Ремонт Дизайн Мебель

Еще не как пишется с причастиями. Правописание «НЕ» с различными частями речи. Материал для учителя

Для каждой части речи есть правило слитного или раздельного написания с частицей НЕ. Причастие содержит одновременно признаки глагола и прилагательного, поэтому правило его написания с НЕ является одним из самых сложных. На уроке вы разберете все особенности написания причастий с НЕ, а также научитесь различать причастие от отглагольного прилагательного.

Русский язык в схемах и таблицах. Правописание НЕ с причастиями.

Дидактические материалы. Раздел «Причастие»

Правописание причастий. Упражнения.

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. «Русский язык. Практика. 7 класс». Под ред. Пименовой С.Н. 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. «Русский язык. 7 класс. В 3-х ч.» 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.

Разберемся, как пишется «не» с причастиями, слитно или раздельно , на множестве примеров, простых и понятных . Примеры выберем максимально показательные, чтобы в будущем вопросов по написанию не с причастиями не возникало.

Прежде чем разбираться со слитным и раздельным написанием не с причастиями, определимся с понятиями.
Причастие – это часть речи, обозначающая признак предмета по действию. По-простому, причастие есть характеристика того, что происходит с предметом. Образуется причастие от глагола и отвечает на вопросы прилагательного.
Несколько примеров образования причастий:

  • Делать > Делающий
  • Идти > Идущая
  • Прочитать > Прочитанное

То есть помимо вопроса: «какой?», можно задать к причастию вопрос: «что делающий?».
Важно не путать причастия с отглагольными прилагательными. Отличаются отглагольные прилагательные тем, что обозначают общий признак предмета, не связанный с описанием процесса.
Покажем на примере:
Блестящее выступление. Блестящее оно потому, что великолепное, а оно не потому, что блестит. В данном случае, блестящее – это прилагательное.
Блестящая на солнце монета. То есть монета блестит на солнце. Тут, блестящая – причастие.
Очень важно понимать отличие причастий от отглагольных прилагательных, поскольку на прилагательные правила написания не с причастиями не распространяются.

Итак, с понятиями разобрались, теперь перейдем непосредственно к слитному и раздельному написанию не с причастиями.

Раздельное написание не с причастиями

1) Всегда «не» пишется раздельно с краткими причастиями.
Например. Книга не издана, не написана, не прочитана. Тайна не видима и не слышима.

2) «Не» пишется отдельно, когда есть противопоставление или явное отрицание.
Примеры:

  • Эта работа не выполненная, а всего лишь сделанная наполовину.
Такие союза, как «а», «но», «однако» явно указывают на противопоставление.

  • Это ничем не оправданное действие. Тут явное отрицание усилено наречием ничем.
  • Нет. Это не пересказанное произведение. Также имеем явное отрицание по смыслу.
  • 3) «Не» пишется отдельно, когда у причастиям есть зависимые слова, кроме наречий меры и степени. Зависимые слова – это слова, к которым можно задать вопрос от причастия.
    Примеры:

    • Не сделанная мной домашняя работа.
    Не сделанная (кем?) мной. Мной – зависимое слово.

  • Совершенно не подготовленное к печати произведение. Тут 2 зависимых слова: «совершенно» и «печати». Пишем раздельно, однако обратим внимание на то, что «совершенно» - это наречие степени и под правило оно не подпадает.
  • Слитное написание не с причастиями

    1) Слитно пишем, когда без «не» причастие не употребляется.
    Примеры: негодующий, недоумевающий, ненавидимый
    2) Когда причастие используется в предложениях без противопоставления и явного отрицания, а также без зависимых слов, кроме наречий меры и степени.
    Примеры:

    • Совершенно неподготовленное произведение. Этот пример мы уже рассматривали выше, однако в данном примере второго зависимого слова «печати» уже нет, а первое зависимое слово «Совершенно» попадает в исключения.
    • Ты для меня непрочитанная книга. Хотя тут есть зависимое слово «меня», однако мы имеем дело не с причастие, а с прилагательным, о чем говорили вначале. Под непрочитанной подразумевает новая. Ты для меня, как новая книга.
    • Я читал непроверенные цитаты. Тут мы имеем действительно причастие без противопоставлений, отрицаний и зависимых слов.

    Для того, чтобы закрепить изученный материал, обязательно придумайте свои примеры.
    Тридцати грамотных предложений с причастиями будет вполне достаточно.

    Собственно по написанию не с причастиями сегодня у нас всё.
    Пишите не с причастиями правильно! Да пребудет с вами грамотность и чистописание!

    Если у вас появились какие-то вопросы, замечания или пожелания к статье, обязательно пишите их в комментариях.

    1. Пишется слитно не с полными причастиями, при которых нет пояснительных слов, например: не вычитанная рукопись, не замеченные опечатки, не проверенные цитаты, не прекращающиеся боли.

    2. Пишется раздельно не с причастиями, имеющими при себе пояснительные слова, например: не возвращенная автору рукопись, не замеченные корректором опечатки, не сданные в срок гранки, не изданные при жизни писателя варианты отдельных глав романа.

    Примечание 1. Данное правило распространяется и на те случаи, когда причастие с пояснительными словами образует часть составного сказуемого, например: Многие письма писателя остались не опубликованными при его жизни; Бездарность сойдет со сцены не замеченной в искусстве. Ср. в другой синтаксической конструкции: Трудно представить себе его не участвующим активно в общественной жизни.
    Этому также подчиняются причастия, употребляемые в роли существительных, например: В числе не явившихся на заседание были Петров и Сергеев. Но при субстантивации причастия (переходе в разряд существительных) используется слитное написание, например: число неуспевающих по русскому языку.

    Примечание 2. При наличии в качестве пояснительных слов наречий меры и степени не с причастиями пишется слитно (ср. § 66, п. 6, примеч. 2), например: совершенно невычитанная рукопись, совсем непроверенные цифры. Но если помимо таких наречий при причастии имеются еще другие пояснительные слова, то предпочтение отдается более общему правилу и не пишется отдельно, например: совершенно не подготовленная к набору рукопись, совсем не решенная до сих пор проблема.

    Примечание 3. Если причастие употребляется в значении прилагательного, то и при наличии пояснительных слов не пишется слитно (ср. § 66, п. 6), например: Это всеобщее одушевление, блеск, шум - все это, доселе невиданное и неслыханное мною, так поразило меня, что я в первые дни совсем растерялся (Достоевский). Ср.: неподходящие для южных культур условия (т. е. малопригодные, в значении прилагательного) - написания, не подходящие под правило (причастный оборот); по независящим от редакции обстоятельствам (фразеологический оборот с именем прилагательным) - рефлексы, не зависящие от воли человека (причастный оборот); веками нетронутая земля (в значении прилагательного; ср.: нетронутая еда, нетронутая натура - в переносном значении) - рябина, не тронутая осенними заморозками (причастный оборот). Такое же разграничение проводится и для кратких форм, ср.: ложь политиканов так бесстыдна, порою так неприкрыта (т. е. явна, очевидна, в значении прилагательного) - дверь не прикрыта (причастие, см. ниже, п. 1); ученик неподготовлен (прилагательное) - доклад не подготовлен (причастие).

    3. Пишется раздельно не с краткими причастиями, например: рукопись не отредактирована , цитаты не проверены , работа не выполнена .

    4. Пишется раздельно не с причастиями, при которых имеется или предполагается противопоставление, например: не законченный , а только начатый рассказ.

    VII. Правописание НЕ и НИ

    § 88. Не пишется слитно:

    1. Во всех случаях, когда без отрицательной частицы не слово не употребляется, например: невежда, неизбежный, несчастный, негодовать, нездоровиться, несдобровать, недостает (в значении «недостаточно»), неможется, нельзя, неужто, нестерпимый, непоколебимый, невредимый .

    2. С существительными, если отрицание придает слову новое, противоположное значение, например: неприятель, несчастье , если отрицание придает слову, не имеющему этой частицы, значение противопоставления, отрицания, например: неспециалист, немарксист, нерусский , например: разногласия между марксистами и немарксистами ; всем неспециалистам доклад понравился; нерусский взглянет без любви на эту бледную, в крови, кнутом иссеченную музу (Некрасов).

    3. С полными и краткими прилагательными и с наречиями на -о (-е) , если сочетание их с не служит не для отрицания какого-либо понятия, а для выражения нового, противоположного понятия, например: нездоровый вид (т. е. болезненный), невозможный характер (т. е. тяжелый), море неспокойно (т. е. волнуется), дело нечисто (т. е. подозрительно), приехать немедленно (т. е. сразу, безотлагательно), поступил нехорошо (т. е. плохо).

    7. В глагольной приставке недо- , обозначающей несоответствие требуемой норме, например: недовыполнить (выполнить ниже требуемой нормы), недосмотреть (недостаточно, плохо смотреть, упустить что-нибудь), недосыпать (спать меньше нормального).

    Примечание. От глаголов с приставкой недо- надо отличать глаголы с приставкой до- , имеющие впереди cебя отрицание не и обозначающие не доведенное до конца действие, например: не дочитать книгу, не допить чай, не досмотреть пьесу.

    § 89. Не пишется раздельно:

    1. При глаголах, в том числе и при деепричастных формах, например: она не пьет, не ест, не говорит; не может не видеть; не глядя, не смотря, не спеша .

    О слитном написании несмотря, невзирая и глаголов с приставкой недо- см. § 88, пп., 6 и 7.

    Примечание. Употребительные в просторечии глагольные формы нейдет, неймет, неймется пишутся слитно.

    2. При причастиях: а) в краткой форме, например: долг не уплачен , дом не достроен , пальто не сшито ; б) в полной форме, когда при причастии есть пояснительные слова (см. § 88, п. 4), а также тогда, когда при причастии есть или подразумевается противопоставление, например: он принес не законченную работу , а только отдельные наброски.

    3. При существительных, прилагательных и наречиях, если есть или подразумевается противопоставление, например: не удача привела нас к успеху, а выдержка и хладнокровие; не смерть страшна – страшна твоя немилость (Пушкин); утро настало не ясное , а туманное; поезд идет не быстро и не медленно (подразумевается: «с какой-то средней скоростью»); не завтра (здесь не может не быть противопоставления).

    Примечание. Следует обратить внимание на некоторые случаи раздельного написания частицы не . Частица не пишется раздельно: а) если при прилагательном, причастии или наречии в качестве пояснительного слова стоит местоимение, начинающееся с ни , например: никому (ни для кого и т. п.) не нужная вещь, никогда не встречающаяся ошибка, никому не выгодно за это браться ; б) если не входит в состав усилительных отрицаний далеко не, отнюдь не, вовсе не, ничуть не, нисколько не и т.п., предшествующих существительному, прилагательному или наречию, например: он вовсе не приятель нам, далеко не единственное желание, отнюдь не справедливое решение, нисколько не лучший выход, далеко не достаточно .

    4. При местоимениях и местоименных наречиях, например: не я, не этот, не иной, не такой, не иначе, не так .

    О случаях слитного написания не с местоимениями и местоименными наречиями см. § 88, п. 5.

    Примечание. Философский термин не-я пишется через дефис.

    5. При усилительных наречиях, а также при предлогах и союзах, например: не очень, не вполне, не совсем, не из..., не под..., не то... не то .

    Раздельно пишется выражение не раз , например: Не раз он oбвинял себя в излишней осторожности (Фадеев).

    6. При неизменяемых словах, не образованных от прилагательных и выступающих в предложении в качестве сказуемого, например: не надо, не прочь, не жаль .

    7. При всех словах, пишущихся через дефис, например: все не торгово-промышленные предприятия; сказано не по-русски ; поют не по-старому .

    § 90. Ни пишется слитно:

    1. В местоимениях, если частица ни не отделена от последующего местоимения предлогом, например: никто, ничто, никого, ничего, никакой, ничей, никакому, ничьим , но: ни у кого, ни с каким и т. п.

    2. В наречиях никогда, нигде, никуда, ниоткуда, никак, нисколько, нимало, нипочем, ничуть и в частице -нибудь .

    § 91. Во всех остальных случаях частица ни пишется раздельно.

    Об употреблении частицы ни см. § .

    Примечание. Следует отличать обороты не кто иной, как..., не что иное, как... от оборотов никто иной не...; ничто иное не... , например: это был не кто иной, как твой родной брат, нo: никто иной не мог этого сказать; это было не что иное, как пожар, но: ничто иное не могло бы меня испугать.

    "Не" с различными частями речи.
    Слитно или раздельно?

    Для того чтобы ученики поняли и успешно освоили новую орфографическую тему, учитель должен прежде всего показать внутреннюю логику законов русской орфографии, сделать эти законы понятными, привычными и простыми. Средства могут быть разными. Особенно это касается моментов отработки и закрепления новых знаний. Тут подойдут и таблицы (готовые или продуманные учителем, «вымученные» им – и потому лучшие), алгоритмы, занимательные и развивающие задания, игры.

    Наглядностью и «занимательностью» не следует пренебрегать и в старших классах, чтобы уроки русского языка не превращались в тоскливое повторение того, что как будто бы было изучено в 6–7-х классах, но большинством забыто напрочь, а многими воспринимается просто как новое откровение.

    I. Дидактический материал из всевозможных пособий помогает учителю при изучении и повторении темы «Не с различными частями речи». Главный принцип написания, который должны усвоить школьники, здесь таков:

    Частица не , написанная раздельно, выражает отрицание признака или действия.

    Приставка не-, написанная слитно, говорит только о том, что предмет имеет противоположное качество, признак или действие.

    Исходя из этого принципа, можно объединить многочисленные правила в простые схемы:

    Частица не пишется раздельно:

    с глаголами (не был), с деепричастиями (не спеша), с числительными (не раз), а также с краткими прилагательными с оттенком долженствования (он не нужен – не требуется, не обязан – не хочет);

    – со всеми словами, если при них есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не глубокая, а мелкая речка), а также при усилении отрицания словами далеко не, никому не, нисколько не, вовсе не, отнюдь не (вовсе не радостные лица);

    с прилагательными в сравнительной степени (не тоньше);

    в словах с предлогами (не с кем, не в духе, не для кого, не в силах).

    Не пишется слитно:

    – в словах, которые без не не употребляются (не вежа, не победимый);

    в словах, которые дают качественную характеристику предмету и которые можно заменить синонимом (не приятель – враг, очень не здоровый вид – очень больной вид, не здоров – болен);

    в отглагольных прилагательных на -мый (не зависимый);

    в неопределенных местоимениях (не кто, не что, не который);

    в глаголах с приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (недо делать, недо оценивать).

    Этот же принцип написания относится и к причастиям:

    Полные причастия с частицей не пишутся раздельно, если есть

    зависимое слово: не погашенные никем огни;

    противопоставление с союзом а: не погашенные, а зажженные огни.

    Не с причастиями на -мый пишется раздельно, если есть зависимое слово в творительном падеже: Не видимые (прич.) глазом, но невидимые (прил.) миру слезы.

    Если нет зависимого слова или противопоставления с союзом а , то частица не пишется слитно: Не погашенные огни тускло светились в тумане.

    С краткими причастиями частица не пишется раздельно всегда: огни не погашены.

    II. Можно представить эти правила в виде простой таблицы (уровень 7-го класса).

    Не с различными частями речи

    Часть речи

    Слитно

    Раздельно

    Существительное, прилагательное, наречие на -о, -е

    1. Не употребляется без не-:

    неженка, нелепый, нелепо

    2. Можно заменить синонимом без не-:

    не скромно (хвастливо)

    не глупый(умный)

    3. В отрицательных наречиях:

    не куда, не где

    1. Есть противопоставление:

    не правда, а ложь

    2. Отрицание усилено словами

    далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда:

    далеко не глупый

    3. С наречиями не на -о, -е:

    не по-товарищески

    Местоимение

    После не и ни нет предлога:

    ни кого, не кого

    После не и ни есть предлог:

    не у кого, ни у кого

    Глагол, деепричастие

    не домогать (не употр. без -не )

    не домогая (не употр. без -не )

    не заметил (глагол),

    не замечая (деепричастие)

    Причастие

    Нет зависимого слова или противопоставления:

    не законченная работа

    1. Есть зависимое слово:

    не законченная вовремя работа

    2. Есть противопоставление:

    не законченная, а начатая работа

    3. С краткими причастиями:

    работа не закончена

    III. Слова, которые без не не употребляются.

    Существительные Прилагательные Глаголы

    незнакомка

    неистовство

    невежа, невежда

    нелепица, нелепость

    ненависть

    ненастье

    непоседа

    неприязнь

    нержавейка (сталь)

    неряха, неряшливость

    нескладеха

    Несмеяна (царевна)

    несмышленыш

    несуразица

    неуклюжесть

    неустойка

    нехватка

    нечистоты

    неясыть (трава)

    неистовый

    неказистый

    нелюдимый

    ненавистный

    ненастный

    непоседливый

    непроглядный (мрак)

    неприглядный (поступок)

    неприязненный

    непутевый

    неряшливый

    несметное (количество)

    несуразный

    неуклюжий

    нещадная (ругань)

    негодовать

    недоумевать

    недоставать (чего-л.)

    недосмотреть (за ребенком)

    невзвидеть (света)

    невзлюбить

    ненавидеть

    неистовствовать

    мне нездоровится

    ему неймется

    тебе несдобровать

    IV. Упрощенный вариант правил:

    V. Работаем с алгоритмами.

    VI. Развивающие задания.

    1. Задание на быстроту реакции (хорошо выполнять после долгого писания). Учитель читает словосочетания, называя их порядковый номер, а ученики записывают только номера в два столбика: слитно не- и раздельно не

    1) невыполненное поручение;

    2) лес не хвойный;

    3) негодующий взгляд;

    4) окна не вымыты;

    5) не рад встрече;

    6) не было;

    7) ему нездоровится;

    8) кольцо не золотое;

    9) нелегко решить;

    10) далеко не легкое дело;

    11) очень небрежно;

    12) некошеный луг;

    13) не смотря по сторонам;

    14) несмотря на обстоятельства.

    Ответ записывается так:

    слитно: 1, 3, 7, 9, 11, 12, 14;

    раздельно: 2, 4, 5, 6, 8, 10, 13.

    2. Задание на внимание, которое одновременно развивает умение различать причастия и прилагательные.

    Запишите только номера прилагательных, которые без не не употребляются:

    1) незавершенный роман;

    2) неторопливый;

    3) неказистый;

    4) непричастный;

    5) небрежный;

    6) незрелый;

    7) неуклюжий;

    8) необратимый.

    А теперь вспомните остальные слова из списка, которые с не пишутся всегда слитно (тренировка слуховой памяти).

    3. Определите на слух, является ли не частью корня существительного или это приставка, без которой слово не употребляется:

    2) неряха;

    3) немощь;

    4) ненависть;

    6) нектар.

    4. Подберите синонимы к словам и запишите только их: невнимание, неграмотность, недоверие, несчастье, независимость. А теперь вспомните и запишите рядом существительное с не, которое вам диктовали.

    5. Подберите антонимы с не к словам (на слух) и запишите только их: рабство – ..., противник – ..., сосредоточенность – ..., грязнуля – ..., аккуратный – ..., близко – ..., ложь – ..., низко – ....

    6. Образуйте деепричастия от глаголов (на слух) и запишите только те (в паре с глаголом), что пишутся с не слитно:

    не хватать, не пачкать, негодовать, не слушать,

    не слышать, недоумевать, нежничать, нежиться.

    Как вы напишите не с глаголом в предложениях:

    Мне не хватает 100 рублей

    Мне недостает 100 тысяч?

    7. Образуйте деепричастия от глаголов (если это возможно) и запишите только их в два столбика (слитно и раздельно):

    невзвидеть, ненавидеть, не спешить, не торопиться,

    не делать, не сделать, негодовать, недоумевать,

    не замечать, не заметить, неистовствовать,

    не спросить, не спрашивать, (ему) нездоровится,

    неймется, недосмотреть (за кем-либо).

    От каких глаголов невозможно образовать деепричастия?

    (После выполнения двух последних упражнений у ребят в тетрадях список практически всех глаголов и деепричастий, которые без не не употребляются).

    VII. Упражнение на восстановление деформированного текста для закрепления .

    Исправьте ошибки, допущенные в тексте.

    И как уголок их был почти не проежжий, то и не от куда было почерпать новейшых известий о том, что делаится на белом свете: обозники с деревяной посудой жили только в двадцати верстах и знали небольше их. Несчем было даже сличить им своего житья-бытья: хорошо ли они живут, нет ли; богаты ли они, бедны ли.

    Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, увереные, что и все другии живут точно так же и что жить иначе – грех.

    В последнии пять лет из не скольких сот душь не умер никто, не то что насильственою, даже естественою смертью.

    А если кто от старосте или от какой-нибудь застарелой болезни и почил вечным сном, то там долго после немогли надевитъся таком не обыкновенному случаю.

    Однажды, впрочем, еще найдин был лежащий за околицей в канаве, у моста, видно, отставшей от проходившей артели человек.

    Мужики нерешилисъ подойти близко. Прохожий зделал двежение, чтоб преподнятъ голову, но несмог: он, по-видемому, был не здоров или очень утомлен.

    И все ушли в деревню, расказав старикам, что там лежит не здешний, ничего не говорит.

    «Не здешний, так и не трогайте!» – сказали старики.

    (По И.А. Гончарову)

    VIII. Напишите диктант.

    МАЛЬЧИКИ ЗАБЛУДИЛИСЬ

    Мальчики не узнали леса. Он как будто изменился. Не те деревья, не те болота, не та трава. Виднеются какие-то странные цветы, прежде их не было. И вместо дороги неизвестная речка. Они выскочили на опушку и ахнули. Опять ничего не было похожего на знакомую местность. Ни горы, ни деревни, точно они сквозь землю провалились. Солнышко зашло. Но им было совсем не до заката. В лесу тьма была беспросветная, а они идут напролом, не разбирая дороги, и разобрать-то нельзя было. Они не видели далее друг друга. Вдруг Коля насторожился и вздрогнул. Протяжный едва уловимый звук доносился с левой стороны. Они бросились влево. Ноги неудержимо несли их через пни, болота, кусты. Но по-прежнему ничего не было слышно, кроме шума ветра да шелеста дождя. Оба дрожали и потирали на ходу руки о коленки.

    (По Н.Тимковскому)
    (130 слов)

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 8-м классе».

    2. Ахременкова Л.А. «К пятерке шаг за шагом».

    3. Коновалова Л.Ф. Русский язык. Опорные схемы. Упражнения. М., 2005.

    О.П. ЭХИНА,
    г. Москва