Ремонт Дизайн Мебель

Внеклассное мероприятие к дню земли в начальной школе. Праздник в начальной школе посвященный Дню Земли. Тема: «Разговор с Землёй» Театрализованное представление, посвященное Дню Земли для начальной школы «Встреча с королевой биологии»

Воспитательное занятие «Земля – наш общий дом!». Сценарий для младших школьников


Описание материала: Предлагаю Вам сценарий внеклассного мероприятия "Земля - наш общий дом". Данное мероприятие рекомендуется для детей школьного и дошкольного старшего возраста, учителей, воспитателей, педагогов организаторов.
Цель: воспитание бережного отношения к окружающей среде и природным богатствам, экологической культуры поведения в природе, любви к Родине.
Задачи:
- расширить знания детей о негативных последствиях влияния человека на окружающую среду и его деятельности по её защите; - повторить и обобщить правила бережного и экологически правильного обращения человека с окружающей природой и своей средой обитания; - включать детей в ходе занятия в игровую и творческую деятельность с целью коррекции восприятия, мышления, внимания, памяти.
Оборудование: картинки природных объектов, природный материал, альбомные листы и маркеры.

1. Организационный момент:
Воспитатель. Ребята, сегодня мы отправимся в необычное, но очень серьёзное и важное путешествие. Мы не полетим с вами на самолёте и не помчимся на поезде, и, даже, не поедем на автобусе, а возьмём свои рюкзаки, соберем в них смекалку, свои знания и отправимся пешком по просторам нашей земли. Только так можно разузнать все её тайны, разглядеть её красоту, увидеть все беды и помочь ей.
Мы не можем двигаться просто толпой, поэтому разобьёмся на отряды. У отрядов будут названия и девизы. В каждом отряде будут вожатые – старшие ребята и воспитатели, которые всегда вам помогут в пути. За хорошую работу и правильные ответы отряд будет получать жетон, и мы узнаем, какой отряд получит звание «Лучшие знатоки природы». (Воспитатель раздаёт отрядам эмблемы и девизы, а отряд за одну минуту догадывается по ним о своём названии: «Дружба», «Костёр», «Спасатели», «Искра» и готовится хором сказать название.) Встаньте отрядом, хором скажите название отряда, вожатые зачитают девиз.
Девизы команд:
Улыбка Жизнь без улыбки просто ошибка,
Да здравствует смех и улыбка.
Дружба Дружить всегда, дружить везде,
Дружить на суше и в воде.
Костер Гореть самим, зажечь других
Быть впереди и точка.
Искра Будем искриться, будем гореть
Планете Земля не дадим умереть.

Название нашего путешествия «Земля – наш общий дом!»
Как вы думаете, какая цель будет у нашего похода с таким названием? (Мы должны определить, как должен вести себя человек в общем доме под названием Земля, чтобы сохранить её для последующих поколений.)
2.Вводная часть.
Воспитатель. Все мы – люди, птицы, звери, микроорганизмы – живём на одной общей планете. И она единственная планета, на которой возможно обитание живых существ. Это наш общий дом. А природа на земле – наша матушка и кормилица. Что такое природа?





Какая бывает природа? Как отличить живую природу от неживой? (ответы детей) Что берёт человек от природы? (воздух, воду, пищу, здоровье, красоту)
Как должны мы относиться к природе? (ответы детей)
За миллионы лет все виды животных, растений, грибов приспособились друг к другу, к своей среде обитания и неплохо живут по соседству друг с другом. Сам человек – тоже часть природы, вот только никак он не может научиться правильно вести себя в окружающей среде. Приведите примеры негативного воздействия людей на неё. (ответы детей)
По-моему, пора отправляться в дорогу, чтобы на месте определить, что же следует делать людям, чтобы избежать катастрофы - гибели всего живого на Земле и в том числе человека.


3.Основная часть.

1-й привал «Степные просторы»

Воспитатель: «Одеваем наши рюкзаки и отправляемся в путь. И первое место, куда мы пришли, вы определите, если составите слово из этих букв «с», «т», «е», «п», «ь». - - Что такое «степь»? (Это природная зона, с довольно жарким и засушливым климатом, в которой в основном травянистая растительность.)
Мы с вами живем в такой природной зоне. Но, к огромному сожалению, степь утратила свой первозданный вид из-за деятельности людей. Большинство степных земель распахано человеком под поля. А чтобы ветры не выдували почву с полей и не уносили её в виде пыльных бурь, людям пришлось насаживать деревья – лесополосы. А раньше, степь имела вот такой вид. (Картины степи.)



- Кто из вас выезжал с родителями в нераспаханную степь? Что вы там делали? Чем поражает нас степь? (Своими необъятными просторами, огромным количеством тепла и света. Этого нет в лесу. Воздух в степи невероятно чист и свеж. Можно увидеть серебристое, пушистое море – это море из ковыля.) А какие ещё степные растения вы знаете? (Типчак, пырей, овсюг, мятлик, тимофеевка, пастушья сумка, курай, перекати-поле, полыни, зопник колючий, шалфей, гусиный лук, лютики, тюльпаны, ирисы и другие.)
- Какие животные живут в степи? (Лисы, волки, заяц-русак, суслики, хомяки, тушканчики, слепыши, степные сурки, хорьки, ласки. Богат мир пернатых: хищные: скопа, копчик, лунь, пустельга, коршун, совы, орёл-могильщик, степной орёл; не хищные: перепёлки, куропатки, журавли, утки, гуси, синицы, трясогузки. В степи в знойном небе всегда можно услышать весёлую песенку жаворонка.)
- Как неправильно может вести себя человек в этом краю? (Продолжать распахивать землю, выпасать повсюду огромные стада животных, которые затопчут травы, рвать букеты степных цветов, охотиться на редких животных, вывозить мусор и бросать его в лесополосах.)
Какие правила жизнедеятельности человека мы запишем?
1.Нельзя засорять природу мусором. 2. Нельзя убивать животных и птиц, особенно редких. 3. Надо прекратить распашку новых земель, 4. Нельзя нарывать охапки цветов, рвать цветы, занесённые в красную книгу.
Стих. С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою в том,
Что есть глаза у всех цветов
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.

Физминутка.

Возьмём картинки цветов и расставим с ними детей. Один ученик запоминает их расположение. Меняем детей местами или картинками. Ученик говорит, что изменилось.

2-й привал «Водная гладь»

Воспитатель. Одеваем снова наши рюкзаки и идём дальше. А куда мы пришли, вы узнаете, если решите эту задачу. Нужно расположить этих рыбок по порядку их рисования, тогда станет всё ясно. Слово «водоём».


- Какие водоёмы вы знаете? (Пруд, озеро, река, море, океан, водохранилище, канал.) Какие из них естественного происхождения? (Река, озеро, море, океан.)
Все мы знаем, что вода – это жизнь. Всё живое, и человек в том числе, не может без воды. Поэтому человек, в основном, устраивает свои селения неподалёку от водоёмов. А какая вода нам нужна для жизни? (Чистая и пресная.) Мы не только пьём пресную воду, но и поливаем ею растения, моемся, стираем, моем свои жилища, используем пресную воду в промышленном производстве.
А между тем запасы пресной воды очень малы и составляют всего 3% от всего мирового океана. Остальная вода солёная. В некоторых местах уже ощущается нехватка пресной воды. В летний период у нас к вечеру напор воды в системе водопровода снижается, иногда воду даже отключают. А в некоторых селениях подача воды осуществляется по расписанию или она вовсе привозная. Мы в основном пользуемся подземными запасами воды, потребление воды крупными городами значительно больше, поэтому они используют воду ближайших рек, озёр. Для чего мы ещё используем водоёмы? Летом люди любят поплавать в них, порыбачить, сидя с удочкой на берегу.


– Какие же нарушения совершает человек, пользуясь водой?
Спускает в водоёмы неочищенные сточные воды, зачастую содержащие ядовитые вещества; моет грязные машины на берегу водоёмов, бросает мусор на берегу водоёмов. Неэкономно использует водные запасы Земли - вода попусту может течь из незакрытого или неисправного крана. В погоне за наживой, некоторые люди занимаются браконьерством, ставят сети на рыбу, раколовки, там, где такая ловля запрещена. Иногда глушат рыбу динамитом.
Давайте продолжим список правил поведения человека в общении с природой.
4. Бережно расходуй природные ресурсы. 5. Не мойте грязные машины вблизи водоёмов. 6. Не сбрасывайте в водоёмы сточные воды. 7. Веди охоту и ловлю рыбы только разрешёнными способами.
Физминутка.
Давайте снимем наши рюкзаки и немного искупаемся в таком замечательном озере. Поднимите руки, кто из вас умеет плавать. А кто покажет, как он плавает. Как называется этот стиль, когда руки, как вёсла, поочерёдно загребают воду? «Кроль» А когда ногами работаешь, как лягушка, а руки выбрасываешь перед собой и воду разводишь в разные стороны. «Брасс» Что за стиль, когда пловец взмахивает руками, словно бабочка? «Баттерфляй» Давайте поплаваем разными стилями.

3-й привал «Лесная полянка»

Воспитатель. А где мы сделаем следующий привал, вы определите, отгадав загадки.
Что же это за девица: Весной зеленела, В белом сарафане Не швея, не мастерица, Летом загорала. Встали на поляне. Ничего сама не шьёт, Осенью надела Летели синицы, А в иголках круглый год. Красные кораллы. Сели на косицы. (Ель) (Рябина) (Берёза)
Что за дерево стоит - В лесу на поляне стоит кудрявый Ваня, Ветра нет, а лист дрожит? Богач невелик, а орешками наделит. (Осина) (Орешник)
Растёт зелёный кустик, дотронешься – укусит. (Шиповник.)
С моего цветка берёт У меня длинней иголки, чем у ёлки. Пчёлка самый вкусный мёд. Очень прямо я расту в высоту. А меня всё ж обижают: Если я не на опушке, Шкурку тонкую сдирают. Ветви только на макушке. (Липа) (Сосна)
- Куда мы пришли, ребята, где растут эти деревья? Верно, мы пришли в лес.


А кто населяет лес? (В лесу много зверей, птиц, насекомых и других животных.) Отгадайте загадки про них.
Он всю зиму в шубе спал, Всех зверей она хитрей, На полянке возле ёлок Лапу бурую сосал. Шубка рыжея на ней. Дом построен из иголок. А, проснувшись, стал реветь. Пышный хвост - её краса, За травой не виден он, Этот зверь лесной - …медведь. А зовут её … лиса. А жильцов в нём миллион.
Она как змейка в траве мелькает, хвостом виляет, (Муравьи в муравейнике) Хвост оборвёт, другой наживёт. (Ящерица.)
Днём спит, а ночью летает, Всех перелётных птиц черней, На шесте дворец, Про многое знает. (Сова.) Враг личинок, друг полей, Во дворце – певец, Верещунья, белобока, Взад-вперёд по пашне вскачь А зовут его… (скворец). А зовут её … (сорока). И зовётся птица (грач).
Скворец – заботливый отец, Скворец – заботливый отец, . Но чем унять скворчат? И всё, что есть в меню, Лишь выйдет из дому скворец, Из рощи в дом несёт скворец Опять они кричат. И кормит ребятню!
Игра «Принимаю – не принимаю» Давайте теперь немного поиграем. Я буду предлагать вам то, чем можно заняться, а вы решайте, если можно этим заниматься в лесу, то хлопайте в ладоши, а если нельзя, то топайте ногами.
- можно найти удобную полянку и расположиться для отдыха;
- можно поиграть, сухими листьями побросаться, из веток, лежащих на земле, построить шалаш;
- кто увидит гриб, рвите с корнем, чтобы другим не досталось;
- можно насобирать вкусных ягод и угостить друзей;
- можно наломать гибких молоденьких веточек и лесных ландышей, сплести веночки;
- можно пошуметь, покричать, поаукать в лесу, мы же не в посёлке;
- бутылки из-под воды, стаканчики одноразовые, пакеты положу под кустик, чтобы не портили вид полянки, они мне уже не нужны;
- пучеглазую лягушку, ползучего ужа, противных гусениц можно прогнать, или раздавить;
- разгляжу, какая окраска у них; каждый из них выполняет в природе свою роль. Животные всякие важны, животные всякие нужны.
Знаете ли вы?
1. Древесина этого дерева самая прочная, долго не гниёт даже в воде, поэтому используется в строительстве. (Лиственница.)
2.Это дерево поглощает больше всего радиацию и лучше других очищает воздух. (Тополь.)
3. Существует трава от 99 болезней. (Зверобой.)
4. Выше всех птиц летает … (орёл).
5. Ухо у кузнечика находится на … (ноге).
6. Самая большая птица в мире …(страус), а самая маленькая … (колибри), а в нашей стране - … (королёк).
7. Есть сладкое дерево в наших лесах. (Липа.)
8.В лесу растут разноцветные грибы. (Сыроежки.)
9.Пингвин это … (птица) и питается рыбой.
!0. Самая высокая трава …(бамбук).

Давайте продолжим наш список правил поведения в природе:
8. Не ломай молодые деревца, лучше посади сам деревья;
9.Люди должны снизить объём вырубаемых деревьев;
10.Не разводи в лесу костры, особенно под деревьями;
11.Не бросайте стеклянные предметы в траву, они будут причиной пожара.
12.Не разоряйте птичьих гнёзд, муравейники, не топчите ядовитые грибы;
13.Не шумите в лесу.
Берегите русский лес, Белке, кунице, зайцу, лисице
Он – источник всех чудес! Лес – дом родной.
Чтобы всюду зеленели Птице и зверю хочется верить
Сосны, вязы, клёны, ели, В мир и покой.
Берегите лес!

Воспитатель. К сожалению, мы не можем долго путешествовать и нам пора возвращаться домой, но мы неплохо потрудились, составили целый список правил, которым нужно следовать, чтобы остановить экологическую катастрофу. (фото поселка)


Проверим, как вы запомнили наши правила. Вы послушаете стих «Весёлая прогулка», а потом скажете, какие из правила поведения в природе были нарушены.
Веселая прогулка
Сидели на опушке, Ушли две ученицы,
На солнечной полянке, Две юных горожанки…
Две девочки-подружки, Поют, как прежде, птицы
Две юных горожанки. На солнечной полянке,
Звенели птичьи трели, Несется птичий гомон,
И девочки смотрели, Но весь дубок обломан,
Как все вокруг блестело, А травка под ольхою
Сверкало, шелестело, Покрыта шелухою.
Как плещутся верхушки Чего здесь только нету!
Зеленою волною… От семечек пакеты,
Сказали две подружки: Трамвайные билеты,
- Как хорошо весною! Бумажки от ирисок…
Какой тут воздух чистый! (Продолжить можно список.)
Какой дубок ветвистый! Все словно потускнело!
Ушли две горожанки –
Теперь им нету дела
До солнечной полянки.
Шумит дубок ветвистый
Оставшейся листвою,
Качает головою: «Какие эгоисты! Какие эгоисты!»
- Получая от природы всё необходимое для жизни, человек должен быть аккуратным и экономным, чтобы не наносить урон природе, не уродовать её.
- Чтобы природа успевала восполнять свои силы и восстанавливать утраченное, человек должен брать разумное количество её богатств и помогать природе в восполнении своих ресурсов. Сажать как можно больше деревьев, восстанавливать вырубленные леса. Строить очистные сооружения, для сбрасываемых промышленных вод, выхлопных газов.
- Строить комбинаты по переработке отходов, чтобы не росли свалки. Более бережно пользоваться тем, что уже произведено. - Переходить на производство и использование таких предметов быта, которые менее токсичны, способны разлагаться естественным способом (с помощью бактерий, живущих в природе).

А закончат наше путешествие ребята такими словами:

Есть просто храм, есть храм науки, Мы хотим, чтоб птицы пели,
А есть ещё природы храм Чтоб вокруг леса шумели,
С лесами, тянущими руки Чтобы были голубыми небеса,
Навстречу солнцу и ветрам. Чтобы речка серебрилась,
Он свят в любое время суток, Чтобы бабочка резвилась
Открыт для нас в жару и стынь. И была на ягодах роса!
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

Сценарий экологического мероприятия для 1-2 классов

ко Дню Земли


Взрослый ведущий:

Я живу на красивой планете

Под названием добрым Земля.(Слайд 1)

Я закаты люблю и рассветы,

И пригорки люблю, и поля.(Слайд 2)

Я люблю, когда солнышко в небе,

И когда барабанят дожди,(Слайд 3)

И когда все окутано снегом,

И когда не смолкают ручьи.(Слайд 4)

Я люблю серебристые росы

И туманы над светлой водой,

Приглушенные краски под осень

И с небес звездопад золотой.(Слайд 5)

И, пожалуйста, вы мне поверьте,

Я счастливой считаю себя,

Что живу на красивой планете

Под обычным названьем Земля.(Слайд 6)

Взрослый ведущий :

Ребята, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (выслушивает ответы детей).

Планета – наш дом, а дом должен содержаться в чистоте. Правильно? А чисто ли в нашем общем доме?(ответы детей)

Ученик:

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть еще природы храм -

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.(Слайд 1)

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь. (Слайд2)

Ученик : Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?

(Выслушать ответы детей)

1-й чтец: Лес – это наше богатство! (Слайд 3)
2-й чтец: Лес – это зелёный наряд нашей Земли. Там где лес, всегда чистый воздух. (Слайд 4)
3-й чтец. Лес – это дом для зверей и птиц. (Слайд 5)
4-й чтец. Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай. (Слайд 6)
5-й чтец. Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы. (Слайд 7,8)

Игра 1 «Угадай слово»

А хорошо ли вы знаете название птиц, животных и растений, которые водятся в наших краях. Сейчас на экране появятся слова, в которых пропали гласные звуки и остались только согласные. Ваша задача: подумать какие гласные нужно вставить. Если вы вставили все гласные правильно, то получится название растения, животного или птицы.

Птица – с.н.ц., дерево – б.р.з., животное – б.рс.к, птица – в.р.н., цветок – р.м.шк., животное – б.лк..

Молодцы!

Входит Лесовичок.

Я люблю гулять по лесу,

в лес хожу я каждый день.

Все в лесу мне интересно:

Каждый куст и каждый пень.

Я веселый старичок, старичок- Лесовичок

Словно сказочной книги страница,

Лес открылся, листвою звеня.

Понимаю и зверя и птицу,

И они понимают меня.

Очень опасно стало в лесу,

Отчего я никак не пойму!

Кто бутылки и мусор бросает?(Слайд 9)

Кто костры без конца разжигает?(Слайд 10)

Кто животных и птиц истребляет?

Кто спокойно в лесу жить мешает?

Так, друзья, скоро лес весь погибнет,

И беда всех людей настигнет!

Вы послушайте только, ребята,

Очень плохо живется зверятам.

Ёж:

Мне сейчас совсем худо. Вздумал со мной охотничий пёс шалить. Свернулся я в клубок, чтобы защититься. Он же так толкнул меня лапой, что я покатился с горки вниз и попал прямо на горячие угли, которые какой-то бездельник оставил в кострище. Едва выбрался, но иголочки и ножки сильно обжёг. Так больно, что плакать хочется…

Сорока :

А в меня стреляли из рогатки. Крыло болит, но хоть как-то летать могу, а вот дятлу не повезло. Его этот рогаточник убил наповал. А за что? Ведь дятлы столько пользы приносят лесу. Они и деревья лечат, и дупла для многих зверей и птиц делают.

Медведь :

Шёл я к воде напиться и наступил на что-то ужасное. Оно вонзилось мне в лапу. Столько крови потерял! Шага ступить не мог. Спасибо цапле, она промыла мне лапу и клювом вытащила острый осколок от бутылки. Нога до сих пор болит, еле хожу. Как это могло произойти?

Бабочка:

Что за слон пришёл к нам в лес,
Только шум стоит да треск!
Все цветочки затоптал,
Крылышко моё сломал!
Наступил на червяка,
Чуть не задавил жука!
Как теперь я полечу,
Нужно мне скорей к врачу!

Лесовичок . Каждый день слышу эти я жалобы

И не знаю, что сделать мне надобно.

Я прошу: «Помогите! Спасите!»

От врагов вы мой лес защитите!

Ведущий взрослый:

Ребята, а вы знаете, как себя надо в лесу вести?(ответы детей)

Игра 2 «Найди пару»

Правила поведения в лесу разрезаны на 2 части. Задача – найти продолжение предложения.

Не ломай ветви / деpевьев и кустаpников

Не pазоpяй / птичьи гнезда

Не жги / траву на лугу.

Не оставляй в лесу / мусор

Не уноси диких / животных домой

Частушки

Засорили люди злые

И озера, и пруды.

Нет почти теперь в России

Чистой питьевой воды.(Слайд 12)

Рыбок, птичек убивают,

Рубят рощи, пилят лес.

Атмосферу загрязняют,

Губят множество чудес (Слайд 13)

Нам смотреть на это больно,

Нас так тянет к красоте.

И хотим чтоб наш лесочек

Содержался в чистоте.(Слайд 14)

Охранять природу надо.

Реки, рощи и поля.

И тогда цветущим садом

Станет русская земля.(Слайд 15)

Взрослый ведущий :

Ребята, вы все ездили на машине и знаете, что для того, чтобы не произошла авария, на обочине дороги стоят Дорожные знаки. Один знак показывает с какой скоростью можно ехать, другой, что впереди опасный поворот. Для соблюдения правил поведения в природе придуманы свои знаки.

Игра 3 «Охранный знак»

Я попрошу выйти ко мне шестерых человек. Каждый из вас возьмет по одному знаку. На столе разложены названия знаков. Я вызываю из зала по одному человеку. Задача – найти правильное письменное название знака и встать, держа это название рядом с учащимся, держащим знак.




1.Не лови диких животных и не уноси их домой.

2.Не ломай ветки деревьев и кустарников.

3.Не рви в природе цветков.

4.Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

5.Не убивай лягушек и жаб.

6.Не разоряй птичьи гнезда.

Ребята! Оглянитесь-ка вокруг,
Истринская природа так прекрасна!
Ей нужна забота ваших рук,
Чтобы красота ее не гасла. (Слайд 16)

Рождественский лес – наша краса!

Это чистые сосновые леса.

Есть река Истра, Песчанка, луга и поля(Слайд 17)

Все, что нас окружает – это наша земля! (Слайд 18)


Люди, опомнитесь,
Мы здесь живем!
Россия - наша Родина,
Рождествено – наш дом. (Слайд 19)

Давайте заботиться дружно о нем,
Тогда от невзгод мы край наш спасем.
И будет родное село процветать,
А мы его в наших стихах прославлять! (Слайд 20)

Игра 4 «Природа родного края»

Ученик : Если на слайде вы видите растение или животное, которое обитает у нас, то вы хлопаете в ладоши, если нет - топаете ногами.

Бегемот, пальма, береза, ромашка, банан, жираф, бобер, лиса, соловей, павлин, снегирь, синичка, дуб, рябина, ворона, слон, орхидея.

Лесовичок . Природу нужно уважать,
Беречь, любить и охранять.
В лесу у нас свои законы,
И вам, друзья, они знакомы.

Мусор, друг, не оставляй

В лесу на полянке,

Реки ты не засоряй,

Бой объявим склянке.

Не неси домой ежа,

Бабочку не трогай,

Школьник, помни ты всегда-

Их не так уж много.

Без особой нужды, от скуки,

Если даже в лесу вы впервые,

Не ломайте деревьям руки,

Ведь живые они, живые.

Муравьиный дом - в глуши,
Ты его не тормоши,
Муравьишкам помоги,
Домик их огороди!

В лесу всем птицам помогай
И птичьих гнёзд не разоряй!
Растут на радость всем птенцы,
Природы звонкие певцы!

Не рви цветы и не топчи траву,
Не обрывай с кустов листву,
Не мни зелёную былинку,
В лесу ходи лишь по тропинке!

Игра 5 «Кто лишний?»

Ученик: Найдите из предложенных ниже живых существ лишнего. И объясните почему?

Ученик: Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы-

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

Чтобы сберечь растенья и цветы,

Охраняются звери, охраняются змеи

Охраняются Красною книгой они.

Красная книга- книга тревоги.

Знай, все растения в ней – недотроги.

Рвать не нужно их, друзья!

Охраняйте их всегда.

А сколько исчезло с планеты зверья,

Растений, и это восполнить нельзя.

И если теперь, не спасти нам остатки,

Мы завтра в пустыне проснемся, ребятки!

Взрослый ведущий : (рассказ о Красной книге)

Взрослый ведущий : А у меня есть подарок для каждого из вас. И находится он в этом зале. А что это за подарок вы узнаете, отгадав загадки:

Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.

Дунул лёгкий ветерок -

И остался стебелёк.

Пробивался сквозь снежок,

Удивительный росток.

Самый первый, самый нежный,

Самый бархатный цветок!

Белые звоночки

У меня в садочке,

На зеленом стебельке

Прячутся в тенёчке.

Удивительное солнце:

В этом солнце сто оконцев,

Из оконцев тех глядят

Сотни черненьких галчат.

Ведущий взрослый:

Так, что же я хочу вам подарить?(ответы детей). Правильно. Это цветы. И они здесь, в этом зале. (Очень интересно посмотреть на реакцию детей, которые начинают искать подарки)

Ведущий достает красиво оформленный пакет с семенами подсолнуха.

Я хотела бы каждому из вас подарить семена самого удивительного цветка. Этот цветок поворачивается вслед за солнцем, когда оно идет по небосводу. Это семена подсолнуха.

Ведущий раздает семена.

Посадите этот цветок и у вас всегда будет маленькое солнышко.

Литература:

1) gostika.ru

2) allforchilderen.ru

Сценарий экологического эрудициона "Сохраним свою планету!" для 3-4 классов.


Аннотация: Мероприятие приурочено к важнейшей экологической дате – Всемирному дню Земли – и проводится в рамках ежегодной акции «Дни защиты от экологической опасности». Для проведения мероприятия «Сохраним свою планету!» выбрана нетрадиционная форма экологического эрудициона, позволяющая значительно расширить и активизировать знания детей о вредном воздействии твердых бытовых отходов на окружающую среду, биологических видах, занесенных в Красную книгу Кемеровской области, а также развивать творческую активность школьников в решении экологических проблем.
Цель: содействие формированию экологической культуры подрастающего поколения через привлечение внимания к актуальным проблемам сохранения окружающей среды.

Ход мероприятия:

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые педагоги! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить о нашем с вами общем доме – планете Земля и о том, как сохранить его на долгие века таким же прекрасным, удивительным и богатым.
22 апреля мы отмечаем не просто большой, а поистине глобальный праздник - Международный день Матери-Земли (International Mother Earth Day), проводимый под эгидой ООН. Традиция отмечать 22 апреля День Земли зародилась в США в 1970 году, в 1990 году этот день стал международной акцией. В России его отмечают с 1992 года.
В северном полушарии День Земли отмечается весной, а в Южном полушарии - осенью. Основной целью этой всемирной акции является привлечение внимания общества и каждого человека планеты к проблемам Земли, к проблемам ее окружающей среды. Ежегодно ученые стран мира собираются в этот день за круглым столом для обсуждения глобальных экологических проблем. В разных странах организуются самые разнообразные мероприятия и акции. Это конференции, выставки, закрытие автомобильного движения на оживленных улицах крупных городов, уборка территории и посадка деревьев.

В России традиционно Международный день Земли считается днем общественных организаций, которые проводят в этот день различные экологические мероприятия и акции. В этот день все желающие могут принять участие в благоустройстве и озеленении своих дворов и улиц. Какая она наша Земля, что удивительного таит наша планета, какие соседи окружают наш дом, - попробуем вспомнить, ответив на вопросы «Разминки».
1. Разминка.
1.Время суток, когда земная поверхность отдает больше энергии, чем принимает? (ночь)
2. Назовите ближайшую к нам звезду? (Солнце)
3. На каком материке нет рек? (Антарктида)
4. Земля – планета или звезда? (планета)
5. О ком говорят, что он остановил Солнце и двинул Землю? (Николай Коперник)
6. Естественный спутник Земли? (Луна)
7. Источник жизни на Земле? (Солнце).
8. Какой формы наша Земля? (сферальной, шар, приплюснутый с боков)
9.Чего больше на земном шаре - суши или воды?
10.Как называется модель Земли? (глобус)
11.Воображаемая линия, которая делит Земной шар на два полушария (экватор)
12.Строение земной поверхности, то есть горы, низменности, холмы и т.д.(рельеф)
13.Галактика, в которой находится наша планета (Млечный путь)
14.Расплавленная масса горных пород, расположенная в недрах Земли (магма)
Молодцы, ребята, вы многое знаете о Земле, космосе и особенностях нашей планеты. А теперь давайте познакомимся с вашими командами.
2. Представление команд.
Спасибо, друзья, за интересные, творческие и информативные представления команд! За вами, молодым поколением, будущее родной планеты и от каждого из нас зависит, какая она будет через десятилетия. Ведь сегодня наша хрупкая живая планета в опасности! Ей угрожает множество экологических проблем и почти всегда их причина – неразумное потребительское отношение человека к природе.
Загрязнение планеты мусором стало сегодня одной из глобальных экологических проблем.
Ежегодно человечество производит почти полтора миллиарда тонн бытовых отходов. Как говорится в отчете вашингтонского института, к 2025 году этот объем возрастет, как минимум, в два раза. Наибольшее количество мусора приходится на экономически развитые государства, а абсолютным лидером являются США. По некоторым расчетам каждый житель Земли “производит” около 300 килограммов мусора ежегодно: в США - около 600, в Москве - до 360. Мусора накопилось на Земле так много, что если его не перерабатывать, а разровнять по поверхности суши нашей планеты, то он покроет всю планету 3-х метровым слоем!

Исключительный пример загрязнения океана – существование Восточного мусорного континента в Тихом океане, расположенного между побережьем Калифорнии и Гавайями. За последние 50 лет океанскими течениями туда принесено не менее 3,5 млн т плавающих бытовых отходов, а по площади район океанской свалки превышает размеры такого государства, как Белоруссия! Существование мусорного острова является причиной гибели миллионов живых существ!


Из чего же состоит мусор, ребята? Давайте узнаем в следующем задании. Вам следует по описанию узнать, о каком виде бытовых отходов идет речь. В каждом описании дается пять характеристик ТБО, если вы угадываете зашифрованное слово по первому признаку, то получаете максимальное количество баллов – 5, если по двум – 4 и т.д.
3. Вопросы викторины «Из чего состоит мусор»
1.Это изобрели китайцы.
2.Это получают из древесины.
3.Это хорошо горит.
4.Из этого получается много мусора.
5.На этом обычно рисуют и пишут.
(БУМАГА)

1.Это делают из песка.
2.Если это нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
3.Если это оставить на солнце, то оно может стать источником пожара.
4.Чаще всего оно прозрачное.
5.Когда это падает, оно разбивается.
(СТЕКЛО)

1.Раньше вместо этого люди использовали влажный песок, глину или смесь животного жира с водой и древесной золой.
2.Это убивает рыбу в воде и растения на земле.
3.Этим мы все пользуемся каждый день.
4.С помощью этого вещи и предметы становятся чище.
5.Когда это попадает в воду, то образуется много пены.
(МОЮЩИЕ СРЕДСТВА)

1.Это изобрели в Англии в середине 19 века.
2.Это производят из нефти и природного газа.
3.Это составляет большую часть мусора на Земле.
4.Это почти не разлагается в природе.
5.Из этого часто делают упаковку для продуктов питания.
(ПЛАСТМАССА)

1.Это добывают на поверхности или в недрах земли с древних времен.
2.Это достаточно прочное, оно блестит и чаще всего гнется.
3.Это бывает легким, тяжелым и даже благородным.
4.Это часто может окисляться или ржаветь.
5.Из этого делают очень многое: каркасы зданий, инструменты, украшения, тару для продуктов и т.д.
(МЕТАЛЛ)

1.Эти отходы появились самыми первыми, на заре человечества.
2.Они занимают большую часть мусорного ведра.
3.Они могут быть животного или растительного происхождения.
4.Некоторые из них можно использовать как удобрения.
5.Это быстро разлагается в природе.
(ПИЩЕВЫЕ ОТХОДЫ, ОРГАНИЧЕСКИЕ ОТХОДЫ)

1.Это делают из пластмассы и газа, поэтому это очень легкое.
2.Это применяется для тепло- и звукоизоляции.
3.Это легко воспламеняется и когда горит, выделяет очень токсичный дым.
4.Это состоит из крупинок и чаще всего белое.
5.В это упаковывают различные товары (особенно хрупкие), бытовую технику и пищевые товары.
(ПЕНОПЛАСТ)
Кроме проблемы твердых бытовых отходов одной из острейших экологических проблем остается исчезновение биологических видов. Ежечасно на Земле исчезают около трех видов флоры и фауны. К такому выводу пришли специалисты из Ибероамериканского центра биологического разнообразия. Со времен гибели динозавров 65 миллионов лет назад биологические виды на Земле не уничтожались с такой большой скоростью, как в последние десятилетия. С 1970 по 2000 года число видов диких животных сократилось на 40%. По данным «Красной Книги», за последние 500 лет было зафиксировано исчезновение видов 844 животных и растений.
4.Виды Красной книги Кемеровской области.


1. Многолетнее травянистое растение, высотой свыше 1 м., с многочисленными прямостоячими стеблями, которые заканчиваются красивым крупным цветком с пятью лепестками. Произрастает в основном в Северном полушарии, часто встречается в Сибири. Обладает разнообразными целебными свойствами: используется при лечении подагры, ревматизма, различных желудочно-кишечных заболеваний, кровотечений, заболеваний нервной системы и т.д. В народе растение называют марьин корень, Марья Коревна, жгун-корень. (ПИОН УКЛОНЯЮЩИЙСЯ)


2. Это одно из очень красивых весенних растений, с довольно крупными пышными золотыми цветками, которое зацветает в конце апреля и цветет до конца мая. В литературе неоднократно упоминается красивая легенда об этом растении: древнегреческая богиня любви Афродита влюбилась в прекрасного юношу и часто бродила с ним по лесам. Однажды он ушел на охоту один и погиб от клыков дикого кабана. Богиня горько оплакивала возлюбленного, а затем превратила его в цветок, окропив нектаром кровь юноши. Согласно другой легенде, цветок получил свое имя в честь финикийского и ассирийского бога солнца, который ежегодно умирал осенью и воскресал весной. В народе называют его горицвет, более древнее название стародубка, черногорка, что указывает на обитание растения на склонах пригорков, хорошо прогреваемых солнцем. Препараты из растения применяются при лечении сердца и сосудов, имеют успокаивающее действие. (АДОНИС ВЕСЕННИЙ).


3.Высокое красивое дерево с раскидистой кроной и сердцевидными листьями, превосходный медонос. На территории нашей области – реликтовый вид, поскольку островки этих деревьев в смешанных лесах насчитывают порядка нескольких миллионов лет. Недалеко от нашего города можно встретить рощу с этим необычным для наших лесов деревом, сохранившимся со времен доледникового периода! В народе это чудесное дерево называют черноствольной березой. Листья и цветки растения имеют лекарственное значение как средство для укрепления иммунитета, а также косметическое средство. (ЛИПА СИБИРСКАЯ)


4.Это пресноводная речная и озерная крупная рыба, до 2 метров в длину, обитающая в бассейнах рек Сибири. Облик рыбы очень характерный: вдоль спины, боков и брюха находятся ряды жестких выступов – жучек, тело между ними покрыто звездчатыми пластинками. Зимуют рыбы в речных ямах глубиной 20-30 метров, а весной еще подо льдом мигрируют на нерестилища. Питается рыба донными беспозвоночными – водными личинками, червями, моллюсками. До 1930-хх годов была одной из обычных рыб в наших реках и служила важным объектом промысла. Резко сократилась численность этой рыбы из-за загрязнения рек и браконьерства. (ОСЕТР СИБИРСКИЙ)


5.Неядовитая змея, чаще всего размером не больше метра. Отличается от других змей «жёлтыми ушами» - ярко-выраженными отметинами на голове, чаще жёлтыми, но иногда белыми и оранжевыми. Питается в основном живыми лягушками, грызунами, реже рыбой. Хорошо приручается и переносит неволю: на Украине и в Беларуси часты случаи одомашнивания пресыкающихся для уничтожения мышей. Из – за отлова туристами, рыбаками, отдыхающими, а также нарушения и загрязнения мест обитания, является редким видом (УЖ ОБЫКНОВЕННЫЙ)


6.Крупный пернатый ночной охотник с размахом крыльев - от 160 до 188 см. Легко определяется по своим размерам, тёмному клюву, опушённым до когтей лапам и перьевым ушкам, наклонённым наружу. Загадочная птица, избегающая близости человека, которую можно встретить в тайге, лесотундре, степях и пустыне. Она легко адаптируется и к северным морозам, и к знойному климату пустынь. Птицу иногда относят к вредным животным из-за сокращения численности охотничьих ресурсов. Но эти представления легко опровергаются тем, что эти хищники едят не так уж много – не больше полукилограмма мяса в сутки, зато неоценима их польза для сельского хозяйства как истребителей грызунов (ФИЛИН)


7.Небольшое парнокопытное животное, длиной тела до 1 м., весом – 11-18 кг. Латинское название вида переводится как «несущий мускус». На брюхе самца животного расположена мускусная железа, наполненная особым секретом – мускусом - самым дорогим продуктом животного происхождения. Еще одним отличительным признаком самцов этого мирного растительноядного животного считается наличие длинных изогнутых клыков, выступающих из-под верхней губы на 7-9 см и выполняющих роль турнирного оружия. Из-за мускуса, это животное является объектом охоты, поэтому нуждается в особой охране (КАБАРГА)


Из-за неразумной деятельности человека наша планета находится в опасности: это не только проблема ТБО и исчезновение биологических видов, но и исчерпание, уничтожение природных ресурсов – лесных, водных и т.д. Однако, каждый человек способен сделать многое для того, чтобы наша планета оставалась живой, богатой, уникальной и прекрасной. Ведь для этого следует выполнять самые простые правила поведения в природе. Какие это правила, все вы, конечно же, знаете. А ведь кроме соблюдения этих правил, вы, подрастающее поколение, можете призвать к их выполнению и других! Наш последний конкурс называется «Сохраним планету на долгие лета!». Каждой команде предлагается по картинке, изображающей какое-либо правило поведения в природе, придумать яркий, запоминающийся слоган, раскрывающий это правило.
5.Конкурс слоганов «Сохраним планету на долгие лета!»
СЛОГАН - рекламная формула, постоянный рекламный девиз. Четкая, ясная и лаконичная формулировка основной темы обращения. Слоган – это ключевая фраза, определяющая либо конкретную организацию, либо рекламную акцию, проводимую ею. В переводе с английского, слоган – лозунг, призыв или девиз.
Например:
Свой долг человека помни и знай,
Мусор в природе - не допускай!
Чистый лес – совесть туриста.
Маленькая искра – большая беда. Потуши костер!
Береги чужие уши – пенье птиц в лесу лишь слушай!
Благодарим вас, ребята, за творческие слоганы! Если вы опубликуете их и призовете к их исполнению ваших родителей, друзей, одноклассников, возможно, многие из них прислушаются и сделают еще один шаг к сохранению нашего общего дома!
У нас одна Земля.
У нас одна Земля, одна,
Она такая голубая.
Нас к помощи зовет она,
Незащищенная такая...
Не отзовешься - в тот же миг
Она нам бросит в обвиненье:
«Не защитили, не спасли!»
Спасите, люди, свою Землю!
На ней одной цветут цветы,
На ней одной смеются дети,
И нет прекрасней красоты,
И нету голубей планеты.
Она дарила радость нам,
Дарила росы и рассветы,
И не найти по всем мирам
Прекрасней матери-планеты.
(Д.Зевина)

Сценарий праздника «День Земли»

Цель проведения : углубление экологических знаний, развитие внимания, воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на земле

Класс: 2б

Оборудование :

  • плакат «Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя»

Е. Евтушенко

  • костюмы для детей - бабочка, стрекоза, божья коровка, ландыш.
  • Выставка книг о природе
  • Колокольчики
  • Фонограмма песни «Раненая птица»
  • Запись «Звуки леса»

Ход праздника

Ведущий:

Наш праздник, посвященный Всемирному Дню Земли, проходит в день, когда во всем мире вот уже 30 лет отмечают этот день. Он был провозглашен ООН 22 апреля 1970 года и с тех пор отмечается ежегодно в нашей стране и во всем мире.

Ученик : Земля всегда была и остается кормилицей человека, источником его существования.

Все от Земли:

И сытость каравая,

И мед весны, и горечь ковыля

Земля моя – сокровищ кладовая,

И палуба людского корабля.

(Песня «Ромашковая Русь»)

Ведущий: Есть чудеса на белом свете,

Цветет как мак заря вдали…

На голубой своей планете

Встречайте, дети, День Земли!

Любите край родной свой с детства

Любовью пылкой без границ,

И знайте, что по зову сердца

Явился Маленький к вам принц

(Звучит музыка. Входит принц.)

Маленький принц Покинул я свой астероид,

Чтоб в добром деле вам помочь,

Нам потрудиться, дети, стоит,

Пока в Москве наступит ночь!

Чтоб сияло ярко солнце,

И не померк наш День во мгле,

Немало сделать нам придется

Во имя жизни на Земле!

(Дети звонят колокольчиками. Выходит Земля.)

Ведущий: Ребята, своим звоном мы разбудили Землю.

Земля: Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,

Не год, не два, а миллиарды лет,

Я так устала. Плоть моя покрыта

Рубцами ран – живого места нет!

Терзает сталь мое земное тело,

И яды травят воды чистых рек,

Все то, что я имела и имею,

Своим добром считает человек.

Зачем друг друга люди так бояться,

Что позабыли о самой Земле?

Ведь я могу погибнуть и остаться

Обугленной песчинкой в дымной мгле.

И не случайно грозные вулканы

Выплескивают лавой боль Земли!

Очнитесь, люди, призовите страны,

Чтобы меня от гибели спасти!

(Песня Земли)

Ведущий: Земля добра. Она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом,

Давайте воевать за доброту!

1 чтец: Природа встречает нас радушно.

Она дарит нам свою красоту.

Наслаждайтесь ею, берегите ее!

Входи сюда другом заботливым,

Внимательным, чутким.

2 чтец: Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм

С лесами, тянувшими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь

Входи сюда,

Будь сердцем чуток

Не оскверняй ее святынь.

3 чтец: Заходите в орешник. Орехи поспели.

Нагибайте орешник. Не ломайте без цели.

Всех орехов не рвите.

Оставьте для белок.

Нет им лучше утехи,

Чем лесные орехи.

Покидая орешник,

Скажите спасибо

Улыбнется орешник,

Скажет в путь вам «Счастливо»

Ведущий: Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – маленькая рана, нанесенная природе. А ведь природе сейчас очень трудно залечивать раны даже самые маленькие.

Ведущий: Ручаюсь я, ребята,

Что хватит вам дел,

Творите добро, кто еще не успел, -

Любите животных, людей и цветы,

Прошу вас, не прячьте своей доброты.

Парадность, безделье – гоните их прочь!

Планета в беде!

Вы должны ей помочь

Конечно, задачи совсем не просты,

Но в каждом сердечке

Есть луч доброты!

Мальчик: Мы, ревнители природы,

Соберем вокруг отходы –

И бутылки, и коробки,

И стаканчики, и пробки…

И ненужный людям хлам,

Разве это трудно нам?

Девочка:

Мне стыдно, друзья, за тех людей,

Которые губят природу.

Дерево, трава, цветок и птица,

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Ведущий : Ни для кого не секрет, что каждый год из-за безумной деятельности человека гибнут сотни тысяч растений, животных, птиц.

(входят дети – стрекоза, божья коровка, бабочка) – читают стихи

(Дети исполняют танец)

1 ученик: Все-все на свете,

На свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников злых и свирепых

Нужны все на свете!

Нужны все подряд –

Кто делает мед

И кто делает яд.

(Песня «Пропала собака»)

2 ученик: Плохие дела у кошки без мышки

У мышки без кошки не лучше делишки

Да, если мы с кем-то не очень дружны,

Мы все-таки очень друг другу нужны.

(Песня «Не дразните собак»)

Ведущий: Удивительный мир природы. Он встречает нас морем звуков, запахов. Заставляет задуматься, прислушаться, присмотреться. Утром, днем и вечером в лесу можно услышать огромное количество звуков.

(Звучит запись «Звуки леса»)

3 ученик : На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

4 ученик : В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи,

Видел я цветы, как люди плачут

И росу роняют на песок.

(Песня «Не рвите цветы»)

Звучит мелодия песни «Ландыши». Входит мальчик в костюме ландыша .

Ландыш : А у меня к ребятам просьба удивительная есть.

Рвут весною нас повсюду,

Вянем мы в букете зря.

Повсеместное истребление нам грозит сейчас, друзья!

Должен всем я вам сказать, что нельзя нас собирать!

(Песня «Ландыши»)

Ведущий : Многие растения и животные встречаются все реже. Главная причина исчезновения растений и животных – это чрезмерная добыча, охота, вырубка леса, загрязнение рек.

5 ученик : Ты видел, в лебедей стреляли?

Ты видел, как они упали?

Скажи, а если б птицы знали

И если б только понимали,

Что их полет прощальным будет,

Их на заре подстрелят люди,

Скажи, они бы не летали?

Наверное, если бы знали

И даже если б понимали,

То все равно б взмывали ввысь.

Ведь небо – это их стихия!

Ведь небо – это их свобода!

Ведь небо – это вся их жизнь!

(Звучит фонограмма песни «Раненая птица»)

Земля: Сегодня мы проведем викторину посвященную Дню Земли.

Викторина

(класс делится на три группы)

Первый конкурс – разминка «Рыбы», «Птицы», «Звери»

(команда по жеребьевке выбирает раздел и отвечает на вопросы)

Вопросы к разделу «Рыбы»

  1. Какая рыба в праздничные дни надевает шубу? (Сельдь)
  2. Какая рыба помогает нам чистить бутылки? (Ерш)
  3. Какой город носит название рыбы? (Судак)
  4. Какая рыба вооружена лучше других? (Рыба-меч)
  5. Какая рыба носит имя человека7 (Карп)

Вопросы к разделу «Птицы»

  1. Какая птица является государственным символом России? (Орел)
  2. Какие птицы спасли Рим? (Гуси)
  3. Какая птица является символом мудрости? (Сова)
  4. Какую птицу называют крылатым почтальоном? (Голубь)
  5. Какая птица умеет считать годы? (Кукушка)

Вопросы к разделу «Звери»

  1. Кого считают царем зверей? (Льва)
  2. Какой зверь помогает переходить дорогу? (Зебра)
  3. Какое животное является эмблемой шахматной федерации? (Конь)
  4. Какой зверь признан лучшим лесорубом? (Бобер)
  5. Какая дикая кошка является товарным знаком спортивной одежды? (Пума)
  6. Как вы можете помочь в охране животных?

Второй конкурс – «домашнее задание».

(Каждая команда должна была подготовить выступление зоологов, биологов, экологов)

Каждый день фауна земного шара становится беднее на один вид животных. Каждую неделю мы теряем один вид растений. За год в атмосферу выбрасывается пять миллиардов тонн углекислого газа. Это истощает озоновый слой.

Третий конкурс - вопросы цветного сектора.

(Учащиеся по очереди бросают кубик. Цвет грани кубика соответствует цвету вопроса)

Зеленый сектор (о растениях)

  1. Как по пню дерева узнать, сколько ему лет? (По годовым кольцам)
  2. Что за трава, которую и слепые знают? (Крапива)
  3. Дерево, символ нашей Родины? (Береза)
  4. Какая ягода бывает черной, красной, белой? (Смородина)
  5. Какие лекарственные травы лечат простуду? (Липа, мята, душица)

Синий сектор (о птицах)

  1. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)
  2. Какую роль играют птицы в природе (Уничтожают вредителей)
  3. Какую из лесных птиц называют лесной флейтой и лесной кошкой? (Иволгу)
  4. Назовите зимующих птиц. (Воробей, сорока, голубь)
  5. С прилета каких птиц мы считаем начало весны? (Грачей)

Красный сектор (о зверях)

  1. Кто меняет шубу два раза в год? (Заяц, белка)
  2. Какие животные спят зимой? (Медведь, еж)
  3. Какой хищник похож на кошку? (Рысь)
  4. Какое животное называют сохатым? (Лось)

Черный сектор (закончи фразу)

  1. Старайся не пользоваться пенопластом, потому что…. (он не разлагается в природе)
  2. Не выбрасывай ненужную бумагу, потому что…. (ее можно сдать на переработку)
  3. Не разводи костры в неположенных местах, потому что…. (может возникнуть пожар)

Команды награждаются

Ведущий : Будем беречь нашу Землю, другой планеты у нас не будет. В наших силах следить за тем, чтобы в нашем городе, вокруг нашей школы, на нашей улице, у нашего дома было всегда чисто.

6 ученик : Смотрю на глобус – шар земной.

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне Материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоги рощи и леса,

Роса на травах, как слеза!

И тихо просят Родники:

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая Река,

Свои теряя берега,

«Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

«Я сберегу вас, сберегу!»

(Песня «Живет на свете красота»)

Ведущий: Только оберегая природу, человечество сохранит жизнь на Земле. Только соблюдая правила поведения в природе, мы можем стать ее верными друзьями и помощниками.


1-я ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые учителя! Здравствуйте, наши зрители! Все мы с вами живем в великой огромной стране — России.

2-я ВЕДУЩАЯ: Все мы очень любим нашу страну. Но, к сожалению, не все жители нашей планеты берегут окружающую природу, красоту наших лесов и побережий.

1-я ВЕДУЩАЯ: Здесь знает каждый, ты и я!
Природу обижать нельзя!
Так скажем дружно раз, два, три,
Откроем праздник — День Земли!

Дети, читающие стихи, уже стоят на сцене.

От Ладоги до Балтики обманчивой
на берегах озер карельских синих
лежит моя земля чудесной бабочкой
в лугах северо-западной России.

Веками ночи белые встречаем мы,
произнося восторженные речи,
и город над Невою величавою
стоит, на наши опираясь плечи!

Окно в Европу Балтика открыла нам,
а Ладога дала дорогу Жизни,
и над волною чайкой белокрылою
возносятся мечты мои и мысли!

ПЕСНЯ «ЗЕМЛЯ — НАШ ОБЩИЙ ДОМ» муз. Насуленко

1.Мы речь свою ведём о том,

Что вся Земля – наш общий дом.

Наш добрый дом, просторный дом-

Мы все с рожденья в нём живём.

2.Ещё о том ведём мы речь,

Что мы наш дом должны беречь,

Давай докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

1-я ВЕДУЩАЯ: Дорогие ребята! Нашей планете грозит беда. С тех пор, как появился человек, он старался покорить, подчинить себе природу. Что только он не выдумал, чтобы улучшить свою жизнь!

На сцену выходят дети, на плечах у них красные повязки, на голове — пилотки.

1-й РЕБЕНОК: Человек! Сотворил страшные яды, которые убивают насекомых и других животных.

2-й РЕБЕНОК: Человек! Создал автомобили, которые отравляют воздух вредными газами.

3-й РЕБЕНОК: Человек! Вырубает деревья, осушает болота, покрывает Землю огромным слоем мусора.

4-й РЕБЕНОК: Люди! Опомнитесь! Нашей планете грозит страшная беда!

2-я ВЕДУЩАЯ: Наше мероприятие – тревожный звонок для каждого из нас. Надеемся, что после нашего праздника ваши сердца отзовутся, и вы будете беречь природу

Выходит « Земля» с большим шаром (макет земли).

Люди добрые, очнитесь,

Да скорее оглянитесь:

Вам же негде будет жить,

Если Землю не любить!

Вы меня охраняйте,

И от грязи защищайте!

Я хочу, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась

И была на ягодах роса!

Я хочу, чтоб солнце грело,

И берёзка зеленела,

И под ёлкой жил колючий ёж.

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы лил всегда весёлый дождь.

Ведущий 1:

Дорогая планета, а разве мы тебя обижаем?

На мне исчезают птицы,

На мне исчезают цветы.

С каждым годом заметнее это.

Лесные радости, мир красоты

Оставляют меня навсегда

Становлюсь я грязней

и бедней день ото дня.

Взгляни на глобус-шар земной-

Ведь он вздыхает, как живой.

И шепчут нам материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоги рощи и леса,

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь человеком, человек!

В тебя мы верим, не солги,

Ты береги нас, береги!»

А теперь, ребята, отдохните и «Сказку о нефтяной рыбке посмотрите»

«Жили – были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед невод в море и вытащил- нет, не одну тину морскую, а ещё ржавые банки и бутылки, рваные пластиковые пакеты.

Закинул дед невод во второй раз – выловил рваный башмак и изношенную шину.

В третий раз, как и полагается, попалась старику рыбка. Да не простая, а известное дело, золотая.

Заговорила она человечьим голосом. Но вот чудо: не стала просить золотая рыбка, мол, отпусти меня, старче, в море. А наоборот, взмолилась: « Только не отпускай меня обратно в морские воды! Лучше кинь в аквариум с чистою водою – отслужу тебе за это любую службу. Не хочу превратиться в рыбку нефтяную, а хочу остаться рыбкой золотою!»

А теперь вопрос: Откуда в моря попадает нефть? Какой вред она наносит морским обитателям?

Художник нарисовал только тени разных морских обитателей. Угадайте, каких? (медуза, дельфин, кит, морской конёк, звезда, акула)

ЗЕМЛЯ: Ребята, я пришла на ваш праздник не одна, а со своими друзьями, сказочными персонажами, которые так или иначе связаны с природой. Встречайте! Мальвина, Буратино, Лесная фея, Крокодил Гена, Золотая рыбка! (роли исполняют дети)

МАЛЬВИНА: Пожалуйста, запомни, как обязан вести себя в лесу воспитанный, вежливый человек и научи этому своих друзей.

РЫБКА: Воспитанный человек не ломает ветки деревьев и кустов, не рвет лесных цветов. Травяной покров сохраняет влагу и дает приют огромному количеству полезных насекомых и мелких зверьков.

ЛЕСНАЯ ФЕЯ: Не сбивай незнакомые тебе или даже известные ядовитые грибы. Многие из них — лекарство для лесных обитателей.

КРОКОДИЛ ГЕНА: Не следует ловить и приносить в дом лесных зверушек, насекомых и птиц, для них наше «развлечение» часто заканчивается болезнью, мучением и смертью. Это не игрушки.

БУРАТИНО: Не разрушай нечаянно или нарочно муравейников! Иначе муравьи не успеют отремонтировать свой теремок до морозов. И погибнут!

МАЛЬВИНА: И, конечно же, вежливый человек, пришедший отдохнуть в лес или на луг, не оставит после себя свалки

2-я ВЕДУЩАЯ: Спасибо вам, ребята. Теперь мы постараемся никогда не обижать природу. Мы должны помнить, что человек не губитель, а друг природы, садовник и врач.

1-я ВЕДУЩАЯ: К сожалению, мы нередко нарушаем эти правила. Правда? Давайте сейчас, вместе с Мальвиной попросим прощения у природы и постараемся больше не допускать таких ошибок.

Все дети встают, Мальвина в центре зала.

МАЛЬВИНА: Прости нас, маленький жучок,
И муравей, и пчелки,
Простите, стройный тополек
И срубленные елки.
Прости нас, пойманный зверек,
Тебе так тесно в клетке.
Прости за то, что не сберег
И стали вы теперь так редки.

1-я ВЕДУЩАЯ: Будем надеться, что природа нас простит.

2-я ВЕДУЩАЯ: И в знак перемирия с природой мы споем веселую песенку «Грибочки».

ПЕСНЯ «ГРИБОЧКИ»

За дверью раздается свист, в зале появляется КРЕПКОСВИСТ с большим рюкзаком
ВЕДУЩИЙ: Ты кто такой?
Крепкосвист. Я – возмутитель спокойствия рек и озер, разоритель птичьих гнезд и нарушитель лесных тропинок – Крепкосвист

ВЕДУЩИЙ: У тебя такой большой рюкзак, что в нем??

Крепкосвист. Для таких хороших деток

Мне не жалко ничего.

У меня для Вас подарки,

Нет Таких ни у кого. — достает и отдает детям

Вот рогатка вам, ребятки.

Чтобы в птичек пострелять.

Вот вам шумный пистолетик.

Чтоб друг друга попугать!

Этим камнем тяжеленным

Можно окна выбивать!

Этой палкой-выручалкой

Во все стороны махать! Вот так!

Хороши мои подарки?

ВЕДУЩИЙ: И нисколько не хороши, забери их назад.

Никакие это не подарки. а очень плохие вещи.

Их срочно надо выбросить!

Дети, верните все ему обратно!… — дети возвращают все вещи.
Крепкосвист. Плохие вы, дети, не буду с вами дружить! А вот еще мои подарки…

Крепкосвист.Разбрасывает мусор
Посмотрите как у вас грязно, а мусора-а-а

Земля:
Это ты Крепкосвист намусорил.

Крепкрсвист
Это не я, это они…(показывает на ребят).

Земля:
Ах, как не хочется в такой праздничный день быть такой замусоренной. Что же мы теперь будем делать?

Дети предлагают убрать мусор. — приготовить — 4 ведра для мусора

Земля:
Спасибо за помощь, только давайте рассортируем мусор по разным корзинам: в одну сложим бумагу, а в другую ветки, шишки и пластиковые бутылки.

Конкурс: «Кто быстрей уберет мусор». .

Крепкосвист — Да, я плохо себя веду, а ваши-то дети умеют себя правильно вести?

ВЕДУЩИЙ: Конечно умеют, можешь задавать им любые вопросы.

Крепкосвист:
Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»! Открываю свою лесную книгу.
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)

ВЕД.Ну вот Крепкосвист,наши дети знают как себя надо вести. И мусор весь собрали, как у нас чисто и красиво.

Крепкосвист. Больше я вредить не буду

Зло, коварство позабуду.

Буду людям помогать,

Никого не обижать!

А сейчас ребята, я Вас покидаю.

Вот подарки возьму, лучше выкину, пойду! — уходит, машет рукой.

Вед.Да, прекрасна наша Земля и зимой, и весной, и летом, и осенью. Земля – это общий для всех дом. Живя в этом доме, человек должен быть добрым, должен заботиться о всех живых существах А кто они такие живые существа?

Ребёнок: Рыбы, птицы, звери в душу людям смотрят.
Как будто просят нас: люди, не убивайте зря!
Ведь море без рыб — не море,
Ведь небо без птиц не небо,
Земля без зверей не земля,
А нам без земли нельзя

ВЕДУЩИЙ: Все согласны?

ЗЕМЛЯ: Кто может ответить на мой вопрос: А какая должна быть планета?

Давайте будем беречь планету

Другой такой на свете нет

Развеем над нею и тучи и дым

В обиду её ни кому не дадим

Украсим всю землю садами цветами

Такая планета нужна нам всем с вами

ЗЕМЛЯ: Да, я согласна, будем наводить красоту на моей планете. Только как?

ВЕДУЩИЙ: Матушка Земля, мы тебя просим, открой свои подарочные коробки, и сама все увидишь!

Открывает первую коробку — ЦВЕТЫ

Конечно, они обязательно должны быть на моей планете! Пожалуйста, украшайте!

Открывает вторую коробку: — БАБОЧКИ

Эти сказочные насекомые не проживут без цветов, пожалуйста, украшайте

Открывает третью коробку: ПТИЦЫ

Конечно, без пения птиц, моя планета будет грустной и печальной. Отпускайте их на землю.

Открывает четвертую коробку: РЫБЫ

Пусть эти золотые рыбки всегда исполняют ваши желания. Запускайте их в моря и океаны

ВЕДУЩИЙ: Посмотрите-ка, друзья.

Как прекрасна, ты земля!

Песня «Земля полна чудес»

ЗЕМЛЯ: Спасибо вам ребята. Мне так было с вами интересно.

Давайте будем беречь планету –
Во всей вселенной похожей нету,
Во всей вселенной только одна

Для жизни и дружбы всем Вам Я дана

Танцевальная композиция «Васильковая страна»

ЗЕМЛЯ: Славно мы повеселились.

Очень крепко подружились.

Поплясали, поиграли.

Все вокруг друзьями стали.

Мне пора уже прощаться

С вами буду расставаться.