Ремонт Дизайн Мебель

Какие суждения являются фактическими, какие оценочными, а какие утверждения носят теоретический характер. Правильно определяем фактический характер, оценочное суждение и теоретическое утверждение Первым указывает на фактический характер истории

У словосочетания «фактический характер» достаточно много объяснений. Каждая трактовка может значить совсем разные определения. Некоторые специалисты считают, что оценочное суждение и фактический характер - это родственные понятия.

Что это такое?

Термином принято называть события, которые уже произошли. То есть фактический характер - это суждение, которое утверждает, что определенное событие уже произошло и не требует никаких объяснений. Именно вследствие этого будет невозможным опровергнуть какой-то факт. Фактический характер означает достоверные события, которые произошли или произойдут. Зачастую в суждениях присутствуют определенные цифры.

Признаки фактического характера

Все утверждения разные, но что-то общее из них можно выделить. Фактический характер - это в первую очередь суждение, которое не несет в себе какой-то эмоциональной окраски. Утверждения могут лишь констатировать событие и то, что произойдет или произошло после него. Признаки:

  • Об описываемом говорится в прошедшем времени. Событие, которое уже давно произошло. Например, Вторая мировая прошла.
  • Присутствие в суждении каких-то точных цифр количества, процентов и точных дат. Например, по социологическим исследованиям 60 % людей не пользуются мужским шампунем.
  • Приведение цитаты какого-то человека. Например, Александр Сергеевич Пушкин говорил: «Чем меньше я думаю, тем легче мне живется».

Что такое оценочное суждение?

В отличие от фактического суждения, оценочное характеризуется субъективностью. Это значит, что мнения могут быть кардинально разными и их может быть большое количество. Это разнообразные положительные и отрицательные оценки события, а также прогноз или предположение касаемо того, что будет происходить или произошло. Благодаря этому понимают, что фактический характер - это точная информация, а оценочное суждение - это субъективные данные.

Признаки оценочного суждения

Иногда без таких выражений сложно обойтись. Ведь они позволяют объяснять, как могут влиять события на другие предметы. А также то, как может повлиять какое-либо событие, которое может произойти. Признаки:

  • В первую очередь это предложения, которые не называют что-то точно, а имеют лишь предположительный характер. Иногда предполагается, что возможно наступление какого-то события.
  • Большое количество вводных слов в высказывании или в предложении: предположительно, очевидно, кажется, напротив и так далее.
  • Происходит обезличивание мнения. Становится сложно определить, кто конкретно говорит. Чаще всего используются конструкции: я считаю, я думаю, я предполагаю и другие.

Слово «факт» происходит от латинского faktum – «сделанное, свершившееся».
Факт – это знание в форме утверждения, достоверность которого строго установлена. Факты образуют эмпирическую основу познания. Фактическое суждение фиксирует реальный факт, явление уже состоявшейся действительности, имевший место в реальное время. Суждения, носящие фактический характер нельзя оспорить.

Наука различает три вида социальных фактов:

  • Действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп.
  • Продукты человеческой деятельности (материальные и духовные).
  • Словесные (вербальные) действия: мнения, суждения, оценки. Примерами таких социальных фактов могут быть: переход Суворова через Альпы, пирамида Хеопса, слова, сказанные Архимедом: "Дайте мне точку опоры, и я сдвину земной шар".

Итак, фактический характер носят те события, которые реально произошли и являются только материалом для дальнейшего анализа, дальнейших оценочных суждений. Например, в тексте указывается «с ростом доходов потребителя реже ремонтируют одежду и обувь, предпочитая покупать новые, отказываются от дешёвых и не очень качественных продуктов питания». Положение не даёт оценок. То же самое и в предложении - «эту закономерность исследовал немецкий экономист Эрнст Энгель» - констатируется факт.

С научным объяснением факта связана и его оценка. Человек, познающий социальные явления, не может быть безразличен к изучаемым фактам, у него формируется собственное к ним отношение, положительное или отрицательное, т. е. он так или иначе оценивает события. Суждения(высказывание, мнение об определенном факте, предмете, явлении) оценочныевыражают отношение к фактам, оценивают их значение. Эти суждения могут включать в себя как чисто оценочный компонент («плохо», «хорошо», «безнравственно» и т.п.), так и отношение к явлению в более широком плане, объяснение его причин с собственной позиции или оценку его влияния на другие явления («может объясняться», «является примером» и т.п.). Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «по вашему мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «как отмечал» и т. п. Поэтому следует тщательным образом анализировать представленные в задании положения текста, мысленно соотнося их с социальным фактом или оценочным суждением.



Итак, факты образуют эмпирическую основу познания. Научно установленный факт – базис науки, он признается как данность, как непреложная истина (одним из значения слова «факт» является «истинное знание»). Тогда как объяснения фактов, отношение к ним, оценки их роли могут быть различны.

Для выполнения подобных заданий многие справочники рекомендуют пользоваться следующими рекомендациями:

Фактические суждения Фактические суждения могут содержать следующие словосочетания: Оценочные суждения Примерами оценочных суждений могут служить :
Возникли Считается, должны
Включают С точки зрения исследователей
Цифры – (объем) По-видимому
Решают Думается
Предназначаются На наш взгляд
Это – (какой-то факт) Представляется
Во все времена была Необходимо признать
Обеспечивают По мнению ряда исследователей
Поэтому (утверждение) С нашей точки зрения
Принята, утверждена Скорее всего
Однако… (какой-то факт) По нашему мнению
Имеют форму Согласно другой точке зрения
Признает Можно предположить
Запрещает (утверждение) Преуменьшение…неоправданно
Поставила (свершившийся факт) Идет довольно активно (какой-то процесс)
Вошла в десятку Однако…
Связывают Имеет уверенную тенденцию к сохранению
Состоялся Если сохраниться, то можно предположить
Заявили о слиянии Что-то сегодня находиться в упадке
Окончила институт Все это самым губительным образом отражается на…
Много тратит времени - это величайшее завоевание цивилизации
Все больше пользуются В этом году он получил злободневную направленность
Поставлен диагноз Уровень существенно возрос
Специалисты зафиксировали Разрыв нельзя было считать приемлемым
Это вызвало значительный рост Акции нефтяной компании становятся «локомотивом»
Состоялся очередной Международный фестиваль дизайна Вряд ли акции будут стабильны
В исследовании приняли участие 30000 мужчин Она правильно поступает
Дата Привычка может привести
Фактически свершилось Он получил злободневную направленность и стал более современным.
Произошло Уровень представленных работ существенно возрос
Существовавший ранее разрыв между «медальными» проектами и всеми остальными нельзя было считать приемлемым
Полагаем, что такое распределения обязанностей негативно сказывается на взаимоотношениях в семье
Это мнение может объясняться низким уровнем образования

Теоретическое утверждение – это такое исходное утверждение единой всеобщей теории или такое утверждение, выведенное в процессе непротиворечивых рассуждений из ранее установленных утверждений этой теории, которое не противоречит всем смежным с ним исходным и выводным утверждениям единой всеобщей теории.

Фактическим характером принято называть действие в реальности, какое-то реальное событие, которое можно привязать к конкретному времени или месту; явление или существующее положение дел.
Признаками, помогающим Вам определить фактический характер - это:
- наличие в предложении чисел, определяющих дату, количество, проценты и т.д. (ВЦИОМ провел соцопрос, по результатам которого, 50% опрошенных высказались удовлетворительно о своих результатах ЕГЭ);
- прошедшее время описываемого события (ЦСКА обыграл в последнем матче лиги чемпионов ПСВ);
- цитата конкретного человека (Аристотель сказал: "Чем больше я знаю, тем больше я понимаю, что ничего не знаю).

Оценочные суждения носят субъективный характер, т.е. мнение человека, которые могут содержать как положительные, так и отрицательные отзывы об объекте познания; различного рода прогнозы и предположения; различного рода сравнения и оценки.

Признаками, помогающим Вам определить оценочное суждение - это:

Наличие в предложении вводных слов (конечно, несомненно, очевидно, наверное, возможно, вероятно, кажется, думается, прежде всего, кроме того, напротив, с другой стороны,);
- предложение несет предположительных характер, т.е. предполагает наступление каких-либо последствий;
- мнение автора, обезличенное, т.е. когда непонятно кто конкретно это говорит (мне кажется, я думаю, на мой взгляд ит.д.).

Теоретическое суждение это описание предмета или явления, зачастую фиксирующее научные знания: понятия, признаки, функции, виды предметов и явлений, их связи, закономерности развития. Самая распространенная ошибка это когда путают теоретическое утверждение и фактический характер. Запомните!!! Факт описывает событие, а теория описывает предмет или явление.

Рекомендации к выполнению подобных заданий:
Во-первых, внимательно читайте текст полностью, осмысливайте его содержание. Не следует пытаться определять характер того или иного положения вне общего контекста задания.
Во-вторых, последовательно анализируйте каждое положение текста, соотносите его с имеющимися знаниями о факте, оценке или теории.
В-третьих, обязательно еще раз перепроверьте себя.

Если разбирать последовательно пример, приведенный выше,

По данным аналитического отчета ФИПИ об итогах ЕГЭ 2012 г. по обществознанию средний показатель выполнения заданий группы В по разделам «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения» – 60–61%. Несколько хуже показатели по компонентам «Право» – 55% и «Политика» – 53%.

Выполнение заданий группы В требует от выпускников не только теоретических знаний, но и умение их преобразовывать, правильно использовать понятия в определенном смысловом контексте, классифицировать понятия, соотносить их друг с другом. Обратимся к наиболее характерным с этой точки зрения заданиям.

Задание В5 содержит в качестве условия небольшой комплекс взаимосвязанных суждений. У выпускников проверяется умение различать в любых сообщениях социальной направленности объективные констатации и субъективно-оценочные составляющие. В 2012 г. выполняемость задания В5 – 60% (в 2011 г. показатель был выше – 86%). Задание на дифференциацию в социальной информации фактов и мнений (относится к базовому уровню сложности).
Правильное выполнение этого задания оценивается следующим образом: полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одним неверно указанным символом) или неполное выполнение задания (отсутствие одного символа при верно указанных других символах) – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух и более ошибочных символов) – 0 баллов. Каждое задание части 2 считается выполненным верно, если верный ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

В 2013 г. модель задания В5 будет усложнена, предполагается включение в мини - текст третьего компонента – суждения – теоретического постулата. Это позволит выявлять умение различать в текстах социальной направленности важный и широко представленный в них компонент – положения теории, на которых базируется современное научное обществознание.
В чем специфика заданий на определение оценочных, фактических суждений и характера теоретических утверждений?

Задание В5 1

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А) Нормальным называется товар, спрос на который увеличивается по мере роста дохода покупателей. (Б) Вполне естественно, что население стремится приобретать больше высококачественного продовольствия, одежды, бытовой техники, автомобилей. (В) Товары низшего качества покупают больше, если доходы населения падают, и от их приобретения население отказывается по мере роста доходов. (Г) Так, с ростом доходов потребителя реже ремонтируют одежду и обувь, предпочитая покупать новые, отказываются от дешёвых и не очень качественных продуктов питания. (Д) Эту закономерность исследовал немецкий экономист Эрнст Энгель.

Определите, какие положения текста имеют:
1) фактический характер;

А Б В Г Д

Попробуем разобраться, какие суждения являются фактическими, какие оценочными, а какие утверждения носят теоретический характер.
Слово «факт» происходит от латинского faktum – «сделанное, свершившееся».
Факт – это знание в форме утверждения, достоверность которого строго установлена. Факты образуют эмпирическую основу познания. Фактическое суждение фиксирует реальный факт, явление уже состоявшейся действительности, имевший место в реальное время. Суждения, носящие фактический характер нельзя оспорить.

Наука различает три вида социальных фактов:

Действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп. Продукты человеческой деятельности (материальные и духовные).
Словесные (вербальные) действия: мнения, суждения, оценки. Примерами таких социальных фактов могут быть: переход Суворова через Альпы, пирамида Хеопса, слова, сказанные Архимедом: "Дайте мне точку опоры, и я сдвину земной шар".

Итак, фактический характер носят те события, которые реально произошли и являются только материалом для дальнейшего анализа, дальнейших оценочных суждений. Например, в тексте указывается «с ростом доходов потребителя реже ремонтируют одежду и обувь, предпочитая покупать новые, отказываются от дешёвых и не очень качественных продуктов питания». Положение не даёт оценок. То же самое и в предложении - «эту закономерность исследовал немецкий экономист Эрнст Энгель» - констатируется факт.

Следовательно, в нашем примере положения фактического характера будут суждения (Г) и (Д).

С научным объяснением факта связана и его оценка. Человек, познающий социальные явления, не может быть безразличен к изучаемым фактам, у него формируется собственное к ним отношение, положительное или отрицательное, т. е. он так или иначе оценивает события. Суждения(высказывание, мнение об определенном факте, предмете, явлении) оценочныевыражают отношение к фактам, оценивают их значение. Эти суждения могут включать в себя как чисто оценочный компонент («плохо», «хорошо», «безнравственно» и т.п.), так и отношение к явлению в более широком плане, объяснение его причин с собственной позиции или оценку его влияния на другие явления («может объясняться», «является примером» и т.п.). Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «по вашему мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «как отмечал» и т. п. Поэтому следует тщательным образом анализировать представленные в задании положения текста, мысленно соотнося их с социальным фактом или оценочным суждением.

Анализируя приведенный текст, можно сделать вывод, что оценочный характер носит положение (Б).

Итак, факты образуют эмпирическую основу познания. Научно установленный факт – базис науки, он признается как данность, как непреложная истина (одним из значения слова «факт» является «истинное знание»). Тогда как объяснения фактов, отношение к ним, оценки их роли могут быть различны.

Для выполнения подобных заданий многие справочники рекомендуют пользоваться следующими рекомендациями:

Фактические суждения могут содержать следующие словосочетания: Примерами оценочных суждений могут служить:
Возникли Считается, должны
Включают С точки зрения исследователей
Цифры – (объем) По-видимому
Решают Думается
Предназначаются На наш взгляд
Это – (какой-то факт) Представляется
Во все времена была Необходимо признать
Обеспечивают По мнению ряда исследователей
Поэтому (утверждение) С нашей точки зрения
Принята, утверждена Скорее всего
Однако… (какой-то факт) По нашему мнению
Имеют форму Согласно другой точке зрения
Признает Можно предположить
Запрещает (утверждение) Преуменьшение…неоправданно
Поставила (свершившийся факт) Идет довольно активно (какой-то процесс)
Вошла в десятку Однако…
Связывают Имеет уверенную тенденцию к сохранению
Состоялся Если сохраниться, то можно предположить
Заявили о слиянии Что-то сегодня находиться в упадке
Окончила институт Все это самым губительным образом отражается на…
Много тратит времени - это величайшее завоевание цивилизации
Все больше пользуются В этом году он получил злободневную направленность
Поставлен диагноз Уровень существенно возрос
Специалисты зафиксировали Разрыв нельзя было считать приемлемым
Это вызвало значительный рост Акции нефтяной компании становятся «локомотивом»
Состоялся очередной Международный фестиваль дизайна Вряд ли акции будут стабильны
В исследовании приняли участие 30000 мужчин Она правильно поступает
Дата Привычка может привести
Фактически свершилось Он получил злободневную направленность и стал более современным
Произошло Уровень представленных работ существенно возрос
Существовавший ранее разрыв между «медальными» проектами и всеми остальными нельзя было считать приемлемым
Полагаем, что такое распределения обязанностей негативно сказывается на взаимоотношениях в семье
Это мнение может объясняться низким уровнем образования

Теоретическое утверждение – это такое исходное утверждение единой всеобщей теории или такое утверждение, выведенное в процессе непротиворечивых рассуждений из ранее установленных утверждений этой теории, которое не противоречит всем смежным с ним исходным и выводным утверждениям единой всеобщей теории.

Таким образом, правильный ответ:

А Б В Г Д
3 2 3 1 1

А теперь порешаем?!

Примеры заданий В5 2

№1.

(А) В современном обществе возникают ситуации, когда человек сознательно участвует в различных культурных традициях. (Б) Очевидно, они связаны с миграциями населения, модернизацией. (В) Последствием может стать психологическая расщепленность, формирование «расколотого» типа личности. (Г) Социологи называют положение такой личности маргинальным. (Д) Опасностью маргинального положения является воздействие на человека противоречащих друг другу норм ценностей.

Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
3) характер теоретических утверждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А Б В Г Д

№ 2. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Группа учёных во главе с А. Печчеи организовала так называемый Римский клуб – международную неправительственную организацию, цель которой – изучение проблем современного мира. (Б) Неконтролируемый рост населения, экологические проблемы, современные достижения науки и технологии поставили проблему оценки направленности качества социального прогресса. (В) Обострение глобальных проблем свидетельствует, на наш взгляд, о кризисе современной цивилизации. (Г) В то же время допускаем, что попытки разрешить глобальные проблемы укрепляют единство стран и народов. (Д) В работе Римского клуба принимают участие специалисты из разных стран.


1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;

А Б В Г Д

№ 3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Социологи выделяют несколько факторов социальной мобильности. (Б) Часть из них являются объективными – государственный режим, социально-экономическая и политическая ситуация в обществе, процессы модернизации. (В) Некоторые факторы связаны с активностью самой личности – уровень образования, карьера и др. (Г) Но как бы ни складывались внешние обстоятельства, индивидуальная мобильность, очевидно, определяется уровнем притязаний и активностью деятельности человека. (Д) В современном обществе у человека есть, наверное, все шансы реализовать себя, достичь высокого социального положения.

Определите, какие положения текста носят:
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) характер теоретических утверждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А Б В Г Д

№ 4. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Иван успешно прошёл собеседование при приёме на работу на должность юриста. (Б) Но работодатель отказался заключить с ним трудовой договор, узнав, что ему 48 лет. (В) В объявленной вакансии возраст претендента особо не оговаривался. (Г) Правильным со стороны Ивана было бы обжаловать это решение в суде. (Д) Трудовые споры рассматриваются судами общей юрисдикции в рамках гражданского процесса.

Определите, какие положения текста носят:
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) характер теоретических утверждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А Б В Г Д

№ 5.

(А) Глобальные проблемы современного мира угрожают выживанию человечества как биологического вида. (Б) Пре­уменьшение опасности новой мировой войны в современных условиях неоправданно. (В) По официальным сведениям, на Земле насчитывается около 70 тысяч единиц ядерного оружия. (Г) Проведённые расчёты показывают, что этот арсенал способен полностью уничтожить жизнь на планете. (Д) Считаем, что обращение к мировому сообществу с призывом к разоружению крайне необходимо.

Определите, какие положения текста носят:
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) характер теоретических утверждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А Б В Г Д

№ 6. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положе­ние которого обозначено определённой буквой.

(А) Семья как социальный институт обеспечивает репродукцию и первичную социализацию новых поколений. (Б) В исследовании приняли участие 1503 человека – юноши и девушки старше 18 лет. (В) Им задавали различные вопросы: о заключении брака, разводе и воспитании детей. (Г) Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (Д) На наш взгляд, такие браки деста­билизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.

Определите, какие положения текста носят:
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) характер теоретических утверждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А Б В Г Д

№ 7. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Возникновение семейных правоотношений связано с официальной регистрацией брака в установленном законом порядке. (Б) В органы ЗАГС пришли совершеннолетние Иван и Наталья, чтобы подать заявление о государственной регистрации брака. (В) Сотрудник ЗАГС отказался принять это заявление, потому что Иван признан судом недееспособным. (Г) Наталья, знавшая об этом и руководствовавшаяся жела­нием зарегистрироваться в квартире Ивана, поступила безнравственно. (Д) Опекунам Ивана следует лучше следить за ним.

Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А Б В Г Д

№ 8. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Средний класс в современных западных обществах – это наиболее многочисленная часть общества. (Б) Видимо, не­возможно выделить единый, универсальный критерий принадлежности к среднему классу. (В) В качестве критериев используются и уровень доходов, и стандарты потребления, и уровень образования, и способность к квалифицированному труду. (Г) Средний класс включает мелких предпринимателей, высококвалифицированных рабочих, специалистов сферы обслуживания, административный персонал, интеллигенцию и другие группы. (Д) Средний класс представляется осно­вой стабильного развития общества.

Определите, какие положения текста носят:
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) характер теоретических утверждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А Б В Г Д

№ 9. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Процесс обесценивания денег, т.е. инфляция, проявля­ется в повышении цен, не обоснованном повышением качества товаров и услуг (Б) Рост цен в стране Z в зимние месяцы ока­зался «скромнее» прогнозов большинства экономистов. (В) Инфляция составила 2,1% (3,4% за зиму предыдущего года). (Г) Скорее всего, замедлению показателя способствует снижение цен на нефть на мировых торговых площадках. (Д) Возможно, сыграла свою роль в статистике и стабилизация цен на бензин на внутреннем рынке.

Определите, какие положения текста носят:
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) характер теоретических утверждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А Б В Г Д

Ответы: 3

№ задания А Б В Г Д
№ 1 1 2 3 1 3
№ 2 1 3 2 2 1
№ 3 1 3 3 2 2
№ 4 1 1 1 2 3
№ 5 3 2 1 1 2
№ 6 3 1 1 1 2
№ 7 3 1 1 2 2
№ 8 1 2 3 3 2
№ 9 3 2 1 2 2

Согласно данным аналитического отчёта ФИПИ о результатах ЕГЭ 2012 г сложным для выпускников является и задание В6, предполагающее включение понятий и терминов в определенный смысловой контекст. Данные результатов ЕГЭ 2012 г. показывают, что это относится ко всем разделам курса. Наибольшую сложность вызывает использование правовых терминов. Средний процент выполнения задания В6 – 45,4% 4 . Это самый низкий показатель выполнения заданий части 2 выпускниками. Крайне низкий результат выполнения задания В6 свидетельствует об отсутствии системных знаний курса и низкой коммуникативной культуре данной группы выпускников.

Вопрос о данном типе заданий уже рассматривался. Информацию можно посмотреть .

Примечания:
1 ЕГЭ – 2013: Обществознание: самое полное издание типовых вариантов заданий/авт. – сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – Москва: Астрель, 2003. (ФИПИ).
2 Там же.
3 ЕГЭ – 2013: Обществознание: самое полное издание типовых вариантов заданий/авт. – сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – Москва: Астрель, 2003. С.146 - 148
4 Аналитический отчет о результатах ЕГЭ 2012 г. С.6.

При составлении статьи были использованы материалы:
1. Аналитический отчет о результатах ЕГЭ 2012 г. (http://www.fipi.ru).
2. ЕГЭ – 2013: Обществознание: самое полное издание типовых вариантов заданий/авт. – сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – Москва: Астрель, 2003. (ФИПИ)

Как правильно решать задания, где необходимо различать фактический характер, характер оценочных суждений и характер теоретических утверждений.

Для того, чтобы выполнять успешно подобные задания необходимо четко различать фактический характер, характер оценочных суждений и характер теоретических утверждений.

Фактическим характером принято называть действие в реальности, какое-то реальное событие, которое можно привязать к конкретному времени или месту; явление или существующее положение дел.
Признаками, помогающим Вам определить фактический характер - это:
- наличие в предложении чисел, определяющих дату, количество, проценты и т.д. (ВЦИОМ провел соцопрос, по результатам которого, 50% опрошенных высказались удовлетворительно о своих результатах ЕГЭ);
- прошедшее время описываемого события (ЦСКА обыграл в последнем матче лиги чемпионов ПСВ);
- цитата конкретного человека (Аристотель сказал: "Чем больше я знаю, тем больше я понимаю, что ничего не знаю).

Оценочные суждения носят субъективный характер, т.е. мнение человека, которые могут содержать как положительные, так и отрицательные отзывы об объекте познания; различного рода прогнозы и предположения; различного рода сравнения и оценки.

Признаками, помогающим Вам определить оценочное суждение - это:

Наличие в предложении вводных слов (конечно, несомненно, очевидно, наверное, возможно, вероятно, кажется, думается, прежде всего, кроме того, напротив, с другой стороны,);
- предложение несет предположительных характер, т.е. предполагает наступление каких-либо последствий;
- мнение автора, обезличенное, т.е. когда непонятно кто конкретно это говорит (мне кажется, я думаю, на мой взгляд ит.д.).

Теоретическое суждение это описание предмета или явления, зачастую фиксирующее научные знания: понятия, признаки, функции, виды предметов и явлений, их связи, закономерности развития.Самая распространенная ошибка это когда путают теоретическое утверждение и фактический характер. Запомните!!! Факт описывает событие, а теория описывает предмет или явление.

Рекомендации к выполнению подобных заданий:
Во-первых, внимательно читайте текст полностью, осмысливайте его содержание. Не следует пытаться определять характер того или иного положения вне общего контекста задания.
Во-вторых, последовательно анализируйте каждое положение текста, соотносите его с имеющимися знаниями о факте, оценке или теории.
В-третьих, обязательно еще раз перепроверьте себя.

Если разбирать последовательно пример, приведенный выше, то стоит отметить, что предложение под буквой А носит фактический характер, так как отражает факты исследования. Предложение под буквой Б также является фактом, дополняя предыдущую информацию о событии, в частности отражает, какой вопрос задавался при исследовании. Предложение, обозначенное буквой В, несет в себе определение понятия налог и является теоретическим утверждением. Предложения Г и Д являются оценочными суждениями, так как отражают отношение автора к упомянутой проблеме.