Ремонт Дизайн Мебель

Бизнес план мини нпз установка ректификации. Общие вопросы по нпз. Проектирование, изготовление оборудования

Проекты строительства, реконструкции и модернизации мини-НПЗ (от 10 000 тонн/год до 1 000 000 тонн/год).

Проектно-конструкторское бюро завода в сотрудничестве с проектным институтом ООО «ПриволжскНИПИнефть» выполняет проекты строительства, реконструкции и модернизаии мини-заводов по переработки сырой нефти и вторичной переработке нефтепродуктов (мазута, битума, газойля) объемом переработки до 1 млн тонн в год по сырью.

Проектирование нефтеперерабатывающих заводов малой производительности (мини-НПЗ) с учетом пожеланий заказчика и условий размещения будущего объекта.

Проект мини-НПЗ состоит из проектной документации (стадия ПД), рабочей документации (стадия РД) и специальных разделов для прохождения государственной экспертизы:
- охрана труда и управления производством,
- сметы и организация строительства,
- ИТМ гражданской обороны, мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций,
- охрана окружающей среды, оценка воздействия на окружающую среду проектируемых и действующих объектов;
- выполнение расчетов и разработка норм предельнодопустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов;

Также осуществляем проектирование дополнительных разделов:

Автоматизация оборудовани нефтеперерабатывающих заводов (АСУ ТП мини-НПЗ);
- осуществление функций генпроектировщика мини-НПЗ;
- авторский надзор за строительством мини-НПЗ;
- инжиниринговые услуги в области нефтепереработки.

Пример. УПН-250 (установка переработки нефти производительностью 250 000 тонн/ в год).

Назначение проектируемого объекта.

Установка по переработке нефти (мини НПЗ) для получения бензина, керосина, дизельного топлива, газойля и мазута путем разгонки нефти в ректификационной колонне, Для обеспечения бесперебойной работы установки проектом предусмотрены основные технологические объекты НПЗ:

— площадка печи с топливными емкостями;

— площадка насосов УПН-250;

— операторная и лаборатория;

— дренажные емкости и резервуары V=10, 25, 50 м3;

— котельная;

— площадка дизельгенератора;

Мощность установки по перегонке нефти – 250 тысяч тонн в год.

Номенклатура выпускаемых нефтепродуктов на установке и их качество в соответствии с требованиями «Временного технологического регламента установки УПН-250».

Состав проектируемых объектов мини-НПЗ.

Рабочим проектом предусматривается разработка проектной, рабочей и сметной документации следующих основных сооружений на территории Ленинградской области.

1. Установка по переработке нефти УПН-250:

— площадка колонны и теплообменников;

— площадка печи с топливными емкостями и резервуарами;

— площадка насосов УПН-250;

— операторная и лаборатория;

— дренажные емкости V=10м3;

— котельная;

— лафетная установка;

— площадка дизельгенератора;

Проектом мини-НПЗ предусматриваются следующие разделы:

генеральный план и транспорт;

технологические решения;

архитектурно-строительные решения;

тепловые сети;

наружные сети канализации;

пожарная сигнализация и оповещение людей о пожаре;

автоматизация технологического процесса;

электроснабжение завода;

электрооборудование;

пожаротушение нефтеперерабатывающего завода или мини НПЗ;

мероприятия по предотвращению чрезвычайных ситуаций на НПЗ;

мероприятия по обеспечению пожарной безопасности;

экологическое обоснование для выбора площадки для строительства;

расчет энергопотенциалов;

проект организации строительства;

проектная, рабочая и сметная документация.

Мини-заводы (мини НПЗ) по производству моторного топлива
Решение для отдаленных районов и месторождений нефти
Получение товарного моторного топлива, соответствующего требованиям любых стандартов

Мини-заводы по производству моторного топлива (нефтепродуктов) представляют собой полностью укомплектованные модульные установки(заводы), пригодные для немедленного монтажа на рабочей площадке и предназначенные для того, чтобы быть полностью готовыми к эксплуатации в течение трёх недель после прибытия оборудования на подготовленную строительную площадку.

ВЫХОД ПРОДУКТА С МИНИ НПЗ
НАФТА (ПРЯМОГОННЫЙ БЕНЗИН С МИНИ НПЗ) – Типичная температура конца кипения нафты – от 110°C до 185°C. Эта углеводородная фракция разделяется УМТ на две составляющие – нафту и нефрас. Нафта в дальнейшем используется в качестве базового компонента при производстве высокооктановых бензинов.
ДИЗЕЛЬНАЯ ФРАКЦИЯ (ДИСТИЛЛЯТ С МИНИ НПЗ) – Типичный температурный диапазон кипения этого продукта находится в пределах приблизительно от 185°C до 340°C. Продукт подвергается дополнительной ректификации для разделения керосина (лигроина) и дизельного топлива. В зависимости от желания заказчика может вырабатываться арктическое, зимнее или летнее дизельное топливо.
ОСТАТОЧНАЯ ФРАКЦИЯ (ПРЯМОГОННЫЙ МАЗУТ С МИНИ НПЗ) – это фракция после первичной разгонки, которая тяжелее дистиллята, с температурой начала кипения приблизительно 320°C. Этот продукт обычно используют при производстве различных марок флотских топлив и мазутов.

При переработке обычной сырой нефти на мини НПЗ с удельной плотностью до 0,865 установка будет работать при номинальной мощности, и на ней будет производиться приблизительно 20% объемн. нафты и лёгкого бензина (нефрас), 30% объемн. среднего дистиллята (керосин и дизельная фракция) и 50% остаточной фракции (прямогонный мазут). Фактическая производственная мощность мини НПЗ, выходы продуктов в процентах и их температуры кипения меняются в зависимости от специфических характеристик используемой сырой нефти поставляему на мини НПЗ. После получения данных о составе сырой нефти необходимо предоставить выходы продуктов, которые могут быть произведены на мини НПЗ и осуществить модификацию мини НПЗ для удовлетворения особых потребностей и требований к проектированию.

Проектный институт «УНИПИнефть» готов обеспечить проектирование любого дополнительного оборудования для дальнейшей переработки потоков продуктов, например, установки гидроочистки средних дистиллятов, каталитического риформинга, вакуумной перегонки и стабилизации нафты.

УСТАНОВКА ПО ПРОИЗВОДСТВУ МОТОРНОГО ТОПЛИВА (МИНИ НПЗ)
ВАРИАНТЫ ИСПОЛНЕНИЯ И УСЛУГИ:
Поставка запасных частей, рассчитанных на два (2) года работы установки
Технадзор при строительстве – 1 человек на 30 дней
Технадзор при пуске и техническое обучение персонала – 1 человек на 30 дней
Установка обессоливания нефти в модульном исполнении
Дозирующая система в модульном исполнении на две (2) добавки
Погрузочная эстакада
Емкости для сырья
Емкости для продуктов
Защитная транспортная упаковка
Доставка в порт или до места строительства

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ МИНИ НПЗ

Мини НПЗ проектируются по индивидуальному заказу для удовлетворения специфических требований конкретного заказчика. Выход моторного топлива меняется в соответствии с конкретными характеристиками перерабатываемой сырой нефти. Обычно установки могут эксплуатироваться с минимальной производительностью, составляющей 70% от максимальной производительности.

ТИПОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МИНИ НПЗ
Мини НПЗ поставляется из технологических модулей в полностью собранном виде со всем необходимым оборудованием, трубной обвязкой, электрооборудованием и оборудованием КИПиА, в том числе:
Теплообменники
Насосы
Колонна атмосферной перегонки нефти
Сепаратор лёгкого бензина
Колонна бокового погона – дизельной фракции
Аппараты охлаждения

Отдельно от модулей поставляется сырьевая печь для монтажа рядом с модулем мини НПЗ.

По желанию заказчика главная панель управления и электрическая панель управления располагаются в отдельном здании – операторной мини НПЗ. Панели поставляются с готовой внутренней проводкой, причем провода и кабели выполняются так, чтобы обеспечить их легкое соединение на месте.

Отдельно для монтажа мини НПЗ на месте поставляются следующие элементы:
Трубная обвязка между модулями мини НПЗ
Лестницы, платформы и изоляция атмосферной колонны и отпарных колонн мини НПЗ

Дополнительно комплектуемые элементы:
Система противопожарной защиты на модулях мини НПЗ
Все технологические схемы с трубопроводами и КИП, однолинейные схемы электрических соединений, типовые схемы нагрузок на фундаменты и инструкции по монтажу, необходимые для осуществления полной сборки (монтажа) мини НПЗ.
Руководства по эксплуатации

ПЕРЕЧЕНЬ ТИПОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ МИНИ НПЗ
Наименование оборудования
Колонна атмосферной перегонки нефти мини НПЗ
Колонна дизельной фракции мини НПЗ
Печь для нагрева сырья, подаваемого в колонну атмосферной перегонки нефти мини НПЗ
Теплообменники (сырье / продукт) мини НПЗ
Охладители нафты, диз. фракции, керосина мазута
Сырьевые насосы
Насосы орошения колонны атмосферной перегонки нефти
Насосы охлаждающей жидкости (либо воздушные охладители)

СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ИСПОЛНЕНИЯ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ МИНИ НПЗ

Исполнение для работы с использованием водяного пара – Это исполнение предназначено для случаев, когда владелец предпочитает использовать водяной пар для эксплуатации установки. Может использоваться проект по специальному заказу для предоставления технологической системы, в которой требуется водяной пар для отпарки или для нагревания.

Исполнение для работы в холодном климате – Такое исполнение предназначается для установок, работающих в суровых зимних условиях. Специально разработанные установки могут эксплуатироваться в районах с температурой ниже -39°C. Для таких установок применяются специальные металлы, электрооборудование в арктическом исполнении, рециркуляционные аппараты воздушного охлаждения, обогрев электрическими теплоспутниками и системы промывки. Технологические модули выполняются закрытыми, с тепловой изоляцией, обеспечивается обогревом и вентиляцией. Выполненные съемными для работы в летнее время, стенки модуля при транспортировке на площадку обеспечивают дополнительную защиту установки.
Исполнение с дополнительным охлаждением продукта – Для охлаждения продукта перед его подачей на хранение используется аппарат водяного охлаждения. Если требуется дополнительное охлаждение в летнее время и в районах с жарким климатом, в схему после концевых холодильников с водяным охлаждением могут быть добавлены аппараты воздушного охлаждения, которые эксплуатируются в периоды максимально высоких температур.

Исполнение для использования дистиллята в качестве топлива в печи – Применяется там, где топливного газа нет в наличии. Сырьевая печь может быть модифицирована для обеспечения возможности сжигания в ней в качестве топлива мазута с УМТ.
Исполнение с применением конструкционных материалов, рассчитанных на сырье с высоким содержанием серы – Стандартная установка рассчитана на переработку сырой нефти с содержанием сернистых соединений от 1,5% масс. и выше. Если перерабатываемое сырье имеет более высокое содержание серы, печь, трубопроводы, колонна и некоторое другое оборудование изготавливается из легированных сталей.

Исполнение для сырой нефти с высоким содержанием солей – В том случае, если в сырой нефти содержится большое количество солей, в проекте технологической установки могут быть использованы аппарат электростатического обессоливания нефти и специальное материальное исполнение оборудования

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДУЛЬНЫХ МИНИ НПЗ

Мини НПЗ (нефтеперерабатывающий завод) предназначен для производства высококачественного товарного топлива. Установка сооружается с обеспечением соответствия требованиям норм и правил ГОСТ и СНиП РФ. Мини НПЗ оснащается необходимым оборудованием КИПиА так, чтобы во время эксплуатации требовался минимальный контроль со стороны операторов. При проектирвоание модульное оборудование установлено на НПЗ таким образом, чтобы обеспечить легкий и удобный доступ к узлам и компонентам установки во время проведения тех. обслуживания. Мини НПЗ запроектирован с учетом обеспечения максимальной энергетической эффективности. Все вырабатываемые на установке продукты охлаждаются до температуры, требуемой при хранении.

МЕХАНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Все насосы и теплообменники типа «труба в трубе» устанавливаются на модульной конструкции.
Колонна атмосферной перегонки сырой нефти и колонна д/фракции поставляются смонтированными на модулях в соответствующем для их перевозки положении. На рабочей площадке заказчика будет необходимо развернуть колонну атмосферной перегонки сырой нефти и колонну дизельной фракции в их вертикальное положение.
Конструкционные материалы, используемые для изготовления установки, рассчитаны на переработку малосернистой нефти и изготавливаются в основном из углеродистой стали. Исключение составляют регулирующие клапаны, имеющие покрытие из легированной стали и трубы печи, изготавливаемые из сплава с 5% содержанием хрома. При изготовлении установок для переработки сырья с высоком содержанием серы, используются еще более высококачественные конструкционные материалы.
Оборудование может поставляться в зимнем или арктическом исполнении для регионов с холодным климатом и в тропическом исполнении для стран с жарким климатом.

ТРУБОПРОВОДЫ И ТРУБНАЯ ОБВЯЗКА
Проектирует, изготавливает и монтирует на модульном основании всю трубную обвязку между теплообменниками и насосами.
Все трубы, фитинги и клапаны выполняются из углеродистой стали или, при необходимости, легированных сплавов.
Все трубопроводы на модульной установке проходят гидравлические испытания до отгрузки установки.

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Для управления работой электродвигателей насосов и аппаратов охлаждения в составе технологического модуля поставляется щит электрических пускателей.

Система освещения установлена на технологическом модуле, колонне атмосферной перегонки нефти и на модуле ёмкости / аппарата охлаждения.

КИПиА
В комплекте оборудования поставляет все оборудование КИПиА, указанное на схемах трубопроводов с приборами.
Оборудование КИПиА поставляется пневматического или электрического типа по выбору заказчика.
В комплекте предоставляется также панель управления горелками сырьевой печи для обеспечения безопасной и эффективной эксплуатации печи.

ЗАЩИТНЫЕ ПОКРЫТИЯ
Все трубы и оборудование модуля покрываются грунтовкой и снабжаются слоем теплоизоляции в соответствии со схемами трубопроводов с обвязкой КИПиА.

Все трубы и оборудование в пределах модуля, не требующие установки теплоизоляционного слоя, покрываются грунтом и красятся.

МОНТАЖ
Мини завод по производству нефтепродуктов спроектирован таким образом, что обеспечивается возможность быстрого и простого монтажа. Мини НПЗ по производству моторного топлива обычно может быть полностью смонтирована и введена в эксплуатацию с производством соответствующего Техническим условиям моторного топлива в течение трёх недель после прибытия оборудования на подготовленную строительную площадку. Три модуля, в состав которых входит технологическое оборудование, колонна атмосферной перегонки сырой нефти и колонна дизельной фракции, спроектированы таким образом, чтобы они располагались рядом друг с другом и соединялись болтами. Все соединительные трубопроводы между модулями заводского изготовления и снабжены фланцами для удобства монтажа.

ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
Два (2) комплекта информации поставщиков комплектующих изделий, включая оригинальные чертежи, технические данные, перечни запасных частей и руководства по эксплуатации оборудования.
Два (2) комплекта документации (руководств) по эксплуатации установки. В этих руководствах подробно изложен порядок операций, осуществляемых при пуске и эксплуатации установки.
Два (2) комплекта чертежей технологической схемы установки, чертежей трубопроводов с обвязкой КИПиА, однолинейных схем электрических соединений, компоновочных чертежей, а также всех строительных чертежей, компоновки трубопроводов, механических, КИПиА, и электрических чертежей, необходимых при проведении технического обслуживания и эксплуатации установки.

Запасные части для мини НПЗ
Земельный участок, здания и фундаменты установки, включая подготовку строительной площадки;
Системы обеспечения энергоносителями, необходимые для эксплуатации мини НПЗ
Резервуары, ёмкости, бойлеры и другое оборудование, не включенное в описание стандартного НПЗ
Все трубные и кабельные перемычки между стандартной установкой и вышеупомянутым оборудованием
Оборудование пожаротушения
Очистные сооружения мини НПЗ, которыми необходимо дополнить мини НПЗ с целью удовлетворения требований федерального, республиканского или местного законодательства, а также иных норм или административных разрешений по защите окружающей среды

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДРУГИХ ВИДОВ МИНИ НПЗ
Установки вакуумной перегонки
Установки гидроочистки и каталитического риформинга бензина

_____________________________________________________________
Переработка нефти
Цель переработки нефти (нефтепереработки) - производство нефтепродуктов, прежде всего различных видов топлива (автомобильного, авиационного, котельного и т. д.) и сырья для последующей химической переработки.

Первичные процессы
Первичные процессы переработки не предполагают химических изменений нефти и представляют собой ее физическое разделение на фракции. Сначала промысловая нефть проходит первичный технологический процесс очистки добытой нефти от нефтяного газа, воды и механических примесей - этот процесс называется первичной сепарацией нефти.

Подготовка нефти
Нефть поступает на НПЗ в подготовленном для транспортировки виде. На заводе она подвергается дополнительной очистке от механических примесей, удалению растворённых лёгких углеводородов (С1-С4) и обезвоживанию на электрообессоливающих установках (ЭЛОУ).

Атмосферная перегонка
Нефть поступает в ректификационные колонны на атмосферную перегонку (перегонку при атмосферном давлении), где разделяется на несколько фракций: легкую и тяжёлую бензиновые фракции, керосиновую фракцию, дизельную фракцию и остаток атмосферной перегонки - мазут. Качество получаемых фракций не соответствует требованиям, предъявляемым к товарным нефтепродуктам, поэтому фракции подвергают дальнейшей (вторичной) переработке.

Материальный баланс атмосферной перегонки западно-сибирской нефти
Газ
Бензиновые фракции
Керосин
Дизельное топливо
Мазут
Потери

Вакуумная дистилляция
Вакуумная дистилляция - процесс отгонки из мазута (остатка атмосферной перегонки) фракций, пригодных для переработки в моторные топлива, масла, парафины и церезины и другую продукцию нефтепереработки и нефтехимического синтеза. Остающийся после этого тяжелый остаток называется гудроном. Может служить сырьем для получения битумов.

Вторичные процессы
Целью вторичных процессов является увеличение количества производимых моторных топлив, они связаны с химической модификацией молекул углеводородов, входящих в состав нефти, как правило, с их преобразованием в более удобные для окисления формы.

По своим направлениям, все вторичные процессы можно разделить на 3 вида:
Углубляющие: каталитический крекинг, термический крекинг, висбрекинг, замедленное коксование, гидрокрекинг, производство битумов и т.д.
Облагораживающие: риформинг, гидроочистка, изомеризация и т.д.
Прочие: процессы по производству масел, МТБЭ, алкилирования, производство ароматических углеводородов и т.д.

Риформинг
Каталитический риформинг - каталитическая ароматизация нефтепродуктов (повышение содержания аренов в результате прохождения реакций образования ароматических углеводородов). Риформингу подвергаются бензиновые фракции с пределами выкипания 85-180°С. В результате риформинга бензиновая фракция обогащается ароматическими соединениями и его октановое число повышается примерно до 85. Полученный продукт (риформат) используется как компонент для производства автобензинов и как сырье для извлечения ароматических углеводородов.
Гидроочистка
Каталитический крекинг
Каталитический крекинг - процесс термокаталитической переработки нефтяных фракций с целью получения компонента высокооктанового бензина и непредельных жирных газов. Сырьем для каталитического крекинга служат атмосферный и легкий вакуумный газойль, задачей процесса является расщепление молекул тяжелых углеводородов, что позволило бы использовать их для выпуска топлива. В процессе крекинга выделяется большое количество жирных (пропан-бутан) газов, которые разделяются на отдельные фракции и по большей части используются в третичных технологических процессах на самом НПЗ. Основными продуктами крекинга являются пентан-гексановая фракция (т. н. газовый бензин) и нафта крекинга, которые используются как компоненты автобензина. Остаток крекинга является компонентом мазута.
Гидрокрекинг
Гидрокрекинг - процесс расщепления молекул углеводородов в избытке водорода. Сырьем гидрокрекинга является тяжелый вакуумный газойль (средняя фракция вакуумной дистилляции). Главным источником водорода служит газ риформинга. Основными продуктами гидрокрекинга являются дизельное топливо и т. н. бензин гидрокрекинга (компонент автобензина).
Коксование
Процесс получения нефтяного кокса из тяжелых фракций и остатков вторичных процессов.
Изомеризация
Процесс получения изоуглеводородов (изобутан, изопентан, изогексан, изогептан) из углеводородов нормального строения. Целью процесса является получение сырья для нефтехимического производства (изопрен из изопентана, МТБЭ и изобутилен из изобутана) и высокооктановых компонентов автомобильных бензинов.
Алкилирование
Алкилирование - введение алкила в молекулу органического соединения. Алкилирующими агентами обычно являются алкилгалогениды, алкены, эпоксисоединения, спирты, реже альдегиды, кетоны, эфиры, сульфиды, диазоалканы.

Основные понятия: мини завод нефтепродуктов, мини завод переработка гудрона, мини завод переработка мазута, мини завод переработка нефти, мини завод переработка сырой нефти, поект мини завода нефтепродуктов, привзяка завода бензина, привязка завода моторного топлива, проект завода моторного топлива, проект мини нпз, проект мини-нпз, проект привязки мини-нпз, проект реконструкции мини-нпз, проектирование заводов нефтепродуктов, проектирование мини заводов по производству моторного топлива, проектирование мини НПЗ, проектирование мини-НПЗ, производство бензина, производство мазута, рабочий проект мини НПЗ, установка завода моторного топлива, установка по производству моторного топлива

  1. Основная специализация нашего предприятия - это проектирование и строительство нефтеперерабатывающих установок различного назначения для НПЗ (мощностью от 10 тыс. тонн в год до 3 млн.тонн в год по сырью). Но мы также можем брать на себя проектирование и строительство всего НПЗ, т.е. кроме технологических установок, также и общезаводское хозяйство.
  2. Строительство НПЗ хоть «мини» (любой до 200 тыс. тонн в год по сырью), хоть «макси» предусматривает для начала проект всего НПЗ с экспертизой проекта и получением разрешения на строительство (всё вместе не менее 4-6 млн. рублей для самого минимального по мощности)
  3. Сам НПЗ хоть мини, хоть макси включает в себя помимо комплекса технологических установок и общезаводское хозяйство: товарно-сырьевой парк, сливо-наливная эстакада, противопожарная инфраструктура, энергетическое хозяйство, ограда, освещение, молниеотводы и т.д.) всё вместе для самого минимального мини завода около 40-50 млн руб.(больше зависит от противопожарной инфраструктуры) вместе со строительством.
  4. Технологические установки любого завода включают в себя: установку первичной перегонки нефти (газового конденсата) на прямогонные фракции и установки вторичной переработки (например получение высокооктанового бензина, очистка от соединений серы и т.д.) и если получить октановое число бензина 92-95 можно и смешав с присадками прямогонный бензин (в этом нет ничего криминального, т.к. в Евро бензинах объём присадок доходит до 50%), то получить показатели Евро 4 и Евро 5 обычно не получится для большинства видов сырья. Но проект НПЗ последние несколько лет (если завод ориентирован на получение моторных топлив) не пройдёт экспертизу, если продукция предусмотрена ниже чем Евро 4 и 5, а значит НПЗ должен включать помимо установки первичной переработки ещё и дополнительные установки (их сложность и цена зависят от физико-химического состава сырья, которое собираетесь перерабатывать). Например установка первичной переработки сырья мощностью 100 тн в сутки (35 тыс. тонн в год) стоит 34 млн рублей "под ключ", а дополнительный комплекс установок для получения бензина и дизельки класса Евро 4 и 5 (при условии, что перерабатываем газовый конденсат или нефть с низким содержанием серы вообще и с практическим отсутствием меркаптановой серы в частности) будет стоить ещё 40 млн.рублей (в качестве продукции будет бензин АИ 92-93, дизелька зимняя и летняя, и пропан\бутан).
  5. По нормам САНПИН удалённость технологических установок НПЗ от жилья - 1000 метров.
  6. Поставка технологического оборудования ведётся "под ключ", т.е. с монтажом, пусконаладкой и обучением персонала.
  7. Проектирование и строительство всего комплекса НПЗ или общезаводского хозяйства ведётся по отдельному договору.

Вопросы по эксплуатации

  1. Переработка углеводородного сырья (нефть, газовый конденсат и их смеси) ведётся на установках циклонного типа (называем WR технология или вихревая ректификация).
  2. Параметры продукции соответствуют ГОСТ. Преимущество установок такого типа состоит именно в том что на любом сырье без перестройки оборудования получаем продукцию с параметрами ГОСТ.
  3. В качестве топлива используется мазут, полученный на установке - 2,5% от массы перерабатываемого сырья - это потеря на топливо. Потери на несконденсированные газы зависят от сырья и обычно составляют около 1,5-3 %.
  4. Производственный цикл непрерывный.
  5. Всё оборудование сертифицировано, имеется сертификат ТС таможенного союза.
  1. Из ранее построенных установок только первичной переработки и работающих легально более-менее успешно работают НПЗ с мощностью от 15-20 тыс. тонн в год по сырью. При этом октановое число бензина повышают за счёт присадок, но для получения АИ 92-93 присадки обходятся довольно дорого, а кроме того для получения зимней дизельки (З и А) теперь лучше делать депрарафинизацию на катализаторах, т.к. при переработке парафинистого сырья присадки в дизельку снижают температуру замерзания на 20 градусов, но температура помутнения не меняется. Поэтому теперь заказывают помимо установки первичной перегонки и установки каталитической переработки бензиновых и керосиновых фракций.
  2. По опыту эксплуатации разных заводов в Сибири, считаем логистически оптимальными в наших условиях (в смысле доставки сырья автотранспортом и ж\д транспортом), а также оптимальными по срокам окупаемости в 1,5-2 года после начала эксплуатации, мощности заводов от 35 до 80 тыс. тонн в год по сырью. При этом в составе такого завода могут быть следующие технологические установки

Комбинация рекомендуемых установок может быть самой разной разнообразной, в зависимости от перерабатываемого сырья, мощности и выбранной продукции. При этом совсем не обязательно ориентироваться только на переработку исходного сырья:

Например из Томской трубной нефти получается примерно 18% прямогонного бензина, 36-38% дизельки и 38-40% мазута, но при этом можно поставить установку первичной перегонки в 40 тыс. тонн в год по сырью, установку прямой конверсии бензинов в 30 тыс. тонн в год и установку комбинированного крекинга мазута в 40 тыс. тонн в год, и недостаток в сырье для установок крекинга и конверсии восполнять покупкой дополнительного мазута и прямогонного бензина (или лёгкого газового конденсата).

Наименоваие оборудования Назначение оборудования Примечание
1 Комплектно-блочная нефтеперерабатывающая установка с узлом отбензинивания. Установка для первичной перегонки сырья на прямогонные фракции с обеспечением основных показателей ГОСТ для любых видов сырья Необходимо для любого НПЗ
2 Комплектно-блочная установка прямой конверсии бензиновых фракций (стоимость катализатора входит в цену поставки). Обеспечивает получение высокооктановых бензинов от 80 до 95 из прямогонных бензинов. (При получении АИ 92-93 из прямогонного бензина, до 35% его по массе переходит в газ пропан\бутан) Рекомендуется для любого НПЗ с переработкой от 20 тыс. тонн первичного сырья в год

3 Комплектно-блочная установка прямой конверсии керосиновых фракций (стоимость катализатора входит в цену поставки). Установка идёт как встраиваемый реакторный блок к установке первичной перегонки сырья Обеспечивает получение зимних сортов дизельного топлива из парафинистого сырья, а также большие объёмы летнего дизельного топлива Рекомендуется, т.к. хорошее сырьё как правило с высоким содержанием парафинов
4 Установка комбинированного крекинга мазута (газойля), с блоком прямой конверсии светлых продуктов крекинга (стоимость катализаторов входит в цену поставки) Позволяет получить из мазута дополнительно до 25-30% бензина и до 12-17% дизельного топлива (от массы мазута) Рекомендуется, т.к. с конца ноября и до лета цена на мазут составляет менее 2 тыс. рублей за тонну (реально получение сверхприбыли).Для заводов мощностью от 40 тыс. тонн в год по сырью.

5 Комплектно-блочная установка обратной конверсии - ароматизации и олигомеризации (стоимость катализаторов входит в цену поставки). Позволяет получать из газов прямой конверсии высокооктановый компонент бензина (олигомеризат) с октановым числом 95, или смесь ароматических углеводородов БТК

1.Актуально там, где пропан\бутан не востребован, и его необходимо преобразовать назад в бензин.

2.Обратной конверсии подвергается 65% газов.


6 Установка кислотной сероочистки светлых нефтепродуктов (блок очистки бензина и блок очистки дизельного топлива) Обеспечивает содержание серы в бензине и дизельке соответствующие Евро 4 и 5

1.Пожалуй, единственный экономически приемлемый метод обессеривания моторных топлив для НПЗ небольшой мощности.

2.Вообще без обессеривания можно обойтись только для продуктов из некоторых газовых конденсатов Западной Сибири


7 Установка газосепарационная с узлом сжатия пропан/бутана и системой подачи топливных газов на горелки печей. Позволяет выделить из газов конверсии и крекинга пропан\бутановую фракцию, ожижить её и направить в товарный парк, а оставшиеся газы направить в горелки печей .

Необходимо на любом НПЗ с каталитической переработкой бензинов и мазута


8 Установка смешения компонентов моторных топлив Получение смесевых бензинов на основе катализатов и присадок

Моб: +7-908-114-86-41

656064, г. Барнаул, ул. Павловский тракт, д. 49 б, офис 311

Режим работы: 8:00 до 22:00

Сам себе НПЗ: независимые переработчики против нефтяных гигантов. 10 НОЯБРЯ 2015 ГОДА КОМПАНИИ / ЭНЕРГЕТИКА / НЕФТЬ МОСКВА, 10 ноября

К началу XXI века созданный во времена СССР нефтеперерабатывающий комплекс России поделили между собой крупные игроки, превратившиеся благодаря этому в полноценные вертикально-интегрированные компании (ВИНК). В результате, на рынке возникла олигополия: восемь компаний контролировали более 90% объема переработки и внутреннего рынка нефтепродуктов. При этом, ВИНК в первую очередь ориентировались на международный рынок и не были заинтересованы в поставках своей продукции потребителям внутри страны, которые снабжались по остаточному принципу.

Малые и средние НПЗ, не вошедшие в состав ВИНК, не могли с ними конкурировать на равных из-за плохой технической оснащенности, низкого качества продукции и логистических проблем. Тем не менее, за последние 10 лет в России появилось крупные независимые НПЗ, которые производственным и финансовым показателям не уступают заводам ВИНК. Секреты успеха – современное производство и гарантированный рынок сбыта.

Первым крупным проектом по созданию независимого нефтепереработчика стал Антипинский НПЗ , решение, о строительстве которого было принято в 2004 г. Инвесторами проекта выступила группы предпринимателей из Тюменской области. Хотя проект получил всестороннюю поддержку властей региона, но даже благодаря наличию "административного ресурса", отношение к нему было крайне скептическим.

Тем не менее, акционеры сумели договориться о кредитах, обеспечить финансирование и построить современный НПЗ. Если на старте в 2006 г. мощность завода составляла 400 тыс. т/г. переработки, то уже через четыре года она выросла в 10 раз до 4 млн т/г. В результате, Антипинский завод превратился в лидера на рынке Тюменской области и крупного игрока в соседних регионах.

Завод продолжает активно наращивать производственные мощности, которые с 2010 г. по 2014 г. удвоились, достигнув 8 млн т/г. В прошлом году объем производства разных видов нефтепродуктов превысил 6,2 млн т.

При этом, маркетинговая стратегия завода с самого начала была сориентирована на выпуск нефтепродуктов с высокой добавленной стоимостью. Сейчас завод способен выпускать дизельное топливо стандарта Евро-5, в следующем году начнется производства бензина, отвечающего самым высоким международным требованиям. До конца 2015 г. глубина переработки нефти должна достичь 94% . Этот показатель в среднем по России не превышал 74% в 2014 г. Выпуск дизельного топлива составит до 50% продукции завода. По этим параметрам Антипинский НПЗ можно сравнить с лучшими европейскими нефтеперерабатывающими предприятиями.

На этом процесс развития завода не будет завершен. После окончания строительства современного нефтеперерабатывающего блока на базе НПЗ предполагается создать нефтехимический комплекс с целью производства ароматических углеводородов – бензола, толуола и ксилола.

Успех проекта признают эксперты и руководители многих ВИНК, которые рассматривают Антипинский НПЗ как серьезного соперника на внутреннем рынке. Со стороны нефтяных компаний, в частности бывшей ТНК-BP, неоднократно предпринимались попытки купить НПЗ в Тюмени, но на все предложения о продаже владельцы завода отвечали отказом.

Повышаем рентабельность мини-НПЗ модулем глубокой переработки мазута

Последние 8 лет мы активно продвигаем концепцию глубокой переработки нефти с использованием малобюджетных аппаратурно-технологических решений. В годы экономического кризиса для нефтеперерабатывающей промышленности этот призыв весьма актуален. Особенно актуален вопрос глубокой переработки нефти для мини-НПЗ.

Понятно, что на малом заводе при несовершенной технологии глубина переработки нефтяного сырья не превышает 50–60%, а это значит, что и прибыльность такого НПЗ минимальна. Собственники просчитались. Нужны средства на модернизацию. Экономическим базисом высокой рентабельности любого НПЗ, и прежде всего «мини», является технология с максимально высокой глубиной переработки нефти. Суммы чистой прибыли, а, следовательно, и рентабельность, будут максимальны при глубине переработки нефти свыше 90%, т.к. только светлые нефтепродукты имеют максимальную добавленную стоимость. Выход один: надо модернизировать примитивную технологию переработки нефти на максимальный выход дистиллятных топлив, а заодно и привести документацию в соответствие с нормативами. Методология модернизации малых НПЗ дополнительным монтажом модуля глубокой переработки мазута, либо гудрона, приведена в настоящей статье.

Первичная перегонка нефти на мини-АТ

Базовыми технологическими решениями практически всех мини-НПЗ является первичная перегонка нефти. В основе схем перегонки нефти заложены различные аппаратурные решения. Однако, даже на профессионально изготовленных установках, отбор светлых фракций не превышает 70–80% от потенциала. Выход мазутов превышает 50%, и в них содержится до 15–40% дизельных фракций. Порой в мазутах можно обнаружить хвостовые бензиновые фракции.

В некоторых случаях на «мини» пытаются достичь более глубокого отбора светлых моторных топлив, – устанавливают вакуумную колонну. Дополнительные капитальные затраты оказываются неоправданно высокими с малым экономическим эффектом. Получаемые вакуумные газойли, как правило, высокопарафинистые, с высокими температурами завстывания и высокой вязкостью, что значительно снижает стоимость товара. Остаточный гудрон на рынке не востребован.

Встает задача поиска эффективных технологических решений по переработке мазутов. Остаточные

фракции мазута представляют ценное сырье для конверсионной переработки в дизельные дистилляты. Для НПЗ с малой производительностью рентабельными могут быть только малобюджетные технологические схемы глубокой переработки мазута с получением в максимальном количестве высоколиквидных светлых товарных нефтепродуктов, цена которых в 2–3 раза выше исходного сырья.

Технологическая концепция модернизации мини-НПЗ

Только глубокая деструкция тяжелых углеводородов нефти обеспечит решение поставленной задачи: производство светлых бензино-дизельных топлив в максимальном количестве. Такое условие можно осуществить с помощью новых аппаратурно-технологических решений. Эти решения должны быть универсальными и комплектными. Конечно, для малого НПЗ технологическое оформление процесса переработки мазута должно быть в модульном исполнении. Модуль глубокой переработки мазута должен быть интегрирован с установкой первичной перегонки нефти по основным технологическим потокам, и особенно, по схеме рекуперации тепла. Дополнительное комплектование действующего «мини» модулем глубокой переработки мазута должно отвечать условиям минимизации вложения инвестиционных средств. Срок изготовления и привязки модуля не должен превышать 6–7 мес., а эксплуатационный срок окупаемости инвестиций не должен быть более 4–6 мес.

Описание технологических решений

За последние годы в России построены около двух сотен, так называемых мини-НПЗ мощностью менее 10–100 тыс. тонн нефти/год. Основу технологии таких заводов составляет процесс первичной перегонки нефти, т.е. ее атмосферной ректификации на получение прямогонных низкооктановых бензинов и дизельных топлив. Основной реализуемый товар – судовые топлива. Остаточные прямогонные мазуты стараются продать на экспорт, сжигают в котельных или на промыслах закачивают в нефтепровод. За счет экономии на транспортных расходах, строительство таких мини-НПЗ в удаленных регионах стало обоснованным. Однако малая (не более 50–60%) глубина отбора светлых топлив не окупает затраченных средств на строительство мини- НПЗ базирующихся только на первичной перегонки нефти. Вакуумная перегонка мазута не вытягивает экономику «мини» в высокую доходность.

Увеличить глубину переработки нефти можно различными способами. Безусловно, приоритет у процесса «Висбрекинг» – он имеет наименьшие капитальные затраты, а появившийся безмазутной – «дизельный висбрекинг» еще и дополнительно обеспечивает выработку дизельно- бензиновых дистиллятных фракций до 30–40% на нефть. На создаваемых мини-НПЗ по безмазутной отечественной технологии переработки нефти «Висбрекинг- «Термакат» глубина переработки нефти гарантирована до 85–92%, что обеспечивает высокую рентабельность даже малым заводам мощностью 30–40 тыс. т. нефти/год. На построенном в ХМАО малом НПЗ-0,8 на пусковой отработке безмазутной технологии было показано, что новые аппаратурно- технологические решения позволили увеличить выход светлых моторных топлив на 26% выше потенциала исходной нефти. Результат надо сказать отличный – всем понятно, что доходность от реализации дизельных фракций в 2,5–3 раза выше, чем от мазута.

Однако, мы, как разработчики, до сих пор не знаем, почему завод не работает на максимальную глубину переработки нефти, почему главный инженер не включает в работу блок конверсии мазута?

Не понятна позиция собственника, который мирится с ежемесячными многомиллионными потерями в своем бизнесе.

Назначение технологических решений: глубокая переработка по безмазутной схеме нефтей, в том числе низкого качества: тяжелых, вязких, парафинистых; остаточных мазутов, гудронов и нефтешламов, в светлые дистиллятные продукты (выход 85–93%) и вторичное котельное/судовое топливо и/или дорожные и промышленные битумы.

Конечно, правильнее всего проектировать и строить НПЗ на глубокую переработку нефти с применением интегрированных технологических схем. Аппаратурно- технологические решения в этом случае будут с минимальными капиталовложениями, а технологический результат наиболее эффективным. Последними проектными разработками найдено рациональное аппаратурно- технологическое решение по созданию комплектного блока вторичной глубокой переработки мазута и компактного мини-модуля глубокой конверсии мазута. Разработка выполнена в 2-х вариантах.

1. Полноценный блок вторичной переработки мазута в составе ректификационной колонны, технологической нагревательно-реакционной печи и модуля кавитационной конверсии мазута. Блок размещается в щитовом строительном модуле площадью 6х18 м, с высотой колонны 12 м.

При переработке 50%-го мазута типа М-40 от западносибирской нефти получают, % масс. на нефть:

2–3 % – бензиновых фракций;

20–25 % – дизельных фракций;

8–10 % – печного/судового топлива;

12–16% – остаточного судового топлива/ М-100

Получаемая продукция с блока вторичной переработки мазута откачивается в товарный парк. Рекуперация тепла откачиваемых потоков осуществляется на блоке первичной перегонки нефти.

2. Модуль кавитационной конверсии мазута (МККМ), фактически является «сердцем» блока вторичной переработки мазута. Оборудование модуля смонтировано на платформе размером 2,2х4,2 м. Изометрическое изображение модуля ККМ приведено на рис. 2. Модуль изготавливается в 2-х вариантах: на переработку нефти и на переработку мазута.

Технологически модуль встраивается в первом случае на потоке нефти между печью и колонной, во втором случае на потоке откачиваемого из колонны мазута. Дополнительно полученные дистиллятные дизельные и бензиновые фракции выводятся из существующей колонны на

мини-заводе. В отдельных случаях, после предварительного расчета существующей технологии, может потребоваться дополнительный монтаж ректификационной колонны и технологической печи. В этом случае первичную производительность существующих мини-установок можно увеличить в

1,5–2 раза.

Оптимальная производительность МККМ – от 3,0 до 6,0 м3/час. Минимальная мощность мини- модуля конверсии мазута ограничена производительностью надежной работы кавитационно- акустических насосов – 1,5–2,0 м3/час. Дополнительный выход дистиллятных фракций – до 30% на нефть. В остатке получают остаточное судовое топливо, либо мазут М-100, либо сырье для производства дорожных битумов. В качестве дополнительной опции поставляется модуль по производству неокисленных дорожных битумов.

3. Типовые модули ГПН. Для профессионально построенных установок первичной переработки нефти можно рекомендовать ранее разработанные типовые модули, которые в совокупности представляют интегрированную технологию глубокой переработки нефти по полной схеме термокавитационной конверсии тяжелых углеводородов – процесс «Висбрекинг-ТЕРМАКАТ®». Для

модернизации действующих нефтеперерабатывающих производств, после экспертизы технологии и оборудования, рассчитываются и подбираются необходимые типовые решения технологических модуле.

Инновационность решений

Среди отечественных разработок заслуживает внимание процесс «Висбрекинг-ТЕРМАКАТ®», обеспечивающий максимальную конверсию мазута в бензино-дизельные фракции.

В технологии «Висбрекинг-ТЕРМАКАТ®» разработчики вышли на управление конкурирующими процессами термодеструкции и термополиконденсации, что позволяет получать в остатке высококачественные дорожные битумы заданных свойств. Термокавитационное воздействие на тяжелые компоненты остаточных мазутов обеспечивает их максимальную конверсию в бензино-дизельные дистилляты, одновременно влияет на рост асфальтеновой фазы и ее стабильность. В зависимости от исходного содержания асфальтенов в нефти выход битумов может колебаться от 5 до 40%, при этом выход бензино-дизельных фракций, квалифицируемых как ШФЛУ плотностью менее 820 кг/м3, составляет 55–93%. При отсутствии потребности в битумах производится вторичное котельное топливо марки М-100, либо остаточное судовое топливо, их выход может составлять 20–30%. Энергозатраты на конверсионный процесс сравнимы с вакуумной перегонкой мазута, которая, кстати, в этом случае совершенно не нужна.

Висбрекинг мазута протекает мягче и глубже, нежели для гудрона, и процесс надежнее в эксплуатации – исключается закоксовывание оборудования, что в случае с гудроном является основным отрицательным фактором. Технологическая схема переработки тяжелых нефтей на базе процесса «Висбрекинг-ТЕРМАКАТ®» универсальна и легко перенастраивается с операторного пульта либо на производство битумов, либо на производство остаточного котельного топлива. Следует отметить, что получаемые бензины характеризуются повышенными октановыми числами – на 6–12 пунктов выше чем для прямогонных, а дизельные топлива получаются с более низкими температурами застывания – на 10–15°С ниже чем для прямогонных. Качество бензина и дизельного топлива по фракционному составу закладывается на ректификационной колонне. Избыточное содержание серы из бензиновых и дизельных фракций (до соответствия требованиям Евро-4,-5) должно быть удалено одним из приемлемых (по капитальным затратам) для малотоннажных производств методов.

Технические характеристики

Технологические блоки и модули для мини-НПЗ- УГПН создаются производительностью 20, 40, 100 и 200 тыс. т. Каждый модуль максимальной монтажно- технологической готовности, включающий аппараты и оборудование, контрольно-измерительные приборы, запорную, предохранительную и регулирующую арматуру, трубопроводную обвязку и электропроводку, размещается на платформе 3х7 м и может транспортироваться автомобильным, речным и железнодорожным транспортом. Срок изготовления модулей – 6 мес.

Комплектные мини-НПЗ проектируются, изготавливаются, монтируются и вводятся в эксплуатацию уже через 10–12 мес. с момента принятия заказа. Срок окупаемости – до 6–12 мес. Доходность: свыше 6000 руб./т нефти.

Производительность: 20–50, 100 и 200 тыс. т/год.

Количество модулей: 3–13 ед.

Площадь для размещения технологического оборудования: 40х60 м2.

Установленная электрическая мощность: 120–250 кВт

Производственный персонал: 2 чел. в смену.

План-график работ по модернизации и инвестированию

Работы по модернизации мини-нефтеперегонного производства начинаются с обследования существующего производства, расчетов основного оборудования. При выработке инженерной концепции аппаратурно-технологического оформления технологии глубокой переработки нефти учитываются все основные и вспомогательные потоки, рассчитывается схема рекуперации тепла. Выбирается наиболее благоприятное сезонное «окно» для монтажа модулей на действующем производстве.

План-график работ и инвестиций по модернизации мини-НПЗ обычно рассчитывается на 1 год. Сроки приняты с учетом заказов материалов, изготовлением, поставками и пусконаладочными работами.

Обеспечение качества продукции в соответствии с техрегламентом

Поскольку содержание серы в товарных продуктах 1-й очереди полностью зависит от содержания серы в исходном сырье, а содержание серы в нефти как правило составляет 1,0–1,6%, то квалифицировать продукты необходимо будет с учетом их сернистости. Бензиновые фракции, скорее всего как нефтехимическое сырье, либо как компонент ШФЛУ. Дизельные фракции могут быть квалифицированы как печные топлива, маловязкие судовые топлива. Дорожные битумы могут вырабатываться широкой ассортиментной гаммы.

Может вырабатываться свыше 10 видов светлых дистиллятных продуктов (светлые печные и судовые топлива, растворители и т.п.) и все марки дорожных и промышленных битумов (строительные, кровельные, изоляционные и др.). При недостатке нефти установка может эксплуатироваться на любом доступном углеводородном сырье (мазуты первичные, гудроны, вакуумные газойли, газоконденсатные остатки, АСПО и т.п.). Основное требование – минимальное содержание в нефтяном сырье серы и механических примесей.

Продукты 2-й очереди

(каталитическое облагораживание )

При разработке инженерной концепции модернизации нефтеперерабатывающего производства должны быть рассмотрены все организационные и технологические решения по объему и видам работ для 2-й очереди завода, реализация которых позволит выпускать ту же самую продукцию, только с категорией качества по квалификации Евро-4,-5. Основными продуктами станут: автомобильный бензин АИ-95 и дизельное топливо Евро-5 летних и зимних видов. Малые НПЗ вполне обоснованно рассматривают возможность глубокой переработки мазутов, с получением светлых дистиллятных топлив и остаточных дорожных битумов.

Продукция

Товарный баланс глубокой переработки мазута или гудрона определяется химическим составом и физико-химическими свойствами сырья, а также установленным технологическим режимом переработки. Товарный баланс существенно зависит также от плана по ассортименту вырабатываемой продукции. Выработка остаточного продукта более глубокой степени превращения, как правило, приводит к увеличению выхода светлого дистиллятного продукта и технологического газа. Балансовые выходы продуктов даны в альтернативных вариантах выработки остаточных продуктов – вторичного котельного топлива мазута топочного М-100 и дорожного битума. Кроме указанных выше продуктов на установках типа УГПМ могут производиться:

1) светлая бензиновая фракция – нафта по СТП с выходом до 15% масс.;

2) взамен светлого печного бытового топлива – судовое маловязкое топливо по ТУ 38.101657-87, моторные топлива ДС и ДМ для среднеоборотных и малооборотных дизелей по ГОСТ 1667-68, углеводородная фракция термодеструктивных процессов (К-4) по ТУ 38.1011303-90;

3) взамен дорожного битума-мазут топочный по ГОСТ 10585-99, битумы вяжущие по ГОСТ Р 52056-2003, битумные эмульсии по ГОСТ Р 52128-2003, битум кровельный по ГОСТ 9548-74, битум строительный по ГОСТ 6617-70, пеки волокнообразующие, связующие, электродные и пр.

Ассортимент товарной продукции должен быть согласован с разработчиком на стадии привязки проекта на основании свойств исходного сырья. Для проблемных видов сырья могут быть проведены пилотные процессинговые эксперименты на получение планируемой продукции. Доукомплектование мини- установок АТ блоком глубокой переработки мазута позволяет перевести мощности в разряд малых НПЗ с квалифицированной переработкой нефти до высококачественных дорожных битумов и дизельных или печных топлив (в зависимости от сернистости сырья). Достигаемая глубина переработки нефти в 85–93% обеспечит высокую прибыль от эксплуатации любого малого НПЗ даже в кризисных условиях.

Реконструкция, либо модернизация мини-НПЗ на существенное углубление переработки нефти позволит собственникам вывести свое предприятие из кризисного состояния в высокорентабельную эксплуатацию. Только так можно восстановить нефтеперерабатывающее производство и обеспечить работой не один десяток человек.

66 | 1/2015 (45) | СФЕРА. НЕФТЬ И ГАЗ

Если заходит речь о производствах, чаще всего думают, что это: тысячи сотрудников, множество машин, множество технологических линий, гектары с огромными помещениями. Высокая доходность оптимизированного производства обусловлена не его мощностью, а современным и высокоэффективным оборудованием с быстрой окупаемостью. Большинство наших фабрик так организованы, однако эти заводы являются низкорентабельными. Новые фабрики приходят на замену производствам устаревшего обрзца.

Производство мини нпз

Мы предлагаем услуги по проектированию и строительству мини нпз.

Проблема сбыта, подготовки и переработки нефти на малодебитных месторождениях решается очень медленно, да и вряд ли крупные компании пойдут на допуск владельцев небольших объемов нефти к ее подготовке, приему в товарные парки и дальнейшей прокачке по трубе. Вместе с тем, обеспечение отдаленных регионов качественными нефтепродуктами до настоящего времени решается в основном путем их дорогостоящего сезонного завоза. Поэтому наличие сырья в этих районах, и потребность в готовых нефтепродуктах является веским аргументом в пользу строительства и эксплуатации мини НПЗ. Мини НПЗ не находят широкого применения потому, что проекты, которые предлагаются для строительства или устаревшие и выдающие некачественную продукцию, но имеющие приемлемую цену, или производящие неплохие нефтепродукты, но имеющие очень высокую цену и довольно большие мощности, которые не всегда можно загрузить имеющимся сырьем. Ни то, ни другое не является стимулом для развития малотоннажной переработки нефти.

Стратегией энергетического развития России на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28.08.2003г. № 1234-р (раздел VI-2), предполагается строительство новых высокоэффективных нефтеперерабатывающих заводов средней мощности в районах концентрированного потребления нефтепродуктов, а в удаленных северных и восточных районах – малых НПЗ с полным циклом переработки нефти.

В Украине под эгидой ГП НИИНП «МАСМА» разрабатывается программа производства на мини НПЗ альтернативных видов топлива (содержание компонентов из возобновляемых источников сырья не менее 30%).

Для мини-НПЗ невозможно использовать уменьшенные копии проектов, используемые на крупных нефтеперерабатывающих предприятиях как для атмосферной так и для вакуумной перегонки. Более того, если проекты атмосферных установок существуют, то установок малой производительности для вакуумной переработки просто нет. Поэтому все мини-НПЗ имеют только атмосферную перегонку нефти, при которой глубина переработки довольно низкая, а попытки увеличить глубину за счет повышения температуры переработки резко снижают качество дизельного топлива. Так же большой проблемой для мини НПЗ является подготовка нефти. Ведь наличие солей и мехпримесей очень быстро выводит из строя оборудование и негативно влияет как на сам производственный процесс, так и на качество нефтепродуктов.

Разработанная нами технология позволяет эффективно решать все перечисленные проблемы.

#image.jpgМини НПЗ, которые мы строим, позволяют не только готовить нефть, но и имеют возможность ступенчато (50 тонн в сутки) изменять производительность атмосферного блока переработки, включает вакуумный блок, который позволяет увеличить глубину переработки на 10-12% не ухудшая качество дизельного топлива.

Высокоэффективная схема подготовки и переработки сырья позволяет использовать наши заводы непосредственно на месторождениях, а высокая глубина переработки дает высокую рентабельность, что снижает сроки окупаемости.

Нами построены и успешно работают заводы в г. Саки, г. Николаев, г. Кагарлык, г. Ладыжин.

Принципиально процесс превращения нефти, газового конденсата и их смеси в конечные продукты на предлагаемом нами комплексе представляет собой следующую схему (показанное на фото оборудование установлено на заводе ООО «Горизонт ОЙЛ» г. Ладыжин):

Из резервуарного парка #image.jpg сырье подается насосами в установку обезвоживания и обессоливания нефти (если сырье не подготовлено),#image.jpg если сырье подготовлено, оно подается непосредственно на печи огневого нагрева.
После нагрева сырье подается на атмосферные колонны, где происходит его фракционирование.#image.jpgПолученные при атмосферной перегонке сырья прямогонный бензин и дизельное топливо поступают в резервуарный парк, а мазут поступает в компенсационный резервуар, откуда подается на печь для догрева и поступает в вакуумную колонну.#image.jpg

При переработке мазута на вакуумной установке получается гудрон и вакуумный газойль.

В наших установках предусмотрена подготовка сырья, что позволяет применять их непосредственно на месторождениях. Атмосферная перегонка сырья осуществляется в атмосферных колоннах, каждая из которых имеет производительность 50 тонн в сутки, что позволяет построить комплекс нужной производительности или перерабатывать объемы в зависимости от потребности.

Следующий этап переработки происходит на вакуумной колонне, которая технологически включена в схему и позволяет перерабатывать мазут или параллельно с атмосферной переработкой или автономно.

Возможно также включение установки смешения для доведения полученного прямогонного бензина (октановое число 50-60) до товарной продукции путем добавления высокооктановых добавок или производство альтернативного топлива с применением биоэтанола.

* примечание: выход светлых нефтепродуктов и мазута зависит от фракционного состава нефти и определяется в каждом конкретном случае лабораторным способом.

Мини-НПЗ располагается на площадке, имеющей водоснабжение и электроснабжение. Для удобства работы желателен резервуарный парк, позволяющий хранить десятидневный запас сырья, а также готовую продукцию (в зависимости от потребности). Технологическое оборудование изготавливается и доставляется на площадку, где производится его установка и обвязка трубопроводами. При необходимости мы имеем возможность оборудовать резервуарный парк.

Площадка для размещения НПЗ должна находиться на расстоянии не менее 1000 м от жилого массива. Прочие требования определяются на проектной стадии и аналогичны требованиям, предъявляемым к складам ГСМ.

Ориентировочная площадь, занимаемая непосредственно установкой производительностью 30 тыс. т/год составляет 200 кв.м. Размеры площадки для нефтеперерабатывающего комплекса в целом с его инфраструктурой составляют примерно 0,5 га.

Все эти параметры определяются на стадии подготовки проекта.

В проекте предусмотрен дистанционный контроль параметров переработки, аварийная сигнализация критических параметров, автоматическая аварийная защита оборудования.

Все средства контроля и автоматики производства стран СНГ и имеют сертификаты соответствия и разрешения на применение во взрывоопасных установках.

Управление установкой ведется из операторной, расположенной вне взрывоопасной зоны.

Для электроснабжения применяется промышленная трехфазная сеть. Для нагрева сырья используется топливо, вырабатываемое на самой установке. Предусматривается аварийная система энергоснабжения – дизельгенератор, поскольку нефтеперерабатывающие предприятия должны иметь два независимых источника энергоснабжения.

Аналитический контроль процесса осуществляется стандартными методами анализов по ГОСТ, на обычном лабораторном оборудовании с обычными методами отбора нефтепродуктов.

Источник: http://mini-npz.com.ua/

Производство мини нпз

Насосная оборотной воды;

Помещение для операторной;

Установка ФУС - 30 состоит из рамы, на которой монтируются:

1.Кубовая емкость, с установленной на ней колпачковой ректификационной колонной с дефлегматором.

2.Сборник бензина с установленными на нем вертикально двумя теплообменниками для конденсации паров бензина. Трубные пространства соединяются последовательно, межтрубные параллельно.

3.Два горизонтально расположенных теплообменника служащих для предварительного подогрева исходного сырья.

№ Название Составной Части Параметры

1 Кубовая ёмкость Наружный диаметр 1020 мм

Длина 3930 мм

Масса 1520 кг

2 Сборник бензина Наружный диаметр 1020 мм

Ширина 5000 мм

Высота 6285 мм

Масса 8600 кг

Производительность по сырью 10-12 тыс. т/год

4. ПРИНЦИП РАБОТЫ УСТАНОВКИ

Исходное сырье - нефть или газовый конденсат - из сырьевой емкости насосом под давлением 0.1 - 0.3 МПа и расходом 1.2 - 1.4 м. куб/час подается в трубное пространство теплообменника, где подогревается до 60–80 С печным топливом с температурой 150 -160 С, подаваемым из кубовой емкости.

Далее подогретое до t 60-80 С сырье подается в ректификационную колонну с колпачковыми тарелками. Ректификационная колонна монтируется на горизонтальной кубовой емкости, в которой смонтирован теплообменный элемент для окончательного подогрева сырья в кубе колонны. Подогрев осуществляется также блочной горелкой жидкотопливной мощностью 0,5 Мг/Вт. Ректификационная колонна состоит из тарелок колпачкового типа. В верхней части ректификационной колонны встроен порциональный дефлегматор. Охлаждение и конденсация паров бензина в дефлегматоре осуществляется производственной водой подаваемой в дефлегматор. Регулирование температуры верха колонны осуществляется путем изменения количества подаваемой воды в дефлегматор. Верх ректификационной колонны через шламовую трубу соединен с последовательно-расположенным теплообменником конденсатором, установленными вертикально на сборнике бензина. В теплообменнике конденсаторе пары бензина охлаждаются, конденсируются и стекают в сборник бензина, откуда в последствии производится откачка бензиновой фракции в бензиновую емкость. Оставшаяся тяжелая фракция - стабилизированный кубовый остаток - откачивается из кубовой емкости насосом, через двухсекционный теплообменник в котором производится его охлаждение водой до температуры 60-70 С, в емкость печного топлива.

Сброс подтоварной воды из бензиновой емкости, а также сброс дождевых стоков с площадки технологических емкостей производится в подземную емкость, с последующим вывозом автоцистернами.

При изготовление установки использовались листы и корпусные трубы стали: СТ-3 ГОСТ 380-88. Секции теплообменников изготовлены из труб СТ-20 ТУ 14-3-460-75. Сварка производилась электродами УОНИИ-13/55 ГОСТ 9467-75.

Установка соответствует всем требованиям санитарных норм, предъявляемых к данному оборудованию. Основной источник вредных выбросов в атмосферу – жидкотопливная блочная горелка. Максимальная количество вредных выбросов в атмосферу для установки производительностью по сырью 10 тыс. т/год при работе на жидком топливе составляет (кг/г): углеводороды – 364, окись углерода – 35, окись азота – 112, двуокись азота – 5, пыль неорганическая – 0,7.

По степени воздействия на организм человека (токсичность) вредные выбросы относятся к малоопасным (4 и 3 класс опасности), кроме двуокиси азота (2 класс опасности), количество которого незначительно.

5.МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Установка стабилизации конденсата является взрывоопасным и пожароопасным производством.

Газоконденсат содержит углеводороды парафинового ряда от С5 до СП, нафтеновые и ароматические углеводороды, образующие с воздухом взрывоопасные и горючие смеси, все они относятся к 2,3 и 4 классу опасности по ГОСТ 12.1.005-88.

Установка стабилизации конденсата отнесена по взрывопожарной опасности к категории "А"; (ОНТП 24-86 МВД СССР).

По требованиям ПУЭ-85 "Правила устройства электроустановок"; наружные площадки установки стабилизации конденсата связанные с использованием и переработкой легковоспламеняющихся и горючих емкостей, отнесены к классу В-1г.

Группа производственных процессов по СНИП 2.09.04-87 по санитарной характеристике соответствует 2г. В соответствии с методикой "Общие принципы количественной оценки взрывоопасности технологических объектов», изложенной в Приложении №1 к "Общим правилам взрывоопасности для взрывопожароопасных химических , нефтехимических, нефтеперерабатывающих производств" 1988 г. выполнен расчет энергетического потенциала устанавливаемых блоков и определена категория взрывоопасности технологических блоков. В результате категория взрывоопасности всех блоков установки стабилизации конденсата определена как III, относительный энергетический потенциал взрывоопасности блоков - 27.

6. ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ АППАРАТОВ УСТАНОВКИ НА ГЕРМЕТИЧНОСТЬ СВАРНЫХ ШВОВ.

6.1. Все аппараты установки не относятся к котлонадзорным изделиям, для надежной оценки герметичности аппаратов на основе их практической прочности испытательное давление принято равным 0.3 МПа.

6.2 Продолжительность гидравлического испытания -10 минут. Испытания проводятся до покраски и наложения теплоизоляции.

6.3. Гидравлические испытания производятся при положительной температуре окружающего воздуха. Разница температур металла и окружающего воздуха не должна вызывать выделения влаги на поверхности аппарата.

6.4 Повышение давления при гидравлическом испытании должно происходить плавно, без гидравлических ударов.

6.5. При неудовлетворительных результатах испытания, обнаруженные дефекты должны быть устранены, а испытание повторено.

6.6. Аппарат считается выдержавшим гидравлическое испытание, если не обнаружено:

1. падения давления по манометру;

7.5. Трубопроводы связать проволокой в пучки.

7.6. Комплектность поставки определяется конструкторской документацией.

8. ТРЕБОВАНИЯ К МОНТАЖУ И ЭКСПЛУАТАЦИИ.

8.1. Хранение у заказчика поступившей на монтаж установки должно обеспечить передачу ее в монтаж без дополнительных работ по очистке, ревизии и ремонту. При передаче установки в монтаж, они подвергаются расконсервации, наружному осмотру. Проверяется комплектность поставки.

8.2. На подготовленную и выложенную дорожными плитами площадку укладывается рама установки. На раму устанавливается кубовая емкость, сборник бензина, теплообменник двухсекционный. На кубовую емкость монтируется колонна ректификационная в сборе с дефлегматором. На сборник бензина монтируется теплообменники - конденсатор в сборе. По верху установка, связывается шламовой трубой с теплообменником конденсатором. Обвязываются трубопроводами аппараты установки.

8.3. При монтаже установки необходимо ректификационную колонну с дефлегматором выставить по отвесу. Отклонение от вертикальности не более 10мм. Отвес закрепляется в верхней точке дефлегматора. Величина отклонения определяется на уровне фланца горловины кубовой емкости.

9. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕПЛОИЗОЛЯЦИИ.

Теплоизоляция выполнятся матами из минеральной ваты Р-125-1000-500 ГОСТ 9572-63

Покровный слой выполняется из оцинкованной ваты 5-ПН-НО-05-ГОСТ 14994-74 Ст.ЗкП-ОН-МТ-НРГОСТ 14918-80