает нижнюю часть тела женщины преимущественно сзади. Она закрепляется на поясе специально предназначенным для этого поясом. Шилась она из домотканой шерстяной материи. Рисунок- крупная клетка.

Cлайд 13

Cлайд 14

Русский национальный костюм Женский костюм состоял из рубахи, сарафана и кокошника. Сарафан после рубахи являлся главной составной частью женского костюма. “Сарафан” - термин восточного происхождения, он первоначально обозначал “одетый с головы до ног. Головной убор – кокошник из шелка, ситцевой подкладки, ваты, позументы, бусы, исключительно жемчуг, шитье бирюза, цветного стекла в гнездах.

Cлайд 15

Женский русский костюм. Девичий костюм состоял из юбки с кофтой. Кофты носили приталенные, юбки из ситца или шерсти, реже из шелка или атласа. Чепец из атласа или шелка с кружевами, ярких цветов.

Cлайд 16

Мужской русский костюм. Основной мужской одеждой была сорочка или нижняя рубаха. В народном костюме рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати - нижней. Дома бояре носили горничную рубаху - она всегда была шелковой. Цвета рубах разные: чаще белые, синие и красные. Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом. На спину и грудь рубахи пришивали подкладку, которая называлась подоплёка.

Cлайд 17

Верхняя мужская одежда Поверх рубашки мужчины надевали зипун Зипун - верхняя одежда у крестьян. Представляет собой кафтан без воротника, изготовленный из грубого самодельного сукна ярких цветов со швами, отделанными контрастными шнурами. Поверх зипуна богатые люди надевали кафтан. Поверх кафтана бояре и дворяне надевали ферязь- старинная русская одежда (мужская и женская) с длинными рукавами, без перехвата.

Cлайд 18

Верхняя мужская одежда Летом поверх кафтана надевали однорядку. Однорядка - русская верхняя широкая, долгополая до щиколотки, женская и мужская одежда, без воротника, с длинными рукавами, под которыми делались прорехи для рук. Крестьянской верхней одеждой бывал армяк. АРМЯК это верхняя долгополая крестьянская одежда в виде халата из сукна или грубой шерстяной материи.

Cлайд 19

Cлайд 20

Казахский женский костюм Женщины носили нераспашную рубаху «койлек», более длинную, чем у мужчин. Молодые женщины и девушки предпочитали красные или пестрые ткани Поверх платья женщины носили камзолы без рукавов и с открытым воротом. Женские халаты «шапан» - самая обычная одежда, которую носили многие представители небогатых семей, и иной верхней одежды они не имели. «Саукеле» - свадебный головной убор в форме усеченного конуса. Он был очень высоким - до 70 см Незамужние девушки носили «такия» - маленькую шапочку из ткани

Cлайд 21

Казахский мужской костюм Мужчины носили нательные рубахи двух типов, нижние и верхние штаны, легкую верхнюю одежду и более широкую верхнюю одежду типа халатов из различных материалов. Обязательной частью костюма были кожаные пояса и матерчатые кушаки. Одним из главных предметов одежды казаха был шапан - просторный длинный халат Калпак - летняя шляпа из тонкого белого войлока с узкой высокой тульей, закругленной или остроконечной макушкой, которую сшивали из двух одинаковых половин, нижние части отгибались, образуя широкие поля

Cлайд 22

Cлайд 23

Немецкий национальный костюм Мужской национальный костюм состоит из кожаных штанов -ледерхозен, в-три-четверти длины, рубашки, жилета, сюртука шляпы с перьями или волосяными щётками, гетров и ботинок на толстой подошве. У мужчин длина сюртука может обозначать семейное положение. По традиции, женатые мужчины носят длинные сюртуки, обычно чёрного цвета. У холостяков принят короткий сюртук. Женский костюм включает в себя пышную юбку, блузку, жилетку наподобие корсета со шнуровкой или на пуговицах и фартука. Длина женской юбки в настоящее время произвольна, однако раньше по традиции она заканчивалась на высоте масса (литровой пивной кружки) от земли (27 см.)

Cлайд 24

Cлайд 25

Мужской белорусский костюм Мужской костюм обычно состоял из рубахи, вышитой по вороту и низу, брюк, жилета, ноговиц (поясная одежда). Ноговицами (портками) в Беларуси назывались штаны. Их шили из однотонного или пестрядевого льняного полотна, из посконной или полусуконной ткани, зимние - из тёмного сукна (суконники). Ноговицы были воротниковые на поясе, который застегивался на колодочку или пуговицу, и безворотниковые на веревочке. Штанины внизу спадали свободно или обертывались онучами и оборами лаптей. Рубаху носили поверх ноговиц и подпоясывали

Cлайд 26

Женский белорусский костюм Основу женского народного костюма составляли длинная белая льняная рубашка, украшенная вышивкой. Суконная юбка - андарап, которая заменила старинную поневу, фартук, иногда безрукавка и пояс. Оплечье, ворот, рукава, иногда воротничок и подол рубахи вышивали геометрическими узорами из звездочек, ромбов, квадратов, треугольников. Ансамбль завершал головной убор - венок, «скиндачок» (рушничок), капор или платок. Шею украшали бусы и ленты.
  • С ЭЛЕМЕНТАМИ НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА
  • НАРОДОВ ЮЖНОГО УРАЛА
  • ПРЕЗЕНТАЦИЯ
  • к мероприятию
  • "КРАЙ - В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ"
  • МБСЛШ им.Ю.А.Гагарина
На территории Челябинской области в настоящее время проживают представители более чем 132 национальностей. Большинство населения является русским - 82.31%, остальные-17.69% образуют следующие этнические группы: татары- 5.69%, башкиры - 4.62%, украинцы - 2.14%, казахи-1.01%, немцы - 0.79%, белорусы - 0.56%, мордва - 0.50% , 2.88% - представители других национальностей. Башкирский национальный костюм
  • Одежду башкиры шили из домашнего сукна, войлока, овчины, кожи, меха; употреблялся также крапивный и конопляный холст, обувь шили из кожи.
  • Традиционной верхней длиннополой одеждой башкир был елян - костюм с рукавами на подкладе. Бытовал мужской (прямоспинный) и женский (приталенный, расклешённый). Мужской елян шили из тёмных хлопчато-бумажных тканей, иногда из бархата, шёлка, белого атласа; отделывали нашивками из красного сукна (по подолу, полам, рукавам), украшали аппликацией, вышивкой, позументом. Женский елян шили из цветного бархата, чёрного сатина, шёлка. Подол, полы, рукава отделывали нашивками из разноцветного сукна (красного, зелёного, синего), чередуя их с позументом. Еляны украшали аппликацией, вышивкой, кораллами, монетами, по плечам - треугольными нашивками (яурынса).
  • В качестве верхней одежды у башкир был распространен казакин - приталенный костюм на подкладке с рукавами и глухой застёжкой, на пуговицах.
Башкирский национальный орнамент Татарский национальный костюм.
  • Основу женского костюма составляют кулмэк (рубаха-платье) и шаровары.
  • Мужчины носили чекмень суконная верхняя одежда халатообразного покроя, реже в виде кафтана или полукафтана.
  • Также была и чоба - легкая, без подкладки, верхняя одежда. Шили ее, как правило, из льняных или конопляных тканей домашнего производства, длиной чуть ниже колен. Чекмень - приталенная длиннополая, крестьянская демисезонная одежда. У девушек украшением костюма являлась жилетка или фартук.
Татарские головные уборы(тюбетейка, фески, калфак) Татарская национальная обувь – ичиг(читек) Татарский национальный орнамент Украинский национальный костюм
  • Основой для женского костюма, как и в России, была рубаха (укр. кошуля, сорочка ). Она была длиннее, чем мужская и шилась из двух частей. Нижняя часть, охватывающая тело ниже пояса, шилась из более грубого материала и называлась становиной (укр. пiдтичка ).
  • Женские рубахи были с воротником или без воротников. У такой рубахи ворот обычно собран в мелкие сборки и обшит сверху. Рубаха без воротника называлась русской, рубаха с воротником – польской.
  • На Украине широко распространен обычай украшать вышивкой подол рубахи, так как подол рубахи был всегда виден из-под верхней одежды.
  • Штаны (укр. шаровари, портки ) на Украине шились примерно так же, как и в России, точнее принцип, с помощью которого штаны закреплялись на теле, был один и тот же. Верхний край штанов загибался внутрь, в образующийся рубец продевали шнурок или ремень. Шнурок завязывали узлом. Украинцы чаще всего использовали ремень. Застегнув ремень на пряжку, его еще раз оборачивали вокруг талии.
Женский костюм
  • Самым известным украинским головным убором является девичий венок . Венки делали из живых или искусственных цветов, к венку привязывали разноцветные ленты.
  • По известному старинному обычаю девушки до 15 лет или даже вплоть до замужества носили только подпоясанную рубашку. Украинские девушки не были исключением. Замужние женщины носили запаску, дергу и плахту , одежду соответствующую юбке, очень похожую на русскую панёву. Плахта, так же как и панёва, прикрывает нижнюю часть тела женщины преимущественно сзади. Она закрепляется на поясе специально предназначенным для этого поясом. Шилась она из домотканой шерстяной материи. Рисунок, как и у панёвы - крупная клетка.
Украинский национальный орнамент Русский национальный костюм
  • Женский костюм состоял из рубахи, сарафана и кокошника. Сарафан после рубахи являлся главной составной частью женского костюма. “Сарафан” - термин восточного происхождения, он первоначально обозначал “одетый с головы до ног. Головной убор – кокошник из шелка, ситцевой подкладки, ваты, позументы, бусы, исключительно жемчуг, шитье бирюза, цветного стекла в гнездах.
Женский русский костюм
  • . Девичий костюм состоял из юбки с кофтой. Кофты носили приталенные, юбки из ситца или шерсти, реже из шелка или атласа. Чепец из атласа или шелка с кружевами, ярких цветов.
Мужской русский костюм.
  • Основной мужской одеждой была сорочка или нижняя рубаха. В народном костюме рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати - нижней. Дома бояре носили горничную рубаху - она всегда была шелковой.
  • Цвета рубах разные: чаще белые, синие и красные. Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом. На спину и грудь рубахи пришивали подкладку, которая называлась подоплёка .
  • Поверх рубашки мужчины надевали зипун
  • Зипун - верхняя одежда у крестьян. Представляет собой кафтан без воротника, изготовленный из грубого самодельного сукна ярких цветов со швами, отделанными контрастными шнурами.
  • Поверх зипуна богатые люди надевали кафтан. Поверх кафтана бояре и дворяне надевали ферязь- старинная русская одежда (мужская и женская) с длинными рукавами, без перехвата.
  • Летом поверх кафтана надевали однорядку. Однорядка - русская верхняя широкая, долгополая до щиколотки, женская и мужская одежда, без воротника, с длинными рукавами, под которыми делались прорехи для рук.
  • Крестьянской верхней одеждой бывал армяк. АРМЯК это верхняя долгополая крестьянская одежда в виде халата или кафтана из сукна или грубой шерстяной материи
Русский национальный орнамент Казахский женский костюм
  • Женщины носили нераспашную рубаху «койлек», более длинную, чем у мужчин. Молодые женщины и девушки предпочитали красные или пестрые ткани
  • Поверх платья женщины носили камзолы без рукавов и с открытым воротом.
  • Женские халаты «шапан » - самая обычная одежда, которую носили многие представители небогатых семей, и иной верхней одежды они не имели.
  • «Саукеле » - свадебный головной убор в форме усеченного конуса. Он был очень высоким - до 70 см Незамужние девушки носили «такия » - маленькую шапочку из ткани
Казахский мужской костюм
  • Мужчины носили нательные рубахи двух типов, нижние и верхние штаны, легкую верхнюю одежду и более широкую верхнюю одежду типа халатов из различных материалов. Обязательной частью костюма были кожаные пояса и матерчатые кушаки.
  • Одним из главных предметов одежды казаха был шапан - просторный длинный халат
  • Калпак - летняя шляпа из тонкого белого войлока с узкой высокой тульей, закругленной или остроконечной макушкой, которую сшивали из двух одинаковых половин, нижние части отгибались, образуя широкие поля
Казахский национальный орнамент Немецкий национальный костюм
  • Мужской национальный костюм состоит из кожаных штанов - ледерхозен, в-три-четверти длины, рубашки, жилета, сюртука (нем. Loden ), шляпы с перьями или волосяными щётками, гетров и ботинок на толстой подошве.
  • У мужчин длина сюртука может обозначать семейное положение. По традиции, женатые мужчины носят длинные сюртуки, обычно чёрного цвета. У холостяков принят короткий сюртук.
  • Женский костюм включает в себя пышную юбку, блузку, жилетку наподобие корсета со шнуровкой или на пуговицах и фартука. Длина женской юбки в настоящее время произвольна, однако раньше по традиции она заканчивалась на высоте масса (литровой пивной кружки) от земли (27 см.)
Немецкий орнамент Мужской белорусский костюм
  • Мужской костюм обычно состоял из рубахи, вышитой по вороту и низу, брюк, жилета, ноговиц (поясная одежда).
  • Ноговицами (портками) в Беларуси назывались штаны. Их шили из однотонного или пестрядевого льняного полотна, из посконной или полусуконной ткани, зимние - из тёмного сукна (суконники). Ноговицы были воротниковые на поясе, который застегивался на колодочку или пуговицу, и безворотниковые на веревочке. Штанины внизу спадали свободно или обертывались онучами и оборами лаптей. Рубаху носили поверх ноговиц и подпоясывали
Женский белорусский костюм
  • Основу женского народного костюма составляли длинная белая льняная рубашка, украшенная вышивкой.
  • Суконная юбка - андарап, которая заменила старинную поневу, фартук, иногда безрукавка и пояс. Оплечье, ворот, рукава, иногда воротничок и подол рубахи вышивали геометрическими узорами из звездочек, ромбов, квадратов, треугольников. Ансамбль завершал головной убор - венок, «скиндачок» (рушничок), капор или платок.
  • Шею украшали бусы и ленты.
Белорусский орнамент
  • История Урала уходит корнями в седую древность. Еще историки античности писали об Уральских горах, по которым пролегала граница двух миров: цивилизованного европейского и далекого, таинственного азиатского. Здесь, на границе двух континентов, скрестились судьбы разных мировых цивилизаций, которые оставили неизгладимый след в истории и культуре нашего края.
  • Если дружбой дорожить,
  • можно спорить и дружить,
  • и не выйдет ссора
  • из любого спора.

Издание посвящено исследованию русского традиционного костюма уральских жителей. Рассматриваются материалы изготовления одежды, предметы костюма, верхняя одежда, головные уборы и обувь. Книга адресована этнографам, фольклористам и всем интересующимся русской народной культурой.

Этнограф Д.К. Зеленин в 1904 г. писал в путеводителе по Прикамскому краю о пользе путешествия. «Жизнь разнообразна до бесконечности; и человек, уставший, изнемогший в жизненной борьбе за существование, или просто от одного созерцания этой борьбы в каком-нибудь центре, - с громадным облегчением и с тихою радостию будет созерцать спокойное, патриархальное "прозябание" захолустного городка или деревни. В нем вдруг откуда то возьмутся свежие силы, новая энергия...» (Зеленин, 1904, с.2). Эти слова, сказанные сто лет тому назад, кажутся сегодня особенно своевременными. Сегодня, в век информации и скорости, человеку необходимо прикоснуться к чему-то неспешному, устойчивому, что многие годы оставалось постоянным.

Традиционный костюм является наиболее устойчивым компонентом материальной культуры народа. Он складывался на протяжении длительного периода истории народа и передавался последующим поколениям в качестве культурного наследства. Динамика развития костюма отражает воздействие на традиционную культуру социальных, экономических, этнических факторов. Изменяясь под действием исторических условий, традиционный костюм продолжает сохранять архаичные черты до сегодняшнего времени. Изучение костюма обогащает нас знаниями о материальной и духовной культуре русского народа.

Интерес к этнографическим исследованиям возник достаточно рано. Первые этнографические сведения о русском населении Урала мы встречаем у путешественников, членов академических экспедиций по Уралу. Эти экспедиции предпринимались в XVIII в. с целью описания и изучения естественных ресурсов России, необходимых для её хозяйственного развития, поэтому сведения о быте населения в этих работах фрагментарны. Так, П.С. Паллас в дневниках делает интересные замечания об особом способе окрашивания кож, применяемом на кожевенном заводе в Быньгах, а также об использовании на Черноисточинском заводе лесного бальзамина для окрашивания шерсти (Паллас, 1786, с. 243,246).

Вообще, в наблюдениях исследователей XVIII в, быт и культура «инородческого» и аборигенного населения рассматриваемых территорий представлены гораздо в большей степени по сравнению с русской культурой.

В XIX в. изучение этнографии русского населения Среднего Урала приобретает целенаправленный характер. В 1804 г. выходит в свет труд члена Вольного Экономического общества Н.С. Попова «Хозяйственное описание Пермской губернии по гражданскому и естественному ее состоянию», в котором приводятся интересные сведения о костюме разных групп населения - о «русском платье», которое носят купцы и мещане, «жители частных заводов» и сельские крестьяне. Автор описывает процессы изготовления и окрашивания тканей, указывает на приемы украшения предметов одежды, а также обращает внимание на разницу состояния одежды крестьян южных и северных уездов Пермской губернии, отмечает распространение моды на костюм раскольников по частным заводам. Работа Н.С. Попова внесла значительный вклад в дело исследования костюма русского населения Пермского края и как источник не потеряла значения сегодня.

Большая работа по сбору сведений о русской этнографии проделана отделением этнографии Русского географического общества (РГО). В 1848 г. им была разработана и разослана на места программа изучения народного быта. Корреспонденты - учителя, врачи, волостные писари, служащие статистических комитетов, священники - сообщали сведения о быте и костюме своих современников. Сообщения корреспондентов содержат информацию о материалах, из которых изготавливалась одежда, о праздничной и будничной одежде крестьянского и заводского населения. Некоторые материалы, в том числе по Пермской губернии, были изданы Д.К. Зелениным (Зеленин Д.К., Описание рукописей Ученого архива Русского Географического общества. Т.1. Вып.З. Петроград, 1916).

Сведения добровольных корреспондентов использованы также профессором В.Ф. Миллером, хранителем Дашковского этнографического музея, в очерке о крестьянской одежде жителей Пермской губернии (Миллер В.Ф., Систематическое описание коллекции Дашковского этнографического музея. Вып. 3. М., 1893).

Сведения об одежде заводского и крестьянского населения содержит комплексный труд по географии, промышленности и состоянию населения Пермской губернии, изданный Генеральным штабом (Мозель X. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Пермская губерния. 4.2. СПб., 1864). Упомянутые издания содержат сведения, обладающие несомненной исторической ценностью, служат важными источниками XIX в.

Во второй половине XIX - начале XX в. этнографическим изучением крестьян занимались краеведы-любители. Результатом их наблюдений становятся публикации фольклорных записей и описаний быта русского народа в периодических (газеты «Пермские губернские ведомости», «Пермские епархиальные ведомости») и специальных («Пермский край», «Пермский сборник») изданиях. В статьях, заметках, очерках, посвященных быту и культуре народа, встречаются и описания костюма уральских жителей. Исследователи И.В. Вологдин, Н.Е. Ончуков, И. Шерстобитов, Я. Предтеченский с разной степенью полноты освещали вопросы бытования традиционной одежды.

Материалы по этнографии издавались также местными научными обществами: Уральским обществом любителей естествознания, Пермской ученой архивной комиссией, Кружком по изучению Северного края при Пермском университете (издававшим «Пермский краеведческий сборник»). В указанный период краеведы фиксировали материал об изготовлении и употреблении одежды, авторы не ставили задачу выявить исторические корни культуры, изучить процессы развития костюма. Исследователи-краеведы, этнографы внесли значительный вклад в изучение быта уральских жителей: в научный оборот было введено большое количество фактического материала. Большинство работ по этнографии русского населения Урала, в которых уделялось внимание костюму, носили описательный характер.

Первой исследовательской работой по изучению костюма можно назвать статью А.Ф. Теплоухова «Женские головные уборы пермяков и их отношение к старинным уборам местного русского населения», вышедшую в 1916 г. В ней приводится значительный иллюстративный и описательный материал. Автор указывает на заимствование коми-пермяками русских женских головных уборов в период с начала XVI по начало XVIII в., а также на сохране-ние в культурной традиции коми-пермяков русских головных уборов и сарафана (С. 128). Работа А.Ф. Теплоухова представляет собой важный вклад в исследование народного костюма.

Качественные изменения в изучении народного быта происходят, когда этнографией населения Урала начинают заниматься музеи и институты. Экспедиции Государственного исторического музея 1925-1927 и 1949-1950 гг. обследовали заводские поселения с целью освещения истории формирова-ния пролетариата (Труд и быт рабочего и крестьянского населения Урала конца XVIII и XIX вв. М., 1927; Историко-бытовые экспедиции 1949-1950. М., 1953). Экспедициями была собрана коллекция одежды рабочего и крестьян-ского населения Урала.

Начиная с 1950-х гг. экспедиции Института этнографии АН СССР активно изучали этнографию русского населения Приуралья, особенности быта заводского и крестьянского населения. В результате исследований появляются значительные работы по костюму уральского населения. В них наряду с полевыми использовались архивные материалы. Одежда рассматривалась в связи с процессом формирования населения Урала и влиянием социально-экономических, этнических факторов, вводилась систематизация одежды по типам.

Особенно следует отметить труд Г.С. Масловой. Т.В. Станюкович «Материальная культура русского сельского и заводского населения Приуралья (XIX-начало XX в.)». Авторы выявляют особенности быта крестьянского и заводского населения, приводят типологию женской и мужской одежды, головных уборов и верхней одежды. Исследователи указывают на общность культуры уральского населения с культурой населения русского Севера, а также присутствие в культуре черт, близких культуре населения Поволжья и центральных русских областей (С. 75). Г.С. Маслова и Т.В. Станюкович приходят к следующим выводам: быт населения уральских заводских поселков второй половины XIX в. отличался от крестьянского укладом; быт рабочих оказал значительное влияние на окрестное крестьянство (С. 76); процесс трансформации и исчезновения традиционной одежды, протекавший во второй половине XIX в., явился результатом проникновения товарно-денежных отношений в деревню (С. 104).

Значительная работа по изучению путей развития культурней быта рабочих проделана В.Ю. Крупянской и Н.С. Полищук (Крупянская В.Ю., Полищук Н.С. Культура и быт горнозаводского Урала: (конец XIX - начало XX в.), Крупянская В.Ю. Опыт этнографического изучения уральских рабочих). В.Ю. Крупянская приходит к выводам: культурно-бытовые формы, вырабатывавшиеся в среде старожильческого населения Н.Тагила, генетически связаны с культурой населения центральных губерний России; на территории Урала и Приуралья сложился местный вариант культуры (С. 86).

Архивный и полевой материал, собранный в экспедициях в Пермской области, лег в основу коллективного труда «На путях из Земли Пермской в Сибирь». В работе коллектив авторов рассмотрел вопросы заселения и формирования русского сельского населения Северного Приуралья, хозя-йственной деятельности, быта и семейных обрядов. Раздел «Одежда» написан Г.Н. Чагиным. Автор приходит к следующим выводам: в крестьянской одежде североуральского населения преобладал севернорусский комплекс одежды; в одежде жителей Кунгурского и Пермского уездов прослеживаются черты, характерные для одежды населения Среднего Поволжья (С. 173,174).

Т.А. Листова и И.В. Власова в работах по изучению традиционной культуры населения Северного Приуралья также обращаются к вопросам бытования традиционной одежды (Листова Т.А. Одежда русского населения Пермской области, Власова И.В. К изучению этнографических групп русских [юрлинцы]).

Большая работа по сбору и анализу материала по костюму уральского крестьянства была проделана руководителем этнографических исследований Пермского университета профессором Г.Н. Чагиным (Этнокультурная история Среднего Урала в конце XVII - первой половине XIX в. Пермь, 1995). В исследованиях полевая работа сопровождалась изучением разнообразных архивных материалов. На материале одежды, поселений и жилища Г.Н. Чагин указывает на особое развитие на Среднем Урале севернорусских культурных форм (С. 353). Автор отмечает длительное сохранение архаичных форм в одежде старообрядческого населения (С. 283).

Экспедиционная работа Свердловского областного дома фольклора (СОДФ) по сбору полевого материала в различных районах Свердловской области, начатая в 1986 г., позволила накопить значительные материалы по этнографии русского населения Среднего Урала. Фонд СОДФ состоит из аудио- и видеоматериалов, фотоархива и коллекции одежды и предметов быта.

В вопросе изучения традиционной одежды уральских жителей исследователями достигнуты значительные результаты: накоплен фактографический материал и созданы специальные труды, охвачен круг вопросов, касающихся бытования форм одежды у различных категорий населения.

Опираясь на этнографические материалы и письменные источники, а также труды исследователей, можно реконструировать традиционный костюм русского населения Среднего Урала (XIX - начала XX в.). Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть материалы изготовления одежды; проанализировать комплексы мужской и женской одежды и отдельные предметы, их составляющие; на примере конкретных образцов выявить типологию предметов костюма.

Хронологические рамки позволяют проследить динамику эволюции костюма в XIX - начале XX в. Территориальные рамки работы ограничены современной территорией Свердловской и Пермской областей (в основном Свердловской области)-бывшими уездами Пермской губернии.

В работе использовались этнографические, письменные и изобразительные источники. Наиболее важными для исследования являются этнографические: полевые материалы, полученные в экспедициях СОДФ 1986 - 2005 гг., и вещественные источники - предметы народного костюма. Устные сообщения информантов об одежде начала XX в. характеризуются достоверностью: они получены от очевидцев. Этот источник обладает особенной ценностью, так как дает информацию о месте и времени бытования одежды, раскрывает особенности способов ее изготовления и ношения.

Важным источником являются предметы народного костюма конца XIX -начала XX в., хранящиеся в коллекциях музеев - Свердловского областного краеведческого музея, Нижнетагильского музея-заповедника горнозавод-ского дела, Каменск-Уральского краеведческого музея, Свердловского областного дома фольклора. Изучение предметов традиционной одежды дает наиболее полную информацию о виде, покрое, приемах и материалах изготовления образцов одежды. Однако зачастую отсутствует информация о полном костюме, частью которого является рассматриваемый предмет, времени употребления предмета одежды. При недостатке информации в актовых записях на музейные предметы информация обесценивается.

Письменные источники, содержащие этнографическую информацию, разнообразны: публикации ответов корреспондентов на анкету РГО, рукописи очевидцев (ГАСО, фонд 101 УОЛЕ), различные публикации описаний костюма исследователями народного быта XIX-XX вв. в газетах («Пермские губернские ведомости», «Пермские епархиальные ведомости»), специальных и популярных периодических изданиях («Живая старина», Труды Пермской ученой архивной комиссии).

Важный источник - материалы Диалектного этноидеографического словаря (CD, раздел «Быт», составитель Липина В.В.). Словарь содержит материалы, собранные в диалектологических экспедициях Уральского государственного университета в 1949-1994 гг. и фольклорных экспедиций СОДФ 1985-1999 гг.

Большую сложность для исследования народного костюма по письменным материалам представляют различия в использовании терминов, а также то обстоятельство, что источник зачастую не содержит описания кроя одежды, являющегося главным основанием ее классификации.

Автор привлекает также изобразительные материалы: картины XIX в. из коллекции Нижнетагильского музея-заповедника горнозаводского дела, фотографии начала XX в. из коллекций музеев и частных коллекций, зарисовки.